Дипломная работа "Создание методического комплекта "Бардовская песня" для развития музыкальной культуры школьников"
материал по теме

Руденко (Варганова) Елена Витальевна

"Создание методического комплекта "Бардовская песня" для развития музыкальной культуры школьников"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Руденко Елена Витальевна

СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ВКР допущена к защите

Специальность: 53.02.01

«     » _______________ 201__ года

Музыкальное образование

Зав. кафедрой ___________________

Курс: 4, группа: 40

Руководитель: Арсентьева И.Н., преподаватель МДК 03.03 музыкально-инструментальный класс

ВКР защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой__________________

«  »________________201_года

Рецензент: Сердюк Л.В.

преподаватель МДК 03.03;

музыкально-исполнительский класс

высшей квалификационной категории

к.п.н

 (ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                    3

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие музыкальной культуры в музыкальной педагогике             7

1.2. Характеристика музыкальной культуры в педагогике

искусства                                                                                                11

1.3.Бардовская песня: история развития, фестивали, традиции и особенности                                                                                                 15

1.4. Анализ программ по музыке                                                      21

1.5. Цели и задачи методического комплекта «Бардовская песня»     23

Выводы по I главе                                                                     24

ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Задачи и направления апробации методического комплекта              26

2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов

апробации                                                                                                   28

2.3. Характеристика базы апробации                                              32

2.4. Ход и динамика результатов апробации                                          34

Выводы по II главе                                                                      40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                              42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                              44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Музыкальная культура – составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующая в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Тельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования музыкальной культуры у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. С позиции системного подхода процесс развития музыкальной культуры во взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С. Коган, К.И. Киященко, Ю.А. Лукин и др. Исследователи представляют музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры.

Мы живём в такое время, когда СМИ, активно влияющие на подростковое поколение, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир.

В России уже более полувека существует бардовская песня. Мировоззренческий и художественный потенциал бардовской песни может быть использован как развивающее и воспитательное средство подрастающего поколения. Можно предположить, что обучение исполнению бардовской песни способствует выявлению творчески одарённой личности, формированию творческой активности и музыкальной культуры у подростков. Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре. Гитарная песня - это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть и ощутить красоту музыки.

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблемы целенаправленного развития музыкальной культуры учеников на уроках музыки посредством приобщения к современной бардовской песне в педагогике изучено недостаточно полно. Вместе с тем, педагогические возможности богатого песенного фонда позволяют активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. В целом, способствуя развитию музыкальной культуры школьников. Актуальность проблемы исследования обусловлена наличием противоречия между потенциальными возможностями бардовской песни для развития музыкальной культуры школьников и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы. Необходимость разрешения данного противоречия определила тему нашего исследования: «Создание методического комплекта «Бардовская песня» для развития музыкальной культуры школьников».

Цель исследования -  на основе анализа методической и музыковедческой литературы разработать и апробировать методический комплект «Бардовская песня» для развития музыкальной культуры школьников.

Объект исследования – образовательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – развитие музыкальной культуры школьников на примере бардовской песни в 5 «а» классе в МОУ Долгодеревенская СОШ.

Гипотеза исследования – если создать методический комплект «Бардовская песня» и систематически применять его на уроках музыки, то развитие музыкальной культуры школьников будет более успешным.

Задачи исследования:

  1. на основе изучения анализа музыкально-педагогической литературы раскрыть понятие музыкальной культуры и пути ее развития;
  2. путем изучения музыковедческой литературы определить целесообразность обращения к бардовской песне как одно из средств развития музыкальной культуры школьников;
  3. разработать методический комплект, организовать его апробацию для развития музыкальной культуры;
  4. обобщить результаты исследования и подтвердить целесообразность обращения к данной теме для развития музыкальной культуры школьников.

Методы теоретического исследования:

- отбор и анализ литературы;

- систематизация;

- классификация;

- обобщение.

Методы эмпирического исследования:

- анкетирование;

- педагогическое наблюдение;

- апробация.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный методический комплект может быть использован в практике учителя музыки на уроках и во внеучебной деятельности, при подготовке концертов.

Структура ВКР:

  1. Титульный лист,
  2. Оглавление,
  3. Введение,
  4. Основная часть (главы, выводы по главам),
  5. Заключение,
  6. Список использованной литературы.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  1. Понятие музыкальной культуры в музыкальной педагогике

В словаре русского языка С.И. Ожегова, а также в малом толковом словаре русского языка понятие «культура» рассматривается с нескольких позиций:

1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом;

2) сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительской работой и т.п. (деятели науки и культуры);

3) высокий уровень развития чего-нибудь, высокое развитие, умение, соответствие образцам (культура производства, физическая культура, культура речи);

4) просвещённость, образованность, воспитанность.

Для наибольшей чёткости формулировок мы остановимся на философской трактовке понятия «культура» - «специфический способ организации и развития жизнедеятельности представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. По мысли П.А. Флоренского «культура» - есть среда растящая и питающая личность.

С точки зрения деятельного понимания культуры, человек не только создаёт культуру, но и сам оказывается её результатом и действительным содержанием. В широком плане культура включает в себя созданные человеком (творческим трудом) как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности.

Культура подразделяется на материальную (совокупность материальных приобретений общества) и духовную (совокупность духовных достижений). Духовную культуру в свою очередь можно подразделить на нравственную (этическую), политическую, религиозную, эстетическую и т.д. Одной из важнейших составных частей эстетической культуры выступает культура музыкальная. Исследователи под музыкальной культурой личности школьников подразумевают:

- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей;

- интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Все перечисленные слагаемые музыкальной культуры личности объединяются в единой цели музыкального образования школьников, которую определил в своей педагогической концепции композитор и педагог Д.Б. Кабалевский: «…воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [8, с.45].

С точки зрения музыкальной педагогики, программа формирования музыкальной культуры школьников направлена на активизацию и развитие духовных сил ребёнка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. В связи с этим психолог Б.М. Теплов считал, что главным критерием развития музыкальной культуры является «не точность познания, а глубина проникновения в музыку» [7, с.10].

В задачи музыкального образования в современной школе входит:

- формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социально-ценной направленности личного музыкального вкуса;

- развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты;

-совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыки, желание слушать и исполнять её;

- становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать инонациональную музыку как в её подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке композиторов-профессионалов;

- приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

- развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

- активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретённых на уроке, в деятельности классного и школьного коллективов, в быту и на досуге;

- приобретение учащимися умения применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой специальной литературой.

Духовная культура – область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Определением значимости музыкального воспитания в развитии детей, формированием их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству занимались в своих исследованиях О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г. Рыцарева, Б.М. Теплов, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования, проблемами, связанными с начальным этапом музыкального воспитания детей, занимались А.Д. Артоболевская, Ю.Б. Алиев, М.Г. Головина, Н.М. Черноиваненко и другие. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки оставили свой труд Т.А.  Колышева, Н.В. Соколова и другие.

С точки зрения таких психологов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и других школьный возраст является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и музыкальной культуры.

В широком смысле формирование музыкальной культуры - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - формирование музыкальной культуры человека.

Таким образом, формирование музыкальной культуры предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.

  1. Характеристика музыкальной культуры в педагогике искусства

Из советских композиторов в благородном деле музыкального воспитания юношества выдающаяся роль принадлежит Д.Б. Кабалевскому, который на протяжении многих лет не только сам являлся пропагандистом музыки, но и стал вдохновителем и создателем новой программы «Музыка» для общеобразовательных школ. Педагогические принципы этой программы далеко выходят за рамки собственно урока музыки в школе и могут быть использованы во всей системе музыкального воспитания детей.

В программе Д.Б. Кабалевского творческие учителя, музыканты нашли ответы на многие волнующие их вопросы, а также увидели в ней пути преодоления противоречий в сложившейся практике. Изменения принципиального характера затронули все стороны музыкального воспитания - от целей и принципов до частных методов и приемов. Впервые в программе по музыке была поставлена цель – «воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся» [8, с.4].

Опираясь в своих исканиях на музыкально-педагогические воззрения Б.В. Асафьева, который писал: «Музыка – это искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают», на труды музыкантов-педагогов В.Н. Шацкую, Н.Л. Гродзенскую, на взгляды В.А. Сухомлинского и многих других, Д.Б. Кабалевский в своей программе нашел новые методики, которые решили коренной вопрос музыкальных занятий: как увлечь, заинтересовать школьников музыкой? Он стремился вызвать в детях «ясное понимание и ощущение того, что музыка не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника» [10, с.35].

Идеи массового художественного образования и воспитания школьников, которые зародили основоположники советской системы музыкального воспитания детей Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, С.Т. и В.Н. Шацкие и другие, обрели новую жизнь в школах искусств.

Актуальны и сегодня идеи выдающегося советского ученого Б.В. Асафьева по формированию музыкальной культуры школьников. Он считал, что «научение» музыке не значимо принципиально, а восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня музыкального вкуса. Разрабатывая принципы и методику музыкально-воспитательной работы с учащимися, он писал: «музыка – это искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» [11, с.57].

Также он полагал, что в работе преподавателей не должно быть и «речи о сухом обучении теории, истории, игре, пению и т.д. как отдельным дисциплинам вне общей связи» [11, с.69]. По его мнению нужно постоянно искать пути и формы работы с детьми, которые требуют и вызывают развитие их мышления, воображения, творческой фантазии и музыкальных способностей.

В.Н. Шацкая в своей статье «Воспитание музыкального вкуса» тоже ясно и полно определила цели музыкального воспитания школьников. Она писала: «музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения школьников, в воспитание их моральных качеств, воли, характера» [12, c.33]. Для формирования музыкальной культуры школьников, считала Валентина Николаевна, необходимо прививать детям интерес и любовь к музыке, расширять их музыкальный кругозор, воспитывать их музыкальный вкус и учить понимать музыкальную речь.

Д.Б. Кабалевский предполагал, что формирование музыкальной культуры школьников, их хорошего музыкального вкуса достигается, если: учить детей не только слушать музыку, но и размышлять о ней, если уделять внимание музыкальной грамотности (т.е. «восприятию музыки как живого искусства, рожденного жизнью и неразрывно с жизнью связанного, особого «чувства музыки», которое позволяет воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения , способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений»), если учить детей запоминать в музыке только то , что эмоционально прочувствовано и понято (это относится и к самой музыке, и к слову, сказанному о ней, и к исполнению музыки, и к её слушанию), если учить детей способности «с лета», после однократного прослушивания, схватывать самое существенное в сравнительно большом количестве разных сочинений и глубоко вникать в сравнительно небольшое число наиболее значительных произведений, по многу раз слушая и анализируя их «оттачивание музыкальной культуры» [10, c.78].

Все эти составляющие компоненты формирования музыкальной культуры помогают учителю «связывать постройку каждого нового этажа музыкальной культуры учащихся с укреплением ранее построенных этажей» [10, с.42].

Размышляя в своей книге «Уроки музыкальной культуры», её автор Р.А. Тельчарова приходит к выводу, что формирование музыкальной культуры школьников невозможно без формирования музыкальной культуры самого учителя. «Музыкально - эстетическая культура учителя - это не сумма приобретенных им знаний, умений и навыков. Это музыкальная деятельность, среди многообразных форм которой ведущее место принадлежит восприятию в музыкальном сознании, центральной формой которого является музыкально-эстетический идеал» [13, c.83].

Д.Б. Кабалевский тоже отмечал в своих работах, что «учитель должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен» [8, c.153].

Б.В. Асафьев ввел понятие «музыкально культурный учитель» и считает, что учитель должен быть не просто «виртуозом или спецом-ремесленником, а учителем высокой музыкально-педагогической квалификации, выражающей необходимую меру его музыкально-эстетической, а значит, и профессиональной культуры» [11, c.102].

Требования к учителю предъявляли в своих трудах и исследованиях такие педагоги как Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Н.Н. Гришанович и другие.

В наши дни эти идеи, обогащенные опытом прошедших десятилетий, вооруженные новыми методологическими концепциями, получают новое развитие в направлении совершенствования всей системы музыкального воспитания школьников.

А.Д. Артоболевская считает, что формировать музыкальную культуру школьника можно только тогда, когда ребенок научится внимательному прослушиванию и сопереживанию музыки и его развитие не сведётся только к изучению теории и нормативных элементов. Она пишет: «Несомненно маленький музыкант должен усвоить все необходимое из огромного опыта музыкальной культуры, но чувствам, переживаниям, эмоциям научить невозможно в том смысле, в каком мы учим его музыкальной грамоте» [14, c.88].

Педагог высказывает мнение, что только через прослушивание высоких образцов классической музыки во всем её богатстве жанров и форм можно научить ребенка музыкальным переживаниям.

Л.В. Школяр, педагог, сотрудник НИИ художественного воспитания разделяет её мнение и подчёркивает, что вместо того, чтобы постепенно и терпеливо учить школьников любить и понимать музыку, начинаем делать это целенаправленно и методично, игнорируя при этом природу детского восприятия и директивно навязывая детям нашу, взрослую программу восприятия, наше видение и понимание музыкального смысла. При этом в качестве основного требования выдвигаем обязательность усвоения учебного материала. Она считает, что преподаватель должен стать на позицию ребенка и постигать искусство вместе с ним, учитывая его возрастные особенности и потребности, а не организовывать учебно-воспитательный процесс, исходя из сложившихся общепринятых требований и правил, которые кочуют из пособия в пособие на протяжении многих лет.

Исходя из анализа педагогических работ, посвященных музыкальной культуре, можно найти разные взгляды и точки зрения на процесс формирования музыкальной культуры школьников.

  1. Бардовская песня: история развития, фестивали, традиции и особенности

В истории развития бардовской песни выделяют несколько этапов. Первый этап — «романтический», лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. Критика культа личности, перемены во всех областях жизни, начавшиеся в годы оттепели, - все это породило надежды на действительное восстановление справедливости и скорое пришествие светлого будущего. Эйфорией социального оптимизма был охвачен едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, жившей радостным ожиданием этого будущего. И это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда - ее светлое мироощущение, лиризм, беззлобный юмор. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни, в частности, Грушинский фестиваль. На этом этапе бардовская песня своим содержанием не беспокоила власти, и они почти не обращали на нее внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества.

        Следующий этап развития - протестно-сатирический (середина 60-х гг.). Этот период характеризуется смелой и откровенной критикой существующего режима и устоявшихся правил.  Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом - расщеплением сознания на публичное (вынужденное следовать общественным нормам) и частное (приватное), предназначенное для внутреннего употребления, для своих. В соответствии с этим необычайно возросла роль неофициальной культуры, которая стала единственно доступным островком духовной свободы. И естественно, что свободная по самой своей природе авторская песня, тут же стала важной и самой демократичной частью, и формой такой культуры. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её анти человечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти в конце 70-х гг. перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, травле в официальной прессе подверглись Окуджава и Высоцкий, вынужден был эмигрировать Галич, но благодаря «магнитоиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. Попытка властей овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной песни» (КСП) также не увенчалась успехом.  Наоборот, чем сильнее и изощреннее было административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее, жестче и мускулистее становилась авторская песня, питавшаяся энергетикой осознанного противостояния. Эстетика песни протеста против больного общества нашла своего гениального выразителя – В. Высоцкого, ставшего поистине всенародным поэтом. В нем соединились необходимые для этого качества - поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный по тембру хриплый голос и многое другое, что позволило ему придать авторской песне совершенно новый облик. В. Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль. И это - лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями. В творчестве В. Высоцкого авторская песня достигла уровня, который остается эталонным и сегодня. Травле в официальной прессе подверглись Окуджава и Высоцкий, вынужден был эмигрировать Галич.

Повзрослевшие барды - основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной, а также бард-рокеров, таких как А. Макаревич, Б. Гребенщиков.

Третий этап (с середины 80-х гг. до начала 90-х гг.) – эра спокойствия. После непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, вызванного, среди прочего, и новой волной социальной эйфории, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число поющих поэтов и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения сопротивления материала, энергии противостояния, многие считают, что исчез и творческий импульс ее развития, что на этом история авторской песни и закончилась, что в ситуации политической свободы, без тоталитарного гнёта этот вид поэзии существовать не может. Уходит в прошлое магнитофонная форма существования авторской песни, размножаясь на компакт-дисках и видеофильмах, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях, авторская песня перестаёт быть сама собой. Словом, авторской песней надлежит считать только то, что написано до начала 90-х годов, и где-то в этом времени надо поставить окончательную точку.

С такой точкой зрения можно поспорить, имея в виду, что наследие тоталитаризма изжито отнюдь не полностью, что вольный бунтарский дух бардовской поэзии ещё может быть востребован обществом и культурой.  К тому же авторской песне присущи не только бунтарские темы, обличительный характер, но и вечные общечеловеческие - любовь, смерть, добро, зло и т. д. Ситуация неопределенности и тревоги за будущее в начале 90-х годов объясняется общей неблагоприятной социально-политической и экономической ситуацией в стране. По мере выхода общества из кризиса в целом, выходит из него и авторская песня, несомненно, обновленная, приобретшая новые черты, но не утратившая своего сущностного смысла. В конце 1990-х годов начинается мощное развитие фестивалей авторской песни, организовываются все новые центры. Это дает возможность каждому автору попробовать себя. Авторская песня стала носить массовый характер.

Существование и развитие авторской песни в современном обществе говорит о важности и заметном месте в культуре различных народов. Регулярно проводятся конкурсы и фестивали авторской песни, открываются новые клубы, бард-кафе в разных городах. Бардовская песня присутствует как течение в дополнительном образовании детей, звучат новые имена молодых авторов-исполнителей, огромное множество детских коллективов принимает участие в фестивалях. Многие из них –   продолжатели бардовской субкультуры. Все эти объективные факты свидетельствуют о значимости и подлинном процветании данного вида словесности. Самые крупномасштабные фестивали – Ильменский и Грушинский, имеют более чем тридцатилетнюю историю, ежегодно собирают многие тысячи людей со всей страны и из-за рубежа. Основанием для наследников авторской песни, является поэтико-музыкальное творчество Визбора, Окуджавы, Высоцкого. Без их песен традиционно не обходится ни один бардовский фестиваль.

Общая направленность авторской песни подчиняется правилам «семейного слушания». Авторы-исполнители не применяют ненормативную лексику, почти полностью исключены эротические темы, зачастую песни рассчитаны на исполнение и «подпевку» детьми. Все это тоже можно отнести к необходимым условиям современного бытования авторской песни, воздействующим на ее художественность и определяющим ее место в современной культуре.

Все любители авторской песни решили организовать клуб, официально оформив его при городском туристическом клубе. С тех пор начались различные клубные мероприятия, где проводились различные вечера-посиделки, туристы обменивались между собой различными впечатлениями, смотрели фильмы и, естественно, много пели. Очень часто участники клуба выступали в городских концертах. Туристы любили часто собираться у костра, где они говорили о своей жизни. Далее проходили выступления в дворцах культуры, афиш по проведению мероприятий не было, но зал все время был заполнен. Никто не финансировал работу туристического клуба. Люди просто встречались, и пением выражали то, что больше всего волновало их в тот момент.

Фестивали проводятся не только, чтобы собрать вместе любителей бардовской песни в красивом месте, но и в целях приобщения молодежи к музыке, поэзии, туризму и спорту, сохранения и развития бардовской песни, выявления талантливых авторов и исполнителей, пропаганды здорового образа жизни.

Одним из традиционных фестивалей на Урале стал Ильменский фестиваль.

Ильменский фестиваль авторской песни («Ильмены», «Ильменка») — фестиваль бардовской песни, проводимый ежегодно в начале лета, обычно во вторые выходные июня на берегу Ильменского озера возле города Миасс Челябинской области. В 1989 и 1990 фестиваль проходил на берегу озера Морскалы возле посёлка Ленинск в 20 км от Миасса.

Данный фестиваль, появившийся в результате туристско-самодеятельной среды, ныне уже имеет официальный статус, а также неплохую экономическую поддержку. Проведение фестиваля никогда не ставилось под вопрос, независимо от каких-либо политических и экономических условий. Времена меняются, а Ильменка и ныне жива, так что всем желающим проявить свои музыкальные способности прямая дорога на Ильменский фестиваль.

Грушинский фестиваль («Грушинка», «Груша») — песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Официальное название — «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина».

Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.

  1. Анализ программ по музыке

При приобщении детей к бардовской песни обязательно нужно учитывать возраст детей. Поскольку восприятие текста в разном возрасте разное. Специалисты, работающие в этой области говорят о восприятии ребенка до 12 лет и после 12 лет, проводя этим как бы грань к возможности понимания смысла песни и возможности ее восприятия.

Разнообразная тематика, простота и доступность бардовской песни позволяет включать ее в различные программы по музыке.

Таблица 1.1

Анализ программ по музыке

Программа по музыке

Класс, тема

Произведения

Е. Д. Критская

4 класс - «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»;

- «Песня о друге» В. Высоцкий

- «Музыкант» Б. Окуджава

- «Пожелание друзьям» Б. Окуджава

- «Резиновый ёжик»,

- «Сказка по лесу идет» С. Никитин, слова Ю. Мориц

Кабалевский Д. Б.

«Музыка»

8 класс - «Великие наши современники»;

- «Наполним музыкой сердца» Музыка и стихи Ю. Визбора;

- «Лесной вальс» Музыка и стихи Б. Окуджавы;

- «Надежда» Музыка и стихи В. Высоцкого;

- «Фантастика, романтика» Музыка и стихи Ю. Кима

Штуркина Н. С.

6 класс - «Авторская музыка: прошлое и настоящее. Уральские барды»;

- «Молитва Франсуа Виньона» слова и музыка Б. Окуджавы

- «Песенка об открытой двери» Б. Окуджава

- «Диалог у новогодней елки» С. Никитин

- «Пока горит свеча» А. Макаревич

- «Я не люблю» В. Высоцкий

Алеев В.В.

Т. И. Науменко

Т. Н. Кичак

«Искусство. Музыка 5-9 классы»

5 класс – «Волшебная красочность музыкальных образов»

8 класс – «Мелодией одной звучат печаль и радость»;

«Слезы людские, о слезы людские…»

«Трагедия любви в музыке»

«Подвиг во имя свободы»

9 класс – «Авторская песня»

«Герой авторской песни»

- «Сказка по лесу идет» С. Никитин

- «Песня о Моцарте» Б. Окуджава

- «Братские могилы» В. Высоцкий

- «Ты у меня одна» Ю. Визбор

- «Песня о друге» В. Высоцкий

- «Песня о друге» В. Высоцкий

- «Песенка об Арбате» Б. Окуджава

- «Настоящих людей так немного…» Б. Окуджава

- «Я в путь собирался всегда налегке…» А. Галич

- «Александра» Ю. Визбор

Школяр Л.В

Усачева В.О

«Музыкальное искусство»

1 класс – «Что значит слышать музыку?»

- «Музыкант» Б. Окуджава

  Анализ программ показал, что тематика разнообразна и включает в себя патриотическую тему: «Братские могилы» В. Высоцкого, тема любви: «Ты у меня одна» Ю. Визбор, тема дружбы: «Песня о друге» В. Высоцкого, тема природы: «Лесной вальс» Б. Окуджавы.

  1. Цели и задачи методического комплекта «Бардовская песня»

Отличительными особенностями бардовской песни являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Методический комплект – это совокупность учебных и учебно-методических материалов, обеспечивающих полноценное знаниевое и компетентностное изучение и качественное преподавание учебной дисциплины; включает, как правило, учебник, рабочую тетрадь для учащегося, атласы, карты, альбомы с иллюстративным материалом, учебно-методическое пособие для преподавателя по содержанию и методике преподавания конкретных разделов и тем, а также обеспечивает межпредметные связи изучаемого курса с другими учебными предметами.

Цель методического комплекта: развивать музыкальную культуру школьников на примере бардовской песни.

Задачи:

  • Познакомить с многообразием жанров бардовской песни, расширить рамки на примере знакомства с уральскими бардами
  • Представить биографии наиболее знаменитых бардов
  • Воспитывать интерес и уважение к бардовской культуре.

В структуру комплекта входят: биографии авторов-исполнителей, нотное приложение, представляющее собой и нотное изложение мелодий и текст с цифровками, методические рекомендации, включающие в себя диапазон песни, образное содержание и рекомендации для исполнения или прослушивания.

Выводы по I главе

Исследуя проблемы развития музыкальной культуры школьников в теоретическом направлении, мы пришли к выводу, что этот вопрос довольно подробно и полно освящен в научной литературе. Большинство авторов, рассматривая эту проблему, имеют схожие мнения.

В целом, жанр бардовской песни на сегодняшний день достаточно многогранен и противоречив, и, следовательно, еще подлежит широкому всестороннему изучению. По проведенным же исследованиям его большей частью относят к музыке быта.

Музыка быта безусловно оказывает свое определенное воздействие на нравственно-эстетическое развитие школьников и студентов. Влияние бытовой городской музыки (уличной, дворовой песни) в отечественной педагогике традиционно рассматривалось как отрицательное. Однако еще не завершившаяся переоценка ценностей позволяет по-новому взглянуть и подвергнуть беспристрастному анализу казавшиеся недавно незыблемыми догмы, формирующие взгляды и суждения. Особенно те, которые в новой социальной реальности не потеряли своего нравственно-эстетического значения.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, посвященных развитию музыкальной культуры школьников, можно найти разные взгляды и точки зрения на процесс формирования музыкальной культуры школьников.

Также в этой главе мы выяснили, что бардовская песня способствует развитию музыкальной культуры школьников.

При изучении бардовской песни, как фактора, способствующего развитию музыкальной культуры школьников мы выявили основные черты, свойственные бардовской песни - это простота, цельность, высокий духовно-нравственный уровень идеи, высокий уровень выражения идеи в слове.

ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Задачи и практическая методика апробации методического комплекта

Изучив теоретическое положения по нашей проблеме, мы разработали методический комплект, направленный на развитие музыкальной культуры школьников, который основывается на активном восприятии школьников бардовских песен.

Апробация методического комплекта «Бардовская песня» для развития музыкальной культуры школьников проводилась в МОУ «Долгодеревенская СОШ» в сроки преддипломной практики с 19 февраля по 17 марта.

Цель нашего методического комплекта состоит в том, чтобы развивать музыкальную культуру школьников.

В связи с этим, мы выделили следующие задачи проведения апробации:

  • Разработать методический комплект «Бардовская песня»;
  • Апробировать эффективность использования методического комплекта;
  • Обобщить результаты апробации.

Все планируемые нами мероприятия внесены в технологическую карту практической деятельности апробации (таблица 2.1).


Таблица 2.1

Технологическая карта практической деятельности в педагогической апробации

Срок апробации: «19» февраля – «17» марта 2018 г.

Дата урока

Тема урока

Задачи

Методическое средство

Диагностическая методика

19.02.18

Образы борьбы и победы в искусстве

Познакомить детей с образами победы в бардовской песне. Развивать культуру восприятия

Диалог по данной теме.

Т. Клеветова «Мир научись любить», «Не опускай крыла» - слушание и разучивание

Констатирующий этап. Анкетирование

26.02.18.

«Застывшая музыка»

Развивать культуру исполнения

«Океан» А. Гейнц, С. Данилов

«Облака» В. Егоров

Формирующий этап. Педагогическое наблюдение

Контрольный этап. Анкетирование

05.03.18

«Волшебная палочка дирижёра»

Развивать культуру исполнения

«Надежды маленький оркестрик» Б. Окуджава

07.03.18

Внеклассное мероприятие «Бардовская песня»

Развивать культуру бережного отношения к традициям отечественной музыки

Познакомить учащихся с Челябинскими бардами, с основными фестивалями бардовской песни. Исполнить песни Е.Болдыревой «Серёженька», «Воскресенье». Разучить песню О. Митяева «Изгиб гитары»

12.03.18

«Полифония в музыке и в живописи»

Развивать культуру слушания

«Котёнок» В. Петров


2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации

Для оценки сформированности музыкальной культуры школьников мы опирались на теоретические положения, разработанные Г.П. Сергеевой. Исходя из этого, были определены следующие критерии: культура слушания, культура исполнения и культура бережного отношения к традициям отечественной музыки.

Культура слушания включает в себя адекватное восприятие и положительный эмоциональный отклик при прослушивании бардовских песен

Культура исполнения включает в себя чистоту интонирования, понимание и донесение смысла песни при исполнении, а также создание завершенного музыкального образа.

Культура бережного отношения к традициям отечественной музыки включает в себя проявление интереса к знакомству с бардовскими песнями и знание традиций и исполнительских приёмов в области бардовских песен.

Характеристика критериев и показателей развития музыкальной культуры школьников отражены в таблице 2.2.


Таблица 2.2

Критерии и показатели диагностики развития музыкальной культуры школьников

Критерии

Показатели

Уровни

1

Культура слушания

Адекватность эмоциональных проявлений характеру бардовской песни

Низкий: эмоциональные проявления не выражены, мнения высказывается редко о прослушанных песнях; сосредоточенность слушания отсутствует

Умение слушать произведение от начала до конца

Средний: эмоциональные проявления выражены слабо; мнение высказывает недостаточно часто; сосредоточенность слушания

Умение высказывать мнения о прослушанных песнях

Высокий: эмоциональные проявления выражены ярко, мнение о прослушанных песнях высказывается часто

2

Культура исполнения

Чистота интонирования

Низкий: нет чистого интонирования, не понимает смысла песен, музыкальный образ не соответствует исполнению

Понимание и донесение смысла песни в своем собственном исполнении

Средний: чистое интонирование, не всегда понимает смысл песни, музыкальный образ соответствует недостаточно

Соответствие исполнении музыкальному образу

Высокий: Чистое интонирование, понимает и доносит смысл песни, музыкальный образ всегда соответствует исполнению

3

Культура бережного отношения к традициям отечественной музыки

Проявление интереса к знакомству с бардовскими песнями

Низкий: Интерес к знакомству присутствует редко или отсутствует, знаний традиций и исполнительских приёмов недостаточно или отсутствуют

Знание традиций и исполнительских приемов в области бардовских песен

Средний: Интерес присутствует ситуативно; знает несколько традиций и исполнительских приёмов.

Высокий: Интерес присутствует постоянно; знает все традиции в области бардовских песен.

        


Для отслеживания результатов апробации мы использовали следующие диагностические средства: педагогическое наблюдение и анкетирование. Данные методы исследования позволяют отследить процесс развития музыкальной культуры у школьников 5-7 классов. Охарактеризуем эти методы.

Наблюдение как метод изучения психики применяется давно. Наблюдение за ходом деятельности ученика на уроке в естественных или в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях музыкальной культуры. Наблюдение дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить процесс становления и развития музыкальной культуры у учащихся.

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подметить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальной жизни.

Анкетирование для выявления уровня наличия определённых знаний у учащихся.

Анкетирования являются специализированными методами психодиагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

В нашем исследовании мы использовали анкетирование, в основе которого лежат вопросы о бардовских песнях.

Анкетирование №1

1.        Любишь ли ты уроки музыки? Почему?

2.        Любишь ли ты петь? Почему?

3.        Твоё любимое направление в музыке? Почему?

4.        Твой любимый исполнитель в музыке? Почему?

5.        Знаешь ли ты кто такой бард?

6.        На каком инструменте обычно играет бард?

7.        Назови бардовские песни, которые вы слушали на уроках музыки?

8.        Назови бардовские песни, которые вы пели на уроках музыки?

9.        Какие из них ты бы мог(ла) петь дома или в кругу друзей?

10.        Знаешь ли ты какие-нибудь фестивали бардовских песен? Если да, то какие?

11.        Был(а) ли ты когда-нибудь на таких фестивалях?

12.        Назови бардов, которых ты знаешь?

13.        Хотел(а) бы ты познакомиться с творчеством выдающихся бардов? Почему?

14.        Слышал(а) ли ты о существовании клубов бардовской песни в городе Челябинске?

15.        Был(а) ли ты на бардовских концертах?

16.        Знаком ли ты с творчеством Уральских бардов?

Данное анкетирование проводилось на констатирующем срезе. При обработке результатов анкетирования мы сделали следующие заключения на основании третьего критерия развитости музыкальной культуры: наблюдался низкий уровень знаний традиций, исполнителей и репертуара. На концертах не были, уральских бардов не знают. Только один мальчик показал высокий уровень знаний. Он бывал на фестивалях, концертах, знает выдающихся бардов.

На контрольном этапе для установления эффективности результатов апробации было проведено второе анкетирование, которое включало в себя ряд вопросов.

Анкетирование №2

  1. Что нового ты узнал(а) о бардовской песне?
  2. Какие барды тебе запомнились больше всего? Почему?
  3. Какие бардовские песни ты запомнил(а)? Почему?
  4. Хотел(а) бы ты еще узнать о бардах и бардовских песнях?
  5. Хотел(а) бы ты сходить на концерт бардовской песни?
  6. Хотел(а) бы ты научиться играть на гитаре и петь самому?

2.3. Характеристика базы апробации

Апробация нашего исследования проводилась на базе МОУ «Долгодеревенская СОШ» с. Долгодеревенского в 5 классе. В школе реализуются основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, а также образовательная программа среднего общего образования.

Педагогический коллектив профессионально грамотный. Каждый кабинет оснащен техническими аудиосредствами, есть возможность использовать мультимедийные технологии, что делает учебный процесс разнообразнее и интереснее.

Класс, где проходила преддипломная практика, занимается по программе Е.Д. Критской. В классе 23 учащихся (9 мальчиков и 14 девочек). Возраст детей от 11 до 12 лет, все учащиеся посещали детские дошкольные учреждения, многие параллельно со школой учатся в школах дополнительного образования (музыкальные школы, школы искусств, спортивные школы).

Учащиеся на уроках музыки очень активны, поскольку именно на этом уроке детям дается возможность раскрыться, рассказать о своих эмоциях после прослушивания и проявить себя. Данный класс из всей параллели считается самым дисциплинированным и ответственным.

В период прохождения преддипломной практики дети проявили заинтересованность к данной теме, старались соблюдать дисциплину, отнеслись с уважением к учителю. Со стороны детей были заметны: любознательность и эмоциональный отклик на уроках музыки и мероприятия. Дети проявляли интерес, когда я им пела бардовские песни под гитару, но не обладали достаточными сведениями в этой области.

Для апробации нами была отобрана группа учащихся 5 класса. Представляем небольшую характеристику каждому учащемуся:

  1. Мария А. – обладает лидерскими качествами. Ответственная. Высказывает мнения о прослушанных песнях, чисто интонирует при исполнении песен, проявляет интерес к знакомству с бардовской культурой.
  2. Владимир А. – разносторонний и креативный ребёнок. Очень любит уроки музыки, активен, увлекается гитарой, бардовской культурой, обладает музыкальной грамотностью. Занимается в клубе самодеятельной песни.
  3. Полина В. – скромная и доброжелательная девочка. Проявляет интерес к поэзии и музыке. На уроках музыки недостаточно активна в силу своей скромности.
  4. Артём В. – замкнутый ребёнок. Интерес на уроках отсутствует. Пассивен на уроках музыки.
  5. Анна Г. - аккуратная и смелая девочка. Обладает рассудительностью, занимается художественной гимнастикой, активно принимает участие в спортивных соревнованиях и занимает призовые места. Проявляет интерес к музыке, а также бардовской культуре.
  6. Анастасия Д. – эмоциональный ребёнок. На уроках выполняет не все задания. Проявляет интерес к музыке и искусству.
  7. Роман Е. – гиперактивный ребёнок. Не выполняет задания на уроках.
  8. Марат З. – разговорчивый и весёлый мальчик. Не боится публичных выступлений. Не проявляет интерес к музыке.
  9. Родион С. – скромный мальчик. Проявляет интерес к спорту. Внимание на уроках рассеянное. При выполнении заданий старается.
  10.  Виолетта С. – проявляет интерес к творческим заданиям. На уроках очень активна. Обладает большим словарным запасом.

Обобщая выше изложенное, исходя из особенностей и подготовки детей, преддипломная практика прошла успешно и продуктивно.

2.4. Ход и результаты апробации

Согласно плана проведено 2 диагностических среза:

  • Констатирующий – 19.02.18
  • Контрольный – 12.03.18

На констатирующем этапе учащиеся заполняли анкету №1 (см. § 2.2)

Результаты констатирующего среза приведены в таблице 2.3.


Таблица 2.3

Результаты констатирующего среза (К1)

Критерии

Критерий 1

Культура слушания

Критерий 2

Культура исполнения

Критерий 3

Культура бережного отношения к традициям отечественной музыке

Выраженность в уровнях

Учащиеся

1

Мария А.

О

Средний

2

Владимир А.

О

О

О

Высокий

3

Полина В.

Низкий

4

Артём В.

Низкий

5

Анна Г.

Средний

6

Анастасия Д.

Средний

7

Роман Е.

Низкий

8

Марат З.

Низкий

9

Родион С.

Низкий

10

Виолетта С.

Средний

О – «отлично», ∆ - «хорошо», □ – «удовлетворительно», ■ – «неудовлетворительно


Констатирующий этап апробации имел своей целью определить исходный уровень развития музыкальной культуры у учащихся.

При обработке результатов анкетирования мы сделали следующие заключения на основании третьего критерия развитости музыкальной культуры: наблюдался низкий уровень знаний традиций, исполнителей и репертуара. На концертах бардовских песен не были, уральских бардов не знают. Только один мальчик, который занимается в клубе самодеятельной песни, показал высокий уровень знаний. Он бывал на фестивалях, концертах, знает выдающихся бардов.

На констатирующем этапе 50% учащихся показали низкий уровень сформированности музыкальной культуры.

На среднем уровне сформированности музыкальной культуры оказалось 40%. На высоком уровне всего 10%.

На формирующем этапе были проведены все 4 запланированных уроков и 1 внеклассное мероприятие.

На контрольном этапе учащиеся выполняли анкетирование №2 (см. §2.2) для выявления изменений в развитии музыкальной культуры.

Результаты контрольного среза приведены в таблице 2.4.


Таблица 2.4

Результаты контрольного среза (К2)

Критерии

Критерий 1

Культура слушания

Критерий 2

Культура исполнения

Критерий 3

Культура бережного отношения к традициям отечественной музыке

Выраженность в уровнях

Учащиеся

1

Мария А.

О

Средний

2

Владимир А.

О

О

О

Высокий

3

Полина В.

Средний

4

Артём В.

Низкий

5

Анна Г.

Средний

6

Анастасия Д.

Средний

7

Роман Е.

Средний

8

Марат З.

Средний

9

Родион С.

Низкий

10

Виолетта С.

О

О

Высокий

О – «отлично», ∆ - «хорошо», □ – «удовлетворительно», ■ – «неудовлетворительно


Таблица 2.5

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного срезов

1 и К2)

Критерии

Критерий 1

Культура слушания

Критерий 2 Культура исполнения

Критерий 3

Культура бережного отношения к традициям отечественной музыки

Выражение в уровнях

Учащиеся

К1

К2

К1

К2

К1

К2

К1

К2

1

Мария А.

О

О

Средний

Средний

2

Владимир А.

О

О

О

О

О

О

Высокий

Высокий

3

Полина В.

Низкий

Средний

4

Артём В.

Низкий

Низкий

5

Анна Г.

Средний

Средний

6

Анастасия Д.

Средний

Средний

7

Роман Е.

Низкий

Средний

8

Марат З.

Низкий

Средний

9

Родион С.

Низкий

Низкий

10

Виолетта С.

О

О

Средний

Высокий

О – «отлично», ∆ - «хорошо», □ – «удовлетворительно», ■ – «неудовлетворительно».


Проанализировав результаты контрольного среза мы выявили, что на высоком уровне развития музыкальной культуры находятся 20% обучающихся, на среднем 60%, на низком 20%.

Сравнительные показатели выявили, что со среднего на высокий уровень перешли 10% обучающихся, с низкого на средний уровень 30%.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного срезов представлены в диаграмме №1

Рис.2.1. Сравнительные результаты апробации по развитию музыкальной культуры школьников.

        Из гистограммы видно, что у школьников отмечается положительная динамика развития музыкальной культуры.

Рис. 2.2. Сравнительные показатели сформированности музыкальной культуры школьников

Таким образом, гипотеза исследования о том, что развитие музыкальной культуры школьников будет происходить более эффективно, если применить методический комплект «Бардовская песня» для развития музыкальной культуры школьников на уроках музыки подтвердилась.

Выводы по II главе

В соответствии с намеченной целью, осуществлена апробация методического комплекта «Бардовская песня» для развития музыкальной культуры школьников.

Поставленные задачи: подобрать яркий репертуар бардовских песен, направленный на развитие музыкальной культуры школьников, представить биографии известных авторов-исполнителей; разработать и предложить методические рекомендации по использованию нотного приложения песен при прослушивании или исполнении; обобщить результаты апробации.

Для апробации были определены следующие критерии и показатели:

  • Культура слушания,
  • Культура исполнения,
  • Культура бережного отношения к отечественной музыке.

        Кроме того, разработаны диагностические средства (наблюдение, анкетирование) для отслеживания результатов развития музыкальной культуры школьников.

        Для апробации нами была отобрана группа учащихся в составе 10 человек, каждый ученик получил краткую характеристику.

        Согласно плану апробации было сделано два среза: констатирующий и контрольный. На формирующем этапе было проведено 4 урока и 1 внеклассное мероприятие.

        Сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов выявило положительную динамику всех представленных критериев: культуры слушания, культуры исполнения и культуры бережного отношения к традициям отечественной музыки, что отражено в представленных таблицах, гистограмме и графике. Задачи апробации выполнены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Изучая музыкально-педагогическую литературу, рассматривая разнообразные методические подходы, знакомясь с опытом работы педагогов разных исторических эпох, мы приходим к выводу, что проблема формирования музыкальной культуры школьников была актуальна во все времена.

        Выполненное теоретико-практическое исследование по обоснованию важности развития музыкальной культуры школьников среднего звена позволило сделать следующие выводы:

  1. Музыкальная культура – это составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующая в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа.
  2. Основными критериями сформированности музыкальной культуры являются: культура слушания (адекватное восприятие и положительный эмоциональный отклик при прослушивании бардовских песен), культура исполнения (чистое интонирование, понимание и донесение смысла песни при исполнении, создание завершенного музыкального образа), культура бережного отношения к традициям отечественной музыкального искусства (проявление интереса к знакомству с бардовскими песнями и знание традиций и исполнительских приёмов в области бардовских песен).
  3. В ходе проведенного исследования, мы дали понятие бардовской песни, раскрыли историю развития и выяснили основные характеристики современной бардовской песни. Таким образом, движение бардовской песни, начавшееся еще в пятидесятых годах прошлого столетия, сумело в новых условиях не только выжить, но и создать или сохранить собственные, независимые от тенденций эстрады пути выхода к слушателям. Ведь современная бардовская песня дает слушателю то, чего он ждет: разговора по душам о том, что волнует каждого из нас: о родине «большой» и «малой», о любви и дружбе, о верности и чести, романтике и вечных исканиях истины.
  4. Проведённая апробация позволила установить, что у учащихся 5 класса отмечалась положительная динамика в развитии музыкальной культуры.  

Таким образом, задачи исследования решены: раскрыто понятие музыкальной культуры и пути ее развития; определена целесообразность обращения к бардовской песне как одного из средств развития музыкальной культуры школьников; разработан и апробирован методический комплект «Бардовская песня: прошлое и настоящее»; обобщены и подтверждены результаты исследования и для развития музыкальной культуры школьников.

Теоретические материалы и результаты апробации исследования подтверждают гипотезу о том, что развитие музыкальной культуры будет происходить более успешно, если систематически использовать методический комплект «Бардовская песня» на уроках музыки подтверждена.

        Результаты апробации так же показали, что бардовская песня может найти более широкое применение в образовательной практике школьников. Поэтому перспективы исследования данной проблемы связаны с использованием регионального компонента на основе бардовских песен в программах по музыке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  2. Авторская песня в школьном изучении. - URL.: www.bestreferat.ru/referat-100670.html (дата обращения: 14.03.2018)
  3. Авторская песня. - URL.: www.book-chel.ru/ind.php?id=55&what=card (дата обращения: 13.12.2017)
  4.  Апраксина, О.Л. Методика музыкального воспитания в школе. /О.Л. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. /Б.В. Асафьев. М, Л.: 1965. - 175с.
  6. Бардовская песня. - URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Авторская_песня (дата обращения: 13.12.2017)
  7. Дети и авторская песня. - URL.: www.bardsclub.com/stati/deti-i-avtorskaja-pesnja.html (дата обращения: 26.11.2017)
  8. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н. Столетова; Сост. О.Г. Свердлова. - 3-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1985. - 288с
  9. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240 с.
  10. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. /Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, - 1981. – 250 с.
  11. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. /Д.Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 192с.
  12.  Музыкальное воспитание школьников. – URL.: https://studopedia.ru/12_16638_kontseptsiya-muzikalnogo-obrazovaniya-shkolnikov.html (дата обращения: 10.05.2018)
  13.  Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. М 89 муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. Заведений /Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
  14.  Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  15.  Осипова, М.Б. Научная библиотека диссертаций и авторефератов – URL.: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-muzykalnoi-kultury-shkolnikov-v-usloviyakh-malogo-goroda#ixzz5H9qrzIk4 (дата обращения: 22.04.2018)
  16.  Планируемые результаты начального общего образования /[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
  17.  Развитие музыкальной культуры школьников. – URL.: https://studwood.ru/1038686/pedagogika/razvitie_muzykalnoy_kultury_shkolnika (дата обращения: 28.05.2018)
  18.  Сергеева, Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка». /Г.П. Сергеева. – М.: МИРОС, 1997. – 95 с.
  19.  Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. Для учителя: Из опыта работы. /Р.А. Тельчарова. - М.: Просвещение, 1991. - 158с.
  20.  Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. /Б.М. Теплов. М.: 1997.- 306с.
  21.  Флоренский, П.А. Философия культуры. /П.А. Флоренский – URL.: https://studfiles.net/preview/6127899/page:11/ (дата обращения: 23.05.2018)
  22.  Формирование музыкальной культуры школьников. – URL.: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00486349_0.html (дата обращения: 02.05.2018)
  23.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
  24.  Шацкая, В.Н. Воспитание музыкального вкуса. /В.Н. Шацкая.. - М.: - 1947.-120с.
  25.  Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. /А.Ф. Яфальян. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 380 [1] c. : ил. – (Высшее образование)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

Развитие музыкальной культуры школьников

Статья " Развитие музыкальной культуры школьников". восприятие музыки, творческие способности, применение ИКТ на уроках музыки...

"Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"

Статья "Развитие восприятия музыки как основы воспитания музыкальной культуры школьников"Одна из основных задач уроков музыки в общеобразовательной школе – учить основам слухового восприятия музыки.Во...

Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович. Музыкальное искусство в обществе содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественн...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Приобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.

Изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим ...