Урок музыки в 3 классе, 2 четверть, тема "Древнейшая песнь материнства"
учебно-методический материал по музыке на тему

Суслова Любовь Алексеевна

Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери. Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве, с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве, с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.

                                                    

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 3б КЛАССЕ 14.11.2017г.

 «ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА»

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

ТЕМА УРОКА: «ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА»

ТИП УРОКА: УРОК-ОЗНАКОМЛЕНИЕ.

ЦЕЛИ:  Формировать позитивное отношение к обучающим ценностям.

ЗАДАЧИ:

  1.  Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве.
  2. Познакомить с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве.
  3. Познакомить с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.
  4. Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери.
  5. Учить внимательному, заботливому отношению к ней.
  6. Содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию сплоченности и ответственности за порученное дело.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Музыка и песни автора-исполнителя Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки», «Если мама пожалеет».
  2. Народная колыбельная песня.
  3. Ф.Шуберт  «Ave Maria»
  4. Песня для мамы.

МЕТОДЫ:

  1. Словесный (рассказ, беседа, анализ).
  2. Наглядный (слуховой, зрительный).
  3. Художественно-практический.
  4. Метод эмоциональной драматургии.

В ХОДЕ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

  1. Технические средства обучения (мультимедийная техника);
  2. Икона Владимирской Божией Матери;

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гамзатов Р. Стихи. – М.,1980.
  2. Картинная галерея «Старые мастера».- Дрезден, 2010.
  3. Музыка 1-4 классы. Методическое пособие. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.,2004.
  4. Музыка. Учебник для 3 класса. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2007.
  5. Островой С. Избранные стихи. Л.,1985.
  6. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Начальная школа. –М.,2009.
  7. Православные святые. Ионина Н.А. РООССА. 2010.

                                                                Ход урока

Вход в класс под музыку Веры Дворяниновой.

В исполнении учителя звучит стихотворение Расула Гамзатова «Мама»:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово - это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего, ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: МАМА!

- Ребята, кому будет посвящен наш сегодняшний урок? ( Маме).

- Правильно. В последнее воскресенье ноября в России с 1998 года по указу Президента отмечается День Матери. В этом году мы отмечаем этот праздник 26 ноября.

- Кто из вас слышал об этом празднике?

- Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства». Слайд 1.

      Мы познакомимся с образом с образом Мадонны в Западно - Европейском искусстве, Богоматери в русском искусстве,  с образом матери в современном искусстве. Вспомним хорошо известные вам песни и услышим новые музыкальные произведения.

- Какую самую первую песню слышит ребенок от своей мамы, бабушки?

- Колыбельную. Слайд 2.

- Кто может напеть колыбельную песенку? (по желанию)

- В качестве распевки предлагаю спеть народную песню «Люли, люли, люленьки»

                    Распевка песню «Люли, люли, люленьки»

- А как вы думаете, современные композиторы могут сочинять колыбельные песни? Они могут быть похожи на народные?

-Такие песни называют композиторскими в народном духе.

Слушание песни Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки».

     Ребята во всех странах мира покровительницей матерей, материнства является Божия Матерь. Просто называют ее по-разному: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна. Потому что Богородица – прежде всего мать. У меня в руках икона Казанская Божия Матерь. Ее образ – вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу своего сына.  

        Посмотрите на икону Владимирской Божией Матери. Слайд 3.

         Именно о ней художник Игорь Грабарь сказал, что она – «Древнейшая песнь материнства». Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезовала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери. Вот уже более 2000 лет посвящают Деве Марии свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы.

-Посмотрите, какой величественный образ Мадонны (Слайд 4) воплощен в картине итальянского художника Рафаэля (Рафаэлло Санти). Картина с 1754 года находится в Германии, в г. Дрездене в Картинной галерее «Старые мастера».

      - Давайте рассмотрим картину!

На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.
    В образе Марии  глубокая материнская нежность и  тревога за судьбу младенца. Её одежда проста, она ступает легко по облакам босыми ногами, прижимая к себе сына, окружённая светом ...
Святой, у ног которого изображена папская тиара (тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор), подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.

   Слушаем Франца Шуберта «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти. (Видео). Итальянский певец, в подростковом возрасте завоевавший мировую известность.

-Какой голос? Какой темп, динамика?

- Найдите слова, которые передают ваши чувства? (Пользуемся Словарем)

(Величие, радость, красота, спокойствие, мир, достоинство, благородство, простота, свет.)

- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин художник 19-20 вв. Тема материнства – одна из главных тем его творчества: «Богоматерь Умиление Злых Сердец», «Петроградская мадонна», «Мать».

- В трудные времена для Родины вставали на ее защиту сыновья: плакат «Родина-Мать зовет!»

- Ребята, мы сказали  много добрых и нежных слов, говоря о картинах великих художниках ,  а эти слова подходят к образу вашей мамы?

-Да.

- Мы подготовили стихотворение о маме.

- Елена Благинина «Солнышко».

Нет никого моей мамы дороже.

Нет никого справедливей и строже.

Нет никого моей мамы добрей,

Ласковой мамочки милой моей!

Как я люблю ее теплые руки!

Тихого голоса нежные звуки.

С мамой и солнце нам светит сильней

Холодно в мире без мамы моей!

Кто пожалеет и кто обогреет?

Ночи не спит, когда мы заболеем.

Нет никого в целом мире родней.

Мамы единственной милой моей!

- Ребята, а вы заботитесь о своей маме как она о вас? Давайте покажем как можно помочь маме месить тесто для пирога, наливать чай из чайника (физминутка).

- В народе живет много пословиц о маме. Они передаются из поколения в поколение. Какие вы знаете пословицы?

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Птица рада весне, а младенец матери. Нет милее дружка, чем родимая матушка. При солнышке тепло, при матери – добро. Родную мать никем не заменишь. Что материнской рукой дано, то впрок пойдет. Материнская ласка конца не знает. Жалей мать родную – не найдешь другую. Для матери ребенок – до ста лет дитенок.

Давайте разучим песню «Песня для мамы»

 Итог урока:

- Что понравилось?

- Что особенно запомнилось?

- Что нового узнали на уроке?

- О ком шла речь на уроке?

- Какие музыкальные произведения звучали на уроке?

- Нарисуйте дома мамин портрет. Пожелайте своим мамам и бабушкам здоровья, любви, добра и счастья.

Выход из класса под песню Веры Дворяниновой «Если мама пожалеет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....

технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"

технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак  ФГОС...