Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»
методическая разработка по музыке на тему

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ "Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования  

«Дворец творчества детей и молодежи»

муниципального образования г. Братска

Иркутской области

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки»

для учащихся по программе

«Обучение игре на музыкальных инструментах»

Автор:  Талыпова Т.В.  –  педагог дополнительного образования  ДТДиМ

Братск - 2016 г.

Пояснительная записка

             Основным результатом деятельности образовательного учреждения 
                    должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, 
                      а набор заявленных государством ключевых компетенций в   интеллектуальной, общественно-политической,

коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Из  Концепции модернизации российского образования

  1. Актуальность темы

Ведущая идея современного образования выражена в тенденции соединения процесса   образование с планируемыми результатами развития ребенка. Так возникла идея компетентностного подхода.   Он  усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания.

Уже на протяжении нескольких лет педагоги  дополнительного образования  ДТДиМ организуют образовательный процесс на основе компетентностого подхода, его важность своевременность и обоснованность при обучении музыке  неоспорима.

Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентности, формируемые на занятиях музыкой, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним (Хуторской А.В)

Компетентность - это выраженная способность применять свои знания и умения

Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

При реализации программы « Обучение игре на музыкальных инструментах» был положен  основной принцип - способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта и сделана попытка внести личностный смысл для учащегося.   В компетентностном подходе учащийся  сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия

Результат  учащегося  при компетентностном подходе — готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения.

Изменилась также роль педагога. В новом компетентностном подходе педагог не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта. Он лишь организует, регулирует,   направляет.

В результате реализации программы на основе компетентностного подхода  должны формироваться следующие основные общеучебные умения:

  • способность приводить доводы, аргументы
  • способность вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать её
  • способность извлекать нужную информацию
  • способность обобщать факты и делать выводы;
  • способность сравнивать и анализировать
  • способность аргументированно выступать
  • способность творчески перерабатывать имеющуюся информацию;

Таким образом, компетентностный подход является усилением практического характера всего  образования. Ключевая мысль компетентностного подхода состоит в том, что все изучаемое в должно обязательно употребляться, использоваться. Знания, полученные на занятиях, должны стать средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Именно поэтому в «Школе обучения игре на музыкальных  инструментах» возникла идея проведения компетентностной олимпиады на основе компетентностных заданий. Актуальность применения таких заданий состоит в то, что учащийся может оценить свои и чужие творческие и коммуникативные способности, происходит самореализация. Он на определенное время становятся исследователями, чувствуют себя легко и свободно.

Компетентностные задания включают в себя разные виды задач:

1. Предметные компетентностные задачи: в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей конкретного предметного  содержания, изучаемого в разных разделах того или иного предмета; в ходе анализа условия необходимо  «считать» информацию, представленную в разных формах; сконструировать способ решения (путем объединения уже известных способов). Полученный результат обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован при решении других задач (заданий).

2. Межпредметные компетентностные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей. Важными отличительными особенностями компетентностных задач  (предметных, межпредметных, прикладных) являются:

         3. Практические компетентностные задачи: в условии описана практическая ситуация, для разрешения которой, нужно применять не только знания из разных предметных областей (обязательно включающих математику), но и приобретенные из повседневного опыта учащихся. Данные в задаче, не должны быть оторваны от реальности (должны соответствовать действительности, например цены, размеры дома и т.д.). Полученный результат должен быть значим для учащихся, т.е. указана его область применения.

Компетентностные задания включают в себя предметные метапредметные и практические задачи  и имеют следующие особенности: имеют следующие особенности:

  • компетентностные задания соответствуют содержанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»;
  •   значимость (познавательная,  общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания по теории музыки, а также интегрированных с ней видов искусства(литература, живопись, архитектура, кино и т.д.);
  • указание  области применения результата, полученного при решении компетентностного задания, значимость (познавательная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задания сформулировано как сюжет, ситуация или проблем.

Кроме выделенных четырех обязательных характеристических особенностей, компетентностные задания обычно имеют следующие:

  •   по структуре эти задания - нестандартные, содержащие проблемную ситуацию;
  •   наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задания, что приводит к объемной формулировке условия;
  • наличие нескольких способов решения компетентностного задания или проблемного вопроса.

Компетентностное задание имеет следующую структуру:

  • погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
  •   указывает на деятельность учащегося;
  •   содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий;
  •   задаёт способы и критерии оценивания результата.
  •   Учебный материал отличается проблемностью.
  •   Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для учащегося, которые найдут отражение в социальном опыте.
  • Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.
  •   Работа учащегося  должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер.
  • Самостоятельное добывание знаний учащимися.
  • Учащиеся  осуществляют самооценку своей  деятельности.

        Применение компетентностных  заданий помогает  сформировать ключевые компетенции учащихся.

Использование компетентностных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности педагога. Педагог выполняет функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащихся.

Компетентностные задания  способствует формированию и развитию у учащихся различных компетентностей. Основное внимание уделяется формированию и развитию  ключевых компетентностей учащихся: учебно-познавательной информационной коммуникативной и общекультурной.
Компетентностное задание  - это деятельностное задание. Оно моделирует практическую, жизненную ситуацию, строится на актуальном для учащихся материале (Приложение 1)

Пример компетентностного задания.

Прослушать произведение. Написать письмо другу или подготовить заметку для школьной газеты с целью рекламы произведения. Использовать ответы на предыдущие вопросы,  энциклопедии, справочники, словари, интернет.

  • П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» (всё о балете)
  • Народная музыка (всё о фольклоре)
  • С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» (определить на слух инструменты симфонического оркестра. История  симфонического оркестра)

Это  компетентностное задание составлено педагогом с целью отслеживания метапредметных и личностных компетентностей. При выполнении данного задания учащийся должен интегрировать знания по музыке с другими отраслями знаний (литература, русский язык).  А так же уметь сформулировать и доказать свою точку зрения по данному вопросу.

Компетентностные задания  могут быть созданы педагогом  или  учащимися  Задания могут  применяются в качестве закреплении материала на учебном  занятии на  и разных видах аттестации и при проведении досугово-развивающих мероприятий, одним из которых является компетентностная олимпиада.

Компетентностная  олимпиада  –  это состязание,  где учащиеся решают  творческие  аналитические задания, направленные на решение  предметных метапредметных и практических  задач в нестандартных ситуациях с использованием социального опыта (Приложение 2).

3. Организация и проведение  компетентностных олимпиад.

Компетентностная олимпиада проводится  два раза в год в конце 1 и 2 полугодия как промежуточная аттестация учащихся.

  1. Алгоритм проведения компетентностной олимпиады.  
  •   Подготовительный этап:

Разрабатывается положение о проведении компетентностной  олимпиады  выбирается жюри из педагогов и родителей  подготавливается наградной материал вырабатываются критерии оценивания выполнения компетентностных заданий (Приложение 3)

  •   Основной этап:

1 этап - заочный 

Определяется возрастная категория учащихся, формируется список учащихся олимпиады из числа обучающихся по программе. На электронный адрес участника компетентностной олимпиады  (или на электронный носитель)  отправляются  три компетентностные задания. Определяется срок выполнения компетентностных заданий и срок отправки выполненных заданий на электронный адрес жюри олимпиады (в течение 5-7 дней).

Жюри приступает в оцениванию выполнения компетентностных заданий.  И каждый участник с набранным числом баллов переходит в следующий очный этап олимпиады (Приложение  4).

2 этап - очно-заочный

Все участники очного этапа собираются в аудитории, где им объявляются итоги первого заочного тура и предлагается 1 компетентностное задание на второй  этап. Задания выполняются в течение 5-7 дней. За это время дважды проводятся индивидуально - групповые консультации по разъяснению возникающих затруднений в ходе решения компетентностных заданий.

Результаты решения заданий предъявляются в следующих формах:

показ и защита презентаций (программа собственного концерта)

рассказ-исполнение музыкальных произведений (концерт для мамы)

защита творческого продукта (статья или реклама музыкального произведения) (Приложение 5).

Награждение.

По итогам выполнения  компетентностных  заданий  награждаются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, дипломами 1, 2 и 3 степени. А так же вручается приз зрительских симпатий от родительского жюри.

Педагоги инструментального отделения «Обучение игре на музыкальных инструментах» считают, что использование компетентностных заданий в разных  формах и на разных этапах образовательного процесса является актуальным и современным. Решение компетентностных заданий - это опыт  познания и деятельности учащихся в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека,  культурологических основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,   Также,  при  этом выявляет уровень сформированности музыкально-исполнительской культуры через создание творческих продуктов и повышения уровня мотивации к занятиям музыкой в интеграции с другими видами искусства.

Данное методическое пособие может быть использовано  учителями музыки, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро...

методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте"

Методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте" рекомендована преподавателям (по классу специальность) школ искусств или музыкальных школ...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах»

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных   компетенций.  Формой  аттестации ...

Рабочая программа учебной дисциплины Практикум обучения игре на музыкальных инструментах

Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профе...

"Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ "Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»...

Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению игре на музыкальных инструментах «Бим-Бам-Бом»

Эта программа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах для детей старшего дошкольного возраста...