МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
учебно-методический материал по музыке по теме

Гвоздилова Ольга Вячеславовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О Флейте

 

ФЛЕЙТА, общее название духовых музыкальных инструментов, в которых воздушный столб начинает колебаться под воздействием вдуваемой струи воздуха, рассекаемой об острый край стенки ствола; в узком смысле – наиболее распространенный в современной западной музыке представитель флейтового семейства – поперечная флейта. Шаровидные флейты, такие как окарина или китайская свистковая, встречаются редко; большинство флейт представляют собой цилиндрические трубки с тонким воздушным каналом. 
Судя по различным стадиям развития флейты, которые можно наблюдать на примере инструментов первобытных народов, древнейшей формой флейты является свисток. Свистки разных видов существуют во всем мире, это игрушки, сигнальные инструменты, приспособления для магии и примитивные музыкальные инструменты. У американских индейцев обоих континентов костяные, глиняные и деревянные свистульки разных форм и размеров играли важную роль в религиозных обрядах и повседневной жизни. У более развитых народов в свистковых трубочках прорезались пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой можно исполнять музыкальные произведения. Такие инструменты делались двойными или даже тройными, как, например, в Тибете или в Европе 18 в.; в таких случаях исполнитель играл на двух или трех трубках одновременно. На островах юго-западной части Тихого океана и в Индии существуют одинарные или двойные носовые флейты, в которых воздух вдувается не ртом, а носом; здесь налицо возникавшая в наивном сознании связь между флейтой и душой, ассоциированной с магическим носовым дыханием. 
Древнейший тип флейты, засвидетельствованный в исторических документах, – продольная флейта. Она была известна в Египте еще пять или более тысячелетий тому назад и остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5–6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. 
Поперечная флейта, в которой воздух вдувается в отверстие, расположенное в нескольких сантиметрах от конца, представляет собой более высокую ступень в истории флейты. Поперечная флейта с 5–6 пальцевыми отверстиями, а иногда и с отверстием, закрытым тонкой мембраной, которая придает звучанию некоторую гнусавость, была известна в Китае по меньшей мере три тысячи лет назад, а в Индии и Японии – более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены в основном простые инструменты свисткового типа (предшественницы блокфлейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом. 
К концу 17 в. поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, которые увеличили ее размер, сделали канал слегка сужающимся от головки и добавили к шести пальцевым отверстиям клапан для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием, более точной интонацией и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блокфлейту) и к концу 18 в. заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. Однако у инструмента оставалось много недостатков, между тем технические требования, предъявляемые к нему композиторами, росли с каждым десятилетием. Многочисленные экспериментаторы пытались добиться устойчивости интонирования во всех тональностях, но лишь немецкому флейтисту Т.Бёму (1794–1881) удалось создать современный тип флейты. 
Между 1832 и 1847 Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор мало изменился, хотя эксперименты на этом не закончились. Он ввел следующие наиболее важные новшества:1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах, хотя и лишило его мягкости тембра, характерной для конического канала; 4) перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания за счет мягкости и задушевности. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все еще предпочитали дерево; в 19 в. были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости. Оркестровая флейта имеет диапазон в три октавы начиная от си малой октавы. 
Помимо обычной (сопрановой, или большой) флейты, используемой для игры соло, а также в оркестрах и ансамблях, имеются три других ее разновидности. Они имеют одинаковый механизм и сходные пропорции, но разные размеры и высоту звучания: флейта пикколо (или малая флейта) в два раза меньше и звучит на октаву выше, чем сопрано; альтовая флейта звучит на кварту ниже сопрановой. Существует также басовая флейта, звучащая октавой ниже сопрановой



Предварительный просмотр:

Сценарий праздничного торжества, посвященного 65-ю ВОВ.

(Звучит запись песни «Вставай страна огромная», на ее фоне ведущие

открывают концерт.)

  1. 65 лет прошло после окончания войны…

Сколько ж весен прошло по земле, много раз укрывалась она белым снегом…

Уже у тех, кто родился после войны, народились внуки…Безмолвно глядят на нас обелиски со скорбными списками погибших, смотрят с портретов оставшиеся на всегда молодые солдаты.

  1. На 65 лет стали старше их дети, на 65 лет стали старше их жены.

Давайте мысленно перенесемся ненадолго в прошлое, в те роковые военные годы.  

(Звучит песня «Фронтовой вальс», исп. Швецова К.)

  1. 22 июня 1941 года– начало великой отечественной войны.

Германская армия обладала существенным превосходством в живой силе и технике, к тому же на их стороне был фактор внезапности.    

  1. Но не смотря на то, что в начале войны наша армия отступала, покидала родные села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, в сознании советских людей свершился важнейший поворот – отныне все они защищали Родину, ради которой они пошли на жертвы, обеспечившие разгром фашистской Германии.  

1. Вернитесь в прошлое на миг,

Друзей припомните своих

Хоть мир прекрасен и велик,

Но пуст и тесен он без них.

(Звучит песня «Журавли» в исполнении вокальной группы.)

 

  1. Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят  грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет…

(Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь»)  

(Танец.)

 

  1. Слава тебе, победитель-солдат,

Ты прошел через все испытания

Не ради чинов и наград,

А чтобы избавить людей от страдания!

 

  1. Немало песен фронтовых

Вам душу на привале согревало,

Ведь в их словах, таких простых

Судьба страны всей представала.

(Звучит песня «Синий платочек»)

  1. А жены ждут своих мужей,

Они надеются на чудо.

