Консультация для педагогов "Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника с ОВЗ."
консультация

Евградова Елена Юрьевна

Консультация для педагогов  "Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника с ОВЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skazka.odt18.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль сказки  в жизни ребенка-дошкольника с ОВЗ»

Муз.руководитель Евградова Елена Юрьевна

Сказка…Один из первых спутников человека на пути познания. Весь период детства - это по существу «дружба» со сказкой; знакомство с элементарными сюжетными историями («Репка», «Колобок»), привлекающими ребенка ритмичностью повествования, узнаваемостью персонажей, завораживающей повторяемостью рифмованных фраз; знакомство с волшебными сказками, в которых необычные события и превращения разворачиваются по многим сюжетным линиям. Встреча со сказкой всегда желанна. Именно в ней ребенок окунается в мир, где реальность и фантазия мирно сосуществуют, открывают перед ним маленькие и большие чудеса. Такое чудо открытия, удивления, красоты для ребенка - встреча с музыкой. Но, чтобы такая встреча состоялась, требуется последовательная и целенаправленная образовательная система, включающая в себя разные формы музыкального и театрального развития: музыкальная и театральная непосредственно образовательная деятельность, использование театральных  игр, постановок, инсценировок  в проведении праздников и развлечений, разный по своим функциям дидактический материал, способствующий проявлению музыкально-театрального творчества (шапочки, театральные костюмы). Для успешного достижения поставленных задач наше образовательное учреждение работает по модифицированной программе «Сказка», которая включает элементы программы Н.Сорокиной «Театр – творчество - дети» и педтехнологии Л.Гераськиной «От этюда к спектаклю». Для взрослых не секрет, что ребенок - дошкольник больше всего любит петь и танцевать, что счастливые мгновенья его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Новизна работы определяется тем, что впервые реализован подход  к организации целостного развития и воспитания ребенка с различными сферами культуры: изобразительным искусством и музыкой, театром и музыкой, детской литературой и музыкой. Девизом нашей работы мы определяем: « Познавать, чувствовать, творить». Процесс формирования устойчивого интереса к театрализованным играм складывается постепенно, в процессе общего эстетического воспитания. На музыкальной непосредственно образовательной деятельности дети учатся различать, узнавать и определять заданные образы, сопоставлять музыкальные характеристики, используя знакомый словарный запас. Разные формы работы развивают эмоционально - волевую сферу у детей с ограниченными возможностями здоровья, помогают усваивать новое (от простого к более сложному), передавать музыкально - художественный образ через движение, пение, мимику и жесты. Использование интегрированного подхода к проведению НОД вызывает у детей устойчивый интерес к музыкальной деятельности, желание активно участвовать в общих играх, театральных постановках, проявлять инициативу и творчество, делиться своими знаниями со сверстниками. Почему музыка настолько понятна  и

близка ребенку? Во-первых, музыка-это самовыражение. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослых передает мелодии и ритмы.  Во-вторых, музыка-это взаимопонимание, как средство общения, где он может рассказать о своем внутреннем мире. В- третьих, музыка предопределяет ее органичное включение в любое событие в жизни ребенка. В- четвертых, музыка вмещает весь мир ребенка, став «языком» его души. Взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью и инициативностью в выборе музыкальных видов деятельности. Он начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая попытки анализа и самоанализа « продуктов» музыкальной деятельности. Старшие дошкольники имеют достаточный личный эмоциональный опыт, что позволяет им переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальное произведение. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя музыкальных произведений (певца, танцора), сочинителя (создателя сюжета музыкально-драматической игры, импровизатора музыкальных попевок, песен и танцев).

Общие цели музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Развитие музыкальной культуры у ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями разных жанров;
  • Развитие у ребенка позиции активного участника исполнителя - созидателя, чтобы доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

«Детей необходимо побуждать к фантазии, нахождения индивидуального решения и поощрять разномыслие. В условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок и стресса, дети намного лучше справляются с творческими и индивидуальными задачами. Успех творческой деятельности детей связан с необходимостью создания атмосферы полной успешности каждого участника, соразмерно возможностям и желаниям»     (К.Орф)

Театрализованная деятельность  для детей с ограниченными возможностями здоровья   это способ раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать у него  эмоциональную направленность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ, развивать воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном. Отсутствие принуждения, поощрение детской инициативы, создание проблемной ситуации, использование разных методов и приемов, форм организации творческой деятельности являются важными условиями формирования  основ детского творчества. Главная задача театрализованной игры – создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности

детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, научить верить в себя. Лишь побуждая ребенка к самостоятельности, сознательном художественном проявлении, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. Овладение навыками помогает ребенку свободе самовыражения, тем самым развивая индивидуальные театральные способности. Творчество ребенка способно доставлять удовольствие своей непосредственностью, свежестью самовыражения. Ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе. Особую роль в этом играет атмосфера увлеченности  и возможности совместного творчества взрослого и ребенка. Творчество развивается только тогда, когда дети имеют определенный уровень художественного развития. Поэтому одной из основных доступных  форм Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции выделяет театрализованную игру, в которой ребенок чувствует себя раскованно, свободно, испытывает при этом удовольствие и радость. В душе каждого ребенка есть желание к свободной театрализованной игре. Это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Театрализация-это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, она тесно связана с основными видами музыкальной деятельности - пением, движениями под музыку, прослушиванием музыкальных произведений.  Музыка вызывает у детей яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействует на духовный мир ребенка, воздействует на его чувства и сознание, управляет настроением, обогащает переживания детей. Для успешного педагогического процесса  музыкальное (театральное) занятие  включает следующую структуру построения:

- ритмическая разминка. Помогает детям координировать движения, введет в процесс игры («Часы», «Самолеты», «Деревья», «Гуси» и т д.);

- этюд. Актерский этюд можно назвать упражнением  для развития наблюдательности и фантазии. Этюды помогают перевоплощаться в других людей, в животных, разные предметы. Для этого детям предлагаются задания с целью понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей или животных (как ходит бабушка, как радуются дети, как ведет прием врач и др.). Последовательность и систематичность учебного процесса (от простого к сложному) помогают детям перевоплотиться и проявить  творческий  подход  в процессе театрального действия;

- упражнения на воображение. Это основа любого творческого процесса. Используя материал  для музыкально-игрового действия, где пластика  человеческого тела  и выразительность движений  является  главным средством образного содержания,  у  детей формируются  устойчивые представления о принципах перевоплощения в процессе театрализованного действия. Наряду с этим  развивается эмоционально волевая сфера, формируются принципы  театрализации или драматизации (приемы владения мимикой, жестами, пантомимикой).

- слово. С его помощью  детям разъясняются приемы  успешного  выполнения заданий и описываются игровые ситуации. Заданные педагогом вопросы помогают понять характер героев, придают уверенности  в передаче игрового образа;

- музыка. Это ведущее эмоциональное средство, создающее определенное настроение. При ее звучании у детей активизируется поиск выразительных средств, углубляется возможность в более разнообразном образном перевоплощении. Использование разных видов музыкальной деятельности (например: ритмические танцы, музыкально дидактические игры, элементарное музицирование) вносит разнообразие в обучающий процесс, делает его более интересным и плодотворным.

Заинтересованное отношение к творческому процессу выражается в следующих показателях:

1.Увлеченность театральной деятельностью;

2. Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении заданий;

3.Самостоятельность в воплощении творческого замысла и в выборе средств его воплощения;

4.Адекватность творческих проявлений характеру образа;

5.Умение использовать в творческом процессе музыкальный и жизненный опыт;

6.Осознанность степени законченности и воплощения художественного замысла.

Общей целью музыкально-театрального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья выделяется  развитие у ребенка позиции активного исполнителя, участника, чтобы доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Список литературы:

1. Е.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» г.Москва, «Просвещение» 2010г.

2. Н.Сорокина «Театр-Творчество-Дети» М: АРКТИ, 2001г.

3.Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005-2009 г.

4.Л.Гераськина «От этюда к спектаклю» ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о жизни или жизнь как в сказке!

Пьеса по мотивам русской народной сказки «Колобок»Цель: Профилактика бродяжничества и вредных привычек у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Консультация "Роль сказки в жизни дошкольника"

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.— Русская народная сказка — это почва, имеющая...

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребенка""

      Что такое сказка? Сказка — древнейший жанр устного народного творчества. Она пользуется огромной любовью у детей. Познавая её, ребёнок познает сердцем родной народ, я...

Консультация для родителей "Сказка в жизни ребёнка"

В этом материале родители (законные представители, бабушки и дедушки, воспитатели ДОУ) узнают: какие сказки нужно читать в соответствии с возрастом ребёнка, как правильно читать сказки. Смогут пройти ...

Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника

Дневной сон- важная часть режима маленького ребенка....