Презентация к уроку музыки 1 класс "Музыка утра"
презентация к уроку по музыке по теме

Соломина Анна Михайловна

Тема: «Музыка утра»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тембры инструментов, динамика, мелодические линии, краски в живописи, слова-настроения в поэзии);

  • Раскрыть изобразительные возможности музыки, поэзии и живописи в передаче картин природы;

  • Уметь сравнивать произведения разных видов искусств по выразительным средствам;

  • Воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку;

  • Развитие вокально-хоровых навыков;

  • Развитие музыкальных способностей (чувство ритма, метра, вокального слуха) через ритмо - пластические движения.

Материалы к уроку: П.Чайковский «Зимнее утро», Э.Григ «Утро», песня А.Ермолов «Новый день».

Учебник «Музыка» для 1-го класса (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина), иллюстрации картин И.Левитана «Солнечный день», К.Крыжицкого «Озеро», портреты П.И.Чайковского, Э.Грига.


 

Ход урока.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

- Сегодня Муза приглашает нас в Мир Искусства, чтобы встретить с ней рождение нового дня - утро. СЛАЙД 1

- Ребята, с чего начинается утро? (С появлением луча, с появлением росы, тумана, с тишины. Утром чувствуется свежесть.)

- А кто знает, в какой стороне света встает солнце? (Солнце встает на востоке).

- Да, действительно, солнце встает на востоке.


 

-А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение?

Дети отвечают, что композитору нужны звуки, художнику - краски, а поэту - слова.

Учитель: - На СЛАЙДЕ 2 вы видите иллюстрацию картины. Какое утро изобразил художник? Какое настроение хотел передать художник на первой картине, солнечное или унылое? Жизнерадостное или печальное?


 

Дети: - Солнечное, жизнерадостное!

Учитель: - Как вы догадались?

Дети: - Краски тёплые, солнечный свет, лучики солнца.

Учитель: - А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?

Дети: - Тихое, на озере нет волн.

Учитель: - А теперь послушайте, как поэт передаёт своё настроение словами (стихотворение И.Никитина):

СЛАЙД 4

Учитель: - Так какое настроение вы услышали в стихотворении?

Дети: - Восторженное, радостное!

Учитель: - По настроению к какой картине созвучно, ближе это стихотворение к первой или второй?

Дети: - Ближе к первой.

Учитель: - Теперь мы послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И.Чайковский и норвежский композитор Э.Григ. Какое время года изобразил звуками П.И.Чайковский?

(слушаем «Зимнее утро»)

СЛАЙД 5-7

Учитель: - Так какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга?

Дети: - Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро.

Учитель: - А на каком инструменте исполняется это произведение?

Дети отвечают, что произведение исполнялось на фортепиано.


 

-А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига.

Что вы услышите в музыке, какое время года?

(слушаем «Утро» Э.Грига.)

СЛАЙД 8-10

Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?

Дети: - Похоже и на лето, и на весну.
Учитель: - Почему вы так решили?

Дети: - В музыке как- будто выглянуло солнце.

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Музыка плавная, протяжная, в ней чувствуется подъем.)

- В какое время суток вам бы хотелось услышать эту музыку? Почему? (Утром. Потому, что в музыке чувствуется как просыпается природа)

Учитель: - А кто исполнял это произведение, один инструмент или много?

Дети: - Много, это оркестр.

Учитель: - Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно?

Дети: - Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно.

Учитель: - А как композитор это изобразил? Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы?

(Дети слушают ещё раз, называют флейту, гобой, скрипки и др. Вместе с учителем дети выясняют, что звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца.)
Учитель
: - Скажите, стихотворение И.Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?

Дети: - Второму, его написал Э.Григ)


 

Музыкальная разминка.

Учитель: Ребята, а давайте сейчас в своем воображении представьте, что вы маленькие зернышки, и из вашего зернышко под музыку Э. Грига прорастет красивый цветок, и мы с вами соберём красивый букет из ваших цветов.

СЛАЙД 11

Выполнение задания. Дети потом отвечают какой цветок они изображали.


 

Учитель: - А теперь мы с вами тоже будем исполнителями музыки.
Какой инструмент всегда находится с нами?

Дети: - Голос.

Учитель: - И как любой инструмент его надо настроить.

Распевание: «мычание» на одном звуке, песенки-попевки на двух и трёх звуках.

Разучивание песни А. Ермолов «Новый день».

Заключение: - Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? (Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 19_urok.ppt1.24 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка утра

Слайд 2

Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока . - Кого называют художником? - Кого называют поэтом? - Кого называют композитором? - Что им нужно, чтобы нарисовать картину природы?

Слайд 3

- Давайте познакомимся со стихотворением. Вот и солнце встает, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, На макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. И.Никитин -О чем это стихотворение? Какое время суток изобразил поэт своими стихами?

Слайд 4

-Утром вы просыпаетесь и что вы слышите? Какие звуки? Все звуки, которые вы слышите – это музыка утра. Вы обращали внимание на эти звуки? Покажите как вы просыпаетесь утром.

Слайд 5

Утром встает солнце. Оно своими теплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило. Послушаем песня Дмитрия Борисовича Кабалевского «Доброе утро».

Слайд 6

Какое утро вы услышали в этой песне? (жизнерадостное, восторженное, светлое) Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией. (с нежностью, сердито, радостно, вопросительно)

Слайд 7

Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?

Слайд 8

Послушайте, как музыкальными красками наступление дня нарисовали П.И.Чайковский и норвежский композитор Эдвард Григ. Определите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано, оркестр? 1 2 фортепиано оркестр

Слайд 9

Ритмическая минутка На ноте МИ мы поем: «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко»

Слайд 10

Давайте вспомним ноты, сколько их и как они называются.

Слайд 11

– о чем мы с вами говорили на уроке?С чем познакомились? - понравилось ли вам играть? – чему вы научились на уроке? - главное: все ребята молодцы, хорошо работали. и т о г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "С добрым утром" 5 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 5 классе по ФГОС....

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....

Презентация к уроку музыки в 3 классе "Утро"

Презентация к произведениям  П.И.Чайковского "Утренняя молитва" , Э,Грига "Утро", М.П.Мусоргского "Рассвет на Москва-реке" по программе "Школа России " , 3...

Презентация к уроку музыки. 8 класс. Тема урока: "Музыка в кинофильмах".

Презентация к открытому уроку музыки "Музыка в кинофильмах"....