МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс) по теме
Моя методическая копилка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока музыки | 139 КБ |
Музыка в русский и постсоветский период | 55.76 КБ |
Рабочая программа по музыки 5-7 классы ФГОС | 820.73 КБ |
Современный урок музыки, изо | 18.4 КБ |
Упражнения для вокалистов | 13.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор:
учитель музыки
Гвоздилова
Ольга Вячеславовна
Ачинск 2015
Тема четверти: Образ Отчизны в народной и композиторской музыке.
Тема урока: Образ Родины в творчестве С.В.Рахманинова.
Цель урока: - продолжить знакомство творчеством С.В.Рахманинова на
примере романса “Сирень”; разучивание песни “Песня о России”
В.Локтева на слова О.Высотской;
- развитие вокально-певческих навыков, образно-музыкального
мышления, умения различать средства музыкальной
выразительности;
- воспитание чувства любви к Родине, к родному краю.
Оборудование: ноты и аудиозапись романса С.В.Рахманинова “Сирень” ,
аудиозапись Второго концерта для фортепиано с оркестром
(фрагмент I ч.) и “Итальянской польки” С.В.Рахманинова,
портрет С.В.Рахманинова работы художника Сомова, плакат
“Образ С.В. Рахманинова в творчестве тамбовских
художников”, магнитофон, фортепиано.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вход детей в класс под музыку “Итальянской польки” С.В.Рахманинова.
Музыкальное приветствие:
Учитель: “Здравствуйте, ребята”
Дети: “Здравствуйте”.
Учитель: Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня мы продолжим
знакомство с произведениями композиторов, которые обращались в
своём творчестве к теме Родины.
Родина – эта тема волнует многих композиторов, художников,
писателей. Именно ей посвящены лучшие строки, о ней поют
самые красивые мелодии.
Тема Родины занимает главное место в творчестве композитора,
о котором пойдёт сегодня речь.
Звучит второй концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент I части) С.В.Рахманинова.
II. Рассказ учителя.
1942 год. В Советском Союзе уже больше года идёт Великая Отечественная война.
В это время в Америке один русский композитор и пианист даёт концерты, и все деньги, собранные от концертов, он отправляет в Советский Союз для Советской Армии.
Однажды, на одном из таких концертов, среди многочисленных цветов, подаренных ему, он увидел целую корзину сирени. Этот подарок взволновал композитора, так как напомнил ему о далёкой Родине. Он очень хотел узнать, кто преподнёс сирень? Достав из корзины карточку, он прочитал:
“Посол Советского Союза в Америке”.
Только русский человек мог знать насколько дорог этому композитору букет сирени.
- Ребята, вы узнали, о ком идёт речь? Музыка какого композитора
звучит?
Дети: Рахманинова.
Учитель: Да, это музыка Сергея Васильевича Рахманинова. А кто может
сказать, что это за произведение?
Дети: Это Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Учитель: Таким образом мы можем записать тему нашего урока: “Образ
Родины в творчестве… С.В.Рахманинова”, и на уроке мы
продолжим знакомиться с творчеством С.В.Рахманинова. Сегодня
мы познакомимся с вокальным произведением Рахманинова,
романсом “Сирень”.
А эпиграфом к нашему уроку станут слова С.В.Рахманинова:
“Родина – это душа русского человека, его влюблённость в свой край,
его думы, его песни”.
Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Доктор искусствоведения Г.Коган говорил о его музыке, что в ней “часто ничего не происходит”, а лишь “простирается степь, пробегает ветерок, трепещет рощица, шуршит трава, шелестит листва, тихо ропщут ручьи, дышат цветы… Это то благоуханное “ничего” и подслушал Рахманинов у русской природы…, на всю жизнь хватило ему этого источника…”
А “источником вдохновения” для Рахманинова была, прежде всего, Ивановка. Имение “Ивановка” тамбовской губернии, принадлежавшее его жене – Наталье Сатиной. Ивановка, куда на протяжении почти тридцати лет приезжал Рахманинов. Она сыграла важную роль в возникновении его русских музыкальных картин.
Живописные пейзажи, которые композитор создал в своих произведениях, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и эмоциональное состояние композитора. Ведь через образы природы Рахманинов выражал и свои сокровенные мысли.
III. Прослушивание и анализ произведения.
В 1902 г., в тот период, когда Рахманинов и Наталья Сатина решили обвенчаться, композитор едет в Ивановку, чтобы “хорошо поработать”. Всего за 20 дней он пишет 11 замечательных романсов, среди которых романс “Сирень” на стихи Ек.Бекетовой. Сейчас мы прослушаем этот романс в исполнении
Прослушивание романса “Сирень”.
Учитель: Ребята, о чём рассказал вам романс С.В.Рахманинова.
Дети: О цветущей сирени, о раннем утре, о том, что чувствует
композитор.
Учитель: Давайте споём с вами первую и третью строки мелодии романса.
Пропевание мелодии.
