"Путешествие в музыкальную страну" - Конспект урока по предмету "Сольфеджио" для детей 5-7 лет
план-конспект урока по музыке по теме

Мальцева Юлия Игоревна

Конспект урока по предмету "Сольфеджио" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в детской школе искусств (музыкально-театральное отделение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Путешествие в музыкальную страну197.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение

дополнительного  образования

Пролетарского  района  города  Ростова-на-Дону

«ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ»

«Лучший  открытый  урок  в  моей  педагогической  практике»

Тема:  «Путешествие  в  музыкальную  страну»

Автор:  педагог  дополнительного  образования

Мальцева  Юлия  Игоревна

Отделение:  музыкально-театральное

г. Ростов-на-Дону

2016г.

Тема  урока: «Путешествие  в  музыкальную  страну»

Вид урока: урок – практикум

Тип урока:

     - урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся;

     - урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока – игровое обучение, эмоциональное развитие детей, развитие фантазии и воображения.

Задачи урока:

- знакомство с клавиатурой и регистрами;

- развитие слуховых ассоциаций;

- знакомство с понятиями мажора и минора;

- развитие ладового слуха;

- формирование эмоциональной отзывчивости;

- развитие творческих способностей учащихся;

- игра в оркестре.

Используемые материалы при подготовке к уроку:

- образовательная программа «Сольфеджио» педагога дополнительного образования МБУ ДО Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Детская школа искусств» – Мальцевой Юлии Игоревны, срок реализации - 5 лет.

Методические пособия:

-  Камозина О. П. Неправильное сольфеджио. Феникс, 2009.

-  Ладухин Н. М. Одноголосное сольфеджио. – Музыка, 2012.

- Первозванская Т. Учебник – сказка для маленьких музыкантов и их родителей. Часть 1. Композитор – Санкт–Петербург, 1999.

Введение

Занятие проводится с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет) музыкально-театрального отделения МБУ ДО Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Детская школа искусств».

На уроке  сольфеджио в  МБОУ ДО ДШИ я использую игровой принцип подачи материала, так как именно игра  является одним из главных средств познания для ребенка младшего возраста, а потому и наиболее действенным в процессе обучения. Игра вводит ребенка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект.

            Как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Детей невольно тянет к учителю, если они слышат от него сказку. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания. Сказка – это то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету. Она интереснее слушается в коллективе – ведь малышу хочется поделиться с другими своими переживаниями и маленькими открытиями. Благодаря игре процесс обучения становится интересным и увлекательным.

Ход урока и хронометраж:

  1. Музыкальное приветствие с использованием хлопков «Здравствуйте, ребята – добрый день!» (5 мин.)                                                          

Приветствие способствует концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и  артикуляции, развивает ритмический слух и умение действовать согласованно, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.

2. Игра «Отгадай регистр» (10 мин.)

Учитель: Давным-давно в мире появились самые разные звуки. Одни высокие, а другие низкие; у одних голос был тоненький, как ниточка, а у других гулкий, как колодец. Ребята, давайте познакомимся с ними поближе, научимся их различать.

Сначала учитель играет на инструменте регистр, а дети слушают с закрытыми глазами и отгадывают. Для лучшего восприятия звучания применяем ассоциации, например: медведь – низкий регистр, кошка – средний, птичка – высокий. Затем один из учеников играет звуки любого регистра, а другой изображает животное, соответствующее данному регистру. Остальные ученики отгадывают.  В результате игры  дети учатся не только  слышать музыкальные звуки, но и  анализировать их. А благодаря смысловым ассоциациям, хорошо усваивают материал.

 

  1. Песня «Два кота» (10 мин.)

При разучивании песни анализируем нотную запись и ритмический рисунок. Работаем над чистотой интонирования и развитием чувства ритма, а затем ученики пробуют сами сыграть ее на инструменте.

  1. Сказка «Два города у одной реки» (5 мин.).

В этой сказке дети погружаются в волшебную атмосферу музыкальной страны, знакомятся с ее жителями.

 Учитель: Вот мы и познакомились с музыкальными звуками. А теперь я предлагаю отправиться к ним в гости. А города, в которых они живут, называются  Мажор и Минор. В Мажоре всегда весело и светит яркое солнце, ноты здесь поют только радостные песни. В Миноре очень часто идет дождик и небо затянуто тучами, а песни грустные и печальные.

  1. Игра «Отгадай лад» (5 мин.) Дети должны отгадать и показать при помощи карточек, какие песни из солнечного Мажора, а какие – из задумчивого Минора?

Музыкальные примеры: М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку», украинская народная песня «Жили у бабуси», В. Витлин «Серенькая кошечка», русская народная песня «Во поле береза стояла».

  1. Песня «Шла веселая собака» Е. Попляновой (10 мин.)

с использованием детских музыкальных инструментов.

    При работе над песней анализируем нотный текст, движение мелодии. Особое внимание уделяется чистоте интонирования  и ритму. Затем детям раздаются музыкальные инструменты. Песня пропевается учителем вместе с детьми в сопровождении инструментов.

Шла веселая собака, чики-брики! Гав! Гав! Гав!                (Музыкальный треугольник)

А за ней бежали гуси, головы задрав,

       (Деревянные ложки) 

А за ними поросенок, чики-брики! Хрю! Хрю! Хрю!    

        (Маракасы)

Чики-брики, повтори-ка, что я говорю!

        (Бубен)

В процессе урока успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.  

Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Творческая атмосфера на уроке помогает детям раскрепоститься, открыть в себе новые таланты и сделать процесс обучения очень интересным.

                           

Литература:

  1. О. Камозина «Сольфеджио в сказках», М.- 2015.
  2. Л. Н. Лехина «Путешествие в страну интервалов», «Классика» - 2010.
  3. Т. Яценко «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках»,  Питер-2016.
  4. Алексеева Л. Н., Голубева Е. И. Музыкальная грамота. - М., 2008.
  5. Буваева А. Сольфеджио 1-2 классы. – Эксмо, 2015.
  6. Курина Г. Детское хоровое сольфеджио. 1-2 классы. – Композитор – Санкт – Петербург, 2016.
  7. Курина Г. Мажорное и минорное сольфеджио. – Композитор – Санкт–Петербург, 2016.
  8. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем.- Композитор – Санкт – Петербург, 2012.
  9. Огороднова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.    Учебное пособие. – Композитор – Санкт – Петербург, 2008.
  10. Шехтман Л. Слуховой анализ на уроках сольфеджио. – Композитор – Санкт – Петербург, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Музыкальную страну"

Музыкально-развлекательная программа для младших школьников...

" Музыкальный образ" конспект урока в 7 классе.

Пушкин и Свиридов! Музыка и литература! Прекрасный музыкальный материал для урока. Я попыталась через музыку Свиридова увидеть образ , который на протяжении всех событий был единственным и связующим !...

Сценарий, посвященный Дню музыки «Путешествие в музыкальную страну»

Сценарий, посвященный Дню музыки для детей музыкальной школы в возрасте 5-6 лет....

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальный теремок"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальный теремок" 1 класс (умеренная степень умтсвенной отсталости)...

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальные инструменты"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальные инструменты" 1 класс (легкая степень умственной отсталости)...

«Музыкальная страна». Открытый урок – викторина для 3 класса.

Открытый урок – викторина для 3 класса.«Музыкальная страна»...

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы

Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы Задачи:Способствовать развитию двигательной ак...