Релаксация на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему

Гаподченко Татьяна Анатольевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_na_urokah_muzyki.docx26.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активные методы релаксации

на уроках музыки.



                                                                                                       Единственная красота,

которую я знаю,- это здоровье.

Генрих Гейне

   Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос о здоровье детей. Взрослые считают, что современная школа делает детей больными, ведь они реагируют на любые изменения, происходящие в жизни, и порой им приходится сталкиваться с проблемами, которые не всегда по силам даже взрослым. И от этого состояние здоровье подростков резко ухудшается. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.  

В школе ребенок часто находится в состоянии стресса.

*Стресс оценивания (экзаменационный);

*Стресс ограничения времени (контрольные работы, сочинения);

* Неоправдавшееся ожидание положительной отметки и ожидаемой похвалы;

*Переутомление (большой объем работы);

*Стресс психологического давления (через авторитарность учителя);

*Коммуникативные стрессы (конфликты между учителями или учениками).

   О проблеме здоровья детей мы вроде бы все знаем – и как его сохранить, и чем его поправить, и как правильно питаться, чтобы его поддержать. И вроде мы всё делам правильно, но результата нет.

  По моему мнению, главная цель каждого педагога - сохранить психологическое здоровье детей.

 

   Разрешите поделиться своим опытом работы. Тема моего выступления: «Активные методы релаксации на уроках музыки».

   Я уверена, что уроки музыки – это важнейшее средство сохранения и укрепления положительного психоэмоционального состояния ребенка. Я стараюсь предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил в приятной обстановке.

   Дети очень любят зарядки-релаксации, которые я провожу каждый урок.

А что же такое релаксация? Релаксация – это методика расслабления мышц организма, которая весьма благоприятно отражается на нем, снимает нервное напряжение и помогает взбодриться. Даже если у человека мало свободного времени, он всегда может выделить буквально пару минут на релаксацию. Благодаря этой технике можно действительно хорошо расслабиться, ощутить прилив сил и бодрости. А отдохнувший человек всегда лучше выполняет работу и решает всевозможные задачи. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту). Все релаксации - зарядки проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.

   Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. Видами релаксации могут быть различные движения, игры, пение, танцы, слушание музыки, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

    Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из класса.

   Сейчас я приведу примеры активных методов релаксации:

                           Методы «Земля, воздух, огонь и вода»

                                                           Воздух.

Воздух основан на дыхании. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают, делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Воздух входит в нос, затем он наполняет грудь, плечи и руки до самых кончиков пальцев. Постепенно воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. Зевота активизирует, правда, очень ненадолго, деятельность головного мозга, помогает отогнать сон и взбодрить организм. Известно, что зевота заразительна: стоит одному начать зевать, и все вокруг подхватывают. А все дело в том, что зевота легко возникает как подражательный рефлекс. Этот рефлекс заставляет нас не только зевать, но и улыбаться, если рядом кто-то смеется.

                                                                Земля.

Устанавливаем контакт с землей, мы должны почувствовать уверенность. Сильно давим на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Наша цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

                                                                  Огонь.

Активное движение руками, ногами, телом, изображаем языки пламени. Мы должны ощутить энергию и тепло в своем теле, когда движемся подобным образом.

                                                                    Вода.

Мы представляем себе, что комната превращается в бассейн, и делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Необходимо, чтобы учитель сам принимал участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Релаксационные упражнения очень просты, а главное – абсолютно безвредны и помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.

                                              Дыхательное упражнение

• Медленно вдохнуть, затем выдохнуть, затем также медленно сделать глубокий вдох.

• Задержать дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох.

• Задержать дыхание на четыре секунды и выдохнуть.

• Повторить эту процедуру семь раз, и мы почувствуем, что стали спокойнее.

                              Упражнение «Задуй свечу»

• Сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом нужно длительно произносить звук «у-у-у».

Повторить упражнение семь раз.

                                    Упражнение «Ленивая кошечка»

• Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело.

• Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнести звук «а!».

Также повторить упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

         Следующий способ релаксации – мышечное расслабление.

Я предложу вам упражнения, которые подходят как взрослым, так и детям. Их можно выполнять вместе с учениками на любом уроке во время физкультминутки. Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется семь раз.

                        Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Принять исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

                                              Упражнение «Апельсин»

• Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится апельсин, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросить «апельсин» и расслабить руку.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

  Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; скованные дети могут приобрести   уверенность и бодрость.

  Расслабляться можно не только с помощью дыхательных и мышечных упражнений. Возможно расслабление через образы - зрительные представления.

Наши образы имеют над нами магическую власть.

Для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

Сейчас я приведу примеры на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов.

                        Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощутите напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение семь раз.

                                   Упражнение «Раздувающийся шар»

• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках, ощущаете его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется в высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Для релаксации нужно выбирать спокойную музыку. Хорошее влияние на организм оказывает прослушивание музыкальных композиций, связанных с природой. Такая музыка по-настоящему творит чудеса.

Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации:

                                                                               “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все ваше тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

                                                            «Снежинки»

Представьте, что вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, вам дышится легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

                                                     «Порхание бабочки»

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И ваше тело тоже легкое-легкое, вы взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

                                                           «Полет птицы»

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко на небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Она свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Представьте себе, что эта птица – вы. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья легкие, вы наслаждаетесь свободой, прекрасным ощущением парения, прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок ласкает, поглаживает вас. А теперь медленно взмахните крыльями и приближайтесь к земле. Вот мы и снова на земле, в этом классе. Улыбнитесь друг другу.

                                      Релаксация – зарядка для коллег 

                                                       Отдых на море

Присядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Вам дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

   Необходимо всегда помнить о том, что в классе должен быть хороший микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, хорошее освещение), урок не должен быть однообразным и монотонным, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, шутки, похвала). И запомните: «Улыбайтесь так, чтобы другие, смотря на вас, захотели унести вашу улыбку с собой». 

   Уважаемые коллеги, берегите себя, старайтесь зря не волноваться, больше отдыхайте– это пойдёт вам на пользу, экспериментируйте, ищите, сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства. Искренне восхищайтесь всем красивым, что видите вокруг. Находите прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать вам в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

Желаю вам:

  • Никогда не болеть;
  • Правильно питаться;
  • Быть бодрыми и оптимистичными;

УДАЧИ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы релаксации на уроках

Презентация "Приёмы релаксации на уроках". Представлены различные движения, игры, физкультминутки...

Релаксация на уроках немецкого языка

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Что же такое релаксация?  Релаксация – это...

Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения

Релаксация — это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хо...

ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка выз...

Виды релаксации на уроках английского языка

Данный материал содержит примеры зарядки, аутогенной тренировки, упражнений, помогающих снимать напряжение пальцев, которые можно использовать на уроках английского языка для реализации здоровьесберег...

Релаксация на уроках английского языка

Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое  здоровье? Это не только отсу...

Релаксация на уроке музыки.

Упражнения под музыку для релаксации....