План интегрированного урока (музыка - история) "Белгородский полк"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Галуцких Любовь Анатольевна

План интегрированного урока Музыка - история "Белгородский полк" знакомит с оперой Н. Бирюкова "Белгородский полк", посвящённой 300-летию вручения Петром 1 знамени Белгородскому полку, участвовавшему в Полтавской битве. Урок является примером введения регионального компонента.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урока музыки и истории

«Белгородский полк»

Цель урока: воссоздание образа Белгородского края  через образ оперы «Белгородский полк»  Николая Бирюкова

Задачи:

Обучающие: познакомится с историей города Белгорода, узнать о событиях, связанных с созданием Белгородского полка и их значением; воспроизвести образ русских воинов в музыке Бирюкова

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие: развивать способности ориентирования на карте, работать с источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса.

Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация;
  • тесты;
  • раздаточный материал;
  • словарь эмоций;
  • учебник истории

Ход урока

  1. Организационный момент

Исполнение Гимна РФ (видеоклип в исполнении хора Белгородской филармонии в сопровождении органа)

II. Переход к изучению новой темы

Учитель истории задаёт несколько вопросов по домашнему заданию по теме «Северная война». Затем переходит  к новому материалу.

-Как вы думаете, участвовали наши земляки в таком значительном историческом событии, как Полтавская битва, ведь Полтава не так уж далеко от Белгорода?

Презентация (слайд 1) Изображение камня. Памятный знак  был установлен  в 2009 годув честь 300-летия победы в Полтавской битве и вручения Петром I знамени Белгородскому пехотному полку  2009 года

Каменное основание знака весом в 10 тонн сюда было привезено из Старого Оскола, райцентра  Белгородчины. Бронзовый медальон, закрепленный на камне (так и хочется сказать «утёсе»), изготовил скульптор Тарас Костенко.

В 17 веке центральным военным и административным пунктом так называемой оборонительной Белгородской черты  являлся город-крепость Белгород. Белгородский полк был сформирован в 1658 г. и стал крупным постоянным военным соединением, включавшим в себя все вооруженные силы на Белгородской черте и подчинявшимся белгородскому воеводе. Белгородский пехотный полк генерала Христофора Регимана был сформирован в 1697 г . как выборный солдатский — из солдат Преображенского и Семеновского полков. В Полтавской битве, которая стала переломной в Северной войне, воины Белгородского пехотного полка внесли большую лепту в победу русской армии.  Напомним, что весной 1709 г. шведский король Карл XII, находясь со своей армией в Малороссии, решил возобновить наступление на Москву — на сей раз не через  Смоленск, а через Харьков и Белгород. Ключевым городом в новом плане шведа-захватчика стал малороссийский город Полтава. Именно там Российский император Петр I решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила укрепленный лагерь, ключевым в котором были специальные укрепления — редуты, представлявшие собой полевые четырехугольные земляные укрепления и расположенные друг от друга примерно в 200 шагах. На открытом пространстве (до 1,5 км ), окруженном лесом, было построено 6 редутов в линию и 4 редута перпендикулярно линии первых шести, из них 2 не были полностью завершены. Редуты заняли два батальона Белгородского пехотного полка (весь полк состоял из 8 батальонов) полковника Саввы Айгустова под командой подполковников Неклюдова и Нечаева. Артиллерия редутов составляла 16 орудий. Позади укреплений, в перелеске, находились 17 кавалерийских полков под командованием А. Д. Меншикова.

Всего же в битве участвовало со стороны русских до 42 000 человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 000 человек.

Исторические свидетельства указывают, что уже на самом первом этапе Полтавской битвы состоялся бой русской конницы и Белгородского пехотного полка со шведами на передовой позиции. В 3 часа начался бой у редутов, который сопровождался ожесточенными атаками с обеих сторон. Отбрасываемые русскими войсками шведские конные полки, поддерживаемые пехотой, приводили себя в порядок и с новой силой обрушивались на русских драгун. Бой длился уже около двух часов, а шведы — 6 правофланговых батальонов генерала Роса — овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены. Но еще двумя продольными редутами овладеть они так и не смогли, потеряв при атаке почти половину личного состава.

Замысел Петра I, заключавшийся в том, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главном сражении, осуществился в значительной мере благодаря героизму, стойкости и профессиональным действиям Белгородского полка.

За это многим из них вручили награды; за время Полтавского сражения — 27 июня (10 июля) 1709 г . — Император Петр 12 раз (!) выражал свое «милостливое слово» белгородцам. После сражения под Полтавой Петр I произвел его командира, Савву Айгустова, из бригадиров в генерал-майоры, наделил землей в восточной части Белгорода. До сих пор, между прочим, этот городской район местные жители называют Саввина слобода или Савино.

(Слайды 2, 3, 4, 5)

 Впоследствии, уже в 1712 г., от Петра I полк получил хоругвь, знамя с изображенными лежащим львом и парящим орлом (в армии как раз вводились знамена для полков с территориальными эмблемами). Есть версия со львом и парящим над ним петухом, видимо, отражавшем символику бойцовского непобедимого духа. В результате основой белгородской геральдики стали орел и лев. Однако теперь на гербе города Белгорода — лев либо величественно возлежит, либо поднялся на задние лапы. И, следовательно, означает уже не поверженную Швецию, а величие, силу, храбрость, а орел — власть и прозорливость.

Белгородский полк прославился не только в Полтавской битве, но и во многих сражениях с татарами, в войне с Польшей, в Азовских походах Петра I. Многократно полк получал благодарственное слово от царей Алексея Михайловича и Петра I, а его воины — личные награды, золотыми, земельными и денежными пожалованиями. Белгородские солдаты участвовали в легендарных суворовских походах через Альпы, отстаивали независимость страны в Отечественной войне 1812 г ., сражались на севастопольских бастионах в ходе Крымской войны.

Имя Белгородского полка носит  одна из улиц областного центра. Это название присвоено бывшей улице Кирова в 2004 году. 

Учитель музыки:

На улице Белгородского полка, напротив памятного камня находится здание Белгородской областной филармонии. (Слайды 6,7,8)

В рамках празднования 300-летия Полтавской битвы (2009год) зрителям была представлена первая часть оперы «Белгородский полк». Автор художественного замысла и литературно-художественного текста либретто Овчинников Виктор Васильевич (Слайд10).

 Поэтическая обработка Грищенко Н.Н. Музыка оперы Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой.

Новая версия оперы была приурочена к 100-летию канонизации белгородского святителя Иоасафа 17 сентября 2011 года.

Прежде чем мы выслушаем сообщения учеников о содержании и исполнителях оперы, предлагаю вам небольшой тест, который поможет вспомнить некоторые сведения об опере.

Работа в парах  с тестом, взаимная проверка.

Учитель:

-На основании работы с  тестом  дайте ответ, что такое опера.

Ответы учеников

Выступления подготовленных учеников

1.Содержание оперы и исполнители

Ученики:

Опера «Белгородский полк» исполняется силами артистов Белгородской филармонии, принадлежит перу белгородских авторов и воскрешает одну из славных страниц военной истории Белгородчины – участие Белгородского полка и фельдмаршала Петра I Бориса Петровича Шереметева в решающем сражении Северной войны – Полтавской битве 27 июня 1709 г.

Сюжетная канва и основные действующие лица – исторически реальны; тексты арий, хоров, диалоги и вымышленные персонажи из народа созданы Виктором Овчинниковым, членом Белгородской организации журналистов, историком-краеведом и крупным общественным деятелем.

Из трёх сцен, составляющих действие, первая и третья происходят на фоне белгородского Успенско-Николаевского собора (художник-декоратор – Марина Шепорнёва), где женщины и дети ожидают возвращения из похода своих мужей, отцов и братьев. Но радость встречи (вторая сцена) недолговременна.

Митрополит Иустин (Слайд12,13) (народный артист РФ Евгений Григорьев, бас-баритон), фельдмаршал Шереметев  (Слайд14,15) (заслуженный артист РФ Владимир Бойко, баритон) и бригадир Савва Айгустов (Слайд16) (молодой солист филармонии Андрей Капралов, бас) объявляют о начале нового похода против шведов.

Лирическая канва сюжета -  встреча солдата Григория ( в исполнении автора Николая Бирюкова (тенор) со своей невестой Любушкой (заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова). (Слайд 17).

Особняком стоит образ монахини Марии (лауреат международного конкурса Наталья Воскресенская, сопрано) – воплощение молитвенной жертвенности. Очень хорош хор (руководитель Елена Алексеева). Он разделён на крестьянок, словно сошедших с картин Венецианова, и солдат.

Хоровые и танцевальные сцены образуют «народный фон» и тщательно мизансценированы Иваном Григорьевичем Труновым – художественным руководителем постановки оперы. Танцевальные сцены в исполнении танцевального ансамбля «Мираж» поставлены Виктором Николаевичем Карпенко, который является жителем нашего села. Долгое время он работал в Бессоновской школе искусств директором и хореографом.

Слушание музыки

Учитель:

-А теперь самое главное –прослушивание фрагмента оперы. Во время слушания постарайтесь максимально погрузиться в состояние героев и определить характер музыки и музыкальный образ.

После прослушивания – ответы детей.

Беседа для подведения итога урока

Учитель истории:

-Почему  улица в Белгороде носит имя Белгородского полка?

-Что нового вы узнали о славном прошлом наших земляков?

-Что даёт нам изучение истории родного края?

Учитель музыки:

-Какие чувства вызвала у вас музыка оперы?

_-Как вы считаете, для чего мы знакомимся с нашим региональным искусством?

-Какую песню о родном крае, своей малой родине вы знаете?

Исполнение « Песни о Бессоновке» Николая Гречаника

Рефлексия

-Хотелось бы вам продолжить тему, раскрывающую подвиг наших земляков?

-Кто из вас был в филармонии?

-Хотели бы вы посетить нашу филармонию?

-Как вы считаете, возможно ли понимание оперы Николая Бирюкова без знакомства с историей Белгородского полка?

Вывод: тесная связь музыки и истории.

Источники

http://www.bel.ru/news/society/2012/06/27/65622.html http://www.afishka31.ru/news/culture/1835.html http://old.belwesti.ru/15.9.11-11993.html

http://old.belkult.ru/info/st_11_31

Приложение

Тест

1.  Укажите произведение вокального жанра:

       1) увертюра

       3) опера

       4) соната

2. Музыкально-сценический жанр:

       1) кантата

       2) опера

       3) сюита

3.  Какой композитор считается создателем русской национальной оперы?  

       1) В.А. Моцарт

       2) М.И. Глинка

       3) С.С. Прокофьев

4. Что такое «либретто»?

       1) песня без слов

       2) текст песни

       3) полный текст или содержание оперы

5. Женский высокий  певческий голос:      

      1) альт

      2) сопрано

      3) баритон

6. Мужской высокий певческий голос:

      1) бас

      2) баритон

      3) тенор

Текст фрагмента оперы

Слава отцу и сыну,

И святому духу,

Ныне и присно

 И во веки веков.  Аминь.

Не зря молитвы наши раздаются

У алтарей на храмах каждодневно,

Молитвами отцов врага мы одолеем

И головы свои за Русь не пожалеем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."

Интегрированное занятие, объединяющее предметы – музыка, история и ИЗОИдея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история  - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинар...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...