Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Усманова Ольга Владиславовна

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:

·       Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010)

·       основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №127-ОД от 22 июня 2015года),

·       примерной программы по музыке для начальной  школы (М.: Просвещение, 2010),

·        авторской  программы  «Музыка. Начальная школа» для 1-4 классов, авторы:  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  Просвещение, 2011г.

·       локального акта школы.

    Рабочая программа по музыке составлена с опорой на  Примерную программу основного общего образования, раздел «Музыка. Начальные классы»  под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т,С. Шмагиной. – Просвещение, 2011

  Рабочая программа предназначена для обучения учащихся  3 классов на базовом уровне и задает перечень актуальных вопросов по проблемам формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников— наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx66.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативная база

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010)
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №127-ОД от 22 июня 2015года),
  • примерной программы по музыке для начальной  школы (М.: Просвещение, 2010),
  •  авторской  программы  «Музыка. Начальная школа» для 1-4 классов, авторы:  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  Просвещение, 2011г.
  • локального акта школы.

    Рабочая программа по музыке составлена с опорой на  Примерную программу основного общего образования, раздел «Музыка. Начальные классы»  под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т,С. Шмагиной. – Просвещение, 2011

  Рабочая программа предназначена для обучения учащихся  3 классов на базовом уровне и задает перечень актуальных вопросов по проблемам формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников— наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения

          Структура рабочей программы соответствует требования  п.19.5. ФГОС НОО (приказ МО и Н РФ № 373 от 6.10.2009).

  1. Цели обучения

     Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине,

 -гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

-развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

1.3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» в 3 классе

     Музыка в 3 классе  является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

1.4. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане школы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах отводится  1 час в учебную неделю.

Рабочая программа предмета «Музыка» реализуется в общеобразовательных классах 3а,3б,3в,3г в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

     1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки предоставляют детям возможность для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

1.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета  «Музыка» в начальной школе.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;

- формирование личностного смысла постижения искусства;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;

- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

     Метапредметные результаты:

– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

   Предметные результаты:

– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

1.7. Содержание учебного предмета

     Содержание предмета базируется на художественно - образном, нравственно-эстетическом постижении младших школьников основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразие форм его проявления и бытования в окружающем мире.

Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Фольклорный раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Музыка - источник вдохновения и радости.

  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел

к ч

Кал

срок

Основные виды учебной деятельности

Планируемы результаты УУД

КИМ

предметные

метапредметные

личностные

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

    Песенность  музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах  музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

1.

Мелодия  - душа музыки.

Симфонии № 4 П.Чайковского;

- «Моя Россия» Г.Струве.

- «Если б не было школ» В. Шаинский

1

2.09

  Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

  Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения муз. произведений.

  Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

  Интонационно осмыслено исполнять сочинения разных жанров.

  Выполнять творческие задания.

Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа;

К:  определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения

Р: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству.

2.

Природа и музыка (романс).

-Н.А. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье»

-П.Чайковский«Благос-ловляю вас, леса»  

-М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок»

1

9.09

Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах;  оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

. П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).

Р:  оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

3.

«Виват, Россия!»(кант).

-Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

«Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.)

М.И. Глинка «Патриотическая песня»

1

16.09

Научатся:  выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Р: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину  и историческое прошлое России.

Терминологичес

кий диктант

4.

Кантата «Александр Невский».

-С.С.Прокофьев «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) «Вставайте, люди русские» (№ 4).

-Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»

1

23.09

Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола.

П: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К: : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в  группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Проявлять эмоциональную отзывчи-вость на музыкаль-ные произведе-ния различного образного содержания

Опрос песни

5.

Опера «Иван Сусанин».

-Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».

-Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.

«Из чего же…» - разучивание

1

30.09

Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения отдельных музыкальных фрагментов.

П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, овладение логическими действиями сравнения, анализа;

К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин.

Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

     Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский,  С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ).

6.

Утро.

-П.Чайковский «Утренняя молитва» - Э.Григ «Утро».- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.

1

7.10

   Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

   Понимать художественно-образное содержание муз. произведения и раскрывать средства его воплощения.

  Передавать интонационно-мелодические особенности муз. образа в слове, рисунке, движении.

  Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

  Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.

   Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

   Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

   Выполнять творческие задания.

Научатся:  проводить интонационно-образный анализ  инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку.

П:давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров  при выработке общего решения в совместной деятельности.

Р: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Принимать позицию слушателя муз.произведений, владеть навыками  самооценки музыкально-творческой деятельности

7.

«В детской». Игры и игрушки».

-Вокального цикла М.П.Мусоргского «Детская».

 -П.И.Чайковского из «Детского альбома»  -С.С.Прокофьева из «Детской музыки».

1

1410

Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

П: освоение начальных форм познавательной и  личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

К:  задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

8.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

- «Болтунья» ,С.Прокофьев, А.Барто;

- симфоническая сказка «Петя и волк», С.Прокофьев;

- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева;.

1

21.10

Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой  деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения.

П: соотнесение  графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К:  задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Р: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности.

Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  людей.

Опрос песни

9.

Обобщающий  урок  по теме «День, полный событий» 

1

28.10

Научатся: воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: ставить вопросы, предлагать помощь  в совместной деятельности.

Р: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения  реального действия и результата

Наличие эмоционального отношения к искусству.

Тест

№1

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…» (2 ч.)

    Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольские княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

10

11

«Богородице Дево, радуйся!» 

-Ф. Шуберт «Аве Мария».

- Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».

-И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «ХТК».

- С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

2

11.11

18.11

   Обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства.

  Знакомиться с жанрами  церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

П: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства ; знакомиться с жанрами церковной музыки ; иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.  

К: участвовать  в  совместной деятельности  при воплощении различных музыкальных образов.

Р: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности;  выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.  

Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)

    Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

12

13

«Настрою гусли на старинный лад»

 -«Былина о Добрыне Никитиче»,

 - «Океан-море синее», песни Садко из оперы «Садко»

-  «Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

2

25.11

2.12

Выполнять общность жизненных истоков и особенностей народного и профессионального музыкального творчества.

   Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

   Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

   Выполнять творческие задания.

   Участвовать в сценических воплощениях фрагментов оперных спектаклей.

   Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

   Выполнять творческие задания.

   

Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях.

П:  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

 К: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора.

Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций

Формиро-вание уважитель-ного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

14

15

Певцы русской старины. « Лель, мой Лель…» 

-Песня Леля опера «Снегурочка»

-Песня Садко опера «Садко»

Н.А.Римский-Корсаков

-В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

2

9.12

16.12

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

П: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;

К: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора.

 Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения.

Формиро-вание уважитель-ного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

16

Обобщающий  урок  по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло

1

23.12

Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

П: выполнение диагностических тестов;  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Р:  развернутость анализа знаний, оценивание качества; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям.

Эмоциональный отклик на музыку; формирова-ние эстетических чувств..

Тест

№ 2

Тема раздела: « В музыкальном театре» (5 ч.)

    Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно – музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения

17.

Опера «Руслан и Людмила». 

М.Глинка «Руслан и Людмила»

-«Марш Черномора

-Речитатив и ария Руслана  

-Каватина Людмилы

-Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»

1

13.01

  Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании муз. спектакля.

   Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов муз. спектакля.

   Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

    Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

   Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

   Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

П:  обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля.

К:  формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Р: составлять исполнительский план и последовательность действий

Формирова-ние уважитель-ного отношения к литературному наследию.

18

Опера «Орфей и Эвридика». 

-хор фурий

-«Мелодия».

.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету»

1

20.01

Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

П: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах  музыкальной выразительности.

К: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать  в  коллективном воплощении музыкальных образов.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий

Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки.

19

Опера «Снегурочка». -Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».

В. Васнецов «Палаты Берендея».

1

27.01

Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

П:  обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека.

К: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Р: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Формирова-ние уважитель-ного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

Опрос песни

20

Балет «Спящая красавица».

Вступление к балету.

- «Вальс»;

- кода и финал 1-го д. балета «Спящая красавица» П.Чайковского

1

2.02

Научатся: проводить интонационно-образный анализ

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К: владение монологической  и диалогической  формами речи,  умение  выражать свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями коммуникации; рассуждать  о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля.

Р: умение самостоятельно  реализовывать практическую задачу в познавательную.

Формирование  понимания образов добра и зла в сказке и в жизни.

21

В современных ритмах. (Мюзикл)

-Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки»

-А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят».

1

9.02

.Научатся:  воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.

П: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.

К: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Р: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы.

Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки.

Терминологичес-кий диктант

Тема раздела: «В концертном зале» (4 ч.)

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В.Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма.

22

Музыкальное состязание. (концерт)

 - Концерт № 1 для ф-но с оркестром (финал) П.Чайковского;

- русские народные песни-заклички.

1

16.02

  Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

   Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

    Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

   Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

   Различать на слух старинную и современную музыку.

    Узнавать тембры музыкальных инструментов.

   Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных композиторов.

Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

П: осознание особенностей и приемов музыкального развития ,  закрепления представлений о роли  выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители.

К: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Р: умение ставить учебные задачи при восприятии  произведений разных жанров и стилей музыки

Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.

23

Звучащие картины.  Прощание с Масленицей.  

-Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье».

 -Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оп. «Снегурочка»

1

1.03

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

 П: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами.

К: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора.

Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций..

Формирова-ние ассоциативно-образного мышления;

24

Музыкальные инструменты  -    скрипка и флейта  Выразительные возможности скрипки.

П.Чайковского;

- «Каприс № 24» Н.Паганини;

- лютневая музыка;

-норвежская песня «Волшебный смычок»;

- песня «Музыкант

-«Шутка» из сюиты И.-С.Баха;

- «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»;

1

16.03

Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно- осмысленно исполнять песни

П: осознание особенностей и приемов музыкального развития  в процессе постановки проблемных вопросов, закрепления представлений о роли  выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

К:  развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах.

Р: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений.

Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления

Опрос песни

25

Обобщающий урок по теме «В музыкальном театре»

1

22.03

 Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

П: развернутость анализа музыкального сочинения.

К: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Р  :   контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств.

Тест № 3

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (8 ч.)

    Роль композитора, исполнителя слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации.  Мир музыки С.Прокофьева. Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

26

Чудо-музыка.

- «Мы дружим с музыкой Й.Гайдна, П.Синявского;

- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой (или «Всюду музыка живет» Я.Дубравина).

1

6.04

  Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

   Разбираться в элементах музыкальной грамоты.

   Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержании в духе песни, танца, марша.

   Определять особенности построения музыкальных сочинений.

   Различать характерные черты языка современной музыки.

   Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

   Инсценировать (в группе, в  паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

   Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

   Выполнять творческие задания.

Научатся:  определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности

П:  осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Р:  самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества.

Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональ-ной сферы.

28

Мир Бетховена «Героическая».

- «Лунная» соната

- «К Элизе»;

- «Сурок»;

-  «Весело. Грустно».  «Героическая» симфония

1

13.04

Научатся: сопоставлять образы   музыкальных произведений

 Л. Бетховена.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К:  формирование умения  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Р: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений.

29

Э. Григ.

Сюита «Пер Гюнт».

- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг»,  «Смерть Озе»  из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

20.04

Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений.

П: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки.

К:  ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Р: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Развитие эмоциональной сферы.

Терминогогиечес-кий диктанат

30

Мир Прокофьева

С.Прокофьева.

- «Шествие солнца»-из 4-й ч. Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С.Прокофьева «Ала и Лоллий»;

- финал «Поход Лоллия и шествие солнца»;

-«Прогулка» С.Прокофьева.

1

27.04

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности  музыкального языка музыки С.Прокофьева.

П:  формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом;  осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Р: осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление

Опрос песни

31

«Люблю я грусть твоих просторов».

- «Весна. Осень»,  «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова;

- «Снег идет» из маленькой кантаты «Снег идет»

1

4.05

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности музыки Г.Свиридова; импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием текста.

П:  осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; овладение логическими действиями сравнения, анализа;

 К: ; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Р:  планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки;

Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.

32

Итоговая контрольная работа (тестирование) в рамках промежуточной аттестации

1

11.05

Знать музыкальные понятия, жанры, стили, формы построения музыки, СМВ

П: знать музыкальную терминологию

К: тестирование, музыкальный диктант Р: уметь применить полученные знания.

Выражать собственную позицию

Тест

№4

33

Певцы родной природы

- «Мелодия» П.Чайковского;

- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

- музыка (песни) по желанию учащихся.

1

18.05

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности  музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига.

П:  овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Р: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

Развивать эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление.

34

Урок- экскурсия Прославим радость на земле!

1

25.05

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную речь.

К:Вслушиваться в окружающую музыку.

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  3 класса. – М.: Просвещение, 2009.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.

3. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс.

4.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.

Список методической литературы по предмету

1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта\ М.2000

2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей \ М.2004

3.Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды \ М.2004

4.Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие \ Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru

8. Началка Инфо (www.nachalka.info 

9. Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru

4. Планируемые результаты по «Музыке». Система  оценки планируемых результатов.

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

      В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. 
 Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы, творческие работы.  Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

       Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий. 
  Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия или каждой четверти в виде теста и музыкальной викторины. 
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы; 

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы; 

«5» - если работа не содержит ошибок.

5. Контрольно-оценочные материалы

 Тест № 1

1 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

  1. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно

  1. Выберите наиболее точное определение:

 Кантата – это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

     3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка  

4. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка  

    5. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

    6. Приведите в соответствие:

а) «С няней»                  1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка»                2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка»       3) М.П.Мусоргский

Тест № 2

2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)

 

  1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня           б) былина                 в) романс

  1. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка                б) рожок         в) гусли

  1. Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм                б) распев

  1. Найди лишнее:

     Имена первых  певцов-сказителей:

а) Садко             б) Баян               г) Римский-Корсаков

  1. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria”                      б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский  г) Икона «Богоматерь Владимирская»

  1. Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество

 Тест № 3

 3 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

  1. В какой опере русского композитора  звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»        б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

  1. Приведите в соответствие:

       1) Опера «Снегурочка»                       а) П.И.Чайковский                

       2) Балет «Спящая красавица»             б) К.В.Глюк

       3) Опера «Руслан и Людмила»           в) Н.А.Римский-Корсаков

       4) Опера «Орфей и Эвридика»           г) М.И.Глинка

  1. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно                      б) Неверно

  1. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония                б) концерт

  1. Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка                     б) флейта                    в) фортепиано

  1. Приведите в соответствие:

1) скрипка                 а) духовой инструмент

2) флейта                  б) струнный инструмент

                                   в) струнно-смычковый инструмент

  1. Приведите в соответствие:
  1. Опера               2. Балет    3. Мюзикл               

    а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

          б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

          в) Спектакль, в котором актеры только поют

Итоговый тест № 4  

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

  1. Приведите в соответствие:
  1. Концерт №1 для фортепиано с оркестром       

       2) «Героическая» симфония  

                                 

  1. Сюита «Пер Гюнт»          

 а) П.И.Чайковский        б) Э.Григ            в) Л.Бетховен             2.  Выберите наиболее точное определение:

Сюита – это …

а) большое музыкальное произведение,

б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,

      в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

  1. Найди лишнее:   В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
  2. а) «Утро»                        б) «В пещере горного короля»
  3. в) «Балет невылупившихся птенцов»   г) «Танец Анитры»
  4. д) «Смерть Озе»

  1. Найди лишнее:

      Произведения Л.Бетховена – это…

  1. «Лунная соната»       2.«Спящая красавица»

3.«Героическая симфония»

  1. Приведите в соответствие:
  1.  «Рассвет на Москве-реке»     а) В.Моцарт
  2. «Шествие солнца»                   б) М.Мусоргский
  3. «Симфония №40»                    в) С.Прокофьев

     6. Оцените утверждение:

     Оперетта – это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. В переводе с итальянского «маленькая опера»

                 а) верно      б) не верно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 7 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 7 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)

Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа с учетом требования ФГОС...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)

Рабочая программы по музыке для 4 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....