Минуя сотни рубежей, пришел один – Бог весть откуда,

Один – за много лет один!

А вас, безмужних миллионы!

Весь бабий век свой до седин Надеждой прожили вы жены.

(Звучит песня «Темная ночь»)

Чтецы 2 класса:

 

  1. Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май.

     

  1. Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой.

       

  1. Еще тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли.  

                                                       

                                                     ( Танец.)

  1. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Мы не имеем право забыть об этом!

    Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск       врага.

  1. В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течении одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.  

 Исторический день 9 мая стал Днем Победы над фашистской Германией.

  1. В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны!

Сегодня праздник – День Победы,

Счастливый светлый день весны!

То утро стало знаменитым –

По всей планете весть прошла:

- Фашисты подлые разбиты!

Советской армии хвала!  

 

(Звучит песня «Майский вальс»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная азбука Автор: Паунина Ольга Ивановна , учитель музыки МОУ «Каменская СОШ»

Слайд 2

Есть внутренняя музыка души… Она как память о полузабытом, Она как дальний шум Не заглуши Её с годами, буднями и бытом. Е. Винокуров

Слайд 3

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на музыкальном корабле. Самая важная «гавань» для музыки «Музыкальная азбука». А что такое Азбука? И у музыки есть такие буквы, которые можно записать.

Слайд 4

Давным-давно музыку записывали так: И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ

Слайд 5

Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан» И на нем все ноты точно Разместились по местам Эти ноты все подряд Образуют звукоряд Открывает нотоносец скрипичный ключ

Слайд 6

Фундамент дома - нота ДО Она живет в пристройке Квартира первая её – Начало всей постройки.

Слайд 7

Нота РЕ, ах, нота РЕ Подняться не решилась А только рядом с нотой ДО Тихонько поселилась.

Слайд 8

На первом этаже, смотри, Из всей большой семьи В квартире теплой номер три Живет там нота МИ .

Слайд 9

Нота ФА, скажи на милость, Рядом с МИ там поселилась

Слайд 10

Ну а рядом нота СОЛЬ Та, что любит так фасоль .

Слайд 11

Ну а ЛЯ, все посмотрите, Вдруг повисла словно в лифте После ноты соль она.

Слайд 12

Нота СИ, взяв свой багаж, Третий выбрала этаж .

Слайд 14

Семь подружек голосистых, Семь звоночков серебристых Дружно, весело живут, Звонко песенки поют. Припев: До, ре, ми, ре, до, Фа, фа, соль, ре ,ми, До, ре, ми, ре, до, Ля ,ля, си, до. Домик наш открыт всем детям, Заходите – мы вас встретим! Тайны музыки расскажем, В мир волшебный путь покажем. Припев. 3. Если будете стараться И усердно заниматься, То терпение и труд Вас к успеху приведут. Припев.

Слайд 15

Наше пребывание в «гавани» «Музыкальная азбука» заканчивается. Школьный корабль ждет нас, наше путешествие продолжится при следующей встрече.



Предварительный просмотр:

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

1

«Музыка, музыка всюду нам слышна…»

1

«Нас в школу приглашают задорные звонки…»

2

«Музыка, музыка всюду нам слышна…»

3

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку

4

Краски осени

5-6

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?»

7

Музыкальное эхо

8-9

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

10

«Встанем скорее с друзьями в круг-пора танцевать…»

11

Ноги сами в пляс пустились

12

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

13

Марш деревянных солдатиков.

14

«Детский альбом» П.И. Чайковский

15

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

16

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»

17-18

Зимние игры

19

«Водят ноты хоровод…»

20

«Кто-кто в теремочке живет?»

21-22

Веселый праздник Масленица

23

Где живут ноты?

24

Весенний вальс

25

Природа просыпается

26

В детском музыкальном театре

27

Мелодии и краски весны

28

Мелодия дня

29

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

30

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

31

На концерте

32

«Но на свете почему-то торжествует доброта…» ( музыка в мультфильмах)

33

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей

2

«Музыкальная прогулка»

1

Прогулка

2

«Картинки с выставки»

3

Осенины

4

Композитор-сказочник Н.А.Римский-Корсаков

5

В оперном театре

6

Осень: поэт-художник-композитор.

7-8

Весело-грустно

9

Озорные частушки

10

« Мелодия-душа музыки»

11

«Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!»

12

Музыкальная интонация

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

2

13

Ноты долгие и короткие

14

Величественный орган

15

«Балло» означает «танцую»

16

Рождественский балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»

17

Зима: поэт-художник-композитор.

18-19

Для чего нужен музыкальный размер?

20

Марш Черномора

21

Инструмент-оркестр. Фортепиано.

22

Музыкальный аккомпанемент

23

Праздник бабушек и мам

24-25

«Снегурочка»- весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова

26

Диезы, бемоли, бекары

27

«Где это видано…» ( смешные истории о музыке)

28

Весна: поэт-художник-композитор

29

Звуки-краски

30

Звуки клавесина

31

Тембры-краски

32

«Эту музыку легкую… называют эстрадною…»

33

Музыка в детских кинофильмах

34

Музыкальные театры мира

3

« О чем рассказывает музыка»

1

Картины природы в музыке

2

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

3

В сказочной стране гномов

4

Многообразие в единстве: вариации

5

«Дела давно минувших дней…»

6

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

7

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

8-9

Бег по кругу: рондо

10-11-12

Какими бывают музыкальные интонации

13

Знаки препинания в музыке

14

«Мороз и солнце, день чудесный…»

15-16

«Рождество Твое, Христе Боже наш…»

17

Колокольные звоны на Руси

18

Музыка в храме

19

М.И.Глинка- основоположник русской классической музыки

20

Что такое патриотизм?

21

Русский национальный герой Иван Сусанин

22

Прощай, Масленица!

23-24

Музыкальная имитация

25

Композиторы детям

26

Картины, изображающие музыкальные инструменты

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

28

Струнные смычковые инструменты

29-30

С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

3

31

Вечная память героям. День Победы

32

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

33

Выдающиеся музыканты-исполнители

34

Концертные залы мира

4

«Музыкальное путешествие»

1

«Россия-любимая наша страна…»

2-3

Великое содружество русских композиторов

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов

5

Музыка Украины

6

Музыка Белоруссии

7

Музыкант из Желязовой Воли

8

Блеск и мощь полонеза

9

Музыкальное путешествие в Италию

10

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

11

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

12

Знаменитая Сороковая

13

Героические образы  Л..Бетховена

14

Песни и танцы Ф. Шуберта

15

«Не ручей-море ему им я»

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига

17

«Так полюбил я древние дороги…»

18

Ноктюрны Ф. Шопена

19

«Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами»

20

Арлекин и Пьеро

21

В подводном царстве

22

Цвет и звук: «музыка витража»

23

Вознесение к звездам

24-25

Симфонический оркестр

26

Поэма огня «Прометей»

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р.Шуман

28

Джазовый оркестр

29

Что такое мюзикл?

30

Под небом Парижа

31

Петербург. Белые ночи

32

«Москва! Как много в этом звуке…»

33-34

«Россия- священная наша держава, Россия-любимая наша страна»

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

1

«Музыка и другие виды искусства»

1

Музыка рассказывает обо всем

2

Древний союз

1

Истоки

2

Искусство открывает мир

3

Искусства различны, тема едина

3

Музыка и литература

1

Два великих начало искусства

2

«Стань музыкою, слово!»

3

Музыка «дружит» не только с поэзией

4

Песня- верный спутник человека

5

Слово и музыка

6

Мир русской песни

7

Песни народов мира

8

Романса трепетные звуки

9

Мир человеческих чувств

10

Хоровая музыка

11

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

12

Что может изображать хоровая музыка

13

Опера - самый значительный жанр вокальной музыки

14

Из чего состоит опера

15

Балет – единство музыки и танца

16

«Русские сезоны» в Париже

17

Музыкальность слова

18

Музыкальные сюжеты в литературе

4

Музыка и изобразительное искусство

1

Образы живописи в музыке

2

Живописность искусства

3

«Музыка – сестра живописи»

4

Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека ?

5

Пейзаж в музыке .Образы природы в творчестве музыкантов

6

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

7

«Музыкальная живопись» сказок и былин.

8

Волшебная красочность музыкальных сказок

9

Сказочные герои в музыке

10

Тема богатырей в музыке

11

Музыка в произведениях изобразительного искусства

12

«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»

13

Подводим итоги

5

«В чем сила музыки»

1

«Музыка души»

2

«Тысяча миров» музыки

3

Наш вечный спутник

4

Искусство и фантазия

5

Искусство-память человечества

6

Какой бывает музыка

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

5

7

Волшебная сила музыки

8

Музыка объединяет людей

6

Как создается музыкальное произведение

1

Единство музыкального произведения

2

«Вначале был ритм»

3

О чем рассказывает музыкальный ритм

4

Диалог метра и ритма

5

От адажио к престо

Мелодия

6

«Мелодия-душа музыки»

7

«Мелодией одной звучит печаль и радость»

8

Мелодия «угадывает нас самих

9

Гармония

10

Что такое гармония в музыке

11

Два начала гармонии

12

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

13

Красочность музыкальной гармонии

14

Полифония

15

Мир образов полифонической музыки

16

Философия фуги

17

Какой бывает музыкальная фактура

18

Пространство фактуры

19

Тембры

20

Тембры- музыкальные краски

21

Соло и тутти

22

Динамика

23

Громкость и тишина в музыке

24

Тонкая палитра оттенков

25

Чудесная тайна музыки

26

По законам красоты

27

В чем сила музыки

7

«Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

2

Музыку трудно объяснить словами

3

Что такое музыкальное содержание

4

Каким бывает музыкальное содержание

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

6

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехерезада»

8

Когда музыка не нуждается в словах

9

Музыкальный образ

10

Лирические образы в музыке

11

Драматические образы в музыке

12

Эпические образы в музыке

13

О чем рассказывает музыкальный жанр

14

«Память жанра»

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

15

Такие разные песни.

16

Такие разные танцы.

17

Такие разные марши

18

Что такое музыкальная форма

19

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

20

«Художественная форма- это ставшее зримым содержание»

21

От целого к деталям

22

Музыкальная композиция

23

Какой бывает музыкальная композиция

24

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

25

Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

26

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

27

Многомерность образа в форме рондо

28

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича

29

Музыкальная драматургия

30

Музыка в развитии

31

Музыкальный порыв

32

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

33

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

8

«Традиции и современность в музыке»

1

Музыка «старая» и «новая»

2

Настоящая музыка не бывает «старой»

3

Живая сила традиции

4

Искусство начинается с мифа

5

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

6

Языческая Русь в «Весне священной» Н. Стравинского

7

Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна».

8

«Благословляю вас, леса…»

9

Мир человеческих чувств

10

Образы радости в музыке

11-12

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

13

«Слезы людские, о слезы людские…»

14

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

15

Тема любви в музыке .П.Чайковский «Евгений Онегин»

16

«В крови горит огонь желанья…»

17

Трагедия любви в музыке

18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

19

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

9

В поисках истины и красоты

1

Мир духовной музыки

2

Колокольный звон на Руси

3

Рождественская звезда

4

От Рождества до Крещения

5

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.

10

О современности в музыке.

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    наименование предмета   Музыка                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

10

1

Как мы понимаем современность

2

Вечные сюжеты

3

Философские образы 20 века: «Турангалила- симфония» О.Мессиана

4-5

Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка)

6

Лирические страницы советской музыки

7

Диалог времен в музыке А. Шнитке

8

«Любовь никогда не перестанет»

9

Музыка всегда остается

10

Заключительный урок

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    Искусство в жизни человека                                   

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

1

По законам красоты

1

Мысли об искусстве

2

Виды искусств

3-4

Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств.

5-6

Пространственные, или пластические, искусства

7

Жанры в изобразительном искусстве

8

Монументальное и станковое искусство

9-10

Художественные музеи

11

Викторина. Знаешь ли ты изобразительное искусство.

2

Архитектура. Каменная летопись мира.

1-2

Архитектура, ее язык, особенности, виды.

3-4

Архитектурные памятники отечества

5

Архитектурные стили разных эпох

6

Истоки русской архитектуры

7

Народное деревянное зодчество

8

Жилая архитектура. Планировка моей квартиры.

9

Инструменты архитектора

10

Ландшафтная архитектура.

11

Мир русской усадьбы

12-13

Градостроительство. Радиально-кольцевая схема Москвы

14

Викторина. Архитектура. Каменная летопись мира.

3

Скульптура. Молчаливая и скрытая муза

1-2

Скульптура, ее язык, особенности, жанры, инструменты и материалы.

3-4

Скульптурные памятники Отечества. Памятник Минину и Пожарскому в Москве

5-6

Творческие биографии мастеров русской скульптуры

7

Викторина Скульптура- застывшая музыка

4

Графика. Эти ритмы линий

1-2

Графика , ее язык, материалы, изобразительные средства, классификация

3

Станковая графика

4

Анималистический жанр.

5

Рисунки, наброски, зарисовки.

6

Портрет. Художественно-выразительные средства графики.

7-8

Станковая графика. Пейзаж в рисунке и гравюре

9-10

Книжная графика. Конструкция книги, ее художественное оформление

11-12

Прикладная графика. Экслибрис – искусство книжного знака.

13-14

Монументальная графика. Плакат.

15

Викторина. Графика. Эти ритмы линий.

5

Живопись. Какого цвета радуга?

1-2-3

Живопись, ее язык, виды, техники, материалы.

4-5

Монументальная живопись. Фреска, мозаика, витраж, панно.

6-7

Станковая живопись. Мир вещей- натюрморт

8-9

Станковая живопись. Мир природы- пейзаж.

10-11

Станковая живопись. Портрет- зеркало души.

12

Викторина. Живопись. Какого цвета радуга?

6

Декоративно-прикладное искусство. Волшебные узоры.

1-2

Декоративно-прикладное искусство, его виды

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    Искусство в жизни человека                                    

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

6

3

Вологодские кружевницы

4-5

Русская народная игрушка

6

Ковры народных мастеров.

7

В бабушкином сундуке ( вышивки)

8-9-10

Прикладное искусство художников- профессионалов .керамика, стекло, ткани, ювелирные украшения, игрушки.

11

Викторина ДПИ

7

В мире художественной культуры

1

Цивилизация и культура

2

Соотношение понятий «цивилизация и культура

3

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком

4-5

Понятие о мировой художественной культуре

6-7

Художественные символы народов мира

8

Викторина Цивилизация и культура

9

Единство и многообразие культуры

10

Единство мировой культуры

11-12

Мировое Древо как отражение единства мира

13-14

Многообразие и национальная самобытность культуры

15

Викторина Единство и многообразие культуры

8

Своеобразие художественной культуры Древнейших цивилизаций

1

Особенности художественной культуры Древнего Египта

2-3

Жизнь человека в искусстве

4-5

Художественный канон в искусстве

6

«Дома вечности» богов и фараонов

7

Викторина Культура Древнего Египта

8

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

9

Символический характер искусства

10-11

Природа и человек- главная тема восточного искусства

12-13

Религиозные верования и их отражение в искусстве

14

Греция-«колыбель европейской цивилизации»

15-16

«Страна героев и богов»

17

Прогулка по афинскому Акрополю

18

В поисках человека

19

Викторина Художественная культура Древнейших цивилизаций

20

Художественные достижения доколумбовой Америки

21

Своеобразие культуры ольмеков

22

Характерные черты искусства ацтеков

23

Особенности художественной культуры майя

24

Памятники художественной культуры инков

9

Мир и человек в художественных образах

1

Идеал Человека в культуре народов мира

2

Понятие об идеале

3-4

Идеал человека в религиях мира

5-6

Святые и  святость

7

Викторина Человек в культуре народов мира

8

Герой и защитник Отечества

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету    Искусство в жизни человека                                   

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

9

Георгий Победоносец_ доблестный защитник Отечества

9

10-11

Идеал благородного рыцарства

12

Александр Невский- патриот Земли Русской

13

Викторина Герой и защитник Отечества

14

Образ женщины-матери сквозь века

15

«Венеры» первых художников Земли

16

Священный лик Богоматери

17

Мадонны титанов Возрождения

18

Величавая славянка в творчестве А,Г,Венецианова

19-20

Женщина-мать в искусстве 20 века

21

Викторина Образ женщины-матери сквозь века

22

Человек в мире природы

23

Человек и природа. Взгляд через века.

24-25

Благословляю  вас, леса, долины, нивы, горы, воды.

26

Человек .Общество. Время.

27

Пространство и время в зеркале мифов.

28

Человек эпохи Римской империи

29

Человек в «центре мира» ( эпоха Возрождения)

30

Человек нового времени.

10

Художественные традиции народов мира

1

Героический эпос народов мира

2

Понятие о героическом эпосе

3-4

Герои и темы народного эпоса

5

Карело-финский эпос « Калевала»

6

Викторина Героический эпос народов мира

7

Праздники и обряды народов мира

8

Всякая душа празднику рада

9-10

Религиозные праздники и обряды народов мира

11

Ах, карнавал, удивительный мир!

12

Викторина Праздники и обряды народов мира

13

Своеобразие архитектурных традиций

14-15

Особенности храмового зодчества

16

Дом- жилище человека

17

Изобразительное искусство народов мира

18

Искусство византийской мозаики

19

Древнерусская иконопись

20

Искусства книжной миниатюры Востока

21

Скульптура Тропической и Южной Африки

22

Викторина Изобразительное искусство народов мира

23

Викторина Архитектурные традиции

24

Своеобразие музыкальной культуры

25

Музыка в храме

26

В песне- душа народа

27

У истоков народной американской музыки

28

Театр народов мира

29

Рождение русской народной драмы

с.____

Г                        Рабочая программа по предмету   Искусство в жизни человека  

№№

Наименование разделов и тем

раз-де-лов

тем

30

Искусство кукольного театра

31

Самобытность танцевальной культуры

32

Страстные ритмы фламенко

33

Радуга русского танца

34

Искусство индийского танца

35

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

с.____


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУ С С КИ Е КО М ПО ЗИ ТО РЫ

Слайд 2

А ЛЯ БЬ Е В А ЛЕ К СА Н Д Р А ЛЕ К СА Н Д РО ВИ Ч (1787 – 1851)

Слайд 3

БА ЛА КИ РЕ В МИ ЛИ Й А ЛЕ К СЕ Е ВИ Ч (1837 – 1910)

Слайд 4

БО РО ДИ Н А ле к са н д р По р фи рь е ви ч (1833-1887)

Слайд 5

Г ЛИ Н КА Ми ха и л И ва но ви ч (1804 – 1857)

Слайд 6

ДА Р ГО МЫ Ж С КИ Й А ле к са н д р Се р ге е ви ч (1813 – 1869)

Слайд 7

ДУ НА Е В С КИ Й И са а к О си по ви ч (1900 – 1955)

Слайд 8

КА БА ЛЕ В С КИ Й Д ми т ри й Бо ри со ви ч (1904 – 1987)

Слайд 9

ЛЯ ДО В А на то ли й Ко н с та н ти но ви ч (1855-1914)

Слайд 10

МУ СО Р Г С КИ Й Мо де с т Пе т ро ви ч (1839 – 1881)

Слайд 11

П РО КО ФЬ Е В Се р ге й Се р ге е ви ч (1891 – 1953)

Слайд 12

РА Х МА НИ НО В Се р ге й Ва си ль е ви ч (1873 – 1943)

Слайд 13

РИ М С КИ Й -КО Р СА КО В Ни ко ла й А н д ре е ви ч (1844 – 1908)

Слайд 14

С Т РА ВИ Н С КИ Й И го рь Фе до ро ви ч (1882 – 1971)

Слайд 15

ЧА Й КО В С КИ Й Пе т р И ль и ч (1840 – 1893)

Слайд 16

ШО С ТА КО ВИ Ч Д ми т ри й Д ми т ри е ви ч (1906 – 1975)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗА РУ БЕ Ж НЫ Е КО М ПО ЗИ ТО РЫ

Слайд 2

БА Х И О ГА Н Н СЕ БА С ТЬ Я Н (1685 – 1750)

Слайд 3

БЕ Т ХО ВЕ Н ЛЮ Д ВИ Г ВА Н (1770 – 1827)

Слайд 4

БИ ЗЕ ЖО Р Ж (1838 - 1875)

Слайд 5

Б РА МС И О ГА Н НЕ С (18 33 – 18 9 7)

Слайд 6

ВЕ Р ДИ Д ЖУ ЗЕ П ПЕ (1813 – 1 901 )

Слайд 7

ВИ ВА ЛЬ ДИ А Н ТО НИ О (1678 – 1741)

Слайд 8

ГА Й Д Н Ф РА Н Ц Й О ЗЕ Ф (1732 – 1809)

Слайд 9

ГЕ Р Ш ВИ Н Д ЖО Р Д Ж (1898 - 1937)

Слайд 10

ЛИ С Т ФЕ РЕ Н Ц (1811 – 1886)

Слайд 11

МЕ Н ДЕ ЛЬ СО Н ФЕ ЛИ К С (1809 – 1847)

Слайд 12

МО ЦА Р Т ЛЕ О ПО ЛЬ Д (1719 – 1787)

Слайд 13

ШО ПЕ Н Ф РИ ДЕ РИ К (1810 – 1849)

Слайд 14

Ш Т РА У С И О ГА Н Н ( СЫ Н) (1825 – 1899)

Слайд 15

ШУ БЕ Р Т Ф РА Н Ц (1797 – 1828)

Слайд 16

ШУ МА Н РО БЕ Р Т (1810 – 1856)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные музыкальные инструменты

Слайд 2

Загадка 1 Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак и буян Голосистый мой

Слайд 3

Загадка 2 Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием?

Слайд 4

Загадка 3 На этом инструменте часто играли пастухи, это пастуший …

Слайд 5

Загадка 4 От гармони он родился, с пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь?

Слайд 6

Загадка 5 Какой русский народный инструмент очень похож на испанские кастаньеты?

Слайд 7

Загадка 6 Струнный инструмент, напоминающий балалайку?

Слайд 8

Загадка 7 В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь. Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь Как зовут ее?

Слайд 9

Кроссворд «Музыка моего народа» 1. Исполнение музыки голосом 2. Русская пляска в кругу 3. Короткая песня, с юмором 4. Жанр русской песни 5. Жанр русской песни 6. Мамина песня на ночь



Предварительный просмотр:

Тема урока "Музыка и кинематограф"

Петрова Елена Анатольевна, учитель музыки

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки 


http://festival.1september.ru/articles/566800/img1.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

"Джаз. История и современность"

Цель и задачи: 

  • рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки
  • актуализация знаний детей о джазовой музыке
  • прививать любовь к музыке.

Оборудование: 

  • компьютер,
  • мультимедиа,
  • экран,
  • презентация;
  • звукозаписи джазовой музыки.

Ход урока

1. Организационный момент

Вход учащихся под песню Луи Армстронга “Hello ,Dolly” (Приложение 1)

Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?

Ученики. Это джаз.

Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза- часть истории ХХ века. Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Что же лежит в основе джаза? Каковы его корни, прежде всего, национальные?

Послушаем сообщение о джазе. (Сообщение делает ученик.)

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство.

Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.

Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов, а лучшей исполнительницей их признана замечательная негритянская певица Махелия Джексон.

Учитель (выписывает на доске имя): Одним из исполнителей спиричуэлс был великий негритянский певец Поль Робсон. Приложение 2

“Hammer Song” – в исполнении Поля Робсона – слушание. (Приложение 2а)

Учитель: Ребята, ваше впечатление?

Ученики: Красота, поэтичность и богатство этой музыки – представление о необычайной музыкальной одаренности негров.

Учитель: Можно ли молитву отнести к легкой по содержанию музыке?

Ученики: Конечно, нет.

Учитель. Музыкальная одаренность негритянского народа сказалась в удивительном многообразии , свободе и вместе с тем четкости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной долей на слабую (“синкопами”), в талантливой импровизации исполнителей.

Учитель: Я хочу предложить вам сообщение об изумительном исполнителе, композиторе, подлинном гении джаза, Луи Армстронге.

Учитель: Выписывает на доске имя.

1-й ученик. Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать – прачкой Мэри Энн. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. 1913 год . Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных “Уэйорс Хоум”. Там был создан медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель – Питер Девис, он сделал Луи горнистом колонии, затем научил играть на корнете. “Эта колония для меня была скорее школой – пансионатом, нежели тюрьмой”. (Армстронг хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), В 16 лет – разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.

2 ученик 

  • 18 лет – ведущий корнетист.
  • 24 года – женился на Лиллиан Харден, пианистке из оркестра Оливера.
  • 25 лет – первые грамзаписи.
  • 1929 год – переехал в Нью-йорк. 17 лет был солистом большого оркестра. Ведущий представитель нового вида искусства, известного во всем мире. Много гастролировал. Челюсти стали железными. Длительная гастрольная поездка по Европе.
  • 1946 год – эпоха свинга внезапно оборвалась, стал петь после 1950 года. “Хелло, Долли”, “Мэки Найф”. (Л.Армстронг “Wonderful world ”) (Приложение 3)

Учитель: Ребята, спасибо за исчерпывающее сообщение, садитесь. Для многих загадка: в чем же неповторимость игры Луи Армстронга?

Ученики: Виртуозное владение инструментом. Именно он привнес в джаз игру в высоком регистре, обогатил палитру джаза уникальными звуками. Чувствовал форму музыкального произведения. Мог быть прекрасным архитектором или драматургом. Его лучшие работы – драматические миниатюры. Заслуга: превратил джаз из коллективной музыки в искусство сольной игры.

Учитель: На протяжении всей истории своего развития джаз породил множество разных школ, направлений, стилей.

Из всех форм негритянского вокального искусства самое существенное влияние на формирование и развитие джаза оказал блюз. Блюзы исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармошки. В них поется о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде.

 

Рэгтайм, наряду с блюзом, является важнейшим источником, из которого возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуон под аккомпанемент банджо, гитары или мандалины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Фотография Д.Гершвина. ( Приложение 4)

Джаз оказал влияние на другие формы музыкального искусства. Самый известный пример- творчество известного американского композитора Джорджа Гершвина. Сперва Гершвин стал известен своими джазовыми лирическими песнями, в которых уже ясно слышались связи с европейской музыкой. Но на этом он не остановился. Он поехал в негритянскую рыбацкую деревню в одном из штатов Америки, где изучил обряды, танцы, песни негров. Затем он сочинил оперу “Порги и Бесс”, в основу которой положил мысль, что черные заслуживают не меньшего уважения, чем белые. Это была первая опера в стиле симфоджаза.

Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.

Так возник стиль музыки, получивший название “симфоджаз”.

Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово?

Ученики. Это слияние симфонической музыки и джаза.

Учитель .Послушайте фрагмент из “Рапсодии в блюзовых тонах” (Приложение 5)

Учитель. В импровизационном джазе нет точной записи исполняемой музыки , есть лишь основа в виде какой –либо известной мелодии. Музыканты импровизируют свою партию, свободно варьируя эту мелодию, это требует от музыкантов не только исполнительского мастерства , но и творческого дара.

Примером вышесказанного может служить исполнение джазовой композиции русским музыкантом Даниилом Крамером. (Приложение 6).

Просмотр презентации по теме урока. (Приложение 7)

2. Разучивание песни “Джаз” Я. Дубравина

– Ритм прохлопать по фразам.

– Можно ли отнести джаз к легкой музыке?

3. Итог урока

– С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок- н-роллу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.

“Рок”, “фанк”, “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовали многие элементы джаза.

Под музыку “Into Each Life Some Rain Must” уч – ся уходят с урока. (Приложение 8)

Приложение


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вера, надежда и любовь в песнях Б.Окуджавы

Исполнительский репертуар: «Надежды маленький оркестрик».

Материал для слушания: «Грузинская песня», «Песенка об Арбате», «Посвящение друзьям».

Видеоряд: фрагменты выступлений Б.Окуджавы на концертах.

Музыкальный эпиграф: «Песенка об Арбате».

Учитель: Вы прослушали «Песенку об Арбате» Б.Окуджавы. Многие из вас впервые слышат это имя. А ведь это выдающийся автор и исполнитель. Всё творчество Б.Окуджавы пронизано добротой и любовью к человечеству. Поэтому тема нашего урока:

«Вера, надежда и любовь в песнях Окуджавы». 

Учитель: Тема, которую мы сегодня рассматриваем, одна из самых непростых, но от разрешения вопросов, связанных с нею зависит как сложится в вашей дальнейшей жизни отношение к песенному искусству.

Назовите песни, которые вы считаете удачными, настоящими.

Учащиеся:…Песни «Над колокольнями», «Ромашковый венок», «Облака»,

«Гляжу в озёра синие».

Учитель: Почему эти песни вы считаете настоящими?

Учащиеся:…Песни умные.

…В них рассказывается о красоте Родины, о переживаниях людей на войне, о зоркости человеческого сердца.

…Сейчас песен много. Есть песни, которые человеку ничего не дают, но под них можно танцевать, а слова слушать необязательно.

Учитель: Давайте подумаем, какой должна быть настоящая песня?

В ней должна быть мысль, искренние чувства, неравнодушное отношение к жизни. А мелодия раскрывает внутренний смысл слов.

Такие авторские песни писал Б.Окуджава.

В течение урока мы ответим на вопрос: Чему учат песни Б.Окуджавы?

Учитель предлагает детям посмотреть фрагмент видеофильма, в котором Б.Окуджава рассказывает о своём творческом пути.

Основная тема песен Б.Окуджавы – человеческая любовь, которая проявляется в сочувствии, доброте.

Виноградную косточку в тёплую землю зарою
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову на любовь своё сердце настрою
А иначе зачем на земле этой вечной живу.

Сейчас вы будете слушать одну из самых знаменитых песен Б.Окуджавы. Это «Грузинская песня».

Слушание.

Учитель: Представьте, что поэт обращается к нам. Он просит нас «на любовь своё сердце настроить». Удаётся ли это вам? Как выэто понимаете?

Учащиеся: … Эти слова означают, что в сердце должна быть любовь к людям, доброе отношение.

…Не придираться по мелочам, радовать друзей.

Учитель: В центре песни образ человека не только любящего людей, но созидающего, делающего добро. Человек счастлив тем, что его будут окружать счастливые люди.

Какой характер песни?

Учащиеся: …Спокойный, задушевный.

…Задумчивый.

После паузы учитель говорит: Совершенно по-другому звучит песня «Надежды маленький оркестрик», которую мы разучиваем.

Слушание в исполнении автора.

Учитель: Какой главный образ этой песни?

Учащиеся: Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Учитель: Чем отличается мелодия этой песни от мелодии «Грузинской песни?

Учащиеся: … «Грузинская песня» спокойная, а мелодия этой песни бодрая, напоминает марш.

…Она всё время движется вверх.

Учитель: Да, вы правильно заметили направление мелодии. Если она движется вверх, то достигает ли она вершины?

(Учитель исполняет под гитару 2 куплет песни).

В года разлук, в года смятений когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди
И командиры все охрипли, тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся:…Люди шли в бой, но надеялись остаться в живых.

…В трудных обстоятельствах жизни в людях пробуждается надежда.

…Им помогает любовь близких.

Учитель: Мы достигли вершины в песне. Теперь ясно, что тот, кому он играет имеет силы переносить несчастья. Чтобы оркестрик играл, тебе надо иметь его в душе.

«Надежды маленький оркестрик»- исполнение учащимися.

(По ходу учитель направляет внимание учащихся на то, чтобы не «давили» концы фраз, не тянули фразы на словах «срываются с горячих губ» - это противоречит образу).

Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока:

Чему учат песни Б.Окуджавы?

Учащиеся: …Надо верить в свои силы, способности в учении.

…Люди должны надеяться на лучшее.

…Нельзя терять надежду.

…С любовью относиться к людям.

Учитель: Я спою вам песню «Посвящение друзьям». Она подведёт итог сегодняшнего урока.

Исполнение песни учителем.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Давай те горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Презентация. (запакована вместе с музыкальными файлами)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Вера, надежда и любовь в песнях Окуджавы.

Слайд 5

Чему учат песни Окуджавы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ» КИНОФИЛЬМЫ

Слайд 2

ЦЕЛИ: - показать роль музыки в кинофильмах; - раскрыть связь литературы и музыки в «музыкальных» кинофильмах; обобщить представления о взаимодействии музыки и литературы; - разучит песню Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника»); - привить умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств.

Слайд 3

Исаак Дунаевский фильм «Дети капитана Гранта»

Слайд 4

ЧАРЛИ ЧАПЛИН

Слайд 5

Д. ШОСТАКОВИЧ И. ДУНАЕВСКИЙ А. ПАХМУТОВА В. БАСНЕР -«Песня о встречном» -«Песня о Родине» из к/ф «Цирк» -«Песня о тревожной молодости» из к/ф «По ту сторону» - «С чего начинается Родина?» из к/ф «Щит и меч»

Слайд 6

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ «Человек и закон» «Клуб кинопутешествий» «В мире животных» «Что, где, когда» МУЗЫКА И.С.Бах Токката и фуга П.Ганн Искусство шума Композиция «Жаворонок» в исп. Оркестра Поля Мориа Фраг. Арии Германа «Что наша жизнь? Игра!» П.Чайковского

Слайд 7

КИНОФИЛЬМ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Слайд 8

ВЫВОД РОЛИ О МУЗЫКИ В КИНО: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только в музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

Слайд 9

А.ПУШКИН «МЕТЕЛЬ» Г.СВИРИДОВ «ТРОЙКА» Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке божий храм Виден одинокий. -------------------------------------- Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Чёрный вран, свистя крылом, Вьётся над санями; Вещий сон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Воздымая гривы… В.А Жуковский

Слайд 10

«ЗВУКИ МУЗЫКИ» РОБЕРТ РОДЖЕРС

Слайд 11

ГАММА ГАММА: Последовательное звучание нот в пределах октавы называется ГАММОЙ.

Слайд 12

ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА»

Слайд 13

ЧТО СТАЛО БЫ С «МУЗЫКАЛЬНЫМИ» КИНОФИЛЬМАМИ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ? Литература и музыка не иллюстрируют одна другую, они по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания. От полноты души язык немеет; Я жажду звуков, а не слов… Чтоб высказать, чем сердце пламенеет, Как рвётся чувство из оков… Н.Ф.Щербина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Увертюра - фантазия «Ромео и Джульетта»

Слайд 2

Нет повести печаль нее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте… У.Шекспир «Ромео и Джульетта» - трагедия гениального английского драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира . Повествует о любви, верности и трагической гибели двух юных героев.

Слайд 3

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» - одно из самых знаменитых произведений П.И.Чайковского. Известно, что Чайковский задумал даже сочинить оперу на сюжет трагедии Шекспира, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры – фантазии. «Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему брату Модесту Ильичу. – Как я мог до сих пор не видеть, что я будто предназначен для положения на музыку этой драмы? Ничего нет более подходящего для моего музыкального характера… Есть любовь, любовь и любовь…»

Слайд 4

После смерти Чайковского композитор С.И.Танеев закончил сцену «прощального свидания» и издал ее как дуэт Ромео и Джульетты. Давайте послушаем этот дуэт и подумаем: Какими чувствами наполнена музыка дуэта? Как композитору удалось выразить эти чувства? С.И.Танеев

Слайд 5

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько частей - Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода

Слайд 6

Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Портрет какого человека рисует музыка? Каков его характер, возраст, настроение? Какие инструменты исполняют эту тему? Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния? Вступление

Слайд 7

Патер Лоренцо

Слайд 8

Экспозиция Показ других образов трагедии. И первый из них – это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти.

Слайд 9

Богатство чувств чуждается прикрас, Лишь внутренняя бедность многословна. Любовь моя так страшно разошлась, Что мне не хватает и половины. Звучит «тема любви». Гимн красоте человеческих чувств. Чувств Ромео и Джульетты.

Слайд 10

Расстаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. И после короткой паузы… вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ – начинается новый раздел. Разработка

Слайд 11

Хотя любовь их все непобедимей, Они пока еще разделены. Исконная вражда семей меж ними Раскрыла пропасть страшной глубины. В ее семье Монтекки ненавидят В глазах родни Ромео не жених. Когда и где она его увидит И как спасти от ненависти их? Какой темой открывается разработка? Какая тема вступает в противоборство с темой вражды? Появляется ли в разработке тема любви?

Слайд 12

И вновь в музыке звучит тема вражды. Начинается реприза. Тревога и напряжение в музыке усиливаются. После удара большого барабана возникает неожиданная пауза. Какой смысл несет такой изобразительный момент? Реприза

Слайд 13

Кода Об этом рассказывает слушателям последний раздел увертюры – кода (завершение, заключение). Звучат мерные скорбные аккорды оркестра. О чем говорит эта музыка? Это траурный марш или заупокойное песнопение?

Слайд 14

Совпадает ли трактовка основной идеи произведения композитором Чайковским с замыслом драматурга Шекспира, который завершает свою пьесу словами: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте?»

Слайд 15

Спасибо за внимание! Презентацию выполнила Федорова А.С. Учитель музыки моу сош № 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....