Технологическая карта занятия " Музыка моего Нерюнгри"
план-конспект занятия по музыке (6 класс)

Завалий  Виктория Степановна

Технологическая карта музыкального занятия для 6-7 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия  по музыке

Тема : «Музыка любимого Нерюнгри».

Автор

Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования

Место работы

СОШ № 22

Программа

« Чарующий мир музыки»

Возраст

 6-7  класс

Тема занятия

«Музыка любимого Нерюнгри».

Тип занятия

Занятия обобщения и систематизации предметных знаний.

Цель занятия

Познакомить обучающихся с музыкальной культурой Нерюнгринского района, нерюнгринскими композиторами и их произведениями;

Задачи занятия

Образовательные:

Через специальный мультмедиаматериал и вопросы помочь обучающимся осознать роль музыки в жизни нашего города.

Научить обобщать аналитический материал и осознавать музыкальную культуру г. Нерюнгри.

Научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, умение работать в группе;

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Воспитывающие:

Привить навык самостоятельной работы;

Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки;

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Методы организации учебной деятельности

  • метод идентификации – вживание в образы искусства;
  • метод организации художественно-эстетической среды;
  • поиск выразительных средств исполнения;

            вокально-хоровая работа.

Результативность обучения

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

  • Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Используемые технологии

Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, Информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии.

Универсальные учебные действия:

Формирование у обучающихся следующих универсальных учебных действий:

Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности; способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

Музыкальный материал

фонограммы: «Город Нерюнгри» (муз.  и сл. В.Ершов), «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая, инструментальная музыка, Физминутка. зарядка, фильм «Нерюнгринские авторы» ,

Оборудование

Ноутбук, диски, фортепиано, презентации, плакаты, портреты Зои Гуринчук, тетради, ручки

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность  обучающих

Формируемые УУД

Организационный момент

 Дети рассаживаются по местам. в кабинете под песню «Город Нерюнгри» (муз.  и сл. В.Ершов),

Постановка цели и задач занятия Мотивация учебной деятельности обучающихся

Здравствуйте, ребята.

- Ребята, какая вас встретила песня. О чем она?

 -Правильно, эта песня про наш любимый город Нерюнгри. А кто написал ее? Назовите композитора и поэта этой песни. «Город Нерюнгри» (муз.  и сл. В.Ершов),

-Как вы думаете, чему сегодня будет посвящено наше занятие?

-Молодцы, сегодня занятия посвящено не просто нашему городу, а мы будем говорить о музыке любимого Нерюнгри, о нерюнгринских композиторах, которые работают и живут рядом с нами. И тема нашего занятия (слайд №1) «Музыка любимого Нерюнгри». Теперь можно начинать наше путешествие.

Ответы детей «Город Нерюнгри» (муз.  и сл. В.Ершов),

Личностные УУД.

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Познавательные: общеучебные, коммуникативные

Актуализация знаний

-Ребята, вспомните и назовите заведения нашего города, где можно услышать серьезную музыку в исполнении музыкантов?

-Молодцы, но у нас в городе только два крупных музыкальных центра - это Д.К. «Пушкина» и  «Театр актеров и кукол». А какая музыка там звучит?

Слайд №2 «Театр актеров и кукол.».

-Кто был в этих музыкальных учреждениях и что вы там делали?

-А сейчас, на экране мы посмотрим презентацию, которую приготовили ребята нашей вокальной группы            « Солнышко».

-Ребята, что вы узнали нового про «Театр актеров и кукол.»? Что вам запомнилось?

-А теперь немного отдохнем. И сегодня физ. минутку будет у нас проводить обучающий нашей группы.

(Д.К. «Пушкина», «Театр актера и кукол» .)

(Ответы детей: в театре актера и кукол - смотрели спектакли: «Муха -Цокотуха»,  «Красная Шапочка», «Снежная королева», « Ночь перед Рождеством»; в Д.К « Пушкина» -  на концертах   «Соловушки», «Ладушки», и т.д)

Группа детей приглашается к демонстрации своего проекта: (Карымшакова Жибек, Сазонова Алена) «Из истории Театра актера и кукол»

Демонстрация презентации

«Театр актеров и кукол.».

Физ. Зарядка    ( музыкально – ритмические  движениями)  - показывает  и проговаривает один обучающий, а остальные  повторяют вместе с ним .    

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Личностные УУД

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания информации о музыкальные культурные центры г.Нерюнгри.

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности  у обучающихся  умений.

(Практический этап.

Вокально-хоровое исполнение)

-Аккуратно сели на свои места.

Формирование целей и задач, необходимых для изучения темы.

-А теперь давайте, ребята, посмотрим фрагмент из фильма «Нерюнгринские авторы".

- В гостях у корреспондента –   нерюнгринский музыкант, поэт, композитор, ведущая праздников Зои Гуринчук.

 (звучит песня «Гимн школы» Зои Гуринчук )

- Узнали это произведение? Ребята, как она называется, кто композитор этой песни?

-Подумайте и скажите, чем исполнение этой певицы отличается от нашего с вами исполнения?

Зоя Гуринчук написала гимн одной из школ, в которой работала. Теперь её слова «Да здравствует школа, да здравствует жизнь, да здравствует правило: «Век живи – век учись!» – напевают юные ученики лицея №24, спешащие на занятия. И песню «Прощай, моя школа!», — выпускницы лицея №24 .

- Сейчас я немного расскажу о Зое Гиринчук . Это Нерюнгринский композитор, наш современник. Первую песню Зоя Гуринчук написала для сына, когда ему было три года. Он пел её в детском саду. «Я хочу солдатом быть» на этот раз исполнили воспитанники детского сада «Энергетик».              В Нерюнгри Зоя Гуринчук приехала 30 лет назад, работала учителем музыки в школах Золотинки и Иенгры, в школе, теперь лицее №24. С супругом воспитали троих детей – сына и двух дочерей. Все трое тоже стали успешными и талантливыми музыкантами, живут и работают теперь в Москве. 15 лет назад семья Гуринчук становилась лауреатом традиционного районного конкурса «Семья года».  

Перу Зои Гуринчук принадлежат такие известные всем жителям Южной Якутии произведения как : «Мы — нерюнгринцы», «Здесь под  Беркакитом», «Чульман», «Нерюнгри — чудо таежное», «За Нюрочку», «Прощай, моя школа!», «Гимн агитбригады», «Здравствуй, Томмот!», «Республика добра» и другие.

-Вспомните ребята, перед хоровым исполнением песен сначала нужно что сделать?

-Правильно, давайте разогреем наш голосовой аппарат.

-Давайте теперь споем песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая

, но сначала вспомним, что такое средства музыкальной выразительности? 

- Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

(на проекторе выстраивается лесенка названий музыкальных терминов средств выразительности)

-Как мы будем исполнять песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая

, какие средства музыкальной выразительности мы используем в этой песни?

 -Все ли мы ее поем?

-Правильно, будьте очень внимательными. Обратите внимание на четкое и быстрое пропевание слов.

-Встали все ровненько, голова ненапряженная, руки спокойно опущены вдоль туловища.

(исполнение песни «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая)

-Молодцы. Спасибо. Все ли у нас получилось в соответствии с характером исполняемой песни, что не получилось?

-Ребята, а вы знаете: что такое Родина? Как вы понимаете это слово?

-Молодцы, ребята, Родина-это наша большая Россия. Огромная, бескрайняя, неповторимая, многонациональная страна. Нигде в мире больше нет таких полей, лесов, таких гостеприимных людей. Мы гордимся нашей страной!

 Но у каждого есть ещё и свой родной край – его маленькая Родина: это может быть город, село, посёлок, где он родился, живёт, учится, и живут его друзья и близкие.

-Кто знает стихи про Родину?

-Ребята, а последнее стихотворение знакомо вам или нет?

-Как она называется?

 Кто композитор?

 На предыдущих занятиях мы с вами разбирали песню «Мой белый город» Г.Бородачевой, говорили о средствах музыкальной выразительности при исполнении.

- А теперь давайте разобьемся на группы и сравним характер и средства музыкальной выразительности песен «Мой белый город» Г.Бородачевой, «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая)

 - А теперь послушаем сравнение песен нескольких детей (ответы детей)

- Значит, характер исполнения песни «Мой белый город» должен быть мягким, плавным и певучим в отличии от веселого, быстрого, ритмичного «Город мечты».

Давайте встанем и исполним песню «Мой белый город» Г.Бородачевой,

 Исполнение песни «Мой белый город» Г.Бородачевой. (Во время хорового исполнения демонстрация презентации, состоящей из фото Нерюнгринского  района и рисунков самих обучающихся)

Смотрят фрагмент фрагмент из фильма «Нерюнгринские авторы". 

(Ответы детей: песня называется «Гимн школы» Зои Гуринчук)

(Ответы детей: вся песня исполняется одной солисткой, а мы ее исполняем все вместе, хором, только прямую речь поют солисты).

Вокально-хоровая работа

Распевка (Пение распевок на гласные звуки по нотам трезвучия, по нотам поступенного движения в диапазоне большой терции, активизация в произношении губных согласных, сонорных согласных, распевание скороговорки «Андрей-воробей» на одной ноте в форме канона)

(Ответы детей: – это то, с помощью чего композитор создает музыкальное произведение и выражает свою мысль)

(Ответы детей)

(исполнение песни «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая)

(ответы детей)

(Ответы детей: отечество, Россия, Нерюнгри)

Слушают информацию педагога.

(Чтение стихов –выступают 2-3 обучающиеся, последний из чтецов   читает отрывок из песни «Мой белый город» Галины Бородачевой.

«Мой белый город - альбатрос крылатый,

Не дрогнувший на стыке двух эпох…

Ты в океане дали необъятной -

Слиянье судеб и путей-дорог.

Припев: 

За белыми туманами,

Где сопки-снегири,

Земля обетованная

Над речкой Нерюнгри.»

 (Ответы детей: да, это слова из песни о Нерюнгри, корорую слушали на прошлом занятии).

(Она называется «Мой белый город» автор: Галина Бородачева)

(Работа по группам в тетрадях: 1 группа- описывает средства музыкальной выразительности песни «Мой белый город».

 2 группа- песни «Город мечты». Затем, ребята при помощи педагога составляют на доске таблицу сравнения музыкальных образов песен и записывают ее в тетрадь)

Исполнение песни «Мой белый город» Г.Бородачевой.

Личностные УУД.

Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений

Познавательные УУД:

Научится осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

Регулятивные УУД

Научится прогнозировать содержание произведения по его музыкальным средствам выразительности, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Умение сравнивать, видеть общее и различать

Регулятивные УУД

Научится принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Личностные УУД.

Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений

Коммуникативные УУД

Научится принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научится в процессе исполнения вслушиваться в звучание всего коллектива, слушать себя и своих товарищей по партии, не выделяться.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Спасибо. Как вы думаете, что у нас сегодня получилось, а над чем еще следует поработать при исполнении песен? Какие ошибки и неточности прозвучали?

(Ответы детей: при исполнении песен мы опирались на выразительный смысл слов, старались эмоционально откликнуться и понять музыкальный образ каждого произведения.  Это очень помогло нам по-другому взглянуть на наше коллективное исполнение.  Но у нас еще не отработано естественное исполнение динамических штрихов, для этого мы считаем, что нужно пропевать песни. А также, эмоционально откликаться, правильно  реагировать на музыку произведений.

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Выводы:

-А теперь, ребята, давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, что мы сегодня узнали нового?

-Какие мы знаем музыкальные центры в Нерюнгри?

-О каких композиторах мы сегодня говорили?

-Вы познакомились с творчеством нерюнгринских композиторов, с деятельностью «Театра актера и кукол, Д.К. «Пушкина» и проанализировали и сравнили несколько песен: «Мой белый город» Г.Бородачевой. нерюнгринского композитора, и песню «Город мечты» Сл. Игорь Шевчук муз. Евгения Зарицкая.

 Благодаря нашему занятию, вы узнали много интересного: наш Нерюнгри, очень музыкальный город, в нем много талантливых композиторов, исполнителей, много музыкальных школ, где вы можете обучаться музыке. Каждый житель, который любит свой город, обязательно должен знать основные музыкальные центры, посещать их, знать выдающихся людей, которые вносят большой вклад в культурное развитие нашего города. Тогда он с гордостью может назвать себя патриотом своей Родины, гражданином своей страны. 

- Сегодня каждый работал в полную силу, был предельно активным и внимательным, я с удовольствием поставлю всем отличные оценки. 

Домашнее задание: самостоятельно объединится в группы по 3 человека, и  к следующему занятию каждое объединение находит  стихотворение, рассказ или  песню  про поселок Беркакит  и делает небольшую презентацию из 5 слайдов.

До свидания! На следующем занятии  нас ждет много интересного. Мы будем записывать наше концертное выступление на видео и анализировать его.

До свидание!

Самостоятельно подводят итог занятия, отвечая на поставленные вопросы педагога.

Слушают вывод педагога

Слушают и записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Научится понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные УУД Формирование интереса к музыкальным занятиям

Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека.

Познавательные УУД:

Поиск, чтение художественных произведений, самостоятельная подготовка презентации

Регулятивные, коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем

Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем                 ...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема:  «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие  новых знаний)Цели:   Образовательный аспект :·...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта занятия "Разговоры о важном" на тему "День музыки"

Цель занятия: расширение представлений обучающихся о музыке, в частности, о русской музыке и русском балете; формирование умений работать с информацией, высказывать и аргументировать свое мнение, разв...