Конспект развития по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") "Музыка чувашских композиторов" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по музыке на тему

Кириллова Людмила Владимировна

В даном конспекте по музыкальной деятельности раскрывается   тема  воспитания   уважения к традициям своего народа, формирования  устойчивого и уважительного отношение к культуре родной страны, создания  эмоционально- положительной основы для развития патриотических чувств и любви к родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzyka_chuvashskih_kompozitorov.docx141.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики

 

Конспект развития

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

модуль «Музыка»

«Музыка чувашских композиторов»

(для детей старшего дошкольного возраста)

http://metodisty.ru/modules/boonex/photos/data/files/923_m.jpg

Подготовила и провела:

музыкальный руководитель 

Кириллова Людмила Владимировна

Чебоксары

Цель:

     Формирование основ музыкальной культуры в процессе ознакомления с музыкой чувашских композиторов.

Задачи:

  • Приобщать дошкольников к культуре чувашского края; расширять представления детей о быте чувашского народа в далеком прошлом; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с чувашским музыкальным фольклором и музыкой чувашских композиторов Ф. Павлова, Г.Хирбю. А.Асламаса и др.
  • Расширять представления детей о вокальной, инструментальной и оркестровой музыке.

Определять характер музыки, средства музыкальной выразительности.

            Закреплять представления детей об инструментах народного и симфонического оркестров.

  • Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
  • Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с музыкальной культурой: сарнай, палнай,   - чувашские народные инструменты, детей слова: тухья (праздничный женский головной убор, изготовленный из множества монет и бисера), Сарпике, Сардиван (чувашские древние имена), Эсремет (чувашский злой дух в образе мужчины).
  • прививать уважение к традициям родного народа, формировать устойчивое и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств и любви к родине.

Методические приемы.

  • Исполнение произведений музыкальным руководителем.
  • Вопросы и пояснения.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Использование игровых и театрализованных моментов.
  • Использование ИКТ.

Материалы и оборудование: 

Декорации лесной поляны, портретной галереи, чувашские народные костюмы, зеркальце, чувашские музыкальные инструменты,  поднос с сувенирами с национальным компонентом, костюмы Сарпиге, Эсремета.

Предшествующая работа:

  • Беседы о чувашских национальных праздниках и традициях. Ознакомление со сказкой Е.Никитина «Сарпиге», сказочными героями.
  • Разучивание стихов, хоровода «Цвет черемухи душистой», песни Г.Хирбю «Черемуха»,

чувашского танца, чувашской плясовой мелодии «Тюньки – тюньки» на музыкальных инструментах.

  • Слушание музыки Ф.Васильева к балету «Сарпиге», А.Асламаса «Маленький пастушок», Ф.Павлова «Сарнай и палнай»
  • Знакомство с портретами чувашских композиторов.

Оформление музыкального зала: занавес с театральными масками, портретная галерея, стол с музыкальными инструментами, лесная полянка, бутафорские деревья, мультимедийный экран.

Ход занятия

Звучит «Вальс» (чувашская народная мелодия) в исполнении ансамбля гусляров. Дети входят в зал парами и танцуют вальс. Затем свободно располагаются в зале.

Муз. рук. Добрый день, ребята! Сегодня мы попадем в мир чувашской музыки, познакомимся с чувашскими композиторами, которые написали много замечательных произведений. Но чтобы туда попасть, нам нужно найти заветный ключ. Он не простой, а музыкальный и имеет свое название. Как он называется?

Предположительный ответ детей.   Скрипичный ключ, ключ «соль».

Звучит «Хоровод» из балета «Сарпиге» музыка Ф.Васильева. Появляется ребёнок, в руке у него скрипичный ключ.

Скрипичный ключ: А вот и я! Я ключик не простой, а волшебный.

Без меня ни одна музыка не звучит, ни одна песенка не поется.

Я, ребята, ключ скрипичный

Буду вам я друг отличный.

Если вы за мной пойдёте –

В мир прекрасный попадёте.

Ну-ка, ключ волшебный мой,

Дверь в мир музыки открой!

Звучит музыка Ф.Павлова «Сарнай и палнай» в исполнении симфонического оркестра. (Открывается занавес, дети берутся за руки и идут за ключиком. Музыка звучит чуть тише.)

Муз. рук. Вот мы и очутились в мире прекрасной чувашской музыки. Вы удивлены? Она звучит так празднично и ярко. Думаю, что вы ее узнали (дети отвечают).Правильно, называется она «Сарнай и палнай». Какие инструменты исполняют это музыкальное произведение?

 Предположительный ответ детей.  Скрипка – радостно, задорно, виолончели – напористо и энергично. Трубы, валторны, кларнеты – призывно.

Муз. рук. Дополняет ответы детей.

Муз. рук. Посмотрите, у нас тоже есть музыкальные инструменты. Чувашский народ славится своей музыкальной культурой, и тоже любит исполнять музыку на своих народных инструментах. А что вы хотели бы исполнить?

Предположительный ответ детей.  Чувашскую народную мелодию «Тюньки-тюньки».

Музыкальный руководитель уточняет, как будет исполняться эта музыка.  Шумовой оркестр и танец «Тюньки-тюньки».

Муз.рук.  Молодцы! Замечательное исполнение. Ребята, а вы знаете, что никакой музыкальный инструмент не может сравниться по красоте звучания с человеческим голосом. Хотите в этом убедиться? Тогда сядем поудобнее и послушаем прекрасную песню Георгия Хирбю «Жаворонок», которую исполнит наш педагог Ирина Станиславовна.

Звучит песня «Жаворонок» композитора Г.Хирбю в исполнении воспитателя.

Муз.рук. Ребята, приглашаю вас,  пройти  в портретную галерею. (На экране появляются портреты чувашских композиторов). Посмотрите, как здесь много портретов известных музыкантов. Кто-нибудь из них вам знаком?  (Слайды с портретами чувашских композиторов)

Предположительный ответ детей.  Федор Павлов – написал много песен, музыку к балету «Нарспи».

 Муз. рук. Да, ребята, народная песня старинная и современная явилась источником его  творческого вдохновения. Десятки народных песен с любовью записаны и обработаны для исполнения. Это и знакомая нам «Цвет черёмухи душистой»

 Предположительный ответ детей.   Чувашский композитор Анисим Асламас. Мне запомнилась «Колыбельная», написанная им. Музыка звучала ласково, нежно, словно баюкала. Я даже нарисовал (а) к ней картинку.

Муз.рук.  Замечательный рисунок. Ты совершенно точно, передал настроение песенки. А этот портрет, я думаю, вы сразу узнали?

Предположительный ответ детей.  Это композитор Федор Васильев.

Муз. рук. Верно, ребята, совсем недавно мы познакомились с его прекрасной музыкой к сказке «Сарпиге».

Звучит адажио из балета Ф.Васильева «Сарпиге».

Муз.рук. Слышите, какая удивительная, напевная, волшебная музыка?! Она словно рассказывает о ком-то. Вы догадались?

Предположительный ответ детей.  О красавице Сарпиге.

Входит Сарпиге в чувашском национальном костюме с зеркальцем в руках. Танцует, здоровается с детьми.

Воспит. Дорогая Сарпиге, ребята сразу вас узнали. А помогла нам музыка. Вы ведь замечательная певунья. Ребята тоже любят петь. Им очень хочется спеть вместе с вами нежную и полную теплоты песню «Черёмуха».

Сарпиге.  Ты звени, звени сильней,

Песенка прекрасная,

Согревай сердца людей,

Словно солнце ясное!

Песня «Черёмуха» муз. Хирбю. Дети исполняют вместе с Сарпиге. (Слайды природы)

Сарпиге.  Как у вас красиво, как замечательно вы поете! Знаю, вы любите слушать сказки и музыку. Поэтому я принесла волшебное зеркальце, подарок       Сардивана. Оно исполнит любое ваше желание.

.

Внезапно звучит музыка «Танец Эсремета из балета Ф.Васильева «Сарпиге».

 

Сарпиге.  Какая пугающая, мрачная музыка! Это приближается злой и коварный волшебник    Эсремет. Скорее спрячьтесь в лесочке, а я постараюсь увести его отсюда. (Дети прячутся за елочками).

В зале появляется Эсремет. Танец Эсремета.

Эсремет (сердито) В моем лесу – подумать, радость развелась!

Везде поют. И кто? Мои рабы?

Я не могу их видеть. Не могу!

Я заблужу их, вызову пургу.

Не избежать им каторжной судьбы!

Я бурей леса песню заглушу

И навсегда их радость задушу!

Сарпиге. Не боимся мы тебя, Эсремет! Мое волшебное зеркальце поможет справиться с тобой.

Эсремет кружит, пугает Сарпиге и забирает зеркальце.

Эсремет (смеётся) Ха-ха-ха! Никому не одолеть меня!

Сарпиге (растерянно) Что же делать?

Муз. рук.  Ребята, кажется, я знаю, как нам справиться с незваным гостем. Только нужна ваша помощь. Надо вспомнить, какую музыку больше всего на свете боится Эсремет.

Предположительный ответ детей.  Он боится радостную, светлую, задорную музыку.

Муз. рук. Вы знаете, такую музыку? Поскорее скажите, как она называется?

Дети.  Это «Маленький пастушок» Анисима Асламаса.

Сарпиге. Тогда пусть эта музыка поскорее зазвучит!

Муз. рук.  А вы, ребята, сыграйте веселее на своих дудочках.

Звучит музыка «Маленький пастушок» А.Асламаса. Дети имитируют игру на дудочках.

Эсремет. Помогите! Помогите!  Погибаю! (Убегает, оставляя зеркальце).

Сарпиге.   Спасибо, ребята, за помощь! Как хорошо, что коварный злодей исчез. И теперь, я попробую угадать ваше желание. Только взгляну в мое зеркальце!

Звучит сказочная музыка. (Сарпиге смотрит в зеркало и угадывает желание детей).

Предположительный ответ детей.    Да, мы хотим поиграть в игру «Солнце и месяц».

Сарпиге достает ленточку. Дети делятся на 2 команды. Ведущим  надевают шапочки солнца и месяца.

Музыкальная игра «Солнце и месяц». Чувашская народная мелодия. (Слайды с играми детей)

Сарпиге. Мне очень понравилось у вас. Как прекрасно вы пели, играли, как много знаете о чувашской музыке.

Муз. рук. А главные волшебники – это замечательные чувашские композиторы и писатели, сказочники. Запомните их, ведь они создали прекрасную музыку и волшебные сказки.

Сарпиге.  Мне хочется подарить вам небольшие сувениры. Девочкам – бусы, мониста, а мальчикам -  пояса (дарит, дети благодарят).

Звучит музыка «Зеркальце» из балета «Сарпиге» муз. Ф.Васильева.

Сарпиге. Ребята, слышите? Волшебное зеркальце напоминает нам о том, что пришло время расставания. Мне пора возвращаться в свою сказку, а вам в свою группу. На мгновение закроем глаза, и сказочная музыка возвратит нас в детский сад.

Звучит музыка. Дети закрывают глаза.  Сарпиге уходит.

Дети открывают глаза.

Муз. рук.  Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие в мир чувашской музыки?

Посмотрите, ребята, у нас гости. Приглашайте их в веселый хоровод.

Дети и гости исполняют хоровод «Цвет черёмухи». Чувашская народная мелодия.

Литература:

1. Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.

2. Чувашская музыка  в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.

3. «Чаваш музыки ача саденче» Шупашкар, изд. 1989 г.

 Ссылка на проверку  https://text.ru/antiplagiat/58f5991f31b4f

                                                                   

                               https://text.ru/spelling/58f594c15841e

 

   

       

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он ...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».

Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование  коммуника...

Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...

Конспект ОД по развитию фонематического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ОД разработан в форме соревнования с применением авторских игр...