"РОЖДЕНИЕ БАЛЬНОГО ТАНЦА, СТАРИННАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЮИТА".
план-конспект урока по музыке на тему

Мухитова Наталья Владимировна

Интегрированный урок-концерт по предмету Слушание музыки, ориентированный на 3 класс отделений музыкального исполнительства и хореографии, а также для всех, кому небезразлична и интересна эта прекрасная и бесконечно разнообразная тема: "Старинная танцевальная сюита"...  Все танцы на этом уроке исполняли дети ( 5-6 классы хореографического отделения нашей школы). В красивых костюмах, изящно и непринужденно они сидели на сцене, создавая теплую, салонную атмосферу. Ценность данного опыта - в самом процессе подготовки этого концерта. Новая интересная информация помогла увлекательной и интересной работе над образами старинных танцев: изящной куранты, величавой сарабанды, галантного менуэта...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  (  слайд 1)    Сегодня у нас с вами необычный урок, в необычной обстановке.

     И здесь неслучайно присутствуют наши друзья учащиеся с двух отделений — хореографического и исполнительского.

     Ведь речь пойдет сегодня о танцевальной музыке. А точнее — о тайне возникновения бальных танцев. Или, это будет «История появления бальных танцев», так как нам понадобится совершить небольшое путешествие вглубь веков.

     В курсе хореографии в нашей школе изучаются основные танцевальные направления: классический танец, народный. Есть еще бальный танец. В жанровом и музыкальном плане здесь бесконечное разнообразие.

     Почему же так получилось, что одни танцы называются народными, а другие — бальными? Откуда их так много, и почему все они очень разные как по характеру и составу движений, так и по изобилию вариантов музыкального сопровождения?

     Мы с вами попытаемся разобраться с этим в нашей истории…

     Итак, начало ответов на эти вопросы лежит далеко в средневековой Европе, где к XIV веку в жизни простых людей — деревенских землепашцев и городских ремесленников — уже сложились многие жанры (т.е. виды) танцевального искусства. ( слайд 2)

     Самыми крупными и наиболее развитыми государствами в то время были Франция, Германия, Англия, Италия, Испания и Голландия. Они тесно взаимодействовали между собой, их связывали торговые, экономические, политические интересы. И общий уклад жизни простого народа в этих странах был примерно одинаков. Разными были только некоторые национальные культурные признаки. Поэтому в каждом государстве бытовали свои виды народных танцев, разных по названию и характеру… Но в тоже время у них у всех было нечто общее, что объединяло их между собой. Так, танцевали всегда в кругу или парами, а движения были незамысловатыми и состояли из шагов, прыжков, скачков и простых движений рук… Иногда, особенно в Италии и Испании, представляли целое действие в лицах... Некоторые танцы исполнялись под пение танцующих людей.  И обязательно сопровождали их народные музыкальные инструменты. В то время это могли быть рожок, свирель, тамбурин (большой бубен из кожи осла) и волынка. ( слайд 3)

     Таким образом, XIII век — эпоха Позднего средневековья — знаменательна тем, что в Европе появились простейшие танцевальные формы и жанры, которые, развиваясь и видоизменяясь, дали потом начало многим танцам, различным по характеру и ритму.

     А главное, в это время зародилась традиция объединения танцев в пары, когда за медленным и торжественным шел быстрый и веселый номер. Это важно , потому что именно этот принцип лег в дальнейшем  в основу т.н. Старинной танцевальной сюиты, которая окончательно сформировалась в XVII веке.  (слайд 4)

     Но вот на смену Средневековью приходит светлая эпоха Возрождения (ее еще называют Ренессанс) — это XIV, XV и XVI века — триста лет расцвета наук и искусств, времена Микеланджело, Боттичелли и других знаменитых художников и архитекторов. Возникло это направление в Италии и очень быстро распространилось по всей Европе.  Изменяется самосознание общества. Оно открывается навстречу  искусству, воплощая через него как высшие ценности, так и простые радости жизни.

     И вот тут вдруг кардинально меняется отношение к танцу: из низкого плебейского недостойного занятия, он превращается в обязательную принадлежность светской жизни высшего общества и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков.  Умение танцевать ценилось так же, как искусное владение шпагой, умение ездить на лошадях, приятно  и вежливо говорить, изящно рассуждать на высокие темы… (слайд 5)

     Замечательно то, что именно в эпоху Ренессанса произошло разделение народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца. Раз и навсегда. А случилось это из-за больших различий в образе жизни простых людей и знати.

