Разработка урока по музыке "Казахская инструментальная музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Гаподченко Татьяна Анатольевна

Интегрированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrument_muzyka_urok.doc733.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема:

Казахская

инструментальная

музыка

5 класс

Тема: «Казахская инструментальная музыка»

Цели и задачи:

1) Образовательные:

- в ходе урока как можно более полно раскрыть понятие «Казахская инструментальная музыка»;

- освоить новые понятия – кюй, кюйши;

- повторить ранее изученный материал (казахские инструменты, песенное искусство, формы бытования);

- осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы.

2) Воспитательные:

- пробудить интерес к народному творчеству;

- воспитывать через народную музыку патриотические чувства, уважение и любовь к историческому прошлому своей страны.

3) Развивающая:

- развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное;

- развивать способность рассуждать по поводу прослушанных произведений, используя словарь эмоций;

- развивать музыкальный слух и музыкальную память, что является неотъемлемой частью развития творческих способностей.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, дедуктивный, индивидуальный и фронтальный опрос.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, наглядный материал

Музыкально-литературный материал:

С.А.Елеманова «Казахская музыкальная литература»

Методический журнал «Музыка в школе»

Учебник «Музыка» 5 класс

Методическое пособие по музыке 5 класс

Песня « Наша земля » - исполнение, слушание.

Ход урока:

1. Музыкальное приветствие.

Учитель: -  Если вы помните, в начале учебного года я говорила о  

                  том, что в 5 классе много времени мы с вами посвятим знакомству с казахской народной музыкой. Мы живем в Казахстане и должны знать историю своей страны, а музыка является неотъемлемой частью истории любого народа. В первой четверти мы познакомились с казахскими музыкальными инструментами, без которых музыка не может существовать. И прежде, чем начнем изучение новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о казахских инструментах.

2. Повторение.

Учитель: - Вы знаете, что казахские инструменты также как и все

                 музыкальные инструменты делятся на три группы.    

                 Назовите их.

Ответ: - Струнные, духовые, ударные.

Учитель: - Правильно. Перед каждым из вас лежат листы бумаги.  

                 Когда я скажу, вам нужно будет их перевернуть и выполнить задание. А задание будет таким: на листах вы увидите изображения казахских инструментов, ваша задача – определить инструмент и подписать его название. Итак, начали.                

(дети выполняют задание)

- А теперь поменяйтесь листами с соседом по парте и давайте вместе проверим, как вы справились. Я называю правильные ответы, а вы проверяете. Инструментов было пять, поэтому поставьте своему соседу оценку по количеству правильных ответов.

Следующее задание: музыкальная викторина. Я включаю вам звучание инструментов, а вы должны угадать какой инструмент играет.

3. Новый материал.

Учитель: - Тема нашего урока – «Казахская инструментальная

                 музыка». Записываем тему урока. Скажите, что такое инструментальная музыка?

Ответ: - Музыка, которая исполняется на инструментах.

Учитель: - Правильно. Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа – высоко развитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются обычно у народов, которые длительный исторический период вели кочевой скотоводческий образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены и другие.

    Основной жанр казахской инструментальной музыки – кюй.  Кюй – это небольшая пьеса для казахского инструмента. Кюи отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. Это связано с содержанием, так как каждый кюй раскрывает только один музыкальный образ, только одно состояние и не имеет контрастов. Кроме того, каждый кюй обязательно имеет название, оно помогает лучше понять содержание музыки. И раньше перед тем, как сыграть кюй исполнитель обязательно рассказывал о содержании музыки.

    Содержание кюев разнообразно:

  • О природе и красоте родного края – «Сарыарка» («Золотая степь») «Аққу» («Лебедь»)
  • О животных и птицах –
  • О важных событиях – «Аман бол, шешем, Аман бол» («До свиданья, мама, до свиданья»)
  • Раздумья о смысле жизни – «Кокил» («Мелодия моей души»)
  • Портреты людей – «Әсем Қоныр» («Прекрасная Коныр»)

и о многом другом. Фактически, Кюи передают всю сложную картину жизни кочевников.

    Автора и исполнителя кюя называют кюйши.

А теперь давайте кратко, в виде схемы, запишем новый материал.

Казахская инструментальная музыка

Основной жанр – кюй

Кюй – это небольшая пьеса для казахского инструмента

Длится 2-3 минуты, т.к. передает один музыкальный образ

 и не имеет контрастов

Содержание очень разнообразно, всегда есть название

И для того, чтобы вы получили полное представление о том, что такое кюй, мы с вами послушаем одно из самых  известных произведений выдающегося кюйши 19 века Курмангазы Сагырбаева – «Сарыарка» («Золотая степь»). Курмангазы – казахский народный композитор, домбрист. Его кюи рассказывают о суровой истории казахского народа. Курмангазы был справедливым человеком, борцом за правду и защитником казахского народа. Его кюи – это размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народных празднеств. В своем кюе «Сарыарка» автор передает восторг человека от созерцания красоты родной степи. Слушая, вы как всегда обратите внимание на словарь эмоций и подберите слова,  которые, по-вашему, наиболее ярко отразят характер кюя.

Слушание:  Курмангазы,  кюй «Сарыарка»

Учитель: - Итак, что можно сказать о характере музыки?

