Психолого-педагогические вопросы воспитания и обучения младших школьников в классе скрипки.
статья по музыке на тему

Королева Нина Павловна

Музыкальное воспитание - это уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, именно музыка создает условия для активного творческого участия в учебном процессе - ведь язык эмоций для музыки родной, а обучение 5-7 летнего ребенка - это особая форма деятельности: не игра и не труд, но и то и другое одновременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_voprosy.docx21.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств г. Зеи

Психолого-педагогические вопросы воспитания и обучения младших школьников в классе скрипки.

Приготовила преподаватель

Королева Нина Павловна.

Психолого-педагогические вопросы воспитания и обучения младших школьников в классе скрипки.

                                                                                                                                                                             Выстраивая работу с начинающими, прежде всего следует учитывать особенности детской психики, и одно из них - стремление постигать мир через активное действие.

У ребенка 5-7 лет мало знаний, опыта, но его заинтересованность и желание родителей дает тот фундамент, на котором можно что-то выстраивать. «Хорошие родители важнее хороших педагогов» - так говорил Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке. Это строгий закон, почти не знающий исключения, поэтому создание уникального творческого союза «педагог ребенок - родители» формируется с первой встречи ребенка и педагога. Основу сотрудничества составляют: доверие, доброжелательность, заинтересованность и общая цель.

Детская педагогика должна представлять собой интересный процесс, так как мир ребенка эмоционально ярок и сложен. Ребенок обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Увлечь, побудить его творческую активность, воображение, фантазию, сохранить свежесть восприятия, непосредственность чувств и действий - вот достойная задача для педагога. Музыкальное воспитание - это уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, именно музыка создает условия для активного творческого участия в учебном процессе - ведь язык эмоций для музыки родной, а обучение 5-7 летнего ребенка - это особая форма деятельности: не игра и не труд, но и то и другое одновременно.

В 5-летнем возрасте ребенок, конечно же психологически не готов к систематическому обучению в школе, но короткие индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю ему интересны. В процессе работы выявила для себя   объективную сторону мотивации обучения у 5-6 летних детей: желание познавать, эмоциональность и острота в восприятии, яркость представления. Субъективную сторону: достаточно развитая речь, хорошая память, слух и двигательные реакции. Обе эти стороны взаимосвязаны и составляют положительные предпосылки для возникновения потребности учиться.

Выстраивая работу с малышами, необходимо учитывать наблюдение психологов, которые говорят о том, что детей такого возраста интересуют большею частью отдельные факты, изолированные явления, а возникновение интереса к выявлению причин, закономерностей, связей между явлениями возникает позже — к 8-9 годам. Эти особенности детской психики должны стать основой в музыкальном воспитании малышей. Следует помнить, что никакая логика науки и ничто другое в многообразной практике человека, кроме искусства, не может передать чувственный и эмоциональный опыт. Беседуя с малышами, следует учить их рассуждать, думать, анализировать, развивать наблюдательность, эмоциональную память и конечно же кругозор -все это звенья одной цепи в процессе обучения юного музыканта.

В работе с малышами важнейшей проблемой является управление вниманием детей, которые быстро устают и часто отвлекаются. Поэтому первая задача в работе с малышами — формирование внимания, т.е. умение сосредоточиться. Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Если коротко, то непроизвольное внимание - это когда направление действий и контроль осуществляет педагог, а произвольное внимание - это действие и контроль самого ребенка исходя из требований педагога. Конечным продуктом произвольного внимания является «умственное развитие», т.е. осознанность.

Начиная работать с малышами, я столкнулась с непроизвольным видом внимания, поэтому предлагаемый ребенку учебный материал по силе раздражения должен обладать яркостью, необычностью, вызывать большой интерес, увлеченность, должен быть доступен по содержанию, доходчивым. Формы работы на уроке должны часто меняться, чередовать одна другую, но с обязательным условием - не вносить путаницу в развертывание смысловой линии содержания занятий. Такое планирование занятий с начинающими обусловлено еще и тем, что объем их внимания и возможность концентрироваться невелики. При несоблюдении этих условий учебный материл не будет усвоен. Постепенно, с помощью педагога ученики осознают учебные задачи, накапливают опыт, одновременно у них формируется произвольное внимание, а вместе с этим появляется возможность усложнения учебных задач. И когда ребенок сумеет увидеть, ощутить, выделить особенности того или иного учебного задания, тогда это и будет для него моментом познания через анализ к закреплению понятия, а отсюда к сознательному выполнению приема (мысленное представление -автоматизация), т.е. навык.

  Некоторые особенности работы творчества педагога с начинающими можно сформировать так:

  1. Не допускать пробелов в формировании знаний, навыков, умений;
  2. Не нарушать логики формирования навыков;
  3. Осуществлять межпредметные связи;
  1. Подчинить подбор репертуара логике формирования знаний, умений
    и навыков.

  Логическое развертывание учебного процесса облегчает педагогическую работу, но внимание педагога следует уделять не только тому, что преподавать, но и как преподавать, учитывая специфику обучения малышей. Если с первых шагов обучения опираться на действия ученика, его знания будут прочными, развивающими память, мышление, навыки. Мы знаем, что к слову «сделай» у взрослого и малыша разное отношение. Взрослый думает, затем делает, а малыш делает, а потом думает. Для малыша важна сама деятельность, а вспомнив о том, что говорилось о видах внимания, то последовательность хода обучения на начальном этапе такова: делай, думай, говори (анализируй). Дети любят делать открытия сами, они охотнее ищут и находят сами нежели затверживают и выучивают. Отсюда - прямой путь к игре, обращенной не только к интеллекту, но и к эмоциям.

Маленькие задачи, которые учитель ставит перед учеником на уроке, должны стимулировать его мысль, внимание, а главное убеждать ребенка в его возможности творить. В итоге решение этих маленьких задач для ребенка будет не тяжким трудом, а станет источником радости, когда усилие быстро вознаграждается успехом. Делая открытия, ребенок нуждается в руководстве педагога, чтобы двигаться по запланированному пути, обеспечивая четкую последовательность усвоения навыков, приводя к новому на основе уже известного.

Едва ли не главную роль в обучении малышей играет разнообразие. Поэтому следует учитывать:

1 Быстрая смена заданий. Любой вид работы не должен требовать большого времени, следует помнить о временном рубеже «детской концентрации». Педагог должен «чувствовать время», приглядываясь к реакции ребенка.

  1. После заданий, требующих умственного напряжения переключаться
    на более легкие виды работ.
  2. Предусмотреть необходимый ритм урока, чтобы поддерживать на
    должном уровне активность восприятия ребенком.

4.        Урок   прекращается   на «эмоциональной   доминанте», в момент наибольшего подъема. Тогда интерес ребенка будет эмоционально поддержан, и он с нетерпением будет ждать следующей встречи с педагогом. Это реакция любого человека.

Средством познания мира для детей является игра. У игры много преимуществ: она никогда не утомляет, она естественно включает детей в процесс познания, она идеально мобилизует эмоции ребенка, его интеллект, внимание, не говоря уже о том, что служит двигательной разрядкой. Игра увлекает ребенка целиком. Педагогу только остается суметь направить игру в нужное для учебы русло, ведь игра - это всегда проблемная ситуация, требующая поиска. Нельзя не учитывать еще одну важную психологическую потребность ребенка - самоутверждение. Поэтому педагог должен на уроке стать «учеником», а ребенок «учителем», и поверьте, в предложенной ситуации «ребенок - учитель» будет строг и требователен к выполнению своего задания. Это не только поможет разнообразить урок, но и помогает ребенку стать уверенным в себе.

И еще очень важно, что расположение ребенка к педагогу начинается с внимания к нему самому. Очень важен тон общения, умение слушать и задавать вопросы: что ты думаешь? как ты считаешь? почему? и т.д. ведь вопросы, это не только проверка полученных знаний, но и знакомство с представлениями ребенка на которые потом можно опереться. Надо постоянно проявлять терпение, дожидаясь ответа ребенка или ставить дополнительную задачу, которая поможет выйти на ответ первоначальной задачи. Педагог должен быть изобретателен, внимателен, терпелив, доброжелателен. Слово «неправильно» можно говорить только тогда, когда ребенок уже знает, как сделать правильно. Педагог должен с уважением отнестись к затраченным усилиям ребенка одобряя, поощряя, помогая замечать малейшие сдвиги и улучшения в работе, а только потом сделать критические замечания. Даже в плохом найти что-то хорошее. Я знаю, что начинать заниматься музыкой ничуть не легче, чем делать первые шаги, тем более что конечный результат далеко впереди. Не следует требовать преждевременных результатов, надо помнить, что углубление знаний идет всегда по маленьким и нарастающим «шагам» сложенных последовательно. Нужно помнить, что, знакомясь с чем-то новым ребенок познает целостность, но восприятие его настолько синтетично, что он способен схватывать многие стороны изучаемого, органично увязывая одно с другим. Это свойство детского сознания является помощником педагога: позволяет насытить каждый урок многообразнейшими задачами.

Итак, терпение, доброжелательность, фантазия, темперамент, профессионализм. Полагаю, что это пять «я», которые помогают мне в работе с начинающими скрипачами.

Использованная литература:

1.  Бабаева Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков. Изд: М, Academia 2000.

2.  Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? Изд. М, Знание 1994.

3.  Мардер Л. Д. Цветной мир. Изд: М, Генезис, 2007.

4.  Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. Изд: М, ОИРО 2010.

5.  Я работаю психологом. Ред. И. Дубровина. Изд: М, Сфера 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Уроки направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления младших школьников.

Содержание уроков направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления развивает у дет...

Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.

СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.       Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...

Психолого-педагогические основы вопроса творческого музицирования

В педагогике под творчеством понимается процесс создания чего-то нового. Это новое может оцениваться с позиции всего человечества или на уровне отдельной личности, которая открывает нечто новое для се...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Методическая разработка на тему: Музыкальное воспитание и обучение младших школьников на традициях народной инструментальной и вокальной культуры.

В настоящее время является актуальной   проблема построения образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, в частности, народной инструментальной и вокальной музы...