Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»
план-конспект урока по музыке по теме

Варнакова Светлана Геннадьевна

 Методическая разработка урока «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.». Урок музыки по ФГОС НОО УМК «Школа России» проводится в начальном звене во 2 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс        2 класс

Автор      УМК        «Школа России»

Урок №32

Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Тема урока: «Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада.»

 Тип урока: узучение нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с музыкальными терминами лад (мажор и минор).
  • формировать интерес к инструментальной музыке;
  • развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Планируемые результаты

Направленные на достижение личностных результатов:

  • понимание значения и функции музыки в жизни людей, в своей жизни общества,;
  • интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
  • владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышления о музыке, музицирования;
  • прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях;
  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  • умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
  • формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
  • способность к рефлексии и оценки своей деятельности

Направленные на достижение предметных результатов:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам деятельности

Тип урока: открытие нового знания

Этапы урока

  1. Орг. момент         1  мин
  2. Актуализация ранее полученных знаний.      2  мин
  3. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.    3 мин
  4. Усвоение новых знаний.           2  мин.
  5. Первичное закрепление  2 мин
  6. Вокально-хоровая работа + (физ.минутка) 5мин
  7. Рефлексия 2 мин
  8. Домашнее задание 1 мин
  9. Подведение итогов занятия.    2 мин.

Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, физ. минутка (движения под музыку), просмотр презентаций.

Форма организации работы        

  • Коллективная: – хоровое пение, слушание, пластическое интонирование.
  • Фронтальная: – музыкальная беседа – рассуждение.
  • Групповая – самостоятельная работа в группах

Методы: деятельностный подход, метод содержательного анализа инструментального произведения, музыкальные обобщения,   сравнение, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, пластическое интонирование.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, портрет  Д.Кабалевского, П. Чайковского; карточки  «мажор и минор»»,  раскраска мажор и минор.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

  •  Д.Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Болезнь куклы», «Наша перепёлочка»  белорусская народная песня фрагменты из м.ф «Спят усталые игрушки», «Антошка»
  •  Ермолов «Весёлая песенка»

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 1 мин

2.Актуализация полученных знаний

2 мин.

3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

3 мин

4.Усвоение новых знаний.

2 мин

5. Первичное закрепление.

Слушание

Музыки. 2 мин

Мин.

Музыкальное приветствие.

- Прозвенел звонок.

-Здравствуйте ребята.

(слайд1)

Ребята сегодня сегодня в музыкальную страну нас перенесет волшебный цветик семицветик.  (слайд 2).

Посмотрите на его лепесточки, что вы увидели?

Ребята , как вы считаете, вас можно назвать дружным классом? А бывают между вами раздоры? Что нужно для того чтоб раздоров не было? (Размышление детей) Верно, ладить друг с другом! Находить общий язык. В этом цветке есть слово, которое нам нужно на уроке, как вы думаете, какое это слово? Учащиеся – Лад. Молодцы!

         Нам осталось узнать еще очень важное выразительное средство, которое является одним из лепестков нашего семицветика. А это! Я вам предлагаю посмотреть сказку.

-Скажите ребята как звали этих героев?

-Что произошло с героями?

-Как же удалось мажору и минору найти дорогу домой?

Мажор предложил спеть весёлую песенку и они нашли дорогу, ведущую к дому.

Так что значит  слово лад?

Откроем тетради по музыке и запишем  тему урока. (слайд 3)

Какая будет цель урока? на основе музыкальных произведений  научиться определять мажорный  и минорный лад.

Задачи:  развивать музыкальную культуру слушателя и исполнителя, вырабатывая чувство понимания  друг друга, жить в согласии и в мире.

(слайд 4)

«Музыка учит людей понимать друг друга»- эта фраза принадлежит советскому композитору и педагогу Дмитрию Кабалевскому. (слайд 5)

Определение  музыкальный лад - выразительное средство в музыке, бывает мажорный и минорный. (слайд 6)

Мажор - несет радость, веселье. Минор - печаль, раздумье. (7 слайд)

Сейчас мы прослушаем музыкальные загадки и определим в каком ладу прозвучал фрагмент музыкального произведения. У каждого из вас на партах лежат карточки смайлики «мажорчик» и «минорчик».  (слайд 8)

После того как вы прослушаете музыкальную загадку вы поднимаете карточку с «минорчиком» или «мажорчиком».

Звучат музыкальные фрагменты.

Д.Кабалевский «Клоуны»,

«Наша перепёлочка» белорусская народная песня,

П.Чайковский «Болезнь куклы»

«Спят усталые игрушки»,

 «Антошка». (слайд 9)

 Ребята ёще раз посмотрите, как выглядел минор и как выглядел мажор.

Если вы определяете мажорный лад поднимите карточку с «мажорчиком», а если минор –  «минорчиком». Только  после того как закончит звучать музыкальная загадка мы поднимаем карточки.

Ещё раз мы сейчас с вами закрепим, что  обозначает мажорный и минорный лад.

 Мажор - ……радость, обозначается , светлые, яркие интонации , минор - ………..печаль обозначается тусклые, темные интонации.

Перед вами лежат цветные карандаши распределите их на две группы по ладам в одну яркие, сочные, теплые к смайлику с улыбкой «мажорчиком»,а в другую  темные, хмурые холодные и смайлику с грустью «минорчиком».

 Перед вами подсказка на слайде «Цветовая палитра» (слайд 10)

 «Зайцы делают зарядку»

Сейчас я предлагаю вам новую песню.

Послушайте и посмотрите о чём песенка. В каком ладу прозвучала песенка?

 В названии песенки есть подсказва , это слово «Весёлая». (слайд 12)

Вокально – хоровая работа

Чтобы нам приступить к разучиванию песенки, нужно выполнить гимнастику для язычка. (артикуляционная  гимнастика) 

Упражнение «укольчики», «шарик».

Работа над 1 куплетом.

 «Весёлой песенки» Ермолова»

Теперь посмотрите на ваши парты и найдите листочек, на котором  два  нераскрашенных домика.

Что нужно сделать с этими картинками?

Сейчас вы будете работать в парах, раскрашивая каждую  половину домика в соответствии с ладом мажор или минор. (слайд 13)

(На ваших партах располагаются цветные карандаши и картинки на которых располагаются два домика раскрасьте их в соответствующие цвета мажора и минора)

Звучит музыкальный фон.

Домашнее задание.

(слайд 14)

Быстро пролетел урок

Подведем теперь итог

Чем сегодня занимались

В чем с охотой упражнялись

Что узнали и познали

Почему умней вы стали!?

 -Ребята, а что нового вы узнали сегодня на уроке?

Так чему учит музыка?

(слайд 15)

Я желаю вам, чтобы ваш класс всегда был дружный, чтобы были вы одной большой семьей и жили всегда в мажорном ладу. У вас на столе есть «мажорчики» и «минорчики», каждый из вас подойдет и выразить свое настроение к уроку, прикрепив их на нашей доске. Если понравился урок–«мажорчик», а если нет, то грустный «минорчик».  

Спасибо за урок . Всем мажорного настроения. До следующего урока

 Приветствуют  учителя.

-Начался урок.

-Здравствуйте учитель.

Каждый лепесток определенного цвета и у каждого есть своё название..

1 лепесток «Лад»

2 лепесток «Темп»

3 лепесток «Ритм

4 лепесток «Мелодия »

5 лепесток «Регистр»

6 лепесток «Тембр»

7 лепесток «Динамика»

Размышляют.

показ сказки «Мажор и минор»

Мажор и минор заблудились в лесу

Мажор предложил спеть весёлую песенку и они нашли дорогу, ведущую к дому.

Ответы учащихся.

Умение понимать друг друга, слушать друг, друга.

Записывают тему урока.

Определяют цель и задачи урока.

Учащиеся смотрят на смайлик с улыбкой- мажор и на минорный смайлик - с грустью.

Слушают .

 Поднимают  карточки после того как звук стихнет.

Ещё раз ребята слушают музыкальные фрагменты и определяют на слух мажорный и минорный лад, поднимая карточку с «мажорчиком» или «минорчиком».

Отвечают.

Раскладывают цветные карандаши по группам.

Выполняют разминку.

Слушают новую песню.

Определяют лад.

Дают ответы на вопрос.

Песня «Весенняя» написана в мажорном ладу, наполнена чувством радости наступления весны, солнца, тепла.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют упражнения.

Играют в игру «Эхо»

Разучивают  1 куплет и припев песни.

Ещё раз проговаривают особенности каждого лада.

Раскрасить. Грустный минорный и весёлый мажорный домик.

Раскрашивают картинки, слушая музыку.

Найдите и выучите небольшое  стихотворение в мажорном ладу или минорном ладу.

Ответы учащихся.

Музыка  учит понимать друг друга жить в согласии и в мире.

5Первичное закрепление

Слушание музыки.

2 мин

Физ. минутка.

2 мин

Исполнительская деятельность

6.Вокально – хоровая работа

Физ. минутка.

Исполнительская деятельность  

1 мин

6.Вокально – хоровая работа

4 мин

7.Рефлексия

2 мин.

8.Домашнее задание.

1 мин.

9. Подведение итогов занятия

2 мин.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...