Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему

Ирина Владимировна

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.),  планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2013).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_aleev.doc151.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.),  планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2013).         

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

        Рабочая программа имеет целью:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

        Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

        

        Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

        

        В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

        Личностные УУД:

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.

        Регулятивные УУД:

- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Новизна данной рабочей программы определяется  тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе),  за счёт сокращения следующих тем:

- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов - 1 час);

- Соло и тутти (вместо 2 часов - 1 час);

- По законам красоты (вместо 2 часов - 1 час).        

Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

Тематическое планирование

 

урока

Кол.

часов

дата

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Вид контроля

Характеристика видов деятельности

Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 четверть

1

1

«Музыка души»

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Музыка - она везде и нигде,

она в нас живёт и в нас

умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка - гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества.

Беседа

Слушание музыки Хоровое пение

Устный контроль

Знать и понимать

определение «музыка души».

Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки.

Поэзия

Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка души...»

Живопись

И. Левитан. «Вечер»,  «Золотой плёс»;

Г. Сорока. «Вид на плотину».

Музыка

Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание).

Песенный репертуар:

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны» (пение)

2

1

Наш вечный спутник.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека).

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Хоровое пение

Знать о роли искусства в жизни чело

века.

Уметь приводить

примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение

М. Глинка. Вальс -

фантазия (фрагмент);  

И. Брамс.

Симфония № 3.

III часть (фрагмент); Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение

3

1

Искусство и фантазия.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Хоровое пение

Знать виды оркестров, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров.

Уметь определять

вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни.

«Вальса-фантазии» М. Глинки

4

1

Искусств - память человечества.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

 Хоровое пение

Уметь объяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

М. Мусоргский.

«Старый замок»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»).

Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный

корабль» (хоровое

пение)

5

1

В чём сила музыки.

Урок закрепления знаний

Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

        

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Хоровое пение

Уметь применять знание теоретическо¬го материала и прак-тические навыки, приобретенные в результате изуче¬ния курса; опреде-лять музыкальные произведения и их авторов по фрагмен¬там; выразительно исполнять произве-дения, передавая с помощью вырабо-танных вокально-хо¬ровых навыков его образное содержание.

М. Мусоргский. «Старый замок»; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Е. Подгайц, Л. Яков-лев. «Будем добры¬ми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Пес¬ня о дружбе»

6

Волшебная сила музыки.

Комбинированный урок

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Хоровое пение

Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы). Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.

Л. Бетховен. Симфония № 7;  Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»( хоровое пение)

7

Музыка объединяет людей.

Урок обобщения и систематизации знаний

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на

 примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Устный контроль

Слушание музыки

 Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства

Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы.

К. Дебюсси. «Сирены»;

Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)

8

Урок-обобщение по теме: «Тысяча миров музыки».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Устный контроль

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Сопоставление музыкального и художественного искусства

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Я. Дубравин, В. Суслов. «Всюду музыка живет» (хоровое пение)

9

Единство музыкального произведения.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев - мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке.

Слушание музыки хоровое пение. Интонационно образный анализ. выявление средств музыкальной выразительности

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами).

Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»

2 четверть

10

1

«Вначале был ритм».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков(нот)в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма.

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Выявление средств музыкальной выразительности , принципа музыкального развития. Хоровое пение

Знать понятие ритма в музыке.

Уметь схематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально- хоровое произведени.е

JI. Бетховен. Симфония №5.1 часть (фрагмент); Г. Струве, А. Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение)

11-12

2

О чём рассказывает музыкальный ритм.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т. п.). Музыкальный темп.

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы.

А. Бородин. «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хачатурян. «Танец с саблями» (фрагмент из балета «Гаянэ»)

13

1

Диалог метра и ритма.

Комбинированный урок

Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ).

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Знать понятия метра и ритма.

Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки.

И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (слушание, анализ)

14-15

2

От адажио к престо.

Комбинированный урок

Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio (итал.) - медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо её части).

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки

Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности.

Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно.

Дж. Россини, К. Пеполли. «Неаполитанская тарантелла»; Ж. Бизе. «Утро в горах»; Е. Крылатое, Я. Дербенев. «Три белых коня» (хоровое пение)

16

1

«Мелодия - душа музыки».

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально – хоровое  интонирование

Знать: виды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона; назначение метронома. Уметь определять виды мелодий; познавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Ф. Шуберт, Л. Релъштаб. «Серенада»; В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». 1 часть (фрагмент); Е. Крылатое, Ю. Энтин. «Крылатые качели» (хоровое пение)

17

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Урок закрепления знаний

Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть

музыкального диапазона

инструмента или голоса,

отличающуюся характерной

звуковой окраской. Слово

«диапазон» означает «через все», в музыке - «через все звуки».

Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонировани

Знать определение

регистра, диапазона,

какие бывают регистры, что понимают

под музыкальным

диапазоном.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно).

В.-А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза»;

П. Чайковский.

«Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»); Е. Крылатов, Ю. Энтин.

«Крылатые качели» (хоровое пение)

18

Мелодия «угадывает нас самих».

Комбинированный урок

Круг интонаций, выражающих внутренний мир чело

века и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония - соразмерность, согласованность. Гармония (от греч. harmozo — приводить в порядок) - согласие, благополучие. В более узком смысле гармония - учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям.

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Знать определение

гармонии, значение

гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке.

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия; характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально-певческой деятельности.

Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)

19

Что такое гармония в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.

Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонировани

Знать основные понятия «гармония» и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.

Уметь проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании.

И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (1 т. хорошо темперированного клавира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); П. Хиндемит. Марш (фрагмент); Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»; Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)

20

Два начала гармонии.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Хорошие  пение.  Устный  контроль.  Интонационно – образный анализ  прослушанной музыки

Воспринимать и осознавать гармони-ческие особенности музыкального.

Сравнивать разно-образные мелодико-гармонические интонации в музыке.

Узнавать по харак-терным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных компози-торов прошлого (В. А. Моцарта).

Выявлять возмож-ности эмоциональ-ного воздействия музыки на человека.

Самостоятельно решать творческие задачи

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В.  Пальчинскайте. «Веселая история» (пение).

Творческое задание: мелодическая импровизация на стихотворениеие И. Чурдалева  «В природе застенчивой»..

21

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

Комбинированный урок

Искусство - это торжество

гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональный строй высшей

сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности

мира, освещенного красотой и добром. В творчестве

В.-А. Моцарта универсальное значение получила идея

динамичной гармонии как

принципа видения мира,

способа художественного

преобразования реальности.

Изобразительные (вырази

тельные) возможности гармонии необычайно велики,

крайне разнообразны и вы

ступают в их синтезе. Закон

гармонии - эстетическое

единство в организации изобразительного материала.

Инструментальный состав

оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ

Знать о роли гармонии в создании музыкальных образов,

выразительные возможности гармонии

в произведениях

Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.

Уметь различать

особенности музыкального языка, художественных

средств выразительности, специфики

музыкального образа; применять выразительные средства и вокально-хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности.

В.-А. Моцарт.

Симфония № 40

(слушание);

Г. Струве, И. Исакова. «Музыка»

(хоровое пение)

22

Красочность музыкальной гармонии.

Комбинированный урок

Дисгармония в музыке как

средство выразительности.

Дисгармония в музыке - отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

 Хоровое пение

Знать о роли гармонии и дисгармонии

в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад.

Уметь определять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (I т. хорошо темперированного клавира (слушание); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)

23

Мир образов полифонической музыки.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

«.. .Обращение к полифонии

можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и

размах времени, и размах

мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук) - многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония - склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон - форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений.

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Знать определение

полифонии, канона,

контрапункта, фуги;

философское и теософское содержание

полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически». Уметь различать количество мелодий и типы полифонии; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы.

И.-С. Бах. Токката

и фуга ре-минор

для органа; П. Хиндемит. «Мария»

(фрагмент); «Камертон» (норвежская народная песня, обработка Г. Струве), «Во поле береза стояла» (русская народная песня, обработка Г. Струве) (пение приемом подголосочной полифонии)

24

Философия фуги.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги.

И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор.

Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

Воспринимать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных компо-зиторов (И. С. Баха).

Узнавать по харак-терным признакам (интонации, мелоди-ко-гармонической организации, исполь-зованию полифони-ческих приёмов и форм) музыку отдель-ных выдающихся композиторов прош-лого (И. С. Баха).

Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Творчески интерпре-тировать содержание и форму музыкаль-ных произведений в изобразительной

деятельности.

Живопись

М. Чюрленис. Фуга.

Музыка

И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание); русская народная песня в  обработке

Г. Струве «Во поле береза стояла» (пение); русская народная песня «В сыром бору тропина» (пение)

Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр. 16.

25

Какой бывает музыкальная фактура.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Окраска звучания.

Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д. Фактура (лат. facluro - обработка) - склад,

устройство музыкальной

ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры -

это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса

и др. Музыкальная фактура

имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное

содержание: во-первых, это

расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во-вторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения.

Что выражает музыка

С. Рахманинова, Ж. Бизе?

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Устный контроль

 Хоровое пение

Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры.

Уметь использовать различные приемы работы с учебником

и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные

произведения (фрагменты), характеризовать элементы и

свойства фактуры.

С. Рахманинов, Е. Бекетова. «Сирень»; С. Рахманинов, Ф. Тютчев. «Весенние воды»; Ж. Визе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен»)

26

Пространство фактуры.

Урок закрепления знаний

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

.

Устный контроль Беседа

Слушание музыки

Интонационно – образный анализ

Понимать значение средств художествен-ной выразительности

(фактуры) в создании музыкального произ-ведения.

Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерп-ретировать содержа-ние и форму музыкальных произ-ведений в изобрази-тельной деятельности

С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. «Утро в горах», антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошел прогресс!» (пение).

Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр.17

27

Тембры - музыкальные краски.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Тембры - музыкальная

краска. Тембр - характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы

учитывают роль тембра

в инструментовках своих сочинений.

Устный контроль

Слушание музыки

 Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства

Знать определение тембра в музыке,

основные тембры

голосов и инструментов.

Уметь определить

тембровую окраску

разных инструментов в музыкальных произведениях

И.-С. Бах. Скерцо.

Из сюиты № 2 для

оркестра.

Н. Римский-Kopcaков. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе

Салтане»)

28

Соло и тутти.

Комбинированный урок

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова).

Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

Исследовать разно-образие и специфику тембровых воплоще-ний в музыкальных произведениях.

Понимать значение средств художествен-ной выразительности (тембров) в создании музыкального произ-

ведения.

Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).

Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр. 19.

29

Громкость и тишина в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки

динамики. Динамика - сила,

громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального

повествования («динамика

развития»).

Слушание музыки.

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Знать определение

динамики, роль динамики в музыкальном произведении,

её зависимость от

характера музыки.

Уметь определять

динамические

оттенки, различать

особенности музыкального языка, художественных

средств выразительности, основные

жанры и стили музыки; исполнять

песню выразительно,

применяя выработанные вокально-хоровые навыки.

Л. Бетховен. Симфония № 6. IV

часть «Гроза. Буря»; К. Дебюсси.

«Лунный свет»

(из «Бергамской сюиты»); М. Минков, Ю. Энтин.

«Дорога добра»

(хоровое пение)

30

Тонкая палитра оттенков.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана).

Устный контроль

Слушание музыки

 Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динами-ческими воплощени-ями.

Исследовать разно-образие и специфику динамических вопло-щений в музыкаль-ных произведениях.

Наблюдать за развитием одного или нескольких музыка-льных образов (тем) в произведении.

К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты (слушание); О. Мессиан. «Пробуждение птиц» фрагмент (слушание); С. Шустицкий «Мир красоты» (пение).

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение).

Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр. 21.

31-32

По законам красоты.

Комбинированный урок

Вечные темы в художественных образах музыки,

изобразительного искусства

и литературы. Программная

инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека.

Беседа по теме, устный отрос, анализ произведения.

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон

музыки, о средствах

музыкальной выразительности.

Уметь слушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

М. Мусоргский.

«Балет невылупившихся птенцов»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»);

К. Сен-Санс. «Карнавал животных»

33

34

Обобщающий урок по теме года «В чём сила музыки».

Урок обобщения и систематизации знаний

Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год.

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Уметь применять знание теоретического материала и практические навыки, приобретенные в результате изучения курса; определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам; выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание.

Е. Подгайц, Л. Яковлев. «Будем добрыми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Песня о дружбе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. По пронрамме В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочаяя программа по музыке для 2 класса,  авторы В.В. Алеев, Т. И. Науменко Т. Н. Кичак, включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС Науменко, Алеев

В документе представлена рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 6-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 0,5Количе...

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Науменко, Алеев

В документе представлена рабочая программа   по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с  базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 1Количест...