музыкальная деятельность дошкольников
статья по музыке на тему

Музыкальная деятельность дошкольников-различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальное воспитание детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство(пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах), продуктивная и исполнительское творчество, музыкально-образовательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты). Каждый вид деятельности имеет свои особенности и оказывает влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

      Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах), продуктивное и исполнительское творчество, музыкально-образовательная деятельность(начальные элементы музыкальной грамоты). Каждый вид  деятельности имеет  свои особенности  и оказывает влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

                                Детское музыкальное исполнительство.

                      Детское исполнительство предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней. Для исполнительства детям необходимы определённые навыки в том или ином виде музыкальной деятельности, музыкальные впечатления. Исполнительство интересно и необходимо самим детям как процесс. На первоначальных этапах важен не столько сам результат, сколько желание и положительные эмоции от участия ребёнка в том или ином виде деятельности. Также исполнительство даёт возможность самовыражения, передачи своих чувств, эмоций, переживаний.

      Пение - самый массовый и доступный вид исполнительства, где  успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение наиболее близко и доступно детям, когда реализуя свои потребности, он  может исполнить знакомые песни по своему желанию в любое время.  Пение воздействует на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста.  Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Содержание программных умений по пению исходит из музыкально-теоретических основ хорового пения. Певческие навыки делятся на хоровые и вокальные. При пении необходимо стремиться к слаженному исполнению(ансамбль), чистому интонированию(строй), верному дыханию, звукообразованию.

             Музыкальные движения  издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания. Движением ребёнок откликается на музыку. Рассмотрим  эту деятельность с указанием на возраст. Музыкальное движение во второй младшей группе становится ведущим видом музыкальной деятельности. В средней группе основное внимание уделяется  развитию мягкости и выразительности движений, развитию координации и ритмичности на шаге. В старшем возрасте  наибольшее внимание уделяется раскрепощению детей, самовыражению. Дети способны исполнить сложные по координации движения.  После разучивания элементов танцевальных движений, важно, чтобы обучение носило развивающий характер, самостоятельное исполнение.  

           Игра на музыкальных инструментах приобщает детей к коллективному музицированию, обогащает музыкальные впечатления. Дети занимаются этим видом деятельности с удовольствием и интересом. Игра на детских музыкальных инструментах  развивает  музыкальные способности:  музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Первоначально вся работа строится на воспроизведении метрической пульсации и равномерного ритма, а также развития интереса к музыкальным инструментам. Далее можно использовать все возможности музыкальных инструментов: составление партитур и игра в ансамбле или оркестре, сопровождение пения и движения, инструментальное творчество.  Можно включать упражнения на развитие чувства ритма: речевые и ритмические упражнения; упражнения, соединяющие в себе слово и звучащие жесты или движение. Шумовые   инструменты, не имеющие звукоряда, помогают выработать чувство ритма и  расширяют тембровые представления детей.  Дети должны обращать внимание на  выразительный тембр каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики, разнообразие тембровых красок.  Таким  образом развивается музыкальность ребенка.   Музыкальность выражена в эмоциональной отзывчивости, развитых музыкальных способностях: сенсорных(чувство ритма, муз. слух); муз. воображение; муз. память .

          Музыкальное развитие оказывает непосредственное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.                              

                                           Пояснительная записка

       Данный конспект выступления проводится на педагогическом совете или на родительском собрании.

          Можно продемонстрировать схемы для более полного, углубленного раскрытия темы. Показать  презентацию как пример того, что исполнительскую деятельность, можно чередовать с необходимыми для всестороннего развития ребенка знаниями.

       Цель: донести информацию о значимости исполнительской музыкальной деятельности для развития музыкальности дошкольника.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Список литературы.

     Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.

Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная музыкальная деятельность по выявлению творческих способностей дошкольников «Музыкальный коктейль»

Интегрированная НОД «Музыкальный коктейль» Цель: ·         развитие эмоционально – нравственной сферы посредством различных видов музыкальной деятельн...

Методическая разработка на тему: Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"

ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей детских ...

мастер - класс "Формирование и развитие эмоционального интеллекта в музыкальной деятельности дошкольников"

В материале содержится определение понятия "Эмоциональный интеллект" и приёмы его формирования и развития у детей докшольного возраста....

Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников с использованием ЭОР.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы как способ моде...

«Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности у дошкольников».

Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности у дошкольников...

Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются ориги...