Скажите, что является тем “зерном”, той интонацией, из которой
вырастает мелодия?
Дети: Это мелодический оборот, состоящий из трёх звуков.
Повторное пропевание.
Учитель: Как звучит мелодия романса?
Дети: Мелодия звучит плавно, нежно…
Учитель: Скажите, в романсе меняется характер музыки, или на протяжении
всего романса она звучит безмятежно?
Дети: Характер изменяется. Во второй части появляется тревога, волнение.
Учитель: А с чем это связано?
Дети: Здесь поётся о чувствах человека.
Учитель: Мы не раз говорили о таком понятии, как “кульминация”. Что такое
кульминация?
Дети: Кульминация – это самое главное, самое яркое место в музыке.
Учитель: Хорошо. Где она находится в романсе?
Дети: В конце романса.
Учитель: А на какие слова она приходится?
Дети: “Моё бедное счастье живёт”.
Учитель: Очень хорошо. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на
сопровождение этого романса. Вообще, сопровождение в романсах
Рахманинова играет очень важную роль. Послушайте, пожалуйста, и
скажите, что вы услышали в музыке сопровождения.
Прослушивание фрагмента аккомпанемента романса.
Дети: Как будто, легкий ветерок колышет ветки сирени…(варианты ответов
могут быть разными).
Учитель: Да, но это только в начале романса. А во второй части, когда меняется
настроение, сопровождение тоже становится очень встревоженным,
тем самым, помогая более точно передать состояние человека.
Прослушивание сопровождения второй части.
Учитель: А как завершается романс? Какие уже известные интонации
повторяет композитор в конце и зачем?
Дети: В конце романса снова звучит начальная интонация. Она как бы
возвращает нас к образам природы, к картине раннего весеннего утра.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал
композитор для создания картины весеннего утра.
Дети: Мелодия нежная, плавная; лад – мажор; ритм ровный; спокойный
темп; тихая динамика ; мелодия звучит в исполнении женского
голоса – сопрано.
Учитель: Давайте ещё раз послушаем романс.
Повторное прослушивание романса “Сирень”
Учитель: Сирень, весна стали символами творчества С.В.Рахманинова.
Обратите внимание на работы тамбовских художников. На многих
картинах Сергей Васильевич изображён на фоне сирени.
Известен такой факт. Победитель Первого международного
конкурса пианистов им. П.И.Чайковского американский пианист
Ван Клиберн вместе с дирижёром К.Кондрашиным, после победы
пианиста на конкурсе, специально приехали на могилу
С.В.Рахманинова, в дань памяти и уважения, посадили там куст
белой сирени.
IV. Домашнее задание.
Учитель: Теме Родины посвящали свои произведения и русские поэты.
На прошлом уроке вы получили домашнее задание – найти и выучить
стихотворение русского поэта о Родине.
Давайте послушаем стихи, которые вы подготовили.
Дети читают стихи.
V.Разучивание песни.
Учитель: Ребята, как вы думаете, а современные поэты и композиторы
сочиняют произведения о Родине?
Дети: Да.
Учитель: Конечно, сочиняют. И сегодня мы познакомимся с таким
произведением. Это “Песня о России” композитора В.Локтева на
стихи О.Высотской.
Но сначала давайте распоёмся. Распевка поётся стоя.
- Распевка (петь слоги на одном звуке по ступеням звукоряда)
ма – мэ – ми – мо – му
2. Распевка ( диапазон квинты)
- Я люблю тебя,
Родина моя!
3. Распевка (гамма До мажор)
- Вверх по ступенькам поднимись,
Потом обратно вниз спустись.
Учитель: Хорошо, молодцы!
Теперь послушайте “Песню о России” В.Локтева.
Исполнение песни учителем.
Разучивание первого куплета и припева песни.
Песня разучивается по музыкальным фразам. Дети сразу
запоминают слова и мелодию песни.
Затем фразы объединяются. Поётся выученный куплет.
Также разучивается припев песни.
После разучивания исполняется первый куплет и припев песни.
VI. Обобщение.
Учитель: В конце урока хочется вспомнить ещё одно событие, связанное с
именем Рахманинова. 1942 год. К Рахманинову приезжает
американский корреспондент, чтобы взять интервью.
- Какие у Вас ко мне вопросы? – спрашивает Рахманинов.
- О вашем заявлении давать концерты в пользу Красной Армии
говорят повсюду. Вы не боитесь, что публика не пойдёт на ваши
концерты?
- Напротив, я поднимаю цены на билеты. Но я буду играть. В помощь
армии моей Родины.
- Разве Америка не стала для вас второй родиной?
- Ребята как вы думаете, чем для С.В.Рахманинова была Родина?
Какие ассоциации у него возникали?
Звучит музыка Второго концерта для фортепиано с оркестром.
Учитель: На вопрос американского корреспондента Рахманинов ответил:
- Я благодарен Америке за приют, но второй родины не бывает, как не
бывает второй матери.
Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины,
я потерял самого себя. Но то, что отнимала жизнь, возвращала
музыка. А музыки хватит на всю жизнь.
Но – целой – жизни – не хватит – для музыки.
VII. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, попробуйте дома сделать такое же, солнышко-кластер
“Что для вас значит Родина?”
VIII. Итог урока.
Выход из класса под музыку “Итальянской польки”.
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Изменение в области культуры 1917 - 1945 г.г. на примере музыки.
|
ВВЕДЕНИЕ. Темой моего доклада стала музыка СССР 1917-1945-х гг., А также закономерности и особенности её истории. В течение долгого времени музыка была более общедоступным и популярным видом современного искусства. Не так давно проведенные группой американских профессионалов социологические исследования проявили, что наибольшее физиологическое влияние на человека оказывает конкретно музыка. Большое воздействие музыки на человека и её социальную значимость многие осознали уже в XIX веке. Российский поэт, прозаик и музыковед В.Ф.Одоевский, один из образованнейших людей своего времени, писал: «Музыка есть истинное выражение внутреннего чувства нашего и наиблежайшее к нему, ежели очертание и слово». Российский Фауст, как называли Одоевского близкие друзья, признал музыку главным жанром искусства, «выше живописи и литературы». В том, что музыка способна влиять на человека, сейчас уже не сомневается никто. Понятно много попыток поставить её на службу тем либо другим силам. Примером тому может служить очень примечательный указ гитлеровского командования во время Второй мировой войны, принятый с целью усмирения завоеванных государств и угнетения национально-патриотических чувств населения этих стран. В нем, в том числе, говорилось: «И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и лишь музыку». Музыка, по плану германских генералов, выступала в роли топора, подрубающего дерево государственной культуры и самосознания. Очевидно, музыка не обыкновенная, или тем более - патриотическая, а специально подобранная захватчиками для ликвидирования государственного сознания покоренного народа. В последнее время научные исследования современной русской музыки стали очень актуальны. Исследование музыкального искусства России, непременно, помогает осознанию общественного положения и заморочек, стоящей перед ней. Но существует и обратная связь: нереально полностью точно понять современную музыку России, не принимая во внимание те либо другие социальные конфигурации, происходящие в стране за два последних десятилетия. В собственном докладе я решила отодвинуть на второй план исторические персоналии, оказавшие какое-либо (порой очень существенное) влияние на современную российскую музыку; напротив, в моем докладе ценность будет отдаваться не личностям, а событиям, формировавшим культуру, в том числе и музыкальную, СССР и России. Одной из задач, поставленных мною в этом докладе, будет анализ социальной жизни страны в советский период, и ее влияние на музыкальную культуру общества. Также в задачи моего доклада входит исследование музыки вообще и её характерных черт в русской культуре. Л.Н.Толстой считал музыку стенограммой состояния души, то полный обзор музыкальной культуры страны можно считать стенограммой состояния целого страны. Вообще, по преобладанию какого-либо музыкального жанра и по обилию музыкальных течений в определенной стране мира можно составить вполне точную картину социальной и политической жизни этой страны. ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 1917-1920 «Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новенькую эру в истории человечества — эру крушения капитализма и утверждения коммунизма. Отношение художественной интеллигенции к революции. Под влиянием революционных событий происходил процесс идейного размежевания в среде художественной интеллигенции. «Перед огненным лицом Октября растерялись значимые слои интеллигенции, не в силах понять, что же конкретно нового несет в жизнь рабочий класс, и отшатнулись от революции. Но все наилучшее, что было в нашей интеллигенции — в литературной, в частности,— пришло с революцией». Новое в музыкальной жизни. Октябрьская революция преобразила музыкальную жизнь страны, внесла много нового в её содержание и формы. Концерты проводились не только в привычной обстановке концертных залов, театров, но и в рабочих клубах, в воинских частях, во время митингов на вокзалах перед отправкой войск на фронт, в агит-вагонах. Песни революции и гражданской войны. Огромную роль в героической борьбе и повседневном быту народа сыграли революционные песни. Они звучали повсюду: на улицах и площадях, на демонстрациях и революционных празднествах, на собраниях и митингах, в частях Красной Армии и Флота, в боевом походе и на привале. Песня в художественной литературе. Большая сила действия революционных песен нашла свое отражение в выдающихся произведениях советской художественной литературы («Чапаев» Д. Фурманова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» А. Фадеева и остальные), правдиво запечатлевших подвиги русского народа в годы гражданской войны. Мы кузнецы — и дух наш молод, Куем мы счастия ключи. Вздымайся выше, наш тяжкий молот, В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!!! И на черепашьем скрипучем ходу вагонном, перемежая и побеждая ржавые песни колес, несутся над равнинами песни борьбы, победным гулом кроют пространства. Как они пели — как пели, ткачи! Не прошли даром и для песни подпольные годы! То-то на фронте позже, в дивизии, не знал никто другого полка, как Иваново-Вознесенский, где так бы хранили песни борьбы и так бы их пели,— с таковой простотой, с беспредельной любовью, с жарким чувством. Те песни гордостью и восторгом воспламеняли полки. Ах, песня, песня, что можешь ты сделать с сердцем человека!» 1921-1932 В 20-х годах советская музыка вступила в новую полосу собственного развития. Песня в музыкальном быту 20-х годов. Живительным источником для профессионального искусства в этот период оставалось постоянно правдивое и здоровое песенное творчество народа. Рабочие, крестьяне, красноармейцы, занятые мирным трудом, учением, охраной родных границ, по-прежнему обожали и пели песни гражданской войны. Но уже зазвучали и необычайно скоро завоевали популярность новые мелодии. Их можно было услышать на воскресниках и субботниках, на демонстрациях и в домашнем быту. Среди них выделялись молодежные: «Паровоз», «Молодая гвардия» («Вперед, заре навстречу» на стихи А. Безыменского), пионерская песня «Взвейтесь кострами, синие ночи» (музыка С. Дешкина-Кайдана на стихи А. Жарова), шуточная песня «Ай - да ребята, ай - да комсомольцы». Пели и многие остальные песни. В деревне бытовала злободневная частушка, остро и доходчиво откликавшаяся на многие актуальные темы того времени. Возникли и разнеслись повсюду частушки о продналоге, о ликвидации неграмотности, антирелигиозные, позже — частушки о новой колхозной жизни, частушки, изобличавшие кулаков и остальных противников русской власти. Появлялись новые интонации и виды, рожденные в массах самою жизнью; они проникали в композиторское творчество, создавая новейшие импульсы его сближения с народом. Песенно-хоровое творчество. Из всех жанров профессионального творчества - массовой песне принадлежала тогда самая действенная роль. Конкретно в 20—30-х годах прочно сложились, её главные характерные черты: острая актуальность современной темы, дух боевого товарищества, коллективизма; плакатность песенно-поэтического вида, призывно-властная и по-русски певучая интонация, собранная и динамическая энергия верно и резко акцентированного маршевого ритма. Таковы песни «Первая Конная», «Конница Буденного», «Винтовочка» А. Давиденко, песни Д. Васильева-Буглая, «Молодая гвардия» Б. Шехтера и остальных любимых композиторов-песенников тех лет. Симфоническая музыка 20-х годов. Новейшие значимые явления появились в 20- х годах в монументальных жанрах советской музыки. Превосходный мастер- симфонист Н. Я. Мясковский написал произведения, соединившие остроту драматических конфликтов с той глубочайшей и сосредоточенно-задумчивой лирикой, которая так свойственна была его художественной натуре. Самая мощная и колоритная из его симфоний — "Шестая" — воплощает тему революции в трагедийном, порою жертвенном плане. Глубокие, искренние и взволнованные, более того — смятенные переживания художника выражены остро напряженным и драматичным музыкальным языком. В "Восьмой" симфонии Мясковский вновь настойчиво стремится — на этот раз в ином, более эпическом плане — воссоздать образ народа, черты его героев, проступающие как бы из глубины времен мотивы его песен и сказаний: две русские народные мелодии проходят во II части цикла, а в III—башкирский напев. "Двенадцатая" симфония Мясковского, написанная в 1931—1932 годах, представляет собой интересную попытку решения большой и трудной современной темы — темы русской деревни, пробудившейся к новой жизни и вступающей на путь великих преобразований. В 1927 году Р. Глиэр создал первый русский балет на революционную тему — «Красный мак»17. Это была принципиальная веха. Оперный театр. Концертная жизнь. 20-Е и начало 30-х годов — это период становления советской школы музыкального исполнительства. Храня преемственную связь с дореволюционным искусством, она утверждает в те годы свой мощный и броский реалистический стиль, жизнерадостный, мужественный, полнокровный. Его различает крупная человеческая теплота, вдумчивое воспроизведение авторского плана, острое чувство современности; подчинение виртуозности задачке раскрытия образного идейно-эмоционального содержания музыки. Продолжали свою блестящую музыкальную деятельность дирижеры В. Сук и Н.Голованов, В. Дранишников и С. Самосуд, А. Гаук, пианисты А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, В. Софроницкий, органист А. Гедике, вокалисты А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов и остальные выдающиеся профессионалы музыкального искусства. В области камерного вокального исполнительства выделялись 3. Лодий, В. Духовская, М. Бихтер. Музыкальное образование. Много нового принесли 20-е годы и в области музыкального образования. В разных республиках и городах Советского Союза открывались новые консерватории, музыкальные техникумы (училища) и школы. Происходила реорганизация музыкального образования во всех его звеньях с целью приближения к запросам жизни. Большая работа проводилась музыкальным отделом Наркомпроса (МУЗО) по пересмотру старых и созданию новых учебных планов, программ музыкальных школ и техникумов. В ней активно участвовали Елена Фабиановна и Евгения Фабиановна Гнесины. В консерваториях были расширены оркестровый факультет, сделаны хоровой, педагогический факультеты, музыкально-научно-исследовательное отделение. Музыка в братских республиках. Новое значительнейшее явление 20-х годов — подъем музыкальной культуры в братских государственных республиках и областях. Творческие организации. К началу 30-х годов советская литература, музыка и остальные искусства достигли внушительных фуроров. Огромную организующую роль на этом принципиальном и тяжелом участке культурного стройки сыграло то, что Коммунистическая партия поддерживала передовых деятелей советского искусства, сплачивала и воспитывала юные творческие силы, вышедшие из народа, предупреждала их против угрозы кружковщины, индивидуализма, подражания моде буржуазного Запада, против пренебрежительного дела к культурному наследию. Другая группа видных музыкальных деятелей, не разделяя ложных установок так называемой «Идеологической платформы АСМ», сочетала активную пропаганду классической музыки с живым энтузиазмом к новым явлениям зарубежной музыки XX века и попыткой их осмыслить. 