Разработка классного часа по теме "Жизнь и творчество Виктора Цоя".
классный час по музыке (8 класс) по теме

Горбунова Татьяна Николаевна

Жизнь и творчество Виктора Цоя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_viktora_tsoya.docx32.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творчество Виктора Цоя

Звучит песня в исполнении И. Талькова "Памяти Виктора Цоя"

(Зажигаются свечи у портрета Цоя)

Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о “прерванном полете” барда Виктора Цоя.  Поколению 90-х годов ХХ века нужен был свой кумир, им стал Цой и его песни.

         Давайте мы узнаем о нем чуть больше.

Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Виктор был русским наполовину: мать Валентина Васильевна - русская, коренная ленинградка, ее муж - кореец, родом из Казахстана. Братьев и сестер у Виктора не было. Мать Виктора не раз слышала о том, что при смешивании кровей разных народов часто рождаются талантливые люди. Поначалу, правда, особыми талантами Виктор не отличался: рос и развивался, как все дети.

         Кстати, в молодости Цой ценил творчество Владимира Высоцкого и Михаила Боярского и чуть позже - Брюса Ли. Имиджу последнего и начал подражать. После увлекся восточными единоборствами и дрался с Юрием Каспаряном по-китайски. Более того, Виктор Цой профессионально вырезал фигурки нэцкэ из дерева. 
Творческие задатки родители заметили у сына еще в детстве – он неплохо рисовал и лепил, а в пятом классе взял в руки гитару, которая в последствии помогла ему взобраться на вершину славы.  За год до этого отец – Роберт Максимович – оставил семью. Чтобы это не сильно повлияло на психологическое состояние Виктора, мама записала его на занятия в художественной школе, но там он все больше тяготел к музыке – вместе с другом Максимом Пашковым они слушали Beatles и фанатели от Элвиса Пресли. Позже к ним присоединился еще и ударник, и вместе ребята создали дебютный альбом под названием «Слонолуние».

В училище он сразу создал группу. Группа называлась «Палата №6» . Но Виктора, как и всех, кто играл в этом ансамбле, отчислили «за неуспеваемость». Участие в рок группе, занятие музыкой, «растлевающей» советскую молодёжь было тогда вполне достаточным основанием, чтобы отчислить любого, даже самого способного учащегося. Кроме рока ребята имели «вызывающий вид». После отчисления из училища он поступает на завод штамповщиком, идёт в вечернюю школу. Цою тогда исполнилось 16, и он ещё не стал по-настоящему взрослым: ему хотелось читать, рисовать и конечно играть на гитаре, но из-за работы был лишён всего этого.

В течение лета 1981 года вместе Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создаёт группу «Гарин и гиперболоиды». Осенью 1981 года эта группа вступает в ленинградский рок клуб.

"Я с детства занимался в различных художественных учебных заведениях. Лет в 18 я все это бросил и стал играть на гитаре и писать песни" (интервью в Алма-Ате в 1989 году). Значит, это был примерно 1980 год. Мать слушала его первые записи, и ей казалось: не плохо, не хуже, чем у других. Но она, по ее словам, никак не ожидала такой огромной популярности, которая пришла к Виктору потом. Отец также не сразу стал понимать песни сына: "Когда он только начинал, я не воспринимал это серьезно. Тем более что для меня, взрослого человека, его песни, конечно, не были близки. Думал, это так, мальчишество какое-то".

Группа, сменив название на “Кино”, исчезает на год. Виктор Цой вспоминал: “Мы были прикреплены к Ленинградскому рок-клубу… Мы играли столько, сколько хотели. Но так как это была самодеятельность, то игра не могла быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работали. Я, например, в котельной, кочегаром”.

О, это странное слово Камчатка,
О, это сладкое слово Камчатка,
Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей,
Я не вижу реки, я не вижу моста
Ну и пусть.

 «Камчаткой” называлась котельная, где работал Цой. В “Камчатке” мы все просто имели достаточно свободного времени, - говорил Святослав Задерин, основатель “Алисы” - и Цой подбрасывал уголь в топку историй рок-н-ролла”. А первый продюсер Цоя в США Джоанна Стингрей отмечала: “Я спрашивала Виктора, почему он не бросит свою кочегарку?” Он отвечал: “Нравится”. Может быть, именно потому его песни значили так много для нас: песни человека из реального мира”.

Цой знакомится со своей будущей женой Марианой. В этом же году первый электрический концерт группы «КИНО» в Ленинградском рок клубе, а также первые акустические концерты в Москве. В феврале 1985 – женится на Мариане. 5 августа 1985 года – родился сын Саша. После рождения сына Виктор с радостью окунулся в семейные хлопоты, стойко переносил бессонные ночи, старался оградить жену от проблем, ухаживал за ребенком, посвящал ему песни. Все его мысли и надежды теперь были связанны только с малышом.

Близкие музыканта отмечают, что в жизни и на сцене он был совершенном разным — стеснительный и замкнутый Цой во время выступлений удивительно перевоплощался, передавал залу невероятную энергетику и выкладывался на 100%.
До сих пор неясно, сколько точно песен написал Виктор Цой, по одной из версий их около 300.

Весной 1986 года он получил диплом за лучшие тексты.  Из Киевского интервью 1989 года:  - Представь себе, если тебе сейчас предложили выбрать: вдохновение и бедность или славу и богатство.
- Для меня главное - сохранить самоуважение и некоторую внутреннюю свободу, которая у меня сейчас есть. Но сохранить ее очень трудно, приходится все время бороться с разными соблазнами. Например, если вдруг встанет вопрос так, что я буду вынужден играть ту музыку, которую не хочу играть, но которая будет нравиться людям, - это было бы нечестно с моей стороны ее играть, правда! Уже будет соблазн...

В 1988 выходит фильм «Игла» и альбом «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах. Песни «Кино» привлекают слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению.

После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление «Кино» стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции, где «Кино» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо «Ассы» «Кино» снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нургманова «Игла». В 1989 г. пластинка группы  выпущена во Франции.

Виктор Цой летом 1990 года отдыхал в небольшом рыбацком поселке на берегу Рижского залива вместе с пятилетним сыном Сашей. В тот роковой день он в 5 утра отправился на рыбалку в сторону г. Талсы на одно из лесных озер. Виктор хотел взять с собой сына, но тот отказался.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока-Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках км от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич 2141» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250». Автомобиль двигался со скоростью около 130 километров в час. Музыкант погиб мгновенно. Водитель «Икаруса» не пострадал. При этом накануне гибели Цой был абсолютно трезв. Анализ клеток мозга показал, что певец действительно уснул, возможно, от переутомления.

Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа “Москвича” на крутом повороте. От удара “Икарус” (без пассажиров) отлетел в реку почти на 100 метров. Двигатель раскрошился, и его остатки можно было обнаружить в радиусе 60 метров. Однако колесо так и не нашли. Единственные сохранившиеся детали – крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись”. 

Из воспоминаний очевидцев:

«Скромный дворик Ленинградского рок-клуба на Рубинштейна,13. Поклонники “Кино” поминали своего кумира трое суток напролет: плакали, тихо под гитару пели его песни.

Всю ночь во дворе рок-клуба горят свечи, к портрету Цоя, висящему на стене, все время кладут цветы. Из двух кассетников, стоящих прямо на земле, льются песни. В эту ночь многие поклонники Цоя из других городов, его друзья, журналисты, не достав железнодорожных и автобусных билетов на Ленинград, мчались на Рубинштейна, 13 на машинах.

Наступило утро. Все, кто собрались во дворике рок-клуба организованно вышли на Невский. Траурная процессия медленно двинулась к Богословскому кладбищу. По пути – церемония возложения цветов на куче угля. Красные розы у ворот кочегарки, которую все слушатели “Кино” знают как “Камчатку”. На кладбище все молча ожидают, пока родственники прощаются с Виктором. Ни одной попытки прорваться за кордон. Причем ни милицейский, а рок-клубовский, который сдерживал десятки тысяч фэнов.

Вечером 19 августа очередь к Богословскому кладбищу для прощания с Виктором Цоем растянулась на 4 километра. Несмотря на сильный дождь, который в этот день перестал лишь всего на двадцать минут, когда гроб опускали в могилу.

Смерть рок-музыканта была шоком для поклонников. Некоторые фанаты даже покончили с собой. После его гибели по всей стране – от Калининграда до Хабаровска – возникло свыше 70 Фан-клубов группы “Кино”.

В первых песнях Цоя веселый и раскованный абсурд, подчас, начисто лишенный смысла, понятый посвященным.

Солидная публика пыталась разобраться, что к чему, но у нее глаза лезли на лоб от того, о чем пел бард в песне “Алюминиевые огурцы”. (Звучит запись песни) Оригинал « Алюминиевые огурцы».

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Смотрите на меня в окно

И мне кидайте свои пальчики, да.

Ведь я - сажаю алюминиевые огурцы

На брезентовом поле…

Время шло, менялся Цой, менялся и текст песен. Герой цоевских песен – неплохой парень, чаще из спецшколы или обычного ПТУ. Он постоянно курит, любит гулять по ночам, тоскует по Черному морю, не очень любит троллейбус, электричку, зато с удовольствием совершает прогулки в метро.

Сумбурность поступков, неуверенность в завтрашнем дне позволяют назвать его романтиком и мечтателем, не очень уверенно чувствующим себя в хаосе городской жизни, потому он, как, и положено романтикам, предпочитает тихую ночную пору.

Цой говорил: “Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Я не думаю, что с помощью материальных благ можно усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет труднее понять, неустроенному, того, кто уже достаточное время живет в комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.”

В. Цой пишет о том, что происходит вокруг него. Он считает своим долгом максимально донести то, «о чём болит и кричит» его душа. Таким он показан на экране: не в качестве музыкального антуража, а в качестве героя нашего времени, который пропускает через свое сердце общую боль и беду. Бескорыстный, милосердный герой, который не хочет победы любой ценой, не собирается никому ставить ногу на грудь. Он был нужен времени очищения. 

 

Песня « Перемен. Мы ждем перемен»

В 1988 году Цой продолжил работу в кино и снялся в картине Рашида Качумкова “Игла”. 

Кадры из фильма “Игла”.

В 1989 году фильм вышел на второе место по прокату среди советских фильмов, а Цоя назвали лучшим актером года. Хитом картины стала песня “Доброе утро, последний герой, тебе и таким, как ты”

Интересные факты из жизни Цоя
Любимый цвет Виктора – желтый, олицетворяющий вечность на востоке и черный, последнему он отдавал предпочтения в одежде. А любимые цветы – желтые розы. Цой не любил зиму и не переносил вид крови.
В литературе Виктор Цой отдавал предпочтение японской поэзии, романам Достоевского, Булгакова, Набокова и восточным авторам.
Жена Цоя Марианна была гримером, костюмером и художником группы «Кино». На одной из вечеринок Виктор Цой познакомился с сотрудницей Ленинградского цирка Марианной, которая смогла подарить ему веру в себя. Молодые люди вскоре поженились, а в 1985 году у них родился сын Александр. Марианна быстро влилась в жизнь группы «Кино» – была и администратором, и костюмером, и визажистом. Из опыта многих других рок-групп мы знаем, что появление в них женщины ни к чему хорошему не привело. Так получилось и с «Кино». Алексей Рыбин почувствовал себя в коллективе лишним и ушел.

В это же время Виктору пришла повестка из военкомата. Человек такой натуры даже представить не мог, что возьмет когда-нибудь в руки оружие. Тогда Цой принял рискованное решение лечь в психиатрическую больницу, чтобы избежать службы в армии. Он сымитировал попытку самоубийства, и скорая помощь отвезла его в психбольницу. Врач-психиатр не смог вывести Виктора на чистую воду и раскрыть его обман, потому что тот весь месяц молчал. Марианна же пошла работать в больницу санитаркой, чтобы находиться рядом с любимым человеком.

В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».

Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.

Александр, сын Виктора Цоя, сейчас

Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа "Жизнь и творчество И.А.Бунина "

Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество И.А.Бунина» предназначена для формирования интереса к творчеству И.А.Бунина, воспитания любви к русской поэзии и прозе....

Методическая разработка классного часа "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» предназначена для формирования интереса к творчеству Ф.М. Достоевского, воспитания любви к русской прозе....

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...