     Народные танцы остались, и сохранили свой непринужденный и грубоватый характер.

     А вот стиль придворных танцев становится все более торжественным, размеренным, немного чопорным. Всё подчинялось регламенту манер, особым правилам поведения, танцевальному этикету…  Это уже становилось так сложно, что без посторонней помощи было не справиться. ( слайд 6)

     И вот тут впервые стали появляться профессиональные танцмейстеры (занимающие при дворе ответственные посты) и первые специальные танцевальные школы.

     Во всех европейских странах танцы прочно утвердились в сословиях дворянства и высшей знати, и стали постепенно превращаться в сложное искусство. Устанавливаются определенные правила, оттачиваются приемы, характер движений. Для этого даже стали создавать специальные трактаты и практические руководства, т.н. табулатуры танца. А в музыкальном сопровождении к четким незатейливым ритмам добавилась гибкая красивая мелодия, которая подчинялась характеру движения.

     И, к слову сказать, дорогие музыканты-исполнители, в эпоху Возрождения танцевальные ритмы впервые стали проникать в жанры инструментальной музыки, т.е. музыки, предназначенной только для слушания. Так появились первые самостоятельные пьесы для некоторых отдельных музыкальных инструментов или маленьких инструментальных коллективов. В таких произведениях был уже значительно усложнен музыкальный язык и приемы развития, используются секвенции и элементы полифонии.

      В разных странах сформировались придворные танцы, дошедшие уже и до нашего времени: итальянские сицилиана и тарантелла, испанские пассакалия, чакона, павана…    (слайд 7)

     Но вот на смену Ренессансу приходит блистательное Барокко. Эпоха золотой роскоши, непревзойденного изящества и галантных манер… Время пышного и великолепного расцвета всех искусств. ( слайд 8)

     Итак, век XVII и XVIII. Центром духовной и общественной жизни, законодательницей моды и изящных правил становится Франция — мощное государство с абсолютной властью короля.  ( слайд 9)

     Надо отметить, что для великосветского французского общества танец стал одним из главных развлечений. Большой любовью пользовались балы — это собрания многочисленного общества для танцев.  Пожалуй, нигде так не увлекались танцем, так тщательно его не изучали, как во Франции XVII века. При короле Людовике XIV балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. И обязательно соблюдались правила придворного этикета.  XVII век явился родоначальником таких бальных танцев как: ригодон, менуэт, экосез, контрданс, сарабанда. Кроме них, в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в прошлом веке и имеющие более выдержанный в отношении придворного этикета характер:  аллеманда, пассакалья, чакона, куранта и жига.

      Вот мы и приблизились вплотную к первым общепризнанным настоящим бальным танцам. Но прежде, чем рассмотреть их в отдельности, следует ознакомиться с понятием сюиты. Именно сюита определяла музыкально-танцевальные вкусы того времени.

     Слово suite в переводе с французского означает ряд, последовательность. Старинной сюитой XVII-XVIII века называется цикл из нескольких танцевальных номеров, объединенный в пары по принципу контрастности. ( слайд 10 портрет)

     В XVII веке в Германии жил композитор Иоганн Якоб Фробергер. Он прославился как исполнитель виртуоз на органе и клавире, выступал во многих странах Европы. Он в своих произведениях установил такой порядок частей: аллеманда - куранта - сарабанда — жига. И так получилось, что типичной основой для бальной сюиты послужил именно такой набор танцев.

     Аллеманда, куранта, сарабанда, жига...Давайте теперь познакомимся с каждым в отдельности. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

      Аллеманда — имеет изначально немецкое происхождение. Французы, голландцы и испанцы обозначали словом «Аллеманда» любые народные пляски немецкого происхождения.

В XVI веке на основе подобных плясок появился особый придворный танец. Он имел черты величавости и, конечно, то же название.

Музыкой Аллеманды, усиленной фанфарами, приветствовали сиятельных особ. Под ее выступающий ритм процессия гостей торжественно входила в замок или дворец. После приветствия участники встречи переходили ко второй, более танцевальной части. Здесь уже присутствовали прыжковые движения оживленного характера, и исполнялись они обычно под ту же мелодию, но в трехдольном размере.

     Во Франции во второй половине XVI века Аллеманду с удовольствием приспособили для придворного исполнения на балах. Тут уже она приобрела легкость шага и некоторую изысканность. И вот, французская Аллеманда быстро стала модным танцем по всей Европе. Ею открывали праздники и балы.  Постепенно она перестала состоять из двух частей и стала одночастной. Новая Аллеманда вобрала в себя разнообразные фигуры и перестроения  и теперь стала похожа на «истинный» танец с более чувственными, чем просто величавое шествие, чертами.  Популярность танца невероятно возросла. Появилось множество постановочных композиций: Аллеманда Королевы, Аллеманда Графа Эссекского, Аллеманда Леди Сесиль и т. д... (танцуем)

    Более ста лет Французская аллеманда услаждала публику европейских придворных и городских балов. А к началу XVIII века она, помимо бального, утвердилась еще и в концертном зале — в клавирных сюитах Генделя, Баха, Фробергера, предназначенных только для слушания.

    Куранта. В переводе с французского «бегущая». Старинный танец итальянского происхождения, снискавший любовь и популярность в бальных развлечениях более чем на 200 лет. Куранту в сюите стали танцевать вместо второй, быстрой, части Аллеманды.

     Отличительные черты ее музыки — довольно быстрый темп, постоянный размер ¾ или 3/8, моторность (т.е. Непрерывное движение вперед без остановок), простая гармония и очень четкий, понятный ритм.

    Обычно Куранту танцевали в кругу вокруг залы. Круговому движению соответствовала гибкая и закругленная мелодия. Однако, несмотря на простоту музыки, Куранта считалась важным и сложным танцем, более других внушавшим чувство благородства. Кавалерам и дамам высокого ранга предполагалось хорошо танцевать ее, иначе их благородное образование считалось неполным... Куранту разучивали годами, а постигшие в совершенстве ее исполнение считались учеными в танцевальных науках. Говорят, что это был любимый танец короля Людовика XIV, который он танцевал лучше чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько важны, что это рассматривалось как необходимость изучения их перед любым другим танцем...  (танцуем)

     Следующий танец сюиты — Сарабанда — родился в Испании. В отличие от грациозной оживленной Куранты, его танцуют медленно и величественно. Сарабанда возникла из торжественного похоронного обряда высокородных особ, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. По другой версии первоначально это было степенное танцевальное шествие, выходившее из ворот католического храма. Католические шествия существовали в Испании много веков, и Церковь благосклонно приняла появление такого танца. Происхождение Сарабанды отразилось в ее названии — sacra banda – по-испански — святое шествие. Сказался в музыке и движениях и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что это танец-шествие, размер здесь не 2/4, а ¾, потому что в трехдольном размере было удобно совершать многочисленные остановки и повороты... Вместе с испанской существовал французский вариант Сарабанды — более легкий и грациозный. Обе они имели долгую популярность в качестве придворного танца.  (танцуем)

     Заключительной частью танцевальной сюиты в музыке эпохи Барокко XVII-XVIII веков стала жига, берущая свое начало от старинного танца английских моряков — быстрая непринужденная, веселая. Когда-то давно это был мужской танец-соревнование комического характера. Сцепившись руками за плечи в две шеренги, одна против другой, матросы виртуозно выделывали невообразимые движения ногами, соревнуясь «кто кого перетанцует».

     В XVII веке, сильно облагороженная, Жига стала популярным салонным танцем во многих странах западной Европы. Отличительные черты Жиги — разнообразные ритмичные движения ногами, пунктирный триольный ритм, безостановочная как веселый ручеек музыка в размере 3.., 6.., 9.., или 12 восьмых.  (танцуем)

     Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига — именно в таком порядке, составляя контрастные сочетания, они вошли в Старинную Танцевальную Сюиту, став, по сути, первыми официальными бальными танцами.  Они назывались «обязательными». Но они не были единственными. Одновременно существовали не менее популярные Бурре, Гавот, Ригодон, Контрданс, Менуэт...  Частенько на балу ими «разбавляли» строгое чередование основных танцев.

     Из ряда т. н. второстепенных танцев особых слов заслуживает Менуэт.  Название его произошло от французского слова menu — маленький.  Около 1650 года при Людовике XIV менуэт стал популярнейшим придворным танцем, а затем распространился по всей Европе, в том числе в России, где его танцевали на ассамблеях Петра I.

     Основной чертой исполнения менуэта, который толковался даже как танцевальное объяснение в любви, являлась чрезвычайная церемонность, чопорность и торжественность. Обучались менуэту долго, так как очень трудно давалась манера исполнения. Существовала поговорка: «Кто хорошо танцует Менуэт, тот все делает хорошо».

     Размеренные, маленькие шаги соединялись с плавными приседаниями, перемежаясь чопорными реверансами. Манерно приподнятые руки, стройная осанка, строго выдержанные позы придавали Менуэту красоту и торжественность. Танцующие пары располагались строго по рангам, рисунок танца состоял из сложных закругленных линий. Музыкальные особенности Менуэта — это трехдольный размер, неторопливый темп, мягкая изящная мелодия... ( танцуем)

     Подумайте только, какой интересный и длинный путь в своем развитии прошла танцевальная музыкальная культура за какие-то пять столетий!..   Родившись в эпоху Средневековья в непритязательных, веселых и простых народных танцах, свежо и стройно расцвела в танцевальной сюите XVII-XVIII веков. Потом за очень короткий срок воплотилась в элегантной роскоши великолепных бальных танцев XIX века. И, наконец, достигла высшего своего выражения в Балете.  Но это еще не все!.. Развиваясь как хореографическое искусство, танцевальная музыка одновременно заняла достойное место в инструментальной музыке, предназначенной для концертного исполнения. И тогда появилось новое понятие «танцевальности» - это музыка, которая напоминает танец, пронизана характером и ритмами танца, но которая не предназначена для танца.  Это идеально выстроенные лирико-философские клавирные и лютневые сюиты И. С. Баха, изящные стилизованные салонные танцевальные пьесы Моцарта, Бетховена и Шуберта, блестящие виртуозные вальсы Шопена.  Но все это — уже отдельная тема для нашей другой, возможно следующей, встречи.

       

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                  МБОУ ДО «Карачевская ДШИ им В.Ф. Кольцова»

                     План итегрированного урока

                       преподавателя теоретических дисциплин

                     Мухитовой Натальи Владимировны

                 и преподавателя по классу хореографии

                            Лебель Нины Валерьевны

  «Появление бального танца. Старинная сюита».

                                              Карачев 2017

План интегрированного урока.

Вид: лекция-концерт.

Тема: «Появление бального танца. Старинная сюита».

Цель: - Познакомить учащихся с историей возникновения первых бальных танцев;

            - развитие познавательного интереса школьников;

            - расширение кругозора учащихся (участников и     слушателей);

            - активизация концертно-просветительской деятельности учащихся.

 

Возраст детей (слушателей и иллюстраторов): 9-14 лет.

Оснащение: - диск с подготовленным музыкальным сопровождением;

                         - ноутбук;

                         - проектор;

                         - звуковая аппаратура.

                                                                                                                                             

План:   1. Вступление.

                 2. Танцевальная культура в Средние века.

                 3. Обособление придворных танцев в эпоху Ренессанса.

                 4. Появление и расцвет Старинной танцевальной сюиты.

                 5. Танцы Старинной сюиты (исполняют учащиеся 5-6 классов хореографического отделения):

                          - Аллеманда;

                          - Куранта;

                          - Сарабанда;

                          - Жига;

                          - Менуэт.

                 6. Заключение.



Предварительный просмотр:

     В самой природе человека лежит интерес к музыке. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит звуки окружающего мира. Влияние музыки на развитие личности огромно, поскольку она обладает специфическими возможностями воздействия на сферу чувств и на внутренний мир человека.

     В настоящее время, благодаря техническому прогрессу, человек постоянно окружен музыкой. Избыток всевозможной звуковой информации приучает его слух скользить по поверхности, слушать музыку, не вникая в нее, воспринимать ее как фон.

     Для того, чтобы ребенок не потерялся в этом мире звуков, чтобы музыка стала для него значимой, приобрела личный смысл,  необходимо научить его воспринимать и понимать ее образную и нравственную сущность.

     Восприятие музыки — процесс трудоемкий, требует большого внимания и затраты душевных сил. Для развития способности к восприятию музыки нужны как внешние (звучащая музыка), так и внутренние (психологические) условия.

     Кроме того, требуется период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно происходит в процессе активного участия в музыкальной деятельности — во время пения, игры на инструменте, слушания музыки.     И чем раньше начать учить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально, научится свободно разбираться в средствах музыкального языка, быстрее будет совершенствоваться как исполнитель, а главное, полюбит все то, чем он в школе искусств занимается.

     В связи с этим, большое значение в музыкальном образовании имеет курс «Слушание музыки»  и «Музыкальная грамота» (для хореографии).

     Слушание музыки — это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. По мере надобности  дети сами исполняют в качестве иллюстраций свои пьесы по специальности (особенно в младших и средних классах),  с последующим общим разбором, что превращает урок в момент совместного музицирования в непринужденной атмосфере, что нравится всегда всем учащимся.

     Одновременно с этим слушание музыки позволяет познакомить детей с более сложными произведениями по сравнению  с теми, которые они исполняют сами. Дети получают возможность услышать крупные вокальные, инструментальные, оркестровые произведения известных композиторов в хорошем исполнении.

     В наше время слушание музыки стало доступной формой общения для  широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, кино, телевидение, интернет, соц. сети)… Поток музыкальной информации практически безграничен. И это создает определенную проблему для организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.

     Научить детей активно слушать музыку — непростая задача. Преподавателю необходимо делать все возможное, чтобы процесс восприятия был активным и творческим.

     В процессе обучения для этого используется множество  средств и форм работы на уроках: это стандартные, инновационные методы, различные методические разработки и дополнения на основании личного опыта, которые имеются практически у каждого преподавателя.

    Для раскрытия темы «Появление бального танца. Старинная сюита» был выбран урок в форме лекция-концерт. По сути это небольшой тематический концерт в рамках урока. Его особенность — наличие значительной доли текстового материала, выстроенного в соответствии с логикой подачи темы. Лекция-концерт позволяет соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения.

   Мы выбрали именно эту форму для того чтобы подробно осветить определенный конкретный исторический срез в музыкальном искусстве, так как в программе слушании музыки старинная танцевальная сюита лишь касательно упоминается в третьем классе. А на самом деле - это обширная и интереснейшая тема.

     Глубокое проникновение в стиль и содержание в яркой и занимательной форме помогает установить связь со смежными видами искусств.  Оформление урока живыми иллюстрациями, использование элементов театрализации, применение визуальных художественных образов — все это способствует более эмоциональному, творческому восприятию музыки, более глубокому ее пониманию. Такие концерты стимулируют процесс самообразования, дают возможность в логически стройном виде изложить выбранную тему, и, вместе с тем, доставляют эстетическое наслаждение исполнителям и публике.

     Наше мероприятие разработано и осуществлено совместно двумя преподавателями по технологии интеграции с использованием межпредметных связей.

     Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

     Уроки с элементами интеграции могут объединять в себе самые разные предметы как в расширенном их объеме, так и  могут включать лишь отдельные нужные в конкретном случае  составляющие ( как в данном концерте-лекции).

     На практике в преподавании теоретических дисциплин приходится довольно часто в той или иной мере прибегать к методам интеграции на уроках, т. к. все предметы в ДШИ взаимозависимы друг от друга.  В данном случае метод интеграции мы использовали, чтобы создать более широкое поле проявления темы, которая выходит за рамки изучаемого предмета.

     Прежде чем решиться на такой урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба должны давать себе отчет, какой их ждет труд, какие затраты времени и сил понадобятся (обычно гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков).

     Считается, что самое узкое место интегрированного урока — это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия.  Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один преподаватель может выступать ведущим, а другой — ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

     Подготовка таких мероприятий вызывает необходимость творческой переработки преподавателем ранее ранее усвоенных педагогических и специальных знаний, изучения новой музыкальной литературы для более глубокого понимания темы.

     Проведение уроков такого типа в предмете Слушания  музыки должно способствовать расширению кругозора учащихся, должно углублять и  развивать интерес к музыке и танцу, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности.

       Методическая литература.

  1. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе» - Волгоград: Учитель,2008.
  2.  Ягненкова Н.В. «Возможности практического  применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ» - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012)
  3.  Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий». - М: Каро, 2005.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма исполнения спортивного бального танца

Цель данной разработки - показать, что нестандартный подход к обычным видам деятельности учащихся может качественно изменить посещаемость направления и повысить его социальность....

«Влияние танцев народов Латинской Америки на современные бальные танцы».

Влияние танцев народов Латинской Америки на современные бальные танцы....

Формы работы с родителями в студии спортивного бального бального танца "Шанс".

В презентации представлены формы и методы работы с родителями....

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

Статья "Костюм в бальных танцах. Как выбрать танцевальный костюм (психология цвета)"

Статья "Костюм в бальных танцах. Как выбрать танцевальный костюм (психология цвета)"...