Музыкально - поэтическая, хореографическая композиция "И музыка в душе моей звучала..."
план-конспект по музыке на тему

Захарова Фарида Баграмовна

Работа  посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена. В композиции звучат известные произведения Ф.Шопена, а также стихи М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, Н.В.Кукольника, А.К.Толстого, М.Цветаевой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                           Открытый урок на город

«И музыка в душе моей звучала…»

Музыкально-поэтическая, хореографическая композиция.

Автор сценария – преподаватель ДМШ № 13 Захарова Ф. Б.

Руководитель хореографического отделения – Хуторова Л. Н.

                                                                           2014 г.

Ведущий 1

        Сегодня будет звучать музыка величайшего композитора 19-того века Фредерика Шопена. Она потрясает нас силой мысли и чувства, она отражает тончайшие настроения души. В ней живут «принципы гармонии и красоты, лежащие в основе всего лучшего, что есть в искусстве всех времен и народов». (Г. Нейгауз)

        Звучит песня «Сердце Шопена»  Сл. В. Беккера, муз. А. Броневицкого

        Психологическое и эмоциональное воздействие его произведений так велико, что на Западе Шопена сравнивали с Достоевским, Чеховым, Толстым, считая, что наравне с ними он раскрыл глубины «славянской души». «Каждая нота гениального композитора, каждая фраза дышат поэзией». (Г. Нейгауз)

        Звучит ноктюрн фа минор Ф. Шопена (фрагмент)

Ведущий 2

        В небесах торжественно и чудно!

        Спит земля в сиянье голубом…

        Что же мне так больно и так трудно?

        Жду чего? Жалею ли о чем?

                                (М. Лермонтов)

        Великий немецкий композитор Роберт Шуман, познакомившись с его юношескими   вариациями,  воскликнул: «Шапки  долой, господа, перед вами гений!»

                                                   

Ведущий 3

        «Он – гений несравненно более высокий, чем те, которые ошеломляют и надолго утомляют. Все его звуки идут прямо к сердцу», - писала Елизавета Шереметьева, русская аристократка, знавшая Шопена. Его фортепианные произведения обладали громадной силой. Источником этой силы была, прежде всего, народная музыка.

Ведущий 4

       Так сложилась судьба композитора, что все свои зрелые годы, вплоть до смерти, Фредерику пришлось жить вдали от дома, от родной Польши. Ему было 20 лет, когда он отправился в концертное путешествие, его мучили тяжелые предчувствия, а друзья на прощанье подарили ему кубок с польской землёй.

        Звучит мазурка ля минор (фрагмент)

Ведущий 5

        Итак, прощай! Впервые это звук

        Тревожит так жестоко грудь мою.

        Прощай! – шесть букв приносят столько мук!

Уносят все, что я теперь люблю!

                        (М. Лермонтов)

Ведущий 6

Образ Польши – картины её величественного прошлого, звуки народных песен и танцев – всё это составляло основное содержание произведений великого музыканта.

        В 90-х годах 18 века Польшу разделяли три государства – Пруссия, Австрия и Россия. Революционные вспышки непрерывно потрясали страну. В ноябре 1830 года, когда Фредерик был в Вене, в Польше было жестоко подавлено народное восстание. Композитор очень переживал за судьбу своего народа. «Если бы я мог, - писал Фредерик, - то разбудил бы все звуки, какие бы только внушало мне слепое, бешеное, неистовое чувство».                 

Ведущий 7

        О чём ты воешь, ветр ночной?

        О чём так сетуешь безумно?

        Что значит странный голос твой,

        То глухо жалобный, то шумный?

        Понятным сердцу языком

        Твердишь о непонятной муке –

        И роешь и взрываешь в нем,

        Порой неистовые звуки.

                                (Тютчев)

Звучит «Революционный» этюд до минор Ф. Шопена (фрагмент)

Ведущий 7

После разгрома восстания в Польше начались жестокие репрессии, возвращение на родину стало для Шопена неосуществимым. Польские эмигранты были особенно дороги Фредерику. Для них он мог часами импровизировать.

Шуман называл произведения Шопена «пушками, прикрытыми цветами».

«Если бы могущественный, самодержавный монарх там, на Севере, знал, какой опасный враг кроется для него в творениях Шопена, он запретил бы его музыку», - писал немецкий композитор.

Именно национальные музыкальные жанры – мазурка, полонез имели большое значение в творчестве композитора.

«Здесь вся Польша: её народная драма, её быт, рыцарственный гордый характер страны, её думы и песни», - писал Б. Асафьев.

Учащиеся хореографического отделения исполняют Полонез ля мажор и Мазурку ре мажор Ф. Шопена.

Ведущий 9

Шопен высоко ценил настоящее искусство. Он изучал памятники архитектуры, изучал фонды национального музея, посещал картинные галереи. Фредерик писал: «… когда я смотрю на некоторые картины, то кажется, что слышу музыку».

Не умолкай, не умолкай!

Отрадны сердцу эти звуки,

Хоть на единый миг пускай

В груди больной задремлют муки

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает…

Так пой же! Легче дышит грудь,

И стихли в ней сомненья муки

О, если б мог когда-нибудь

Я умереть под эти звуки!

                (А. Н. Плещеев Звуки)

Учащиеся хореографического отделения исполняют Ноктюрн ля мажор Ф. Шопена.

Ведущий 9

Все годы в эмиграции Фредерик очень тосковал по родине.

Уймитесь, волнения, страсти

Засни, безнадежное сердце!

Я плачу, я стражду, -

Душа истомилась в разлуке!

                (Н. В. Кукольник Английский романс)

А ещё была семейная неустроенность и одиночество. Он любил дочь богатого польского вельможи Марию Водзиньскую.

Звучит Баллада соль минор Ф. Шопена.

Средь шумного бала ,случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

                              (А. К. Толстой)

                                                                           

Ведущий 11

Родители девушки не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом ,хотя и всемирно известным ,но добывавшем средства к жизни трудом.

Звучит ноктюрн фa # минор

                                 (фрагмент)

Наши души не правда, ль

Ещё не привыкли к разлуке?

Все друг друга зовут трепетанием блещущих крыл!

Кто-то высший развел эти нежно-сплетенные руки

Но о помнящих душах забыли.

                              (М. Цветаева)

   Ведущий 12

Лев Толстой, определяя место композитора в ряду великих художников начала 19-го века говорил, что Шопен в музыке-то же, что Пушкин в поэзии.

Фортепианный звук Фредерика был уникально неповторим ,при помощи педали и разнообразного туше Шопен создавал звуки, иногда необычные для этого инструмента - это были звуки человеческого голоса, ночной тишины,  голоса природы.

Когда снежинку что легко летает,

Как звездочка упавшая скользя,

Берешь рукой, она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

(М. Цветаева)

Учащиеся хореографического отделения исполняют Вальс до#минор Ф. Шопена.

  Ведущий 13

В 1842 году Елизавета Шереметьева в письме к матери высказывала свои впечатления о великолепном маэстро: «У него прекрасный лоб - лоб мыслителя. На губах у него горькая складка. Видя его улыбающимся, скажешь, что он много перестрадал. Его здесь называют «последний луч заходящего солнца» и так оно и есть, становится страшно: вдруг он исчезает! Я думаю, душа у него слишком богато одаренная, что бы жить долго, такова учесть гения…»

Учащиеся хореографического отделения исполняют Прелюд ля мажор

В 39 лет композитор умирает. По его завещанию друзья увезли сосуд с его сердцем в Варшаву, где оно бережно хранится в костёле Святого Креста.

Преподаватель:

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть,

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог, да совесть.

                               (М. Ю. Лермонтов)

«Шопен вмещал в себя весь мир и принадлежит всему миру»,-писал русский композитор Кюи.

В 2010 году мы будем отмечать 200-летие со дня рождения великого маэстро.

Учащиеся хореографического отделения исполняют Вальс Ми b мажор Ф.Шопена.

 (Хореография остается на сцене)

В музыкально-поэтической композиции прозвучали стихи Лермонтова, Плещеева, Кукольника, Толстого, Цветаевой, Тютчева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Эхо Афгана будет долгим укором звучать "

Литературно-музыкальная композиция "Эхо Афгана будет долгим укором звучать " Цель: - гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти; - укрепление связи поколений ...

Документально-поэтическая композиция "Афганистан болит в моей душе".

Методическая разработка внеклассного мероприятия в жанре документально-поэтической композиции на тему "Афганистан болит в моей душе". Разработана на конкурс, работа была отмечена дипломом второй степе...

Конспект бинарного урока "Музыка рисует, а картина звучит"

Главная задача - показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; направить внимание детей на то, что слушая музыку, учиться сначала видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытать...

Литературно-музыкальная композиция "Афганистан- ты боль души моей"

Сценарий внеклассного мероприятия для 5-9 классов....

Музыкальная игра "Пусть музыка звучит..."

Сценарий внеклассного мероприятия «Пусть музыка звучит».Праздник можно провести в конце учебного года или в летнем пришкольном лагере.Оборудование:- запись музыки (инструментальная) или живой звук на ...

Доклад "Пусть музыка в душе звучит."

   Результативность педагогической деятельности в существенной мере связана с адекватностью и полнотой познания педагогом личности воспитанника.       В ...

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Афганистан болит в душе моей"

Сценарий музыкально-литературной гостиной "Афганистан боли  в душе моей", посвященный подвигу воинов -интернационалистов афганской и  чеченской войн. Для обучающихся 6-11 классов. ...