Музыка и танцы в коррекционной работе с детьми с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
статья по музыке на тему

В данной статье рассматриваются вопросы обучения детей с нарушениями развития музыке и танцам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_muzykoterapiya_v_korrektsionnoy_rabote.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка и танцы

в коррекционной работе с детьми с признаками  СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Подготовила: Зимовская Н.П.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Занимаясь музыкой с детьми СДВГ, мы не ставим задачу развития собственно музыкальных способностей детей. Наша цель заключается в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, введение музыкальных  игр и т анцев, как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей.

Все занятия нужно прроводить в игровой форме, продолжительность занятий не превышала 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности.

На занятиях я использую следующие упражнения:

1. Развивающие слуховое внимание

Одной из важнейших задач в этом направлении работы есть формирование умения у гиперактивных детей слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания.

Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры; музицирование на детских музыкальных инструментах.

Для реализации этих задач я использую в своей работе  интерес детей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами – духовыми (дудочка, свирель), ударно-клавишными (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными (балалайка) – позволили детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывали – польку – на погремушках, марш – на барабане, а колыбельную – на металлофоне. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводили детей в спокойное, уравновешенное состояние.

Особенно моим детям нравился звук металлофона. Его чарующие звуки могли остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. Металлофон помогал и установлению внимания детей, его негромкий звук активизировал процесс вслушивания, узнавания.

Я предлагаю детям игры на различение темпа и силы звука, например, «У ребяток ручки хлопают», «Медведь идет, лисичка бежит, зайчик скачет…» и т.д.

Для слушания музыки в раннем возрасте необходимо подбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

В своей работе я  использую инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствовует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Мною было отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты » Л.Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.

Организация внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания на занятиях необходимо использовать приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»).

Наряду с традиционными видами занятий в группах раннего возраста, мы использовали и занятия особого вида  – сюжетно- игровые. Наличие образно-игровой основы в подобного рода музыкальных занятиях соответствует возрастному этапу развития детей и задачам по коррекции их поведения. Фронтальные методы работы обязательно сочетались с индивидуальными.

Репертуар: – «Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Мышки и кот» Т.Бабаджан, «Мячик» Р.Рустамова, «Пляска-приглашение» В.Журбинской. В зависимости от содержания музыкального материала мы привлекали к работе или гиперактивного ребенка или, наоборот, неконтактного.

Использовались игровые сюжеты, основанные на игровом образе воспитателя, который в течение всего занятия находился в разных ролях: бабушки, кота, курицы-наседки, мамы-мышки, мамы-кошки и другие.

Репертуар: «Ладушки» Н. Римского-Корсакова, «Ладушки» А. Лядовой, «Ладушки» З. Левиной.

В своей работе я так же использую фольклор, что определяет игровое взаимодействие воспитателя и детей: имитационные образные движения «подсказаны» были текстом русских народных потешек («печем оладушки», игры с «ручками-птичками », пропевание уменьшительно-ласкательной формы своего имени и другие). В основе занятий использовались игровые действия из русских народных игр и «пестушек», которые наиболее любимы детьми и позволяли мягко включать в деятельность как мало контактных детей, так и организовывать деятельность гиперактивных.

енность игрового персонажа для малышей возрастает многократно, ведь они получают в условиях игры от знакомого и привлекательного персонажа и участливый взгляд, и улыбку, и искреннюю заинтересованность, и поддержку. Все это настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу в музыкально-игровой деятельности.

Отмечено, что использование музыки контрастного характера активно способствовует формированию произвольного внимания; это особенно важно для гиперактивных детей, внимание у которых очень короткое и неустойчивое.

При организованном прослушивании музыки отмечено у детей некоторую динамику в их эмоциональном состоянии. Они по-разному реагировали на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой музыки вызывал незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей и интерес со стороны малообщительных детей. Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию – они оказывают благотворное влияние на общение с гиперактивным ребенком.

Для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту, использовать песенки-зовы: («Ванечка хороший, Ванечка пригожий…», «Маша черноброва… », «Даша – радость наша…» и т.д.), что всегда нравится малышам.

2. Упражнения, развивающие чувство ритма

Во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Восприятие музыки никогда не являлось только слуховым процессом, оно всегда означало слухо-двигательный процесс.

Развитие чувства ритма было еще и столь необходимо для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Развитие чувства ритма у детей происходиит благодаря равномерным как танцевальным так и игровым движениям под музыку. Мною было отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие на детей с СДВГ хороводов, а так же медленных и парных танцев.

В своей работе я итспользую и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью использую стихи, потешки («Сорока-сорока», «Капустка»), в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для маленьких детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивался речевой слух.

Проведенная работа позволяет упорядочить движения гиперактивных детей и стимулировать деятельность неконтактных.

3. Упражнения, развивающие пространственные представления

Эти упражнения помогают неконтактным детям освоить все пространство музыкального зала, а гиперактивным использовать это пространство целенаправленно. Для этого мы предлагаем детям ходьбу в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.

4. Игры и задания на развитие координации движений

и мелкой моторики

Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.

Мною  используются песни с показом действий, например «Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки? », а так же музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Я стараюсь подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только не только общее значение слова, но и смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: играют кистями рук, загибают пальчики, протягивают руки вперед, изменяют ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают », «идет коза рогатая»). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.

5. Игры и упражнения,

развивающие коммуникативные навыки

Занятия в группе были направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

Я использую для этого бубен: дети садятся в круг, им дается бубен, они все вместе берутся за него и под музыку начинают передавать его друг другу. Также я использую совместное музицирование, хороводы и т.п.

На этапе знакомства детей друг с другом упражнения использовались для выявления особенностей поведения детей.

На первых порах гиперактивные дети   не могли сразу сосредоточиться на восприятии музыки, а неконтактные  отстранялись от участия в общей музыкально-игровой деятельности, садились рядом с воспитателем, или, наоборот, отходили в дальний угол зала. Им трудно было воспринимать музыку в новой ситуации, они как бы оберегали себя от сильных раздражителей, нелегко адаптировались в обстановке музыкального зала, поэтому неконтактным детям было очень не просто воспринимать характер и настроение музыки, музыка служила раздражительным моментом в этот период. Эти дети чаще всего никак не могли проявить себя, но и отсутствие реакции на какое-либо упражнение также становилось основанием для планирования работы с каждым конкретным ребенком.

Поэтому я в своей работе с неконтактными детьми действую постепенно, не форсируя выполнения намеченных задач, а лишь помогаю им на первых порах освоиться, привыкнуть и заинтересоваться музыкально-игровой деятельностью,

стараюсь выяснить, какая музыка и какой инструмент нравится ребенку, что вызывает его эмоциональные реакции (положительные или отрицательные) и как это проявляется; виды и степень активности, проявленной ребенком на занятии, изменение его поведения в процессе занятия.

Составив для себя портрет ребенка или подгруппы детей, нужно  опереться на то, что им больше нравилось, а затем параллельно включать специальные упражнения или использовали приемы, направленные на решение индивидуальных проблем каждого в отдельности ребенка, что в конечном итоге дает свои положительные результаты. Так появляются островки комфортного эмоционального состояния, желание взаимодействовать с другими детьми, интерес к различной игровой деятельности на занятии стал преобладать над скованностью и нерешительностью.

Мною  отмечено, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

В большой степени поведение ребенка определяется и его индивидуально- психологической направленностью, темпераментом. Поэтому и подходы к детям разного типа неодинаковы.

Так, дети, относящиеся к сангвиникам, являются сильными – они хорошо переносят возрастные нагрузки, поэтому могут иметь соответствующий их возрасту режим дня, длительность, сложность занятий. Для детей с этим типом темперамента чередование видов деятельности (восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) позволяет выстраивать динамику музыкального занятия таким образом, при котором оно может быть построено на смене настроений, использовании контрастной по настроению музыки (расслабление и возбуждение) или на создании кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия расслаблением (от спокойной, тихой музыки и плавных движений до энергичных, высвобождающих энергию движений, и к концу занятия снова постепенное успокоение и расслабление).

Однако, иногда приходится отступать от традиционного построения занятия с такими детьми, исходя из состояния, в котором дети приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев  – это облегчит переход к дальнейшему ходу занятия.

Дети, относящиеся к холерическому типу, также сильные, но у них возбуждение преобладает над тормозными процессами, поэтому они утомляются быстрее и требуют более частой смены видов деятельности. В работе с этими детьми мы необходимо постепенно вводть в занятия игровые элементы, с помощью которых задаются правила игры, которые побуждают малышей следовать этим правилам.

Моя  работа направлена на то, чтобы каждый из детей овладел социальной формой поведения или определенным навыком. Я использую для этого такой музыкальный материал как: игра «Зайчики и волк», муз. Е.Железновой; «Мишка идет в гости», муз. М.Раухвергера; «Веселые прятки», муз. В.Петровой; «Веселые гуси», рус. нар. мел.; а также пляски «Калинка», рус. нар. мел; «Подружились», муз. Т. Вилькорейской; «Пляска с платочками », рус. нар. песня. и т.д.

Если дети сангвиники и холерики эмоциональны, контактны и это важно поддерживать, то флегматиков, которые мало контактны и медлительны, надо активизировать через их эмоциональную сферу, чтобы помочь им установить хорошие контакты с окружающими.

Стремясь установить с ребенком контакт и помочь ему изменить свое состояние, я не требую, чтобы ребенок делал по правилам, я не ограничиваю активность ребенка. Роль взрослого на этом этапе – это роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте. Музыка при этом должны быть созвучна настроению и характеру действий ребенка.

Педагог может комментировать движения, выполняемые ребенком, пением. При этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка. Дети же слабого типа – меланхолики – требуют особого внимания – щадящего режима, помощи при выполнении задания, эмоциональной поддержки, музыкального взаимодействия на занятии.

Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие. Это может быть совместное музыкальное переживание – выбирая музыкальный фрагмент, педагог отражает эмоциональное состояние ребенка, поет об этом. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить с ребенком более тесные эмоциональные отношения.

Не надо стремиться  в работе с такими детьми сразу к достижению какого-либо результата и корректировки его действий. Важно дать ребенку возможность выразить себя через игру на том или ином инструменте. Совместное музицирование возникает далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и только постепенно удается добиться музыкального взаимодействия. Это возможно только тогда, когда ребенок уже проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах и в какой-то момент увлекается игрой на одном из них. На этом этапе, следуя за ребенком, я стараюсь понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.

Таким образом, музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка.

Мною было выявлено, что гиперактивных детей привлекала больше музыка веселого, подвижного характера с четким ритмом и несложной гармонией. Такая музыка незамедлительно проявлялась у них в двигательной реакции и позитивном эмоциональном настроении.

На поведение неконтактных детей такая музыка отражалась в усилении заинтересованности и наблюдении за детьми и педагогом, но не вызывало попыток включиться в двигательную деятельность. В большей степени неконтактные дети реагировали на музыку спокойного, плавного и светлого характера, что характерно для классических произведений. Музыка Баха, Бетховена, Шопена и других композиторов-классиков помогала достижению детьми ровного, спокойного психоэмоционального состоянии детей, возможности их постепенного включения в продуктивную деятельность. Классическая музыка и на гиперактивных детей оказывала благотворное влияние; это проявлялось в том, что у таких детей исчезали хаотичные, резкие, импульсивные движения. Дети, начиная вслушиваться в музыку, старались соизмерять свои движения с ней.

Экспериментальная работа показала, что в эмоциональной отзывчивости на музыку проявлялись крупицы музыкально- творческих проявлений детей. Особенно ярко дети воплощали игровой образ в музыкальных играх-драматизациях по русским народным сказкам: «Теремок», «Репка», «Колобок» и др. Выполнялись упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевали способами эмоциональной передачи образов, регуляции своего психоэмоционального состояния, осваивали правила поведения, это способствовало развитию коммуникативности в общении и коррекции поведения в целом.

В своей работе я использую различный музыкальный материал – это произведения Е.Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан, М.Раухвергера, народный фольклор.

Экспериментальная работа с детьми  с СДВГ показала, что результатами использования психолого-педагогических методов коррекции поведения ребенка раннего возраста средствами музыкальной деятельности стало:

- развитие коммуникативных навыков: с помощью музыки преодолевается эмоциональный дискомфорт, дети становятся более контактными, дружелюбными, доброжелательными;

- слуховое внимание и память становятся более устойчивыми;

- дети получают возможность выразить себя и быть при этом услышанными через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;

- у малышей лучше развивается координация движений, мелкая моторика, пространственная ориентация и чувство ритма.

Занятия музыкой способствуют также созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Таким образом, в моей  работе были апробированы способы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, включающие в себя методы использования психологической коррекции детей с помощью музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа  специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...

Организация работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Актуальность данного методического пособия определяется высокой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его ...