Ответ: - Музыка звучит энергично, ликующе, восторженно.

Учитель: - Молодцы.  И как вы заметили, здесь нет контраста, весь  

                 кюй звучит как на одном дыхании. Скажите, а на каком инструменте был исполнен кюй?

Ответ: - На домбре.

Учитель: - Правильно. Вы знаете, что домбра была и остается

                  самым любимым инструментом казахов. Домбровые кюи переходили от одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знания о жизни, человеке.

     Но кюи создавались не только для домбры.  В казахской музыке 19 века сложились 3 основные инструментальные традиции – домбровая, кобызовая и сыбызговая. Но судьба их сложилась по-разному.  К концу 19 столетия сыбызговая традиция стала быстро исчезать и уже к началу 20 века сыбызгы становится редким, встречающимся лишь в отдельных регионах Казахстана инструментом. И потому кюев для сыбызгы не сохранилось.

    Трагично сложилась судьба и кобызовой музыки. Последними носителями традиций этой музыки стали казахские шаманы – баксы. Но, начиная с 20-х годов 20 века, в течение нескольких десятилетий их преследовали, запрещали играть на кобызе. Этот факт стал причиной резкого угасания кобызовой традиции. Кобызовых кюев сохранилось очень мало, всего около 20.

    Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, подлинным расцветом которого стал 19 век, представленный авторским творчеством кюйши. Более подробно мы будем знакомиться с известными кюйши 19 века на следующих уроках. А сейчас запишем еще одну небольшую схему.

 

19 век – 3 основные инструментальные традиции

                                   

кюи для домбры                          кюи для кобыза                              кюи для сыбызгы

   

Существует много легенд о происхождении казахской музыки. Каждый народ пытался объяснить все, что происходит у них в жизни. Существует одна из легенд о происхождении музыки, связывая с именем первого казахского поэта и музыканта Коркыта. Он пытался найти бессмертие в природе, но увидел, что трава желтеет, листья опадают, даже камни разрушаются от воды и тогда он решил, что бессмертной может быть только музыка. С именем Коркыта связано появление кобыза. Коркыт – мудрец, предназначение которого дарить миру искусство. По его просьбе на его могилу был положен кобыз, который до сих пор тихо звучит при порывах ветра. Кобыз считался священным инструментом,на котором играли только шаманы и баксы, поэтому музыка для кобыза не получила развития, но все таки ярким примером кобызовой музыки является творчество Ыхыласа. Ыхылас Дукенулы – казахский народный композитор, кюйши, кобызист. Он первый, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. Звуками его струн музыкант старался отобразить современную жизнь, свои сокровенные мысли. Его кюи звучат и по сей день.

Давайте послушаем кюй Ыхыласа. Несмотря на то, что музыка эта была написана в 19 веке, она продолжает жить и сегодня, блогодаря нынешним композиторам и исполнителям музыки. Эти люди. чтобы сохранить эту музыку, делают ее интересной с использованием новых технологий и аранжировок. Идет соединение классической музыки с современными ритмами. И сейчас послушаем, как красиво и ярко звучал кобыз в наше время.

Слушание: «Шанырау»

Как вам произведение? Согласитесь, если бы я вам не сказала, что этот кюй написан в 19 веке, вы бы сказали что эта музыка современная. Как много делают современные музыканты, чтобы сохранить для нас историческое прошлое.

Для нас близка современная музыка и современный ритм жизни. И мы с удовольствием встряхнемся под ритмическую музыку.

Физкультминутка.

Продолжим наш урок. Много композиторов пишут песни для казахских инструментов. Сегодня мы споем песню «Домбыра», но сначала распоемся.

4. Закрепление.

Учитель: - Итак, сегодня мы с вами познакомились с основными понятиями, связанными с казахской инструментальной музыкой. Назовите мне основной жанр казахской инструментальной музыки.

Ответ: - Кюй.

Учитель: - Правильно. Скажите, о чем могут повествовать кюи?

Ответ: - Кюи могут рассказывать о природе, животных, о людях, об истории.

Учитель: - Я утверждаю, что кюй не обязательно имел название.

Ответ: - Нет, все кюи имели название, так как это музыка инструментальная и название помогает лучше понять содержание кюя.

Учитель: - Назовите три инструментальные традиции, которые сложились в 19 веке.

Ответ: - Домбровая, кобызовая и сыбызговая.

Учитель: - Какая из традиций не сохранилась совсем?

Ответ: - Сыбызговая.

Учитель: - Ну что ж, молодцы. На следующих уроках мы с вами продолжим знакомство с инструментальной музыкой Казахстана и будем изучать творчество известных кюйши 19 века.

А сейчас отвлечемся от серьезных тем и перейдем к любимой части урока музыки.

5. Дыхательные упражнения:

- «нюхаем цветочек»

- «ныряем под воду»  (до 10, 15, 20)

6. Скороговорки:

- « Кукушка кукушонку купила капюшон»

- «Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок»

7. Вокальные упражнения.

8. Пение: «Наша земля»

9. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...

урок музыки для 4 класса "Вокальная и инструментальная музыка"

Основная цель урока:- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано)....

Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....

Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»

Методическая разработка «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова»...

разработка урока в 5 классе музыка в баснях

Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели  ...