"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Липянская Юлия Владимировна

Методическая разработка урока по музыке 5 класс"Музыкальные инструменты как средство  развития учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.docx29.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема

« Музыкальные инструменты как средство творческого развития учащихся»

                                                  Липянская Ю.В.

учитель музыки МАОУ СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Балаково Саратовской области

2018 год

Аннотация.

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме  «Музыкальные инструменты как средство творческого развития учащихся» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru ) , электронные образовательные ресурсы Каталога электронных образовательных ресурсов  (http://fcior.edu.ru ).  Материал может быть использован для проведения урока музыки в 5 классе.

содержание

Введение         4

Основная часть         5

I. методическое обоснование темы        5

II.методические рекомендации по проведению урока        5

III. план урока        6

заключение        11


ВВЕДЕНИЕ.

Изучение темы «Музыкальные инструменты как средство творческого развития учащихся» в школьном курсе музыки является достаточно актуальным в силу её высокой практической направленности. В каждом музыкальном произведении всегда лежит определённая идея, которую композитор стремится донести до своих слушателей. Практически любое музыкальное произведение исполняется оркестром. Оркестр - это слово на много старше того времени, которое в него вкладывается в наше время. Греки называли так круглую площадку театра, где размещались музыканты! Уже тогда была распространена совместная игра на различных музыкальных инструментах. Музыкальные ансамбли существовали при дворах европейских королей, герцогов. Сначала в ансамблях господствовали струнные виолы и лютни, но постепенно в оркестр начала входить скрипка, которая вытесняла виолу, определяя дальнейший оркестровый стиль. А уже в XIX веке решительное влияние на развитие оркестра оказало совершенствование духовных инструментов.

На изучение темы в школьном курсе музыки 5 класса отводится 1час. Это урок открытия новых знаний. Важнейшие термины, необходимые для рассмотрения на уроке: «оркестр», «дирижёр». При изучении темы учащиеся знакомятся с видами оркестров: симфоническим, камерным, народным и духовым, определяют роль дирижёра; проводят слуховые параллели: звучание оркестра - музыкальные картины и тембр инструмента - музыкальная окраска.

Методическая разработка урока «Музыкальные инструменты как средство творческого развития учащихся» создана в первую очередь для учителей музыки и может быть использована для проведения урока в 2-5 классе. Разработка также может быть полезна учителям других предметов для ознакомления с методикой проведения урока и широкому кругу пользователей.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Методическое обоснование темы.

Урок «Музыкальные инструменты как средство творческого развития учащихся» это 12 урок из темы «Музыка и литература» 5-го класса. Учащиеся к этому времени овладели многими понятиями курса музыки, знают жанры инструментальной и вокальной музыки, особенности оперного жанра, жанра балета, значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. На уроке обучающиеся обобщают и систематизируют классификации музыкальных инструментов, виды оркестров.  

Методические рекомендации по проведению урока.

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, что предполагает самостоятельную работу учащихся по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении лучших результатов, позволяет даже ученикам со слабой подготовкой поверить в свои силы.

Умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, проявляется в определении темы и целей урока.  Учитель предлагает обучающимся фрагмент балета С.С. Прокофьева «Золушка», направленное на формулирование темы и организует беседу по определению целей урока и плана урока.

При изучении видов оркестра широко используются цифровые образовательные ресурсы (видео опыты).

После изучения видов оркестра проводится первичное закрепление знаний, где обучающиеся изучают электронно-образовательные ресурсы в виде флеш-анимации.

Контроль знаний проводится в виде самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, где учитель проводит работу обучающихся с тренажёрами из Коллекции электронных образовательных ресурсов. При этом организуется дифференцированная работа обучающихся слабомотивированных на изучение музыки и обучающихся с высокой мотивацией.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить учащихся в активный познавательный процесс.

III. План урока

  1. Цели и задачи урока.

Образовательная программа: Программа курса музыки

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка-5» Учебник для общеобразовательных учреждений

Класс: 5

Тема:  Музыкальные инструменты как средство творческого развития учащихся.

Продолжительность: 45 минут

ИКТ: ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Каталога электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Технологические особенности: для просмотра ЭОР необходимо установить на компьютере следующие программы: Power Point-2007; проигрыватель ОМС-плеер; проигрыватель для просмотра видеофрагментов (например KMPlayer).

Цель урока: Обобщение и систематизация классификаций музыкальных инструментов, виды оркестров; закрепление системных знаний о музыкальных  инструментах  и  их объединения  в  группы.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • воспитание сплочённости и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;
  • воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыки.

Развивающие:

  • развитие умения систематизировать и классифицировать группы инструментов, виды оркестров;
  • развитие творческого мышления.

Образовательные:

  • формирование зрительных, слушательских и наглядных представлений о разнообразии видов оркестров, звучании музыкальных инструментов и способах игры на некоторых из них;
  • предметно-понятийных представлений о видах оркестров, названиях групп музыкальных инструментов в целом и инструмента той или иной группы в отдельности;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-размышление

Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, работа с компьютерной моделью.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, ресурсы Интернет, проектор, экран.

Межпредметные связи:

  • с литературой
  • с историей 
  • с географией


  1. Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Оркестр и его виды

Информационный

тренажёр

http://fcior.edu.ru/card/3501/orkestr-i-ego-vidy.html

2

Оркестр и его виды

Практический

тренажёр

http://fcior.edu.ru/card/12092/orkestr-i-ego-vidy-prakticheskoe-zanyatie.html

3

Виды оркестров

Практический

тренажёр

http://fcior.edu.ru/card/4714/vidy-orkestrov-praktika.html

4

Симфонический оркестр

Информационный

аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/840f73f5-9266-8d5d-1a15-149c4331caaf/?interface=pupil

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Методическая разработка урока соответствует содержанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует формированию знаний о видах оркестров, закреплению системных знания о музыкальных инструментах и их объединение в группы Урок проводится с применением цифровых образовательных ресурсов.

        На уроке развиваются и отрабатываются умения проводить слуховые параллели: звучание оркестра - музыкальные картины и тембр инструмента - музыкальная окраска.        С первых минут ученики активно включаются в диалог с учителем, т. е. первый этап возбуждает интерес к изучению новой темы. На втором этапе актуализируются ранее усвоенные знания, которые служат основой для формирования новых знаний. На третьем этапе происходит формирование основных знаний по теме. На последнем этапе подводятся итоги обучения в виде фронтальной проверки знаний посредством интерактивных тренажёров, что помогает учителю и ученикам увидеть типичные ошибки, осмыслить тему при коллективном характере работы.

        На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, обучения, соблюдается принцип систематичности и последовательности формировании знаний и умений учащихся по данной теме.

На уроке наглядно показано осуществление принципа демократизации обучения - право на исследовательский поиск, на догадку, на альтернативное мнение.

Методическая разработка данного урока была представлена во Всероссийском конкурсе презентаций: «Электронный помощник», где заняла II место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников,  осваивающих эле...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Технологическая карта урока по предмету музыка 5 класс"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"

Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"...

Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...

«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивост...

«Электронные клавишные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в ДМШ»

Роль клавишного синтезатора в системе современного музыкального образования. Цели, задачи, методы, приемы, проблемы, как применить синтезатор в работе с детьми в ДМШ....