Конспект урока музыки 1 класс. И муза вечная со мной.
план-конспект урока по музыке по теме

Романец Оксана Петровна

Конспект урока музыки в 1 классе. И муза вечная со мной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_i_muza_vechnaya_so_mnoy.zip2.07 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК 1: «И Муза вечная со мной» - 1 час

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. 

Цели:

- познакомиться с понятиями композитор, исполнитель, слушатель;

- научиться отличать музыкальные звуки от немузыкальных (шумовых);

Музыкальный материал: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский; «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов; «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,магнитофон, CD-диск, синтезатор, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки.

(Учитель обращает внимание ребят на таблички, прикреплённые к доске)

Знаете ли вы, что музыку сочиняют композиторы? А для того, чтобы она прозвучала, нужны исполнители: пианисты, баянисты, скрипачи, хор и оркестр.

Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас – для слушателей.

Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в природе, и в душе человека. Научиться слушать музыку вам помогут уроки музыки.

Сегодня мы с Вами начинаем путешествие в удивительный мир музыки! 

Эпиграф на доск.е

Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

Михаил Пляцковский.

Вслушайтесь в звуки, которые окружают нас. Давайте закроем глаза и прислушаемся.

 - Что вы слышите? (ответы обучающихся) 

Правильно, нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные. 

Синтезатор

Звуки: шумовые и музыкальные

ЗВУКИ

ШУМОВЫЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ

Пение птиц

Рожок

Звонок телефона

Арфа

Аплодисменты

Балалайка

- Послушайте внимательно. Какие звуки вы услышите? 

(Если урок проводится без мультимедийной установки, на доску прикрепляются таблички и картинки. Дети угадывают звук и относят его к разряду музыкальных или шумовых звуков).

Молодцы! Отлично справились с заданием. 

2этап. Подготовка к изучению нового материала.

Ребята, посмотрите, сколько разных звуков пришло к нам в гости. Они так торопились  на встречу с вами, что случайно закрыли тему урока. Если мы не откроем её, то никогда не узнаем, как зовут главную героиню нашего урока. Чтобы  (экран) открылися нужно исполнить какую-нибудь добрую и красивую песенку. 

- Какие вы знаете детские песенки?  (ответы обучающихся) 

Я предлагаю исполнить песню В. Шаинского на слова М. Пляцковского «От улыбки». Готовы? Тогда начинаем! 

Синтезатор

«От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский (видео или текст)

1. От улыбки станет всем теплей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!

ПРИПЕВ: И тогда наверняка Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке!
С голубого ручейка Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
С голубого ручейка Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!

 

2. От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши!
 

ПРИПЕВ: тот же

 

3. От улыбки станет всем теплей,
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки, включаются улыбки!
 

 

 

 


3 этап. Изучение нового материала.

Молодцы. Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «И Муза вечная со мной!» Слайд 1.

А вот и главная героиня – МУЗА! 

СЛАЙД 2

Муза Терпсихора

- А вы знаете, кого называют Музой? (ответы обучающихся) 

Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.

О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду.

Откройте учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные. 

- Сколько их изображено на рисунке? (ответы обучающихся) 

Древнегреческие легенды гласят, что живёт девять муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества.

Имя нашей героини Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).

Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны. 

СЛАЙД 5

Сюрприз музы Терпсихоры+ «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

П. И. Чайковского

Посмотрите, какой сюрприз приготовила нам Терпсихора. В этом сундучке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть его нужно отгадать загадки: 

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив, его играет ....(СКРИПКА)

 

Зазвенят серебряные струны Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны, Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую - Все струны нам изображают,
Все звуки музыки рисуют.

Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко, Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется... (АРФА)

 Правильно, именно арфа и скрипка будут рассказывать нам свою сказочную историю. 

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского 

- Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает? (ответы обучающихся) 

Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает.

Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку. 

- Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель). СЛАЙД 4.

Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. 

СЛАЙД 5

П. И. Чайковский (портрет)

 Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского. 

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского 

- Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (ответы обучающихся) 

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. СЛАЙД 6.

- А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (ответы обучающихся) 

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
 

Верно. Это дирижер. СЛАЙД 7.

А давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку П. И. Чайковского с помощью выразительных дирижерских жестов. 

ФОНОГРАММА: свободное дирижирование (вне схемы) фрагментом музыки Чайковского из балета «Щелкунчик». 

Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П. И. Чайковского, исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром.

В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В. Шаинского «От улыбки».

Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.

Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину… 

ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевский 

СЛАЙД 8

«Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов

1. Мы в счастливый, светлый день поступили в школу.
    Школа рада нам была, класс просторный отвела.
    И о классе о своём мы поём, мы поём.
    И о классе о своём мы поём, мы поём.

2. Ждут нас новые друзья - буквы, цифры, ноты.
    Вот учитель входит в класс, он всему научит нас.
    Об учителе своём мы поём, мы поём.
    Об учителе своём мы поём, мы поём.

3. Переменки и звонок, и опять уроки.
    Интересные дела, ну и песни без числа,
    Потому что обо всём мы поём, мы поём.
    Потому что обо всём мы поём, мы поём.

 

СЛАЙД 9

Учитель раздаёт обучающимся тексты песни, одновременно текст песни выводится на экран.

 

 

 

Закрепить полученные знания.

этап. Подведение итогов урока.

Молодцы! Сегодня на уроке вы прекрасно работали!

 

СЛАЙД 10

Муза + аплодисменты

 

Наша гостья Муза Терпсихора вами довольна, ей очень понравилось, как вы поёте. Поэтому она подарила всем нам хорошее настроение! Давайте и мы поблагодарим её аплодисментами. (Обучающиеся хлопают в ладоши).

Терпсихора обязательно будет приходить на наши уроки. А мы с вами встретимся через неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

и муза вечная со мной

презентация  к уроку музыки "И муза вечная со мной"...

конспект урока музыки "Вечная тема - образ матери"

На уроке идет разговор об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означае...

"И Муза вечная со мной!"

Первоклассники знакомятся с музой, которая поведет их по страницам учебника....

«И Муза вечная со мной»

Цель урока:  Знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений...

Презентация к уроку музыки 1 класса "И музы вечная со мной..."

Тема урока: «И Муза вечная со мной!»(разработка урока музыки в 1 классе)ЦЕЛЬ:  познакомить детей с разнообразием видов деятельности на уроках музыки.ЗАДАЧИ: увлечь музыкой, разви...

И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки

КомпозиторИсполнительСлушатель...

Урок музыки в 1-м классе "И муза вечная со мной"

Конспект урока музыки в 1-м классе "И муза вечная со мной"...