1932—1941 В музыкальном искусстве после Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», встреченного с горячим одобрением широкими кругами художественной интеллигенции, наступила пора огромного подъема. Успехи литературы и искусства. 30-Е годы ознаменовались творческой зрелостью литературы и искусства, расцветом подлинно многонациональной культуры. Советское киноискусство. Своими выдающимися фильмами завоевало любовь народа и признание за рубежом. Это — «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Александр Невский». Большой фуррор имели музыкальные кинокомедии: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Вратарь» и остальные. Хор северной песни реорганизуется в 1939 году в большой исполнительский коллектив—Государственный народный хор северной песни под управлением А. Колотиловой. Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Шостакович покинул консерваторию в тот момент, когда русское искусство переживало эру становления. Большой популярностью воспользовался конструктивизм, отличавшийся графичностью, ясными и чеканными ритмами и анти лиричностью.
Современники не услышали данной замечательной музыки. Оркестр Ленинградской филармонии начал репетиции, но накануне премьеры выполнение было запрещено. С осени 1937 г. Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, поначалу в классе оркестровки, а чуток позднее - в классе сочинения. В том же году он кончает Пятую симфонию. Она стала чуть ли не первым в советской музыке классическим прототипом трагедийного и лирико-психологического симфонизма. Завершив симфонию, Шостакович весь 1938 г. Работал для кино. Действия Великой Отечественной войны дали новый массивный импульс творчеству
Погиб он после недолгой болезни в августе 1975 г. СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)
Родился 23 апреля 1891 г. В имении Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас с Красное Донецкой области). Отец грядущего композитора Сергей Алексеевич Прокофьев, закончив столичный институт и Петровско- Разумовскую сельскохозяйственную академию, согласился на предложение помещика Сонцова быть управляющим его южного имения. Мать, Мария Григорьевна, была незаурядной дамой. Воспитание отпрыска (занятия музыкой, иностранными языками) всецело находилось в её руках. Не было дня, чтоб мальчик не подходил к роялю и не пробовал что-то фантазировать. Мать записывала небольшие Сережины пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп» (сочиненный в пять лет и многим узнаваемый). В декабре 1901 г. Сережу вновь привезли в Москву — к С. И. Танееву, доктору столичной консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные и систематические занятия музыкой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл юный музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Р. Глиэр (потом узнаваемый русский композитор, автор балетов «Красный цветок», «Медный всадник», Концерта для голоса с оркестром и остальных сочинений). Глиэр занимался с Сережей фортепиано, импровизацией, теорией композиции, гармонией, основами музыкальной формы, помог написать оперу «Пир во время чумы», симфонию, ряд пьес и сам повел его к Танееву, когда осенью Мария Григорьевна привезла отпрыска в Москву. Было решено отдать Прокофьева в консерваторию. Председателем комиссии на вступительных экзаменах был Н. А. Римский-Корсаков. Все поступающие в консерваторию были еще старше тринадцатилетнего юноши, но у кого было по две пьесы, у кого — чуток больше... Сергей же поразил всех: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, симфония, две сонаты и достаточно много фортепианных пьес. В консерватории Прокофьев обучался у Римского-Корсакова (инструментовка) и Лядова (композиция, контрапункт). Весной 1909 г. Прокофьев получает статус композитора, но продолжает обучение в классе А.Есиповой (фортепиано) и Н. Черепнина (дирижирование, оркестровка). В консерваторские годы он в особенности сближается с Н. Я. Мясковским. Непохожие по характеру, жизненным привычкам, они оба были одержимы музыкой, и последнее их объединяло (юношеские профессиональные дела переросли потом в дружбу всей жизни). То было время скупого впитывания всего нового. Юные люди много игрались в четыре руки, посещали «Вечера современной музыки», придумывали. Весной 1914 г. Прокофьев кончает консерваторское образование. К моменту окончания консерватории уже многое было написано: Токката (ор. 11), Десять пьес (ор. 12), Вторая соната, Баллада для виолончели и фортепиано, опера «Маддалена». Юный композитор стремительно завоевывает одно из ведущих мест в музыкальном мире Петербурга, Москвы и даже за рубежом. Удачно окончив консерваторию, Прокофьев совершает поездку в Лондон (то был обещанный мамой подарок), где происходит его первая встреча с С.