"Из опыта организации работы с одаренными детьми "
статья по музыке на тему

Королева Нина Павловна

Жизнь учителя удивительна тем, что среди нас рождаются и живут необыкновенные талантливые дети.  Присмотритесь к ним, помогите им…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroleva_zeya_mbu_do_dshi_g.zei_.docx24.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Из опыта организации работы с одаренными детьми».

 Н. П. Королева

МБУ ДО ДШИ г. Зеи.

 Однажды, мой преподаватель на уроке педпрактики произнес фразу, которая меня, тогда 18 летнею девчонку, поразила просто красотой оборота речи: талантливые дети - это дети, при рождении которых поцеловал Господь. В это искренне верили наши предки…И только со временем, после нескольких лет самостоятельной работы, внимательно присматриваясь, к талантливым детям, сравнивая, анализируя одаренность, эта фраза для меня стала наполняться смыслом.

I.Мой план работы с одаренными детьми.

Цель моей педагогической работы состоит в том, чтобы   сформировать у учащихся учебно-познавательные, практические, коммуникативные компетенции, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении. Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей-это осознание индивидуальности моих учеников, и создание условий   для гармоничного развития одаренного ребенка: определение перспективы развития, психологический комфорт во взаимоотношениях, умение находить в своих отношениях с учеником равновесие между чувством и разумом.  

Какие задачи я, как преподаватель класса скрипки, ставлю перед собой для формирования свободной, творческой и активной личности?

Во-первых, моделировать учебный процесс так, чтобы он стал художественно-творческим и поддерживал не только развитие природных способностей, но и обеспечивал творческо -  личностное развитие ребенка и формирование исполнительской культуры музыканта в процессе получения знаний, умений и навыков через изучение разнообразного репертуара.   Во-вторых, научить детей размышлять. И не только о музыке, обо всем, что происходит вокруг них.  Научить устанавливать связь с окружающей действительностью, разбираться в людях, вдумываться в свои взаимоотношения с окружающими, отличать главное от второстепенного. Развивать у детей логику мышления, творческий и познавательный потенциал, с использованием для этого богатейшего методического и информационного материала, прививать им навыки самообразования, которые жизненно необходимы в современных условиях. Развивать волевые качества, внимание, сосредоточенность, совершенствовать музыкальную   память.  

В-третьих, ввести детей в мир большого музыкального искусства, обжечь их душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее, «привязать» ребенка к музыке, научить любить и слышать классическую музыку (и не только) в различном проявлении форм и жанров, использовать свои знания и умения вне стен школы.  Особое внимание уделяю развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Кроме того, объединив свою профессиональную работу с интересами детей и их родителей, развиваю у ребят навыки любительского музицирования, которые найдут практическое применение     в жизни ребёнка, как во время обучения, так и после окончания школы. Говоря иначе, воспитать в них музыкальную культуру, как важную составляющую нравственной ценности личности.

В-четвертых, храня верность традициям классического музыкального образования, я ставлю своей задачей - одарённым и профессионально перспективным детям получить образование, позволяющее поступить в специальные учебные заведения.

  Формы работы:

-классно-урочная (индивидуальная и групповая);

-творческие задания (участие в концертах;)

-различные конкурсы и викторины (участие в очных и заочных конкурсах и фестивалях);

-проекты по различной тематике (класса и школы);

Принципы работы:

- системность занятий;

- учет индивидуальных особенностей психики ребёнка;

- разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой;

 - наглядность (показ, видеоматериалы и т.д.);

- связь с семьей;

Прогнозируемые результаты:

-развитие мыслительных процессов одаренных детей, их способностей к творчеству и исполнительскому мастерству;

-развитие общей эрудиции талантливых детей, расширение их кругозора, накапливание творческого репертуара;

-совершенствование и повышение качества знаний и навыков учащихся, а также умение применять их в нестандартных ситуациях;

-высокая мотивированность детей для участия в конкурсах и фестивалях;

-профессиональная нацеленность для дальнейшего обучения;

1.Методы выявления одаренности.

В настоящее время существует много методов и методик выявления одаренности детей. Например, методики А.И. Савенкова («Оценка общей одаренности», «Характеристика ученика», «Карта одаренности», «Интеллектуальный портрет»), опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой, опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной. В сфере интеллектуальной одаренности (по А. Хаану и Г. Кафу). Методика адресована педагогам и родителям. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, "портрет развития его дарований".

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Это поможет обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые представляются наиболее ценными для определенного вида деятельности. Эту методику следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

-комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

-развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях и анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

-оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

-анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей;

 2. Семья одаренного ребенка.

Семью, в которой родился одаренный, ребенок наделили великим счастьем. Нельзя не отметить роль родителей в учебно- воспитательном процессе: организация домашних занятий, контроль за выполнением рекомендаций преподавателя, посещение наших мероприятий, активное участие в жизни класса и многое другое помогает преподавателю выстраивать линию сотрудничества ребенка, педагога и родителей. По опыту работы знаю, что родители не только наши самые благодарные слушатели, но и довольно требовательные критики. Как бы мы ни рассматривали роль природно- обусловленных факторов   на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.Соблюдение родителями баланса между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрение общения одарённого ребёнка со сверстниками воспитывает в ребенке терпимость и интерес к чужому мнению, позволяют развить необходимую гибкость в общении одаренных детей, а также избежать искажённого представления о собственной исключительности.  

 3. Личность одаренного ребенка

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Под термином «музыкальность» правильно будет понимать способность восприятия и видения мира. Подобное восприятие –это способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения, ритмического рисунка.  Чертой творческой личности является стремление всегда быть впереди. Любознательность, богатство фантазии, умение видеть ситуацию под другим углом-таких детей отличает независимость и самостоятельность в суждениях, пренебрежение к авторитетам.  Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая. Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика.  

 4 Личность учителя.

За многие годы своей деятельности вопрос о моем праве вмешиваться и, в какой - то мере, распоряжаться дальнейшим профессиональным определением в жизни моих талантливых учеников актуален всегда.  Личность учителя является ведущим фактором любого обучения и особенно в ситуации с одаренными детьми. Во все времена к профессии учителя предъявлялись особые критерии и ценности: не только знание предмета, но и мастерство его непосредственной передачи, для которого наличие человеческой культуры, нравственности и этики играет большую роль. Именно эти составляющие постоянно проявляются в общении учитель- ребенок. Одаренные дети, действительно, требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других сверстников, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.   Очевидно также и то, что одаренный ученик – это дар и испытание для учителя, то есть тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления. Поэтому требования к себе как человеку и педагогу предъявляю высокие: разбираться в психологии одаренных детей, понимать их потребности и интересы, проявлять гибкость во взаимоотношениях с учащимися, иметь широкий круг интересов и умений, расширять собственный исполнительский репертуар, быть готовой к обновлению и пересмотру своих знаний.

 II. Работа с одаренными детьми.

 Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Анализ одаренности учащихся класса (диагностическая карта, результаты академических концертов, технических зачетов, уровень исполняемого репертуара, выступления в концертах школы в течение двух лет) выявил детей, обладающих специальными способностями скрипача: прекрасный слух, отличная музыкальная память, хорошая двигательная координация. Интеллект и наличие таких волевых качеств ребенка, как целеустремленность, настойчивость, работоспособность позволили диагностировать одаренность у учащихся класса: Инны В. Анастасии И, Ксении К., Арины Г. эти учащиеся класса скрипки стали студентами Колледжей культуры и искусств в разных городах. Подрастают «одареныши», которые необыкновенно радуют своего преподавателя. Аделина Л.-Лауреат Международного конкурса г. Благовещенск, Маргарита Я.- Лауреат Международного конкурса, Софья Б.-дипломант Международного конкурса. Эти учащиеся занимаются по индивидуальным программам повышенного уровня. Нужно заметить, что индивидуальная форма работы на уроках специальности в музыкальной школе несет в себе большое многообразие организационных возможностей: традиционный урок, урок-зачет, урок-концерт, концертное выступление, многочисленны варианты сочетаний индивидуальной и групповой форм, самостоятельной работы. Система занятий приближается к «мастерской», когда каждый ученик имеет возможность заниматься с учителем необходимое ему время (и 15-минутные уроки-консультации, и длительные, часовые и более, уроки углубленной работы).

Особое значение имеет групповая форма работы с одаренными детьми. В ансамбле решаются следующие образовательные задачи: практическое применение умений и навыков работы, полученных в специальном классе, обучение навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности. А также ансамбль воспитывает творческую активность, волю, личную и коллективную ответственность, развивает творческий и интеллектуальный потенциал, музыкально-художественный вкус, способность нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения.  Постепенно в классе складываются особые взаимоотношения между детьми: вместе учимся рисовать витражными красками на стекле, для развития мелкой моторики придумывали поделки из пластилина, соленого теста, всем классом собирали картину из 1000 пазлов. А еще дружно сочиняли веселые сценарии своих выступлений для детсадовской малышни и итоговых мероприятий проектов класса и школы. Безусловно, так или иначе, все дети одарены и свою одаренность они несут в класс.  Так в классе появилась поэтическая тетрадь, ведь для некоторых детей проще делиться своим чувствами и мыслями именно таким образом. Но самое главное, дети   были уверены, что их выслушают, поймут и поддержат. Иными словами, ансамбль становится волшебной дверцей, за которой ребенок открывает для себя совершенно новый мир музыки. Какие же преимущества дает мне, как педагогу данная организация учебного процесса: занятия в классе ансамбля являются продолжением работы в основном классе и помогают решать одни и те же задачи учебно-воспитательного процесса, поднимая исполнительский уровень по двум дисциплинам.

 Когда жизнь детей организована как коллективная деятельность и имеет общую смысловую ось, урок может обретать более «гибкие» формы: ученики класса могут объединиться для выступлений в разные группы (старшие и младшие, дуэты, трио, исполнение с эстрадным ансамблем, с саксофоном, с солистом).  Хочется заметить, что в классе, где организационно – педагогическая работа нацелена на взаимодействие учителя, ученика и их родителей, почти нет отсева.  Такую   стабильность контингента я связываю с функционированием ансамблевых коллективов. Возникает активное творческое сотрудничество одаренных детей и педагога.  Я стараюсь донести до своих учеников мысль, что все самое интересное – это сложно, а все что сложно - интересно, что все знания и навыки приобретаются только в результате кропотливого самостоятельного труда.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Считаю, что осуществлять инновационный образовательный процесс невозможно без знания и применения современных образовательных, в том числе информационных технологий.   Для меня и детей открылся новый пласт культурного взаимодействия: просмотр и анализ мастер-классов ведущих педагогов – методистов (С. Шальман, З. Брон, С. Мильтонян), накопление   репертуарного материала, участие в инет-проектах. Теперь в классе собирается музыкальная видеотека различных интерпретаций тех произведений, которые исполняют учащиеся, что помогает анализировать детям собственное исполнение.    В репертуар детей включены произведения как современной, так и классической музыки для самостоятельного выступления в детских садах и школах с помощью минус-сопровождения. В классе создана видеотека выступлений учащихся на конкурсах, концертах. Интернет-технологии на уроках по специальности применяются таким образом, что дети сами   находят информацию о композиторах, музыкальных стилях, терминах, новостях музыкальной культуры. Часть материала оформляется в виде сообщений, докладов, презентаций. В наш современный век компьютеризации, интернет-технологии помогают педагогу сделать занятия яркими и информационно насыщенными. Старшие ученики смело предлагают новые произведения, которые хотели бы исполнить сольно и в ансамбле. К числу критериев, позволяющих оценить результаты плана работы с одаренными детьми относятся: общий процент успеваемости и средний балл обученности   по двум дисциплинам: специальность и ансамбль, а также результативность участия в концертно-конкурсной деятельности.  В классе воспитывается нацеленность на результат, на успех.

 Невозможно переоценить роль проекта в работе с одаренными детьми. В художественной деятельности музыканта само понятие талантливости складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и только при наличии обоих компонентов возможен успех в области исполнительства.  И не удивительно, что этому вопросу всегда уделялось много внимания в практической педагогике, в методических пособиях и трудах по теории исполнительства.  Это явилось основанием для разработки ряда проектов, реализованных мною в классе: участие в мероприятиях Международного фестиваля детского творчества «Апельсиновое лето» 2012г, проект класса «Музыкальный ринг» 2014г, проект класса «Конкурс, фестиваль, фестиваль» (Конкурсная деятельность, как фактор реализации художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки) 2015г.   Конкурсы помогают оценить профессионализм преподавателей, наладить творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Проект 2016г. «Мой первый сольный концерт». В рамках проектов реализуются два направления в деятельности преподавателя с одаренными детьми:

• работа, направленная на профессиональное и творческое развитие детей-участников проектов (расширение возможностей творческой самореализации, расширение и углубление знаний по профилю, возможность применить свои знания в новых условиях, повышение уровня исполнительского мастерства, возможность общения со сверстниками в процессе совместной деятельности);

• работа, направленная на профессиональное и творческое развитие педагогов, работающих с ними (повышение уровня педагогической и дидактико-методической культуры, освоение новых форм и методов сопровождения одаренных детей, возможность профессионального общения и обмена опытом с коллегами).

   Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Совместная творческая и интеллектуальная деятельность педагога и одаренного ученика   предполагает дополнительные компетенции от педагога, которые накапливались мною   в результате самообразования, обучения на курсах повышения квалификации, мастер-классах ведущих педагогов скрипачей очно и заочно, участия в конференциях и вебинарах, а также практической педагогической деятельности.

Да, жизнь одарённого ребёнка не такая уж и простая, но счастливым он становится только тогда, когда занимается любимым делом, когда знает, кто он и не стесняется им быть. Воспитывать и учить такого ребёнка трудно. А кого легко? Жизнь учителя удивительна тем, что среди нас рождаются и живут необыкновенные талантливые дети.  Присмотритесь к ним, помогите им…

Список литературы:

1. Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.

2. Винокурова, Н.К. Магия интелекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. Н.К. Винокурова, Н.К. Винокурова. - М.: "Эйдос", 1994.   

3. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности - М.: Акад. Проект, 2006. 

4. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема. Педагогика 2000. N 10.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения - М; 2000 г. 

6. Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей/Вопросы психологии. - М., 2004. - N2. - С. 119-127.

7. Юркевич В.С. Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков. Народное образование, №2, 2001 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта по организации работы с одаренными детьми

Работая в рамках проекта “Храни свои корни” по программе «Ученик и его семья» коллектив школы  разработал  концепцию, основанную на  теориях отечественных  педагогов А.С. Мак...

Информационная справка о повышении квалификации, распространении передового педагогического опыта и работе с одаренными детьми учителя математики Казака Вадима Михайловича за 2011-2012 учебный год

Предлагается информационная справка о педагогической деятельности учителя математики города Челябинска Казака Вадима МИхайловича за 2011-2012 учебный год....

Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики

Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....