Открытый урок "Колокольный звон России"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Славинская Юлия Николаевна

Цель урока: дать представление о колокольном звоне как явление музыкального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnyy_zvon_rossii.docx32.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел: Музыка и изобразительное искусство

Тема урока: «Колокольный звон России»

Цель урока: дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Задачи урока:

 Образовательные: применить знания основных средств выразительности при анализе прослушанного произведения, активизировать познавательную деятельность и  расширить музыкальный кругозор учащихся.

Развивающие: развивать интерес к искусству, навык слушать музыку, размышлять о ней, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к памятникам русской культуры,  традициям  русского народа.

Личностные  УУД: понимание и значение духовной музыки, умение определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении.

Познавательные УУД: познакомиться с видами колокольного звона и его значением.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.

Коммуникативные   УУД: участвовать в вокально-хоровой работе, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Ход урока

Слайд 1

1 Этап. Организационный. Учитель читает стихотворение

Я спешу сказать вам : «Здравствуйте»,

 Чтоб пожелать здоровья крепкого.

Я спешу сказать вам: « Благости»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам: « Радости!

Удач, успехов  и везенья!»

И пожелать сегодня всем хорошего настроения!!!

Музыкальное приветствие.

Учитель:«Здравствуйте»

Дети:(повторяют):«Здравствуйте»

Учитель:«Здравствуйте»

Дети: (повторяют):«Здравствуйте»

Учитель: «Здравствуйте»

Дети (повторяют):«Здравствуйте»

Учитель: «Добрый день»

Дети (повторяют):«Добрый день»

Учитель: «Добрый день»

Дети (повторяют): «Добрый день»

Учитель: Я приветствую вас!

2.Этап мотивационный

Учитель: Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествующие по России, дивясь этому русскому чуду, восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире»»

Учитель: Не догадываетесь, о каком русском чуде идет речь?

Дети: Нет.

Учитель: Если вы затрудняетесь ответить, то у меня есть для вас музыкальная  подсказка.

Звучит «Праздничный трезвон»

Дети: Колокола, колокол.

Учитель: Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое колокол?

Ребенок читает.

Учитель: Слушая звучание колокола, какие картины вы представили в своем воображении?

Дети: Храм, колокол, колокола.

Учитель:А вот как изобразил колокола Герман Васильевич Федоров в картине «Псков.Звонница»

Слайд 2

Показ картины Псков Звонница. Федоров.

Учитель: Рубрика  «А знаете ли вы…»

Ребенок читает: Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века. Их заимствовали из Западной Европы.

Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: Колокольный звон, колокола России

Слайд 3

« Колокольный звонРоссии»

3.Этап. Изучение новых знаний.

Учитель: Ребята, а где вы слышали  колокольный звон в нашем городе?

Дети: Из храма, с колокольни

Учитель: Действительно, звук колокола мы слышим с колокольни нашего Воскресенского собора.

Слайд 4.

Учитель: Ребята, так он выглядит сейчас, а так он выглядел 100 лет назад. Его величественная колокольня не сохранилась до наших дней.

Учитель: Всегда ли колокольный звон звучит одинаково?

Дети: Нет, по- разному.

Учитель: А вы бы хотели научиться его различать?

Дети: Да.

3.Этап. Освоение нового материала.

Учитель: Тогда прошу внимания послушать такой звон.

Слушание благовеста.

Учитель: Как вы думаете, о чем оповещает нас этот музыкальный звук?

Дети: Начало службы, праздник, окончание службы.

Учитель: Какое настроение у этого колокольного звона?

Дети: спокойное, задумчивое

Учитель: Звучание такого колокола называется благовест.

(На доску прикрепить понятие- благовест)

Учитель: Ребята, обратимся  за помощью к толковому словарю и узнаем, что такое благовест?

Ребенок читает.

Слайд 5.

Учитель: Ребята, обратите внимание на репродукцию русского художника Петра Павловича Оссовского.

Слайд 6.

Показ картины «Набат»

Учитель: Каким настроением проникнута эта картина?

Дети: тревожным, грустным.

Учитель:А как вы думаете, а зачем здесь звонит колокол?

Дети: пожар, беда, война.

Учитель: Ребята, а в какой темпе будет звучать это звон?

Дети: в быстром.

Учитель: Чем он будет отличаться от благовеста?

Дети: Звучанием, темпом.

Учитель: Теперь послушаем колокольный звон и узнаем, совпали ли ваши предположения.

Слушание Колокольный звон- «Набат».

Учитель: Ребята, что такое набат, посмотрим в толковом словаре?

Ребенок читает.

(На доску прикрепить понятие-набат)

Слайд 7.

Учитель: Картина называется «Набат».

Слайд 8.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами будем мелодию колокола переводить в цвет. Внимательно  послушайте звучание колокольного звона, а потом передайте свое настроение в цвете. (На партах  у детей лежат бумажные колокольчики)

Звучит Праздничный трезвон

Остановить звучание.

Учитель: Приступаем к работе.

Слайд 9.

Дети раскрашивают.

Учитель: Ребята, поднимите свои колокола.

Ребята поднимают.

Учитель: Покажите их своим одноклассникам.

Учитель: Ребята, а почему вы выбрали такие цвета?

Дети: потому что праздник, радость, веселье.

Слайд 10

Учитель: Звон, который мы послушали называется трезвон.

(На доску прикрепить понятие- трезвон)

Учитель: Обратимся за помощью к толковому словарю, прочитаем, что такое трезвон?

Учитель: С какими видами колокольного звона мы познакомились?

Дети: набат, благовест, трезвон.

4.Этап закрепление знаний.

Работа в парах.

Учитель: У вас на партах имеются карточки с названием колокольного звона, у первого ряда - благовест, у второго- набат, у третьего- трезвон. А также словарь эмоций. Подберите к каждому виду колокольного звона подходящее настроение.

Учитель: Первая парта прикрепите на доску свою работу.

Вторая парта.

Третья парта.

5.Этап. Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков.

Учитель: Ребята, колокольный звон используется не только для оповещения, но и в музыке русских композиторов. Послушайте  отрывок из музыкального произведения и определите, какая разновидность колокольного звона там присутствует?

Звучит хор из кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские» С.С. Прокофьев

Дети: Тревожный, набат

Учитель: Почему вы так решили, что именно набат? Какое настроение передала нам эта музыка? Обратитесь к словарю эстетических эмоций.

Дети: Война, тревога.

Учитель: Произведение написал русский композитор С.С. Прокофьев Кантата «Александр Невский» хор «Вставайте, люди,русские». Так князь Александр Невский набатным колоколом созывал русский народ на защиту родины.

Слайд 11.

Учитель: Обратите внимание, перед вами репродукции русских художников: И.Е.Репина «Бурлаки на Волге», В.М. Максимова «Больной муж», «Светлый праздник» Муковнина В.М. Попробуйте подобрать картину, которая будет соответствовать отрывку из музыкального произведения.

Слайд 12.

Звучит произведение С. Рахманинова «Светлый праздник»

Дети: Муковнин «Светлый праздник»

Учитель: Почему эта картина?

Дети: настроение светлое.

Слайд 13.

Учитель: Это произведение называется «Светлый праздник», а написал его Сергей Рахманинов. На первую Пасхальную неделю в колокол может позвонить любой желающий человек, тем более ребенок.

4.Этап. Физ. минутка. Распевание.

Слайд 14

Учитель: Как вы считаете, а колокола имеют одинаковую высоту звука?

Дети: нет

Учитель: Попробуем голосом изобразить различное звучание колокольного звона, но чтобы это хорошо получилось, встанем, расправим плечи, выпрямим спины.

Попевка 1 ряд – исполняет благовест (на звуке «До», половинной нотой поют «Бом»)

2 ряд – набат (на звуке «Ми» двумя восьмушками поют «Дили»

3 ряд трезвон (на «Соль» двумя шестнадцатыми «Были-будем»)

Дети исполняют.

5. Этап.Вокально-хоровая работа.Разучивание новой песни

Звезд узор старинный в синей вышине,

Вечер длинный, длинный  тает в тишине.

Слышу отдаленный колокольный звон.

Памятью бессонной светло окрылен.

В переулке снежно, скрип шагов певуч,

А в душе так нежно светит звездный луч.

Учитель:Какие чувства у вас возникли  при слушании этого стихотворения

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию песню «Вечерний звон» (музыка народная, слова И.Козлова, а исполняет певица Надежда Кадышева).

Учитель дает в записи песню «Вечерний звон» исполняет Н. Кадышева.

Дети: Она про колокол.

Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Дети: балалайка, колокол.

Учитель:. Ребята, посмотрите,   как передал настроение вечернего  звона  русский художник Исаак Левитан.

Слайд15.

Слайд 16.

Разучивание:

Учитель: Пропоем 2 строчки 1 куплета, слушайте мелодию.

Дети: Вечерний звон,

Вечерний звон.

Учитель:Исполним следующие строчки 1 куплета

Дети:Как много дум

Наводит он.

Учитель: Соединим весь куплет

Дети: Вечерний звон,

Вечерний звон

Как много дум

Наводит он.

Учитель:Мелодия 2 куплета такая как и в 1 куплете. Попробуйте спеть 2-ой куплет сами.

Дети:О юных днях

           В краю родном.

           Где я любил,

           Где отчий дом.

Учитель:Исполним с самого начала 2 куплета.

Учитель:Ребята, а сейчас исполним эту песню с музыкальными инструментами.

Учитель раздает треугольники и колокольчики.

Дети исполняют.

6. Этап включение в систему знаний и повторение.

Учитель:Ребята, а где еще используется колокол и его звук?

Слайд 17

Дети: Службу начинать, заканчивать.

Слайд 18

Дети: Оповещать людей о пожаре.

Слайд 19

Дети: В школе, звонок на урок, с урока.

Слайд 20

Дети: Куранты, время показывать.

Слайд 21

Дети: Бубенцы, предупреждает о приближающейся тройке.

Слайд 21

Учитель: Колокольный звон обладает лечебными свойствами. В наше время ученые доказали, что  колокольный звон улучшает духовное и физическое состояние человека.доказали то, что опытно

8.Этап.Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание в творческих тетрадях стр.35-37-прочитать текст, ответить на вопросы. Доп-но: найти информацию о царь-колоколе.

Учитель: Вы сегодня молодцы, я вам ставлю всем отличные оценки.

Слайд 22

Я узнал….

Я познакомился…

Я научился…

Я удивился…время ученые

7. Этап. Рефлексия.

Учитель: Если вам было интересно на уроке, выберите веселый смайлик, а если нет, то поставьте грустный смайлик. Возьмите свой цветной колокольчик и прикрепите его вместе со смайликом.

Дети прикрепляют.

Учитель: В память о нашем уроке я дарю вам эти замечательные колокольчики и предлагаю вам оповестить об окончании нашего урока.

Дети звенят, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Серебряный звон России"

Классный час «Серебряный звон России»(познавательная программа о колокольном звоне) Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств личности;Любви к Родине и историческому прошлому России....

Внеклассное занятие "Серебряный звон России"

внеклассное занятие для воспитанников школы VIII вида. цели занятия: Воспитание духовно- нравственных  качеств личности, любви к Родине и историческому прошлому России....

Презентация "Колокольные звоны России"

Презентация позволяет осмыслить тему урока, убедиться, что колокольный звон - всенародный голос, призывающий  к единению....

Конспект урока-исследования "Колокольные звоны России"

Урок позволяет провести маленькую исследовательскую работу по изучению колокольного звона в России, его роли в истории России....

урок музыки во 2классе "Колокольные звоны России" 1 урок 2 четверть

разработка урока музыки во 2классе по программе Е.Критской 1урок 2 четверти. Тема урока "Колокольные звоны России"....

Конспект урока _Колокольные звоны России_

Конспект урока _Колокольные звоны России_...

Колокольные звоны России

Урок музыки, где дается информация о различных видах звонов колоколов....