«Сценарий концерта класса фортепиано, посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»
методическая разработка по музыке

Игнатьева Лариса Владимировна

Концерт подготовлен к Юбилею  хоровой студии" Эхо" .  В программу входят пьесы разных жанров : вальсы, польки, марши , песни, звучат стихи о музыке. Все это проходит в легкой , дружественной обстановке, с диалогами с залом - дети хоровой студии "Эхо" , родители, педагоги.  Выступающие на концерте волнуются, но рады поделиться своим тврчеством со своими слушателями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Концерт 307 КБ
Microsoft Office document icon Концерт307 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_kontserta1_ignatevoy.doc307 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Красносельского района  Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Сценарий концерта класса фортепиано,

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

 Автор:                                                                       Игнатьева Л.В.

                                                                             педагог ДО

Методическое сопровождение:                      Лебедева Лариса Антоновна

                                                                            методист

             

   

Санкт – Петербург

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка............................................................................стр.3

  1. Сценарий концерта класса фортепиано

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо».....................................стр.4

  1. Исполнительский анализ.

Методические рекомендации участникам..............................................стр.10

  1. Подготовка к сценическому выступлению.............................................стр.13

  1. Комплекс упражнений гимнастики по Стрельниковой,

помогающих расслаблять дыхание, насыщать кислородом мозг.........стр.14

  1. Система привычек, способствующих

        успешному исполнению на сцене...........................................................стр.15

  1. Заключение................................................................................................стр.16

  1. Фото материалы........................................................................................стр.17

  1. Литература.................................................................................................стр.19

Пояснительная записка

Концерт предназначен для учащихся хоровых студий дома творчества, их родителей и приглашенных.

Подготовительный текст составлен на основе материалов, собранных самими исполнителями.

Цель концерта:

  • Объединить учащихся,
  • Создать концертную команду
  • Обозначить «героев» исполнителей
  • Выделить их среди хористов, приучить к сцене
  • Научить слушать себя и других
  • Уметь проанализировать свою игру и игру друзей
  • Расширить музыкальный кругозор.

Участники-исполнители сценария концерта:

  1. Высочина Софья
  2. Ефимова Анна
  3. Крюкова Дарья
  4. Саркиц Максим
  5. Тимофеев Василий
  6. Гайле Максим
  7. Прокопович Настя
  8. Шувалова Екатерина
  9. Романова Анастасия
  10. Грановский Максим
  11. Грановский Павел
  12. Барышев Алексей
  13. Макеев Валентин
  14. Столбунова Диана
  15. Ширяев Андрей.

Сценарий концерта класса фортепиано

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

Ведущая.

Добрый вечер, уважаемые родители, гости, преподаватели хоровых студий. Мы рады приветствовать вас на концерте учащихся педагога Егоровой Натальи Леонидовны. В программе концерта прозвучать польки, вальсы и марши. Наш концерт посвящен 20-летию хоровой студии «Эхо». Песня, танец и марш – три кита, на которых держится всё музыкальное искусство. И все произведения, которые сегодня прозвучат – неразрывно связаны с этими жанрами музыки.

Послушайте стихотворение-загадку, о каком танце идет речь.

Дети дружно танцевали,
То кружились, то скакали,
То на пары разбивались,
То сходились, разбегались.
Руки в танце поднимали
И венки из них сплетали.

Дети из зала: краковяк. Нет, мазурка. Неправильно, полька.

Ведущая: 

правильно, наш концерт открывает популярный танец Полька. Полька – чешский народный танец. Известным стал в Европе с середины 19 века как бальный танец.

Вот как характеризуют его исполнители: полька – живой, быстрый танец, размер 2/4 или 4/4, движения с подскоками, приседаниями, способ исполнения – стаккато. Польки писали композиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев.

Встречайте, на сцене Высочину Софью, она исполнит белорусский танец полька «Янка».

Звучит музыка.

Ведущая. 

Спасибо, Соня.

На сцену приглашается Ефимова Анна. Она сыграет чешскую народную песню в обработке И.Оленчика «Аннушка»

Звучит музыка.

Ведущая. 

Молодец Аня.

Сравним две польки. Мелодии разные, но вы сразу определите, что это именно польки, а не какой-то другой танец.

Композитор К.Лоншан-Дружкевичова написала Польку для начинающих. Исполнит ее Саркиц Максим.

Послушайте, как в танце размещаются акценты, где в музыке приседания, как меняются штрихи со стаккато на нон легато.

Звучит музыка.

Ведущая: хорошо, Максим.

Послушайте исполнение полек в ансамблевом изложении. Представьте, что возникновение ансамблей связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощённые в камерных инструментальных произведениях!

В классе фортепианного ансамбля партнёры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества! Начинающим музыкантам необходимо овладеть основными элементами ансамблевой техники: синхронным движением, уравновешенностью динамики, соответствию тембров и игровых приёмов.

Прослушайте фортепианный ансамбль. Композитор В.Гаврилин сочинил «Новую французскую песенку». На сцену приглашаются   Крюкова Дарья и Гайле Максим.

Звучит музыка.

Ведущая: Молодцы , ребята .

После концерта мы приглашаем всех желающих слушателей и исполнителей на обсуждение. Поэтому слушайте внимательно.

Русский композитор Балакирев «Полька». Исполнят ее Шувалова Катя и Макеев Валентин .

Звучит музыка.

Ведущая.

Закончили прослушивать разновидности польки. Музыка везде разная, но она легко узнаваема, т.к. имеет ряд общих черт: отрывистость звучания, один способ исполнения, быстрый темп, мажорный лад, движения в группе.

Слушаем следующий танец.

Кружат на паркете,
Красивые цветы,
Красивей всех на свете,
И туфельки у них!
По парам разошлися,
Танцуют быстрый вальс,
Как мило, как прелестно!
Ведь у цветочков бал!

Вальс отличается от предыдущего: это парный танец, один из самых популярных бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер ¾, темп умеренно-быстрый, основан на плавном кружении с опорой на первую долю. Особенно интенсивно развивался в Вене в творчестве Штрауса отца, а потом и его сыновей. Королем вальсов называют Иоганна Штрауса. Мелодии его вальсов «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» на слуху у всех кто соприкасается с музыкой. Композиторы Ф.Шопен и Ф.Лист создали крупные концертные композиции. Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). 

В нашем концерте прозвучат маленькие вальсы и развернутые ансамбли.

На сцену приглашается Тимофеев Василий. Он исполнит «Из бабушкиных воспоминаний» композитора К. Лоншан-Дружкевичова. Т.к. название указывает на возраст танцующей вальс, то соответственно выбирается темп, а перенос мелодии в низкий регистр придает музыке оттенок воспоминания и грусти.

Звучит музыка.

Ведущая. 

Молодец Василий. Ты сыграл здорово. И темп выбрал спокойный, что соответствует названию пьесы.

Композитор Ю.Литовко использовала жанр вальса для этюда. Пьеса так и называется «Вальс-этюд». Пьеса для развития навыка игры legato.

Исполнит его Чурина Вероника. Мелодия перетекает из одной руки в другую.

Звучит музыка.

Ведущая.

Спасибо Вероника. Получился поэтичный этюд.

Приглашается на сцену Романова Анастасия . Она исполнит «Кукольный вальс» композитора О.Хромушина.

Звучит музыка.

Ребята, вы поняли по способу исполнения, что это не просто теплый, нежный вальс, а именно кукольный. Аккомпанемент сухой, четкий, как из музыкальной шарманки, а средняя часть – вальс солдатиков.

Вот как можно изменить вальс.

П.И.Чайковский очень любил вальсы. Для оперы «Евгений Онегин» он написал чудесный Вальс, фрагмент из второго действия вы прослушаете в исполнении Прокопович Анастасия и Столбунова Диана.

Звучит музыка.

Ведущая: спасибо девочки.

Композитор М.Блантер написал вальс «В лесу прифронтовом». Сейчас прозвучит песня военных лет в исполнении ансамбля Шуваловой Кати  и Макеева Валентина.

Звучит музыка.

Очень знакомая мелодия, у всех на слуху.

Последний вальс прослушайте в исполнении Ширяева Андрея. Г.Свиридова вальс из музыкальной иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». «Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

Звучит музыка.

Ведущая:

Какая музыка была!

Какая музыка звучала!

То эта музыка смела,

То эта музыка печальна!

То разговор с тобой ведет

на самом пике откровенья...

Умолкнет чуть и вновь взорвет

Восторгом каждое мгновенье!

Ведущая: Спасибо Андрей.

Закончились вальсы. Какое разнообразие прекрасных мелодий. Всех их объединяет трехдольный размер, легатное исполнение, узнаваемость жанра.

Представим себе такую ситуацию: пришла беда, нужно защищаться, вы должны объединить, собрать людей. Как вы поступите?

Из зала: крикну, созову всех.

Ведущая: Ну, кричи, кто услышит твои призывы?

Из зала: Сыграю на трубе.

Ведущая: Итак, все прибежали. Идем в поход. Ты возглавляешь, все идут за тобой. Ты ушел, позади люди не видят тебя, кто-то отстал или вообще пошел в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу.

Из зала: Нужен марш.

Ведущая: Да, он объединит, сольет воедино энергию действий многих в единую силу движения.

Заключительный этап нашего концерта – марш. Служит для синхронного движения вперед большого числа людей. Размеры 2/4 или 4/4. Темп размеренный, ритм четкий. Со временем марш стал жанром сценической музыки в операх и балетах В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Р.Вагнера, Дж.Пуччини, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.П.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева.

Стихия музыки — могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем,

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем.

На сцену приглашаются Грановский Павел и Грановский Максим. Они исполнят Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» К.М.Вебера.

Звучит музыка.

Ведущая.

Как здорово звучат на фортепиано оркестровые трубы, на нашем инструменте мы можем сыграть оркестровое произведение.

Спасибо.

На сцену приглашается Гайле Максим , он исполнит соло Марш Д.Кабалевского.

Звучит музыка.

Ведущая.

Молодец Максим. Четкость ритма, был выдержан, не ускорил и не замедлил темп.

А теперь послушайте старый гимн России «Боже царя Храни!» композитора А.Львова в исполнении Макеева Валентина .

Звучит музыка.

Ведущая.

 Спасибо Валентин. Как здорово звучат 4-5 голосов. Как будто поет целый хор. Наш инструмент просто волшебный. Из умелых рук звучит любая музыка, и хоровая и оркестровая.

Композитор А.Геллер сочинил этюд в форме марша. Очень яркая музыка. Прозвучит в исполнении Барышева Алексея.

Звучит музыка.

Ведущая.

Спасибо Алексей.

В заключении прослушайте марш Черномора М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Приглашаются Грановский Максим и Грановский Павел.

Звучит музыка.

Ведущая. Спасибо.

Моя планета не молчит,

И тем она уже прекрасна -

Повсюду музыка звучит

Ежеминутно, многогласно.

И звон ручья, и шум берез,

И пенье птиц под небом синим,

И отдаленный рокот гроз

Слились в мелодии единой.

Так пусть мелодии летят над миром,

Как восьмое чудо!

Ведь пушки, говорят, молчат,

Когда звучат мелодии повсюду.

На сцену приглашаются все участники концерта.

Под аплодисменты все выходят на поклон.

Спасибо за внимание. Все исполнители и слушатели приглашаются на обсуждение концерта.

Исполнительский анализ.

 Методические рекомендации участникам

Ведущая.

Собрались все исполнители и желающие слушатели. В дружественной, доброжелательной обстановке обсуждаем результаты исполнения.

Кто хочет рассказать о своей работе?

Крюкова Даша:

Я хочу рассказать о трудностях, с которыми я столкнулась при изучении «Новой французской песенки» В.Гаврилина. Замучил ломаный ритм, нужно было добиться совпадения 1, 2, 3 и 4 долей.

Гайле Максим:

Мне было трудно играть в быстром темпе аккорды легким звуком, и в то же время цепко.

Педагог:

А добились, в конце концов, тогда, когда научились приходить в конце длинной фразы к общему крещендо, совпадению кульминаций.

А помните как мы, разбирая текст в медленном темпе, слушая друг друга, добивались, чтобы шестнадцатые ноты в 1 и 2 партиях идеально совпадали, как бы «хромая» к первой доле. Постепенно прибавляли темп и все получилось.

А какие трудности испытывали при выучивании наизусть?

Крюкова Даша:

Текст поделили на части, составили тональный план. И все равно путались. То перескакивали вперед, пропуская куски, то возвращались назад. Пришлось доводить память до автоматизма.

Ведущая:

Спасибо. Еще у нас звучала Полька М.Балакирева.

Шувалова Катя:

Вначале показалось, что взяли медленный темп, и сразу музыка зазвучала тяжело, но потом чуть ускорили, облегчили звук и пошло как надо.

Педагог:

Да, вначале вы взяли не тот темп, молодцы, что потом, когда мелодия зазвучала в октаву, пальцы и уши вспомнили, и появилась легкость.

А помните, в работе над этим произведением, при появлении второй темы (перекличке партий), у нас не совпадали подголоски в первой и второй партиях? Как мы выстраивали баланс звучания, добивались прозрачности. И у вас все получилось.

Педагог Игнатьева Л.В..:

Я хочу задать вам смешной вопрос: могут ли пальцы «думать», есть ли у них «мозги».

Дети смеются. Выкрики: есть, нет.

Слушатель:

Нет, конечно, а к чему вопрос?

Педагог:

Когда вы разучиваете пассажи, важно ли сразу правильно выучить пальцы? Ведь в медленном темпе, особой разницы каким играть пальцем — нет. Был ли у вас негативный опыт, когда выученные пальцы приходилось переучивать и что из этого вышло? Может пальцы сами знают куда двигаться?

Барышев Алексей:

У меня был такой опыт. Пришлось в технически трудном пассаже переучивать пальцы. Оказалось, что выученная мной аппликатура в быстром темпе не дает гладко исполнять пьесу. А ведь педагог мне говорила, что такими пальцами я пассаж не сыграю гладко. Но я не поверил, думал и так сойдет. Я переучил, затратил больше времени, чем первоначально, но ничего хорошего не получилось: руки намертво запомнили старые движения, голова не успевала за руками. В общем, на концерте я сбился.

Педагог Игнатьева Л.В.:

Подведем итог. Если первые навыки не верные, то даже при тщательном исправлении их, они могут вернуться в первоначальное неверное русло.

Девиз: учи внимательно — верные пальцы залог успеха.

Педагог Семенов Н.А.:

Мне понравилось исполнение Вальса Г.Свиридова. Очень не удобное двуручное переложение. Аккомпанемент с большими скачками. Исполнитель достойно выполнил авторский замысел.

Ширяев Андрей:

Мне было тяжело играть: инструмент тяжеловат, не хватило легкости в аккомпанементе.

Педагог:

Да, стаккато звучало грузно. Может, нужно было взять темп более спокойный, фразировать мягче, лиричнее, ввести агогику, а в кульминации звук прибавить.

Ширяев Андрей:

Да, согласен. Попробую в следующем исполнении.

Ведущая:

Кто хочет сказать про исполнение маршей?

Грановский Паша:

Марш Черномора М.Глинки не представлял особой трудности. Приятно было работать, играть выученное. Сейчас, при исполнении не переключились с тутти оркестра на духовые пикколо флейты, кларнет.

Педагог:

Да, стаккато звучало одинаково. Мы ведь слушали этот марш в оркестровой исполнении, и у нас получалось перестраиваться с одного звучания на другое. Мы работали над быстрым переносом рук в разные позиции. И в концертном исполнении нужно заранее настроить слух на нужный звук, чтобы пальцы извлекли то, что задумано.

Я хотела бы послушать исполнителей Хора охотников К.М.Вебера.

Грановский Максим:

Старались точно исполнить нон легато, стаккато в восьмых нотах, четкость легато в шестнадцатых нотах. От этого зависело звучание марша.

Педагог: как мы учились начинать с любой цифры, подхватывать друг друга, если партнер сбился.

Грановский Павел:

Я понял, что в ансамбле играть ответственнее, труднее, чем соло, где отвечаешь только за себя. Но работать в паре интереснее.

Ведущая. Спасибо всем исполнителям – вы провели большую работу, получили заслуженные аплодисменты, удовольствие от исполнения, приобрели исполнительский опыт.

Молодцы!

Скажем спасибо педагогу Игнатьевой Ларисе Владимировне за работу.

Аплодисменты.

Подготовка к сценическому выступлению

Педагог, в процессе работы с учеником, заранее определяет тип его реакции на стрессовую ситуацию. В зависимости от типа ведет подготовительную работу с учеником: если тип напряженный, то педагог советует ученику переключить свое внимание на самую яркую по ощущению часть пьесы, на любимую мелодию, поворот в ней, на воспоминание об успешном выступлении, на радость родителей от творческих удач их ребенка.

Если тип трусливый, то педагог, родители, старший друг, брат, сестра находятся рядом до самого выступления: поддерживают, вспоминают все удачи, улыбаются, делают вместе дыхательную гимнастику (можно по Стрельниковой, стр.13)

Тормозной тип с притупленной реакцией требует от педагога активности в напоминании темпов в музыкальных произведениях, образов. Можно «поиграть» на крышке рояля преувеличивая «звучность», движения. С поддержкой родителей регулярно устраивать домашние концерты, с последующим обсуждением.

Агрессивный тип не совсем приятен: требует терпения, доброты, понимания ученика. Можно спокойно разговаривать с учеником на отвлеченные темы, не обращая внимания на агрессию, обратить внимание на других страждущих, ожидающих своего выхода, что они тоже волнуются и это естественное состояние.

Помимо знаний психологического состояния ученика, педагог должен правильно формировать мотивацию достижений. Эти мотивации должны формироваться родителями и педагогом.

Часто сценическое волнение связано с отсутствием мотивации  к выступлению: зачем, для чего мне нужно хорошо сыграть? Перечислив некоторые, ученик выбирает то, что ему ближе: выполнить музыкальный замысел композитора, т.е. ярко реализовать образ, может хочет покрасоваться с новой прической и платьем, но тогда причем тут музыка, может получить удовольствие от игры выученного и услышать аплодисменты, получить диплом, сыграть для родителей и друзей, педагога.

В процессе обучения ученик приобретает систему привычек, способствующих успешному публичному выступлению

Комплекс упражнений гимнастики по Стрельниковой, помогающих расслаблять дыхание, насыщать кислородом мозг

Система привычек,

способствующих успешному исполнению на сцене

  • Проверять надежность привычек путем проигрывания подряд больших отрывков и всего произведения.
  • Мышечная свобода, при исполнении на память, ведет к правильному психологическому состоянию – «внимание минус усилие».
  • Сыграть выученное произведение на память, закрыв глаза, освободив мышцы лица, без психологической скованности.
  • Сосредоточить сознание на различных аспектах музыки, а подсознание погрузить в настроение и чувства.
  • Не ослаблять привычки сомнением: играя наизусть не думать далеко вперед, иначе появится тревожный вопрос «какая нота впереди»?
  • Уметь начинать с любой части, крупной или мелкой, а не «от печки».
  • Не работать перед исполнением на эстраде над отдельными частями, не разрушать привычки последовательности.
  • Время от времени сверять выученное с нотным текстом.
  • Медленную пьесу поиграть в подвижном темпе, быструю – в очень медленном.
  • Репетировать состояние концертного выступления в классных, домашних условиях, чтобы преодолеть психологическое волнение.
  • Игра: «концерт – дома». Надеть костюм или платье, в котором ученик будет выступать. Дать себе установку – сыграть как на концерте. Проанализировать исполнение.
  • Не говорить о своих страхах перед выступлением, не думать о них. Если они есть, значит, педагог что-то не доработал.
  • Закончить сознательную работу задолго до концерта. Чрезмерная работа порождает чувство неуверенности, истощает нервную систему. Необходимо перенести бремя ответственности на подсознание.
  • Защитить себя от негативного внушения страха извне.
  • В случае неудачи, не считать ее катастрофой, не мучить себя упреками, а постараться в следующий раз сыграть лучше.
  • После концерта провести оценку своего выступления, что получилось, что нет. Рассматривать это событие, как приобретенный опыт, полезный урок.
  • Во время выступления игнорировать любой свой промах, слушать себя спокойно, наполнять музыку содержанием.
  • Не задерживаться на неприятных воспоминаниях, лелеять приятные эмоции, которые вытеснять страхи.
  • Не признаваться в страхе, внушать себе состояние уверенности.
  • Волнительное состояние до выступления, страшнее, чем само выступление. Прикоснувшись к клавиатуре, привычки оживут и музыка «польется» из души.
  • Беречь и лелеять состояние успеха, укрепляющее чувство уверенности.

Заключение

  1. Концерт прошел в спокойной, дружественной обстановке.
  2. Учащиеся применили на практике приобретенные знания, умения и навыки.
  3. Получили сценический опыт, исполнив произведения классической и современной музыки соло и в ансамбле.
  4. Учащиеся использовали кейс-технологии для расширения кругозора.
  5. Проведенный исполнительский анализ показал сильные и слабые стороны выступления, выявил недоработанное, недоученное, дал возможность сравнить свои результаты деятельности с предыдущими результатами.
  6. Получили положительную мотивацию достижений: аплодисменты, похвалу родителей, друзей, справедливое мнение педагога.

Литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2012г.
  2. Титова Е.В., Словарь-справочник: методическая деятельность: Дворец творчества Юных, 2008г.
  3. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития – М.: Аквариум, 1997г.
  4. Пианисты рассказывают/под редакцией М. Соколова – М.: Музыка, 1984г.
  5. Осовицкая З., Казаринова А. в мире музыки – М.: Музыка, 1997г.
  6. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1, 2, 3, 4/под редакцией В.Барахтина – Новосибирск: Окарина 2008г.
  7. Ражников В. Дневник творческого развития – М.: Аквариум, 2009г.
  8. Лопатина А., Скребцова М. «Мир музыки и раскраски».
  9. Сергеев А., Махотин С. «Рассказы о великих композиторах».
  10. Шорникова М. «Десять страниц из истории музыки».
  11. Конспект лекции курса повышения квалификации «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов музыкального направления (фортепиано)», 2015г.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Красносельского района  Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Сценарий концерта класса фортепиано,

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

 Автор:                                                                       Игнатьева Л.В.

                                                                             педагог ДО

Методическое сопровождение:                      Лебедева Лариса Антоновна

                                                                            методист

             

   

Санкт – Петербург

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка............................................................................стр.3

  1. Сценарий концерта класса фортепиано

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо».....................................стр.4

  1. Исполнительский анализ.

Методические рекомендации участникам..............................................стр.10

  1. Подготовка к сценическому выступлению.............................................стр.13

  1. Комплекс упражнений гимнастики по Стрельниковой,

помогающих расслаблять дыхание, насыщать кислородом мозг.........стр.14

  1. Система привычек, способствующих

        успешному исполнению на сцене...........................................................стр.15

  1. Заключение................................................................................................стр.16

  1. Фото материалы........................................................................................стр.17

  1. Литература.................................................................................................стр.19

Пояснительная записка

Концерт предназначен для учащихся хоровых студий дома творчества, их родителей и приглашенных.

Подготовительный текст составлен на основе материалов, собранных самими исполнителями.

Цель концерта:

  • Объединить учащихся,
  • Создать концертную команду
  • Обозначить «героев» исполнителей
  • Выделить их среди хористов, приучить к сцене
  • Научить слушать себя и других
  • Уметь проанализировать свою игру и игру друзей
  • Расширить музыкальный кругозор.

Участники-исполнители сценария концерта:

  1. Высочина Софья
  2. Ефимова Анна
  3. Крюкова Дарья
  4. Саркиц Максим
  5. Тимофеев Василий
  6. Гайле Максим
  7. Прокопович Настя
  8. Шувалова Екатерина
  9. Романова Анастасия
  10. Грановский Максим
  11. Грановский Павел
  12. Барышев Алексей
  13. Макеев Валентин
  14. Столбунова Диана
  15. Ширяев Андрей.

Сценарий концерта класса фортепиано

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

Ведущая.

Добрый вечер, уважаемые родители, гости, преподаватели хоровых студий. Мы рады приветствовать вас на концерте учащихся педагога Егоровой Натальи Леонидовны. В программе концерта прозвучать польки, вальсы и марши. Наш концерт посвящен 20-летию хоровой студии «Эхо». Песня, танец и марш – три кита, на которых держится всё музыкальное искусство. И все произведения, которые сегодня прозвучат – неразрывно связаны с этими жанрами музыки.

Послушайте стихотворение-загадку, о каком танце идет речь.

Дети дружно танцевали,
То кружились, то скакали,
То на пары разбивались,
То сходились, разбегались.
Руки в танце поднимали
И венки из них сплетали.

Дети из зала: краковяк. Нет, мазурка. Неправильно, полька.

Ведущая: 

правильно, наш концерт открывает популярный танец Полька. Полька – чешский народный танец. Известным стал в Европе с середины 19 века как бальный танец.

Вот как характеризуют его исполнители: полька – живой, быстрый танец, размер 2/4 или 4/4, движения с подскоками, приседаниями, способ исполнения – стаккато. Польки писали композиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев.

Встречайте, на сцене Высочину Софью, она исполнит белорусский танец полька «Янка».

Звучит музыка.

Ведущая. 

Спасибо, Соня.

На сцену приглашается Ефимова Анна. Она сыграет чешскую народную песню в обработке И.Оленчика «Аннушка»

Звучит музыка.

Ведущая. 

Молодец Аня.

Сравним две польки. Мелодии разные, но вы сразу определите, что это именно польки, а не какой-то другой танец.

Композитор К.Лоншан-Дружкевичова написала Польку для начинающих. Исполнит ее Саркиц Максим.

Послушайте, как в танце размещаются акценты, где в музыке приседания, как меняются штрихи со стаккато на нон легато.

Звучит музыка.

Ведущая: хорошо, Максим.

Послушайте исполнение полек в ансамблевом изложении. Представьте, что возникновение ансамблей связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощённые в камерных инструментальных произведениях!

В классе фортепианного ансамбля партнёры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества! Начинающим музыкантам необходимо овладеть основными элементами ансамблевой техники: синхронным движением, уравновешенностью динамики, соответствию тембров и игровых приёмов.

Прослушайте фортепианный ансамбль. Композитор В.Гаврилин сочинил «Новую французскую песенку». На сцену приглашаются   Крюкова Дарья и Гайле Максим.

Звучит музыка.

Ведущая: Молодцы , ребята .

После концерта мы приглашаем всех желающих слушателей и исполнителей на обсуждение. Поэтому слушайте внимательно.

Русский композитор Балакирев «Полька». Исполнят ее Шувалова Катя и Макеев Валентин .

Звучит музыка.

Ведущая.

Закончили прослушивать разновидности польки. Музыка везде разная, но она легко узнаваема, т.к. имеет ряд общих черт: отрывистость звучания, один способ исполнения, быстрый темп, мажорный лад, движения в группе.

Слушаем следующий танец.

Кружат на паркете,
Красивые цветы,
Красивей всех на свете,
И туфельки у них!
По парам разошлися,
Танцуют быстрый вальс,
Как мило, как прелестно!
Ведь у цветочков бал!

Вальс отличается от предыдущего: это парный танец, один из самых популярных бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер ¾, темп умеренно-быстрый, основан на плавном кружении с опорой на первую долю. Особенно интенсивно развивался в Вене в творчестве Штрауса отца, а потом и его сыновей. Королем вальсов называют Иоганна Штрауса. Мелодии его вальсов «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» на слуху у всех кто соприкасается с музыкой. Композиторы Ф.Шопен и Ф.Лист создали крупные концертные композиции. Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). 

В нашем концерте прозвучат маленькие вальсы и развернутые ансамбли.

На сцену приглашается Тимофеев Василий. Он исполнит «Из бабушкиных воспоминаний» композитора К. Лоншан-Дружкевичова. Т.к. название указывает на возраст танцующей вальс, то соответственно выбирается темп, а перенос мелодии в низкий регистр придает музыке оттенок воспоминания и грусти.

Звучит музыка.

Ведущая. 

Молодец Василий. Ты сыграл здорово. И темп выбрал спокойный, что соответствует названию пьесы.

Композитор Ю.Литовко использовала жанр вальса для этюда. Пьеса так и называется «Вальс-этюд». Пьеса для развития навыка игры legato.

Исполнит его Чурина Вероника. Мелодия перетекает из одной руки в другую.

Звучит музыка.

Ведущая.

Спасибо Вероника. Получился поэтичный этюд.

Приглашается на сцену Романова Анастасия . Она исполнит «Кукольный вальс» композитора О.Хромушина.

Звучит музыка.

Ребята, вы поняли по способу исполнения, что это не просто теплый, нежный вальс, а именно кукольный. Аккомпанемент сухой, четкий, как из музыкальной шарманки, а средняя часть – вальс солдатиков.

Вот как можно изменить вальс.

П.И.Чайковский очень любил вальсы. Для оперы «Евгений Онегин» он написал чудесный Вальс, фрагмент из второго действия вы прослушаете в исполнении Прокопович Анастасия и Столбунова Диана.

Звучит музыка.

Ведущая: спасибо девочки.

Композитор М.Блантер написал вальс «В лесу прифронтовом». Сейчас прозвучит песня военных лет в исполнении ансамбля Шуваловой Кати  и Макеева Валентина.

Звучит музыка.

Очень знакомая мелодия, у всех на слуху.

Последний вальс прослушайте в исполнении Ширяева Андрея. Г.Свиридова вальс из музыкальной иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». «Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

Звучит музыка.

Ведущая:

Какая музыка была!

Какая музыка звучала!

То эта музыка смела,

То эта музыка печальна!

То разговор с тобой ведет

на самом пике откровенья...

Умолкнет чуть и вновь взорвет

Восторгом каждое мгновенье!

Ведущая: Спасибо Андрей.

Закончились вальсы. Какое разнообразие прекрасных мелодий. Всех их объединяет трехдольный размер, легатное исполнение, узнаваемость жанра.

Представим себе такую ситуацию: пришла беда, нужно защищаться, вы должны объединить, собрать людей. Как вы поступите?

Из зала: крикну, созову всех.

Ведущая: Ну, кричи, кто услышит твои призывы?

Из зала: Сыграю на трубе.

Ведущая: Итак, все прибежали. Идем в поход. Ты возглавляешь, все идут за тобой. Ты ушел, позади люди не видят тебя, кто-то отстал или вообще пошел в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу.

Из зала: Нужен марш.

Ведущая: Да, он объединит, сольет воедино энергию действий многих в единую силу движения.

Заключительный этап нашего концерта – марш. Служит для синхронного движения вперед большого числа людей. Размеры 2/4 или 4/4. Темп размеренный, ритм четкий. Со временем марш стал жанром сценической музыки в операх и балетах В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Р.Вагнера, Дж.Пуччини, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.П.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева.

Стихия музыки — могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем,

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем.

На сцену приглашаются Грановский Павел и Грановский Максим. Они исполнят Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» К.М.Вебера.

Звучит музыка.

Ведущая.

Как здорово звучат на фортепиано оркестровые трубы, на нашем инструменте мы можем сыграть оркестровое произведение.

Спасибо.

На сцену приглашается Гайле Максим , он исполнит соло Марш Д.Кабалевского.

Звучит музыка.

Ведущая.

Молодец Максим. Четкость ритма, был выдержан, не ускорил и не замедлил темп.

А теперь послушайте старый гимн России «Боже царя Храни!» композитора А.Львова в исполнении Макеева Валентина .

Звучит музыка.

Ведущая.

 Спасибо Валентин. Как здорово звучат 4-5 голосов. Как будто поет целый хор. Наш инструмент просто волшебный. Из умелых рук звучит любая музыка, и хоровая и оркестровая.

Композитор А.Геллер сочинил этюд в форме марша. Очень яркая музыка. Прозвучит в исполнении Барышева Алексея.

Звучит музыка.

Ведущая.

Спасибо Алексей.

В заключении прослушайте марш Черномора М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Приглашаются Грановский Максим и Грановский Павел.

Звучит музыка.

Ведущая. Спасибо.

Моя планета не молчит,

И тем она уже прекрасна -

Повсюду музыка звучит

Ежеминутно, многогласно.

И звон ручья, и шум берез,

И пенье птиц под небом синим,

И отдаленный рокот гроз

Слились в мелодии единой.

Так пусть мелодии летят над миром,

Как восьмое чудо!

Ведь пушки, говорят, молчат,

Когда звучат мелодии повсюду.

На сцену приглашаются все участники концерта.

Под аплодисменты все выходят на поклон.

Спасибо за внимание. Все исполнители и слушатели приглашаются на обсуждение концерта.

Исполнительский анализ.

 Методические рекомендации участникам

Ведущая.

Собрались все исполнители и желающие слушатели. В дружественной, доброжелательной обстановке обсуждаем результаты исполнения.

Кто хочет рассказать о своей работе?

Крюкова Даша:

Я хочу рассказать о трудностях, с которыми я столкнулась при изучении «Новой французской песенки» В.Гаврилина. Замучил ломаный ритм, нужно было добиться совпадения 1, 2, 3 и 4 долей.

Гайле Максим:

Мне было трудно играть в быстром темпе аккорды легким звуком, и в то же время цепко.

Педагог:

А добились, в конце концов, тогда, когда научились приходить в конце длинной фразы к общему крещендо, совпадению кульминаций.

А помните как мы, разбирая текст в медленном темпе, слушая друг друга, добивались, чтобы шестнадцатые ноты в 1 и 2 партиях идеально совпадали, как бы «хромая» к первой доле. Постепенно прибавляли темп и все получилось.

А какие трудности испытывали при выучивании наизусть?

Крюкова Даша:

Текст поделили на части, составили тональный план. И все равно путались. То перескакивали вперед, пропуская куски, то возвращались назад. Пришлось доводить память до автоматизма.

Ведущая:

Спасибо. Еще у нас звучала Полька М.Балакирева.

Шувалова Катя:

Вначале показалось, что взяли медленный темп, и сразу музыка зазвучала тяжело, но потом чуть ускорили, облегчили звук и пошло как надо.

Педагог:

Да, вначале вы взяли не тот темп, молодцы, что потом, когда мелодия зазвучала в октаву, пальцы и уши вспомнили, и появилась легкость.

А помните, в работе над этим произведением, при появлении второй темы (перекличке партий), у нас не совпадали подголоски в первой и второй партиях? Как мы выстраивали баланс звучания, добивались прозрачности. И у вас все получилось.

Педагог Игнатьева Л.В..:

Я хочу задать вам смешной вопрос: могут ли пальцы «думать», есть ли у них «мозги».

Дети смеются. Выкрики: есть, нет.

Слушатель:

Нет, конечно, а к чему вопрос?

Педагог:

Когда вы разучиваете пассажи, важно ли сразу правильно выучить пальцы? Ведь в медленном темпе, особой разницы каким играть пальцем — нет. Был ли у вас негативный опыт, когда выученные пальцы приходилось переучивать и что из этого вышло? Может пальцы сами знают куда двигаться?

Барышев Алексей:

У меня был такой опыт. Пришлось в технически трудном пассаже переучивать пальцы. Оказалось, что выученная мной аппликатура в быстром темпе не дает гладко исполнять пьесу. А ведь педагог мне говорила, что такими пальцами я пассаж не сыграю гладко. Но я не поверил, думал и так сойдет. Я переучил, затратил больше времени, чем первоначально, но ничего хорошего не получилось: руки намертво запомнили старые движения, голова не успевала за руками. В общем, на концерте я сбился.

Педагог Игнатьева Л.В.:

Подведем итог. Если первые навыки не верные, то даже при тщательном исправлении их, они могут вернуться в первоначальное неверное русло.

Девиз: учи внимательно — верные пальцы залог успеха.

Педагог Семенов Н.А.:

Мне понравилось исполнение Вальса Г.Свиридова. Очень не удобное двуручное переложение. Аккомпанемент с большими скачками. Исполнитель достойно выполнил авторский замысел.

Ширяев Андрей:

Мне было тяжело играть: инструмент тяжеловат, не хватило легкости в аккомпанементе.

Педагог:

Да, стаккато звучало грузно. Может, нужно было взять темп более спокойный, фразировать мягче, лиричнее, ввести агогику, а в кульминации звук прибавить.

Ширяев Андрей:

Да, согласен. Попробую в следующем исполнении.

Ведущая:

Кто хочет сказать про исполнение маршей?

Грановский Паша:

Марш Черномора М.Глинки не представлял особой трудности. Приятно было работать, играть выученное. Сейчас, при исполнении не переключились с тутти оркестра на духовые пикколо флейты, кларнет.

Педагог:

Да, стаккато звучало одинаково. Мы ведь слушали этот марш в оркестровой исполнении, и у нас получалось перестраиваться с одного звучания на другое. Мы работали над быстрым переносом рук в разные позиции. И в концертном исполнении нужно заранее настроить слух на нужный звук, чтобы пальцы извлекли то, что задумано.

Я хотела бы послушать исполнителей Хора охотников К.М.Вебера.

Грановский Максим:

Старались точно исполнить нон легато, стаккато в восьмых нотах, четкость легато в шестнадцатых нотах. От этого зависело звучание марша.

Педагог: как мы учились начинать с любой цифры, подхватывать друг друга, если партнер сбился.

Грановский Павел:

Я понял, что в ансамбле играть ответственнее, труднее, чем соло, где отвечаешь только за себя. Но работать в паре интереснее.

Ведущая. Спасибо всем исполнителям – вы провели большую работу, получили заслуженные аплодисменты, удовольствие от исполнения, приобрели исполнительский опыт.

Молодцы!

Скажем спасибо педагогу Игнатьевой Ларисе Владимировне за работу.

Аплодисменты.

Подготовка к сценическому выступлению

Педагог, в процессе работы с учеником, заранее определяет тип его реакции на стрессовую ситуацию. В зависимости от типа ведет подготовительную работу с учеником: если тип напряженный, то педагог советует ученику переключить свое внимание на самую яркую по ощущению часть пьесы, на любимую мелодию, поворот в ней, на воспоминание об успешном выступлении, на радость родителей от творческих удач их ребенка.

Если тип трусливый, то педагог, родители, старший друг, брат, сестра находятся рядом до самого выступления: поддерживают, вспоминают все удачи, улыбаются, делают вместе дыхательную гимнастику (можно по Стрельниковой, стр.13)

Тормозной тип с притупленной реакцией требует от педагога активности в напоминании темпов в музыкальных произведениях, образов. Можно «поиграть» на крышке рояля преувеличивая «звучность», движения. С поддержкой родителей регулярно устраивать домашние концерты, с последующим обсуждением.

Агрессивный тип не совсем приятен: требует терпения, доброты, понимания ученика. Можно спокойно разговаривать с учеником на отвлеченные темы, не обращая внимания на агрессию, обратить внимание на других страждущих, ожидающих своего выхода, что они тоже волнуются и это естественное состояние.

Помимо знаний психологического состояния ученика, педагог должен правильно формировать мотивацию достижений. Эти мотивации должны формироваться родителями и педагогом.

Часто сценическое волнение связано с отсутствием мотивации  к выступлению: зачем, для чего мне нужно хорошо сыграть? Перечислив некоторые, ученик выбирает то, что ему ближе: выполнить музыкальный замысел композитора, т.е. ярко реализовать образ, может хочет покрасоваться с новой прической и платьем, но тогда причем тут музыка, может получить удовольствие от игры выученного и услышать аплодисменты, получить диплом, сыграть для родителей и друзей, педагога.

В процессе обучения ученик приобретает систему привычек, способствующих успешному публичному выступлению

Комплекс упражнений гимнастики по Стрельниковой, помогающих расслаблять дыхание, насыщать кислородом мозг

Система привычек,

способствующих успешному исполнению на сцене

  • Проверять надежность привычек путем проигрывания подряд больших отрывков и всего произведения.
  • Мышечная свобода, при исполнении на память, ведет к правильному психологическому состоянию – «внимание минус усилие».
  • Сыграть выученное произведение на память, закрыв глаза, освободив мышцы лица, без психологической скованности.
  • Сосредоточить сознание на различных аспектах музыки, а подсознание погрузить в настроение и чувства.
  • Не ослаблять привычки сомнением: играя наизусть не думать далеко вперед, иначе появится тревожный вопрос «какая нота впереди»?
  • Уметь начинать с любой части, крупной или мелкой, а не «от печки».
  • Не работать перед исполнением на эстраде над отдельными частями, не разрушать привычки последовательности.
  • Время от времени сверять выученное с нотным текстом.
  • Медленную пьесу поиграть в подвижном темпе, быструю – в очень медленном.
  • Репетировать состояние концертного выступления в классных, домашних условиях, чтобы преодолеть психологическое волнение.
  • Игра: «концерт – дома». Надеть костюм или платье, в котором ученик будет выступать. Дать себе установку – сыграть как на концерте. Проанализировать исполнение.
  • Не говорить о своих страхах перед выступлением, не думать о них. Если они есть, значит, педагог что-то не доработал.
  • Закончить сознательную работу задолго до концерта. Чрезмерная работа порождает чувство неуверенности, истощает нервную систему. Необходимо перенести бремя ответственности на подсознание.
  • Защитить себя от негативного внушения страха извне.
  • В случае неудачи, не считать ее катастрофой, не мучить себя упреками, а постараться в следующий раз сыграть лучше.
  • После концерта провести оценку своего выступления, что получилось, что нет. Рассматривать это событие, как приобретенный опыт, полезный урок.
  • Во время выступления игнорировать любой свой промах, слушать себя спокойно, наполнять музыку содержанием.
  • Не задерживаться на неприятных воспоминаниях, лелеять приятные эмоции, которые вытеснять страхи.
  • Не признаваться в страхе, внушать себе состояние уверенности.
  • Волнительное состояние до выступления, страшнее, чем само выступление. Прикоснувшись к клавиатуре, привычки оживут и музыка «польется» из души.
  • Беречь и лелеять состояние успеха, укрепляющее чувство уверенности.

Заключение

  1. Концерт прошел в спокойной, дружественной обстановке.
  2. Учащиеся применили на практике приобретенные знания, умения и навыки.
  3. Получили сценический опыт, исполнив произведения классической и современной музыки соло и в ансамбле.
  4. Учащиеся использовали кейс-технологии для расширения кругозора.
  5. Проведенный исполнительский анализ показал сильные и слабые стороны выступления, выявил недоработанное, недоученное, дал возможность сравнить свои результаты деятельности с предыдущими результатами.
  6. Получили положительную мотивацию достижений: аплодисменты, похвалу родителей, друзей, справедливое мнение педагога.

Литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2012г.
  2. Титова Е.В., Словарь-справочник: методическая деятельность: Дворец творчества Юных, 2008г.
  3. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития – М.: Аквариум, 1997г.
  4. Пианисты рассказывают/под редакцией М. Соколова – М.: Музыка, 1984г.
  5. Осовицкая З., Казаринова А. в мире музыки – М.: Музыка, 1997г.
  6. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1, 2, 3, 4/под редакцией В.Барахтина – Новосибирск: Окарина 2008г.
  7. Ражников В. Дневник творческого развития – М.: Аквариум, 2009г.
  8. Лопатина А., Скребцова М. «Мир музыки и раскраски».
  9. Сергеев А., Махотин С. «Рассказы о великих композиторах».
  10. Шорникова М. «Десять страниц из истории музыки».
  11. Конспект лекции курса повышения квалификации «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов музыкального направления (фортепиано)», 2015г.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Красносельского района  Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Сценарий концерта класса фортепиано,

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

 Автор:                                                                       Игнатьева Л.В.

                                                                             педагог ДО

Методическое сопровождение:                      Лебедева Лариса Антоновна

                                                                            методист

             

   

Санкт – Петербург

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка............................................................................стр.3

  1. Сценарий концерта класса фортепиано

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо».....................................стр.4

  1. Исполнительский анализ.

Методические рекомендации участникам..............................................стр.10

  1. Подготовка к сценическому выступлению.............................................стр.13

  1. Комплекс упражнений гимнастики по Стрельниковой,

помогающих расслаблять дыхание, насыщать кислородом мозг.........стр.14

  1. Система привычек, способствующих

        успешному исполнению на сцене...........................................................стр.15

  1. Заключение................................................................................................стр.16

  1. Фото материалы........................................................................................стр.17

  1. Литература.................................................................................................стр.19

Пояснительная записка

Концерт предназначен для учащихся хоровых студий дома творчества, их родителей и приглашенных.

Подготовительный текст составлен на основе материалов, собранных самими исполнителями.

Цель концерта:

  • Объединить учащихся,
  • Создать концертную команду
  • Обозначить «героев» исполнителей
  • Выделить их среди хористов, приучить к сцене
  • Научить слушать себя и других
  • Уметь проанализировать свою игру и игру друзей
  • Расширить музыкальный кругозор.

Участники-исполнители сценария концерта:

  1. Высочина Софья
  2. Ефимова Анна
  3. Крюкова Дарья
  4. Саркиц Максим
  5. Тимофеев Василий
  6. Гайле Максим
  7. Прокопович Настя
  8. Шувалова Екатерина
  9. Романова Анастасия
  10. Грановский Максим
  11. Грановский Павел
  12. Барышев Алексей
  13. Макеев Валентин
  14. Столбунова Диана
  15. Ширяев Андрей.

Сценарий концерта класса фортепиано

посвященный 20-летию хоровой студии «Эхо»

Ведущая.

Добрый вечер, уважаемые родители, гости, преподаватели хоровых студий. Мы рады приветствовать вас на концерте учащихся педагога Егоровой Натальи Леонидовны. В программе концерта прозвучать польки, вальсы и марши. Наш концерт посвящен 20-летию хоровой студии «Эхо». Песня, танец и марш – три кита, на которых держится всё музыкальное искусство. И все произведения, которые сегодня прозвучат – неразрывно связаны с этими жанрами музыки.

Послушайте стихотворение-загадку, о каком танце идет речь.

Дети дружно танцевали,
То кружились, то скакали,
То на пары разбивались,
То сходились, разбегались.
Руки в танце поднимали
И венки из них сплетали.

Дети из зала: краковяк. Нет, мазурка. Неправильно, полька.

Ведущая: 

правильно, наш концерт открывает популярный танец Полька. Полька – чешский народный танец. Известным стал в Европе с середины 19 века как бальный танец.

Вот как характеризуют его исполнители: полька – живой, быстрый танец, размер 2/4 или 4/4, движения с подскоками, приседаниями, способ исполнения – стаккато. Польки писали композиторы П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев.

Встречайте, на сцене Высочину Софью, она исполнит белорусский танец полька «Янка».

Звучит музыка.

Ведущая. 

Спасибо, Соня.

На сцену приглашается Ефимова Анна. Она сыграет чешскую народную песню в обработке И.Оленчика «Аннушка»

Звучит музыка.

Ведущая. 

Молодец Аня.

Сравним две польки. Мелодии разные, но вы сразу определите, что это именно польки, а не какой-то другой танец.

Композитор К.Лоншан-Дружкевичова написала Польку для начинающих. Исполнит ее Саркиц Максим.

Послушайте, как в танце размещаются акценты, где в музыке приседания, как меняются штрихи со стаккато на нон легато.

Звучит музыка.

Ведущая: хорошо, Максим.

Послушайте исполнение полек в ансамблевом изложении. Представьте, что возникновение ансамблей связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощённые в камерных инструментальных произведениях!

В классе фортепианного ансамбля партнёры объединяют свои усилия и воплощают общий для всех замысел. Согласование своих желаний с желаниями других людей – вот первооснова музыкального содружества! Начинающим музыкантам необходимо овладеть основными элементами ансамблевой техники: синхронным движением, уравновешенностью динамики, соответствию тембров и игровых приёмов.

Прослушайте фортепианный ансамбль. Композитор В.Гаврилин сочинил «Новую французскую песенку». На сцену приглашаются   Крюкова Дарья и Гайле Максим.

Звучит музыка.

Ведущая: Молодцы , ребята .

После концерта мы приглашаем всех желающих слушателей и исполнителей на обсуждение. Поэтому слушайте внимательно.

Русский композитор Балакирев «Полька». Исполнят ее Шувалова Катя и Макеев Валентин .

Звучит музыка.

Ведущая.

Закончили прослушивать разновидности польки. Музыка везде разная, но она легко узнаваема, т.к. имеет ряд общих черт: отрывистость звучания, один способ исполнения, быстрый темп, мажорный лад, движения в группе.

Слушаем следующий танец.

Кружат на паркете,
Красивые цветы,
Красивей всех на свете,
И туфельки у них!
По парам разошлися,
Танцуют быстрый вальс,
Как мило, как прелестно!
Ведь у цветочков бал!

Вальс отличается от предыдущего: это парный танец, один из самых популярных бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер ¾, темп умеренно-быстрый, основан на плавном кружении с опорой на первую долю. Особенно интенсивно развивался в Вене в творчестве Штрауса отца, а потом и его сыновей. Королем вальсов называют Иоганна Штрауса. Мелодии его вальсов «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» на слуху у всех кто соприкасается с музыкой. Композиторы Ф.Шопен и Ф.Лист создали крупные концертные композиции. Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 в. (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). 

В нашем концерте прозвучат маленькие вальсы и развернутые ансамбли.

На сцену приглашается Тимофеев Василий. Он исполнит «Из бабушкиных воспоминаний» композитора К. Лоншан-Дружкевичова. Т.к. название указывает на возраст танцующей вальс, то соответственно выбирается темп, а перенос мелодии в низкий регистр придает музыке оттенок воспоминания и грусти.

Звучит музыка.

Ведущая. 

Молодец Василий. Ты сыграл здорово. И темп выбрал спокойный, что соответствует названию пьесы.

Композитор Ю.Литовко использовала жанр вальса для этюда. Пьеса так и называется «Вальс-этюд». Пьеса для развития навыка игры legato.

Исполнит его Чурина Вероника. Мелодия перетекает из одной руки в другую.

Звучит музыка.

Ведущая.

Спасибо Вероника. Получился поэтичный этюд.

Приглашается на сцену Романова Анастасия . Она исполнит «Кукольный вальс» композитора О.Хромушина.

Звучит музыка.

Ребята, вы поняли по способу исполнения, что это не просто теплый, нежный вальс, а именно кукольный. Аккомпанемент сухой, четкий, как из музыкальной шарманки, а средняя часть – вальс солдатиков.

Вот как можно изменить вальс.

П.И.Чайковский очень любил вальсы. Для оперы «Евгений Онегин» он написал чудесный Вальс, фрагмент из второго действия вы прослушаете в исполнении Прокопович Анастасия и Столбунова Диана.

Звучит музыка.

Ведущая: спасибо девочки.

Композитор М.Блантер написал вальс «В лесу прифронтовом». Сейчас прозвучит песня военных лет в исполнении ансамбля Шуваловой Кати  и Макеева Валентина.

Звучит музыка.

Очень знакомая мелодия, у всех на слуху.

Последний вальс прослушайте в исполнении Ширяева Андрея. Г.Свиридова вальс из музыкальной иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». «Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

Звучит музыка.

Ведущая:

Какая музыка была!

Какая музыка звучала!

То эта музыка смела,

То эта музыка печальна!

То разговор с тобой ведет

на самом пике откровенья...

Умолкнет чуть и вновь взорвет

Восторгом каждое мгновенье!

Ведущая: Спасибо Андрей.

Закончились вальсы. Какое разнообразие прекрасных мелодий. Всех их объединяет трехдольный размер, легатное исполнение, узнаваемость жанра.

Представим себе такую ситуацию: пришла беда, нужно защищаться, вы должны объединить, собрать людей. Как вы поступите?

Из зала: крикну, созову всех.

Ведущая: Ну, кричи, кто услышит твои призывы?

Из зала: Сыграю на трубе.

Ведущая: Итак, все прибежали. Идем в поход. Ты возглавляешь, все идут за тобой. Ты ушел, позади люди не видят тебя, кто-то отстал или вообще пошел в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу.

Из зала: Нужен марш.

Ведущая: Да, он объединит, сольет воедино энергию действий многих в единую силу движения.

Заключительный этап нашего концерта – марш. Служит для синхронного движения вперед большого числа людей. Размеры 2/4 или 4/4. