Методическая разработка цикла уроков музыки с использованием современных педагогических технологий
методическая разработка по музыке на тему

Медведева Лилия Валентиновна

4 класс раздел в концертном зале.

Уроки:

Урок №1: музыкальные инструменты.

Урок №2: вариации на тему рококо.

Урок №3: игра музыкальный эрудит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_urokov.docx28.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема итоговой работы: « Методическая разработка цикла уроков музыки с использованием современных педагогических технологий ».

 4 класс (10 лет).                                  Раздел: В концертном зале.

Цели цикла.

Когнитивная. Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки. Закрепить представление учащихся о таких музыкальных жанрах как струнный квартет, скрипичный концерт, фортепианная сюита,  вокализ. Музыкальные формы: одночастная, куплетная, вариации. Уметь демонстрировать знания в различных видах музыки, узнавать и определять музыкальные инструменты. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных  жанров и стилей (пение, музыкально - пластическое движение, импровизация). Переосмысливать и применять имеющиеся знания, создавать новые на основе изученных. Повысить творческую активность. Формировать умение мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Аффективная. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в словах, пении, рисунках. Проявлять интерес, переживание чувств, выражать своё отношение и проявлять в деятельности. Продолжить усвоение единства деятельности композитора, исполнителя и слушателя. Формировать свой личный музыкальный багаж знаний.

Психомоторная. Формирование средствами музыки двигательных умений, интонационного мышления и коммуникативных качеств. Дыхательные упражнения. Ритмопластика. Формирование правильного произношения музыкальных терминов, чёткой дикции при пении, координация движений при пластическом движении,  восприятие музыки. Формирование вокально – хоровых навыков, развитие памяти, кинестетических, зрительных, слуховых ощущений, реакция на прослушанное произведение, быстрота реакции мышления .Наблюдение, копирование.

Урок № 1.  Тема урока: «Музыкальные инструменты». Скрипка, виолончель.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель:  познакомить с жанрами  квартет, ноктюрн, закрепить умение различать и узнавать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Деятельностная цель урока: научить уч-ся применять новые способы действия.

Образовательная: научить понимать образный строй ноктюрна, анализировать, исполнять.

Развивающая: навыки музыкального анализа; накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением, вокально – хоровые навыки, музыкальные способности, интеллект.

Познавательная: расширить свои представления о творчестве А.Бородина, И.Крылова.

Коммуникативная: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, умение работать в коллективе, уважать друг друга.

Регулятивная: планировать и выполнять свои действия, понимать, оценивать себя и других.

Личностная: эмоционально откликаться и выражать своё впечатление к музыкальному произведению и музыкально –творческой деятельности, усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкальной деятельности.  

Этапы урока

время

 Деятельность учителя. Краткое содержание.

Деятельность учащихся.

Обоснования.

Организацион-ный этап     (2минуты)

Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята». Нацеливание на успех. Организация группового взаимодействия «Мозаика» работа в парах.

Музыкальный ответ.

ЛУУД Создание атмосферы доброжелательности и Эмоциональной отзывчивости.

Постановка цели и задач.

( 3 минуты)

Создаёт ситуацию требующую от уч-ся познавательной, творческой инициативы.

Самостоятельно формируют тему и цель.

Составляют список понятий.

РУУД планируют свои действия в соответ –

ствии с поставленной целью.

Этап подготов

 ки нового ма-

териала.( 3мин

Даёт консультацию. Раздаёт раздаточный материал с заданием и вопрсами. Включает видео басни И. Крылова «Квартет».

Слушают.

РУУД  концентрируют своё внимание.

ПУУД  учатся исполь-

зовать терминологию.

Метод «Зеркало души»

Психологический комфорт.

Этап открытия

новых знаний

Понимание новых знаний.

(15 минут)

Нацеливает на слушание произведение А.П.Бородина –«Ноктюрн» из Квартете № 2. Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников. Корректирует ответы. Поясняет

содержание картины.

Смотрят и слушают басню. Узнают струнные смычковые инструменты.  Читают вопросы, думают и отвечают на вопросы . Составляют определение –квартет.

Делится со своим партнёром своими чувствами и размышлениями о «Ноктюрне», второй повторяет как собственные

Физминутка

( 2 минуты)

Упражнение «Задуй свечу» используя разные виды дыхания.

Повторяют движения и действия за учителем

ЛУУД воспитание

правильного дыхания, снятие напряжения

Вокально -

хоровая работа. (10минут

Учитель играет на ф-но. Разучивает и исполняет гл.

 мелодию «Ноктюрна» А. Бородина.

Исполняют вокализом отображая характер, образ, показывают звуковысотность

  с помощью пластического дирижирования,

передают характер звучания виолончели, играя на воображаемом инструменте. Исполняют в ансамбле с учителем.

 .

КУУД участие в коллективном пении. Чувствуют себя испол-

нителями.

Психомоторная:  форми

рование двигательных умений.

Применение

новых знаний.

( 5 минут)

. Составить свой квартет

благозвучный по звучанию, придумать название. Включаю Каприс Н.Паганини.

Составляют квартеты из инструментов симф.

. оркестра. Называют «Согласие», «Виртуоз»

«Дружба», «Мечта» и др. Узнают звучание скрипки.

ЛУУД формирование

творческой деятель-

ности. Создание своего

Рефлексия

( 3 минуты)

Подведение итогов в форме беседы.

Анализируют свою работу. Делают выводы.

Оценивают свою деятельность.

РУУД формирование

 умения анализировать.

Информация о

домашнем задании. 2мин

Придумать слова к главной мелодии «Ноктюрна» А.Бородина.

Побуждение к творчеству.

Записывают домашнее задание.

.

ЛУУД интерес к творческой деятельности.

Урок №2

Тема урока: «Вариации на тему рококо».

Тип урока: расширение и углубление знаний, рефлексия.

Цель урока: познакомить с стилем рококо в дизайне ,архитектуре ,музыки, сформировать представление  о разнообраз-

ном  творчестве  П.И.Чайковского.  Деятельностная: самостоятельно открывать новое, работать в группе, формирование у уч-ся способностей к рефлексии.

Познавательная: обучить понимать стиль рококо, закрепить понятие: музыкальная форма вариации, эпоха, музыкальные инструменты.

Коммуникативная:  совершенствование умений работать в группе, принимать различные позиции  сверстноков.

Регулятивные: освоить навыки музыкального анализа, оценивать правильность выполнения действий по различным критериям.

Личностные: усвоение единство деятельности  композитора, исполнителя, слушателя, интерес к творчеству  П.И.Чайковского; стилю рококо.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя.

Краткое содержание

Деятельность учащихся.

Обоснования. УУД

Организационный

этап. (3минуты)

Вход в класс под музыку «Ноктюрн» А.Бородина. Подготовлены столы по временам года. Музыкальное приветствие.

Настраиваются на рабочий лад. Рассаживаются по группам. Отвечают на музыкальное приветствие. Узнают произведение.

ЛУУД Создание атмосферы доброжелательности.

Актуализация памяти.

Проверка домашнего задания. (7 мин.)

Играет гл. мел. «Ноктюрна»

 А.П.Бородина.

Желающие исполняют её со своими словами сочинёнными дома. Исполня-

ют хором понравившиеся варианты.

ЛУУД. Демонстрация творчества.

Вызов к новым знаниям. (3мин.)

Пробуждает интерес к новым знаниям. Слайд №1

Формируют цель и задачи урока.

Составляют список понятий.

РУУД планируют работу.

Получение новых знаний, связь с имеющимися.

( 9 мин.)

Слайд №2. Учитель предлагает вспомнить уже знакомые произведения П.Чайковского.

Слайд №3 Учитель читает и через 10 секунд выключает.

Слайд № 4,5,6  Информация о стиле рококо в  интерьере.

Вспоминают все вместе, отвечает один из группы.

Действуя сообща собирают информацию.

Слушают, смотрят.

ПУУД Актуализация имеющихся знаний.

Развитие слуховой и зрительной памяти. Упрощённый приём «Мгновенное фото».

Этап усвоения новых знаний.

(7 мин.)

Происходит знакомство с скрипичным концертом «Вариации на тему рококо» П.И.Чайковского.

Направление хода обсуждения, коррекция ответов.

Слушают вопросы и слушают муз. произведение. После слушания каждая группа отвечает на вопросы. Солирующие инструменты, форма построения музыки, чем своеобразна.

Происходит осмысление полученных знаний.

ПУУД  и РУУД умение слушать, размышлять, излагать свою точку зрения. Развитие глубже понимать смысл произведения.

Физкультурная  пауза. (3 мин.)

Включаю видиоролик.

Повторяют упражнения.

Здоровьесберегающие технологии. Укрепление опорно – двигтельной системы.

Рефлексия . (7мин.)

Задание. Составить кроссворд  из 5-7 муз. терминов, музыкальных инструментов которые были на этом и предыдущем уроках.

Каждая группа составляет свой кроссворд.

КУУД Закрепление,  применение полученных знаний.

Этап вокально – хоровой работы.

(5 мин.)

Слайд № 7  Играю хор из оперы «Евгений Онегин» «Уж как по мосту мосточку»  П.Чайковского.

Исполняют, находят общее с «Вари –

ациями…» П.Чайковского.

КУУД участие в коллективном пении.

Подведение итогов. (2мин)

Слайд №8. Благодарит за активную, плодотворную работу.

Заполняют листы самооценки

РУУД  анализируют,        

оценивают.

Урок № 3.

Тема урока: «Музыкальный эрудит».

Тип урока: Урок общеметодологтческой направленности.

Деятельностная цель: организация игровой соревновательной интеллектуальной деятельности учащихся с использованием знаний, умений и навыков .

Образовательная цель: способствовать  развитию мышления и познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся.

Формирование УУД:

Личностное: способность реализовать собственный потенциал знаний, здорового соперничества.

Регулятивные: понимать смысл заданий, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности,  оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: выполнять поставленные задачи, логически грамотно рассуждать, развить познавательный интерес обобщать, анализировать, находить пути решения.

Коммуникативные: формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, развить умение работать в группах.

Форма: интеллектуальный турнир.

Этапы

Действия учителя

Деятельность  обучающихся.

УУД

Мотивация к игровой деятельности. 4мин.

Проводит консультацию для участников и членов жюри, выбирает ведущих. Сообщает правила игры.

Формируются 3 команды.

ЛУУД познавательный интерес к новой деятельности

Актуализация знаний через пробное задание.  Турнир №1 «Вопросник» 10 мин.

Ведущие выступают в роли учителя.  Проводят интеллектуальную разминку

Учитель в роли наблюдателя и включает секундомер.

Думают  на быстроту реакции, кто  первый, тот отвечают на вопрос. За правильный ответ команда   получают один бал. Кто больше отвечал становятся командирами своей команды.  Придумывают и сообщают название команды для жюри.

ЛУУД активизация своей памяти. Мгновенная реакция.

КУУД выражать своё мнение.

Систематизация знаний. Турнир № 2 «История инструмента».

10 мин.

Команды получают задания от ведущих. История инструмента, как используется. Жюри оценивает по критериям.

Командиры вытаскивают карточку с изображением муз. инструмента. Думают вместе с командой, составляют рассказ. Желающий от команды выступает.

КУУД продуктивно сотрудничают со сверстниками. Проявление инициативы.

Турнир № 3 «Угадай мелодию». 7мин

Учитель играет мелодию муз. произведения из раздела «В концертном зале»

Кто первый узнаёт произведение, поднимает руку и отвечает. Команда из которой отвечает уч-ся , зарабатывает бал.

ЛУУД актуализация музыкальной памяти и знаний.

Турнир №4 «Сложи картинку» 4мин

Команды получают задания от ведущих. Учитель включает секундомер.

Командиры вытаскивают задание. Команды складывают разрезанную картинку в единое целое.

ПУУД осуществляют поиск, составляют решение поставленного задания.

Минута славы.

(6минут)

Пока жюри подсчитывают балы желающий от команды исполняет любимую песню

А капелла.

Исполняют песню от каждой  команды. Остальные слушают, оценивают аплодисментами.

КУУД  исполнитель, слушатель. Умение действовать на публике.

Оценивание, подведение итогов. Награждение. (3мин)

Жюри объявляют балы, итоги. Объявляется победитель.

Внимательно слушают. Победители радуются.

КУУД чувство солидарности, радость за одноклассников.

Заключение (3мин.)

Включает музыку.

Все вместе исполняют песню «Дружба»

КУУД участие  в коллективном пении.

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий

   Тема моего сообщения   «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана  с  происходящими  в настоя...

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Данная методическая статья может быть полезна учителям музыки...

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Моделирование урока музыки с использованием СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном...

Методическая разработка. Выступление на МО по проблеме: «Использование современных педагогических технологий на уроках географии».

Выступление на  МО по проблеме: «Использование современных педагогических технологий на уроках географии»....

МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАСТЕР-КЛАСС ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ...