Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
план-конспект урока по музыке по теме
Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс 2 класс
Автор УМК «Школа России»
Урок №32
Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Тема урока: «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
Тип урока: узучение нового материала.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с музыкальными терминами лад (мажор и минор).
- формировать интерес к инструментальной музыке;
- развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.
Планируемые результаты
Направленные на достижение личностных результатов:
- понимание значения и функции музыки в жизни людей, в своей жизни общества,;
- интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
- владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышления о музыке, музицирования;
- прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях;
- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
- формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
- способность к рефлексии и оценки своей деятельности
Направленные на достижение предметных результатов:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам деятельности
Тип урока: открытие нового знания
Этапы урока
- Орг. момент 1 мин
- Актуализация ранее полученных знаний. 2 мин
- Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности. 3 мин
- Усвоение новых знаний. 2 мин.
- Первичное закрепление 2 мин
- Вокально-хоровая работа + (физ.минутка) 5мин
- Рефлексия 2 мин
- Домашнее задание 1 мин
- Подведение итогов занятия. 2 мин.
Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, физ. минутка (движения под музыку), просмотр презентаций.
Форма организации работы
- Коллективная: – хоровое пение, слушание, пластическое интонирование.
- Фронтальная: – музыкальная беседа – рассуждение.
- Групповая – самостоятельная работа в группах
Методы: деятельностный подход, метод содержательного анализа инструментального произведения, музыкальные обобщения, сравнение, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, портрет Д.Кабалевского, П. Чайковского; карточки «мажор и минор»», раскраска мажор и минор.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Музыкальный материал:
- Д.Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Болезнь куклы», «Наша перепёлочка» белорусская народная песня фрагменты из м.ф «Спят усталые игрушки», «Антошка»
- Ермолов «Весёлая песенка»
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент 1 мин 2.Актуализация полученных знаний 2 мин. 3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности 3 мин 4.Усвоение новых знаний. 2 мин 5. Первичное закрепление. Слушание Музыки. 2 мин Мин. | Музыкальное приветствие. - Прозвенел звонок. -Здравствуйте ребята. (слайд1) Ребята сегодня сегодня в музыкальную страну нас перенесет волшебный цветик семицветик. (слайд 2). Посмотрите на его лепесточки, что вы увидели? Ребята , как вы считаете, вас можно назвать дружным классом? А бывают между вами раздоры? Что нужно для того чтоб раздоров не было? (Размышление детей) Верно, ладить друг с другом! Находить общий язык. В этом цветке есть слово, которое нам нужно на уроке, как вы думаете, какое это слово? Учащиеся – Лад. Молодцы! Нам осталось узнать еще очень важное выразительное средство, которое является одним из лепестков нашего семицветика. А это! Я вам предлагаю посмотреть сказку. -Скажите ребята как звали этих героев? -Что произошло с героями? -Как же удалось мажору и минору найти дорогу домой? Мажор предложил спеть весёлую песенку и они нашли дорогу, ведущую к дому. Так что значит слово лад? Откроем тетради по музыке и запишем тему урока. (слайд 3) Какая будет цель урока? на основе музыкальных произведений научиться определять мажорный и минорный лад. Задачи: развивать музыкальную культуру слушателя и исполнителя, вырабатывая чувство понимания друг друга, жить в согласии и в мире. (слайд 4) «Музыка учит людей понимать друг друга»- эта фраза принадлежит советскому композитору и педагогу Дмитрию Кабалевскому. (слайд 5) Определение музыкальный лад - выразительное средство в музыке, бывает мажорный и минорный. (слайд 6) Мажор - несет радость, веселье. Минор - печаль, раздумье. (7 слайд) Сейчас мы прослушаем музыкальные загадки и определим в каком ладу прозвучал фрагмент музыкального произведения. У каждого из вас на партах лежат карточки смайлики «мажорчик» и «минорчик». (слайд 8) После того как вы прослушаете музыкальную загадку вы поднимаете карточку с «минорчиком» или «мажорчиком». Звучат музыкальные фрагменты. Д.Кабалевский «Клоуны», «Наша перепёлочка» белорусская народная песня, П.Чайковский «Болезнь куклы» «Спят усталые игрушки», «Антошка». (слайд 9) Ребята ёще раз посмотрите, как выглядел минор и как выглядел мажор. Если вы определяете мажорный лад поднимите карточку с «мажорчиком», а если минор – «минорчиком». Только после того как закончит звучать музыкальная загадка мы поднимаем карточки. Ещё раз мы сейчас с вами закрепим, что обозначает мажорный и минорный лад. Мажор - ……радость, обозначается , светлые, яркие интонации , минор - ………..печаль обозначается тусклые, темные интонации. Перед вами лежат цветные карандаши распределите их на две группы по ладам в одну яркие, сочные, теплые к смайлику с улыбкой «мажорчиком»,а в другую темные, хмурые холодные и смайлику с грустью «минорчиком». Перед вами подсказка на слайде «Цветовая палитра» (слайд 10) «Зайцы делают зарядку» Сейчас я предлагаю вам новую песню. Послушайте и посмотрите о чём песенка. В каком ладу прозвучала песенка? В названии песенки есть подсказва , это слово «Весёлая». (слайд 12) Вокально – хоровая работа Чтобы нам приступить к разучиванию песенки, нужно выполнить гимнастику для язычка. (артикуляционная гимнастика) Упражнение «укольчики», «шарик». Работа над 1 куплетом. «Весёлой песенки» Ермолова» Теперь посмотрите на ваши парты и найдите листочек, на котором два нераскрашенных домика. Что нужно сделать с этими картинками? Сейчас вы будете работать в парах, раскрашивая каждую половину домика в соответствии с ладом мажор или минор. (слайд 13) (На ваших партах располагаются цветные карандаши и картинки на которых располагаются два домика раскрасьте их в соответствующие цвета мажора и минора) Звучит музыкальный фон. Домашнее задание. (слайд 14) Быстро пролетел урок Подведем теперь итог Чем сегодня занимались В чем с охотой упражнялись Что узнали и познали Почему умней вы стали!? -Ребята, а что нового вы узнали сегодня на уроке? Так чему учит музыка? (слайд 15) Я желаю вам, чтобы ваш класс всегда был дружный, чтобы были вы одной большой семьей и жили всегда в мажорном ладу. У вас на столе есть «мажорчики» и «минорчики», каждый из вас подойдет и выразить свое настроение к уроку, прикрепив их на нашей доске. Если понравился урок–«мажорчик», а если нет, то грустный «минорчик». Спасибо за урок . Всем мажорного настроения. До следующего урока | Приветствуют учителя. -Начался урок. -Здравствуйте учитель. Каждый лепесток определенного цвета и у каждого есть своё название.. 1 лепесток «Лад» 2 лепесток «Темп» 3 лепесток «Ритм 4 лепесток «Мелодия » 5 лепесток «Регистр» 6 лепесток «Тембр» 7 лепесток «Динамика» Размышляют. показ сказки «Мажор и минор» Мажор и минор заблудились в лесу Мажор предложил спеть весёлую песенку и они нашли дорогу, ведущую к дому. Ответы учащихся. Умение понимать друг друга, слушать друг, друга. Записывают тему урока. Определяют цель и задачи урока. Учащиеся смотрят на смайлик с улыбкой- мажор и на минорный смайлик - с грустью. Слушают . Поднимают карточки после того как звук стихнет. Ещё раз ребята слушают музыкальные фрагменты и определяют на слух мажорный и минорный лад, поднимая карточку с «мажорчиком» или «минорчиком». Отвечают. Раскладывают цветные карандаши по группам. Выполняют разминку. Слушают новую песню. Определяют лад. Дают ответы на вопрос. Песня «Весенняя» написана в мажорном ладу, наполнена чувством радости наступления весны, солнца, тепла. Выполняют артикуляционную гимнастику. Выполняют упражнения. Играют в игру «Эхо» Разучивают 1 куплет и припев песни. Ещё раз проговаривают особенности каждого лада. Раскрасить. Грустный минорный и весёлый мажорный домик. Раскрашивают картинки, слушая музыку. Найдите и выучите небольшое стихотворение в мажорном ладу или минорном ладу. Ответы учащихся. Музыка учит понимать друг друга жить в согласии и в мире. |
5Первичное закрепление Слушание музыки. 2 мин Физ. минутка. 2 мин Исполнительская деятельность 6.Вокально – хоровая работа Физ. минутка. Исполнительская деятельность 1 мин 6.Вокально – хоровая работа 4 мин 7.Рефлексия 2 мин. 8.Домашнее задание. 1 мин. 9. Подведение итогов занятия 2 мин. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...
Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада
https://cloud.mail.ru/public/Doxv/TagXzrWoj...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...