Дягилевым, одним из основоположников объединения «Мир искусства», организатором «Русских сезонов» в Париже. Знакомство с Дягилевым открывает Прокофьеву двери многих музыкальных салонов. Он едет в Рим, Неаполь, где с фурором проходят его фортепианные вечера. В канун первой мировой войны композитор возвращается в Россию. Он работает над балетом «Ала и Лоллий» на сюжет С. Городецкого, но потом перерабатывает материал в «Скифскую сюиту» для оркестра, пишет фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утенок» (по Г.-Х. Андерсену), оперу «Игрок» (по Ф. Достоевскому). Премьеры его сочинений часто сопровождаются скандалами. Петербургская публика не вынесла «варваризмов» «Скифской сюиты». Накануне революции он встречается в Москве с М. Горьким, В.Маяковским, поэтами-футуристами Д. Бурлюком и В. Каменским, которые восторженно принимают однозвучную времени музыку юного композитора. Летом 1917 г. Прокофьев живет в Ессентуках (мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда). За эти месяцы возникли Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, фортепианный цикл «Мимолетности» и «Классическая симфония». Возвратившись в революционный Петроград, Прокофьев дал несколько концертов: на одном из них в первый раз под управлением автора прозвучала «Классическая симфониz». В мае 1918 г. Прокофьев уезжает в заграничное концертное турне (Япония, Америка, потом ряд европейских государств, Куба), которое растянулось на долгие пятнадцать лет. Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не постоянно воспринимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были ориентированы и на исполнительскую деятельность. При интенсивном концертировании Прокофьев постоянно находил время для сочинения. Конкретно в забугорный период обогатилась эмоциональная гамма его музыки, включавшая твердый драматизм Второй симфонии, комедийно-игровое начало «Любви к трем апельсинам» (опера по К. Гоцци), острую экспрессивность «Огненного ангела» (опера по В. Брюсову) и Третьей симфонии, искреннюю, поэтическую лирику «Блудного сына» (балет на библейскую тему), мелодические откровения Второй скрипичной сонаты. Равномерно к блистательным именам художественного мира Запада прибавляется и его имя. Прокофьев общается с С. Рахманиновым, М. Равелем, П. Пикассо, А. Матиссом, Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С.Кусевицким, А. Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым, который начинает сезон 1921 г. Премьерой балета «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего». Спектакль прошел великолепно: программу украшал портрет Прокофьева работы Матисса, декорации, костюмы и постановка принадлежали М.Ларионову. Позже со известным импресарио были поставлены балеты «Стальной скок» и «Блудный сын». В последние годы жизни за границей композитором были сделаны одноактный балет «На Днепре», Четвертый и Пятый фортепианные концерты, струнный квартет и остальные сочинения. В 1933 г. Прокофьев возвращается на родину. И сходу оказывается в самой гуще творческой жизни страны. Он пишет кантату «К 20-летию Октября», Шестую фортепианную сонату, Первую скрипичную сонату, «Детскую музыку» (двенадцать легких пьес для фортепиано). Превосходную идею своеобразного путешествия в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра предложила композитору режиссер Детского музыкального театра Н. Сац, и Прокофьев создал удивительную по яркости музыкальных образов симфоническую сказку «Петя и волк» (позже У. Дисней экранизировал её). Первой крупной работой этого времени стал балет «Ромео и Джульетта» С. Эйзенштейн предложил Прокофьеву работать над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание практически «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации. Через полгода после выхода кинофильма на экран Прокофьев написал одноименную кантату (где употреблял музыкальные эпизоды картины), создав стройную, совершенную по форме музыкальную фреску. Перед войной, вслед за «Александром Невским», Прокофьев придумывает оперы «Семен Котко» (по В. Катаеву), «Дуэнья» то Р. Шеридану), Шестую фортепианную сонату. Во время Великой Отечественной войны композитор с семьей эвакуируется в Нальчик, а потом в Тбилиси. В этот период он пишет сюиту «1941», музыку к кинофильму Эйзенштейна «Иван Грозный», оперу «Война и мир», Пятую симфонию, балет «Золушка», Седьмую и Восьмую сонаты для фортепиано и остальные сочинения. Послевоенные годы обязаны были вернуть утраченную гармонию бытия, но они обернулись для композитора еще одним тяжелым испытанием. Резко ухудшается его здоровье (прогрессирующая гипертония), а основное, он попадает в жерло русской идеологической мясорубки (известное постановление 1948 г. О борьбе с «антинародным формализмом» в искусстве). С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он практически не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о реальном человеке» (по Б. Полевому), балет «Каменный цветок» (по П. Бажову), Девятую фортепианную сонату, ораторию «На охране мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Использованная литература . “Неприкосновенный запас”, № 2 (4) 1999 . О.В. Яхонт, русская скульптура, М., «Просвещение», 1988 г. . В.В. Курбатов, русская архитектура, М., «Просвещение», 1988 г. . русская музыкальная литература, выпуск первый, издание пятое, М., «Музыка», 1981 г. . История искусств. Российское и русское искусство, М., «Высшая школа», 1989 г. . «Журнальный зал», М., 1999 Г., № 12. . Виктор Живов, Об оглядывании назад и частично по поводу сборника “Семидесятые как предмет истории российской культуры”, Москва – Венеция, 1998. Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 ----------------------- |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Современный урок. Музыка, изо.
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции
В.А Сухомлинский
Урок искусства творится учителем, соавтором которого становятся дети. Понятно, что педагогическое мастерство не приходит по вдохновению, оно вырабатывается на основе имеющихся у человека знаний, опыта.
Какой урок имеет право называться современным? Это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия искусства.
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умений найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности Три постулата, лежащие в основе современного урока:
«Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя»
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры»
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства»
При традиционном подходе, ребенок не осваивает, способов взаимодействия с искусством, сужен круг возможностей для самореализации, самовыражения.
Процесс взаимодействия с искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека.
Цель урока - это план действий. Ясность цели помогает найти главное звено на уроке и сосредоточить на нем усилия, какова цель урока, таков и результат.
Цель урока есть изменения, которые должны произойти у учащихся за урок. Поставить педагогическую цель, означает определить те изменения в художественной культуре ребенка, которые произойдут на уроке.
В педагогике выделены три преподавательских цели обучения на уроке: обучения, развития и воспитания
Цели обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий, системы научных и специальных знаний.
Цели развития направлены на развитие психических качеств.
Цели воспитания связаны с развитием личностных свойств и черт характера
Такой подход к определению цели урока называется комплексным.
Может быть принята «перспективная» цель т.е. цель поставлена на несколько уроков (стратегия действий учителя и учеников). Например: развитие звуковысотного слуха.
Например: программа «Музыка», 7 класс (Науменко, Алиев).
Раздел Музыкальная композиция»
Тема «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах»
Обучающий аспект- сформировать понимание роли музыкальной композиции в раскрытии музыкального содержания
Развивающий аспект -научить вычленять завершенную музыкальную мысль в звучании произведения
Воспитательный аспект- возбудить интерес к парным формам работы на уроке
Задача учителя на уроке
Задача есть шаг по направлению к достижению цели урока, который связан с определенным способом обучения и конечным результатом урока
Тема «Оркестр русских народных инструментов» 4 класс
Цель: сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах
Задачи:
Информационная- познакомить с историей создания и создателем первого в России оркестра русских народных инструментов
Слушательская - научить слышать звучание балалайки баяна в звучании оркестра русских народных музыкальных инструментов
Творческая- сформировать умение моделировать из знакомых ритмо-фомул ритмическое сопровождение русской народной песни «Светит месяц»
Если цель учителя планируется до урока, то ученическая цель появляется непосредственно на уроке. Учителю необходимо владеть способами, порождающими цели своих учеников, и уметь управлять ими. В педагогической практике и теории разработаны различные дидактические приемы, способствующие формированию ученической цели на уроке. К числу таких приемов относятся проблемный вопрос практическое задание, учебное задание, проблемное задание, творческое задание.
Проблемный вопрос- тот, который вызывает интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Он содержит еще не раскрытую учащимися проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс
Три основных требования к проблемным вопросам:
Логическая связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
Содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
Вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
Например: музыка состоит из звуков, можно ли увидеть музыку?
Если музыкальные звуки живут повсюду, как определить, где находится Родина музыки?
Практическое задание. В таком задании не известен результат, к которому могут прийти учащиеся после выполнения определенных действий.
Например: урок посвящен русским народным инструментам. Учитель предлагает детям присоединиться к исполнению оркестра, подобрать музыкальные инструменты и сочинить для них исполнительскую партию. В результате создавая аккомпанемент они знакомятся с новым понятием – «партитура.», правилами создания партитуры и ее записью, закрепляют свое умение играть в оркестре по правилам.
Учебное задание- поиск путей, способов получения результата. Цель пробудить у детей потребность научиться освоить, совершенствовать. Звучит фрагмент 7-го вальса Шопена исполняемые Диной Липати и Станиславом Нейгаузом (исполнения контрастны) Ученики отмечают чем отличаются эти два исполнения. На основе ваших ответов определите какие исполнительские выразительные средства использовали пианисты.
Проблемное задание- найти неизвестное, которое находится в самом условии задания
Например- тема «Как сложили песню» (4класс)
Предлагаются тексты русских поэтов, на которые могут быть сочинены песни. С чего начинать сочинять песню? Как ее сочинять? Рассказ Горького приоткрывает тайну рождения песни Учащиеся, опираясь на этот рассказ, выводят правила
Творческие задания -активизируют творческое мышление учащихся, Их выполнение неограниченно рамками поиска. Требование к выполнению- оригинальность результата и его убедительность.
Например: идея памятника музыкальному сочинению «Карнавал животных» Сен-Санс
Придумайте новый вид музыкальной формы
Методы и приемы в современном школьном уроке:
Наблюдение за музыкой, размышление о ней, сопереживания
Забегание вперед и возвращение к пройденному, перспективы и ретроспективы, междисциплинарные взаимодействия.
Моделирование художественно-творческого процесса «сочинение сочиненного»
В состав метода входят приемы как отдельные элементы метода, они характеризуют глубину его осуществления.
Педагогические методы выделяются:
По основным компонентам деятельности (организация, стимулирование, контроль и самоконтроль.
По источнику передачи содержания (слово, иллюстрация, упражнение)
По способу освоения информации (репродуктивный, поисковый, исследовательский)
По специфики предмета (общепедагогический, частно-предметный)
По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический)
1 Методы стимулирования и мативации познавательной деятельности:
А) Познавательные игры
Б) Учебные дискуссии
В) Создание ситуации успеха в учении
Г) Разъяснение
Д) Поощрение и порицание ученика
2 Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности:
А) Словесные (рассказ. Лекция, семинар, беседа)
Б) Наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.)
В) Практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)
Г) Индукция и дедукция
Д) Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
3 Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
А) Методы устного контроля и самоконтроля в обучении
Б) Методы письменного контроля
В) Машинный контроль
Г) Самоконтроль
Метод музицирования (автор метода К.Орф) совместно с Мендлером разработали специальные инструменты, которые используются во всем мире, главная особенность которых приятный звук. Музицирование, помимо инструментов, может осуществляться с помощью двигательных упражнений, танцевальных движений. Сегодня в музицировании используют компьютерные средства, нотный и звуковой редакторы, МИДИ, синтезатор.
Метод музицирования заложен в самой природе ребенка.
Метод соучастия-коллективные формы музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбль, оркестр, музыкальный спектакль) этот метод пробуждает потребность в коллективном творчестве.
Метод импровизации (показать возможности своего воображения, фантазии)
Метод «учебный брейнсторминг» (мозговой штурм)
Наприме, предложите музыкальные произведения, которые бы вы записали на диск для инопланетян
Метод «художественного движения» (перевести звук на язык движений) Упражнения, построенные на основе слова, музыки, движения
Метод «музыкальный театр». Инсценировки, драматизации, этюды, мини-спектакли.
Метод погружения
Метод фонопедических упражнений (формирование певческо- исполнительских навыков
Метод имитационного моделирования осваивают специальные умения необходимые для исполнения и интерпретации музыки.
Метод проектов (учащиеся проявляют свои знания и умения в самостоятельной работе с информацией)
Метод пластического интонирования (целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела), выражение музыки в жесте
Восходящая
и нисходящая мелодия- поднимающиеся и опускающиеся руки
Кульминационные точки- руки вытянуты над головой
И др.
Методы контроля и самоконтроля
Метод «синквейн»
1 Сформулировать основную мысль звучащего произведения (не более двух слов)
2 Двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли
3 Охарактеризовать ее с помощью трех прилагательных
4 В одном предложении выразить собственное мнение к основной идее произведения
5 Одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения
Цифровой диктант Учитель формирует задания, дети ставят номер вопроса, напротив да-1, нет-0.
Викторина (узнавать музыкальные произведения по фрагментам, отвечать на вопросы)
Какие приемы выбрать?
Прием визуализации. (различные зрительные модели: спонтанное рисование, цветовое и графическое изображение, пластическое движение (руки, тело)
Прием «Музыкальная палитра» (работа с карточками, во время прослушивания музыки, вычленяются музыкальные средства)
Прием «Партитура прогнозов» или слушание с остановками, учит ребенка предвидеть музыкальный текст, думать вместе с композитором
Прием «музыкальное приветствие»
Учитель поет: В доме моем-тишина, в доме моем я одна. И только тихо шуршунчики шуршат, стукунчики стучат, трескучики …
Прием «Музыкальные шаги» Соблюдать шагами ритмическую формулу.
И множество других приемов
Предварительный просмотр:
Упражнение 1.
Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
ээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
уууууууууу
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.
Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук "у".
Упражнение 2.
Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.
Упражнение 3.
Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль
руль
ринг
рубль
ритм
риск
овер
повар
забор
сыр
товар
травак
рыло
сирень
мороз
и т.п.
Упражнение 4.
В заключение проделайте "упражнение Тарзана", которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука "и", и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук "э" и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией.
Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного. Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием. После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился.Теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих. В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Разработки уроков...
Методическая копилка. Мой опыт работы.
Разработки уроков....
Методическая копилка
Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...
Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".
В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...
Методическая копилка, разработки уроков.
Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения». В ходе урок...
Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»
Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...
Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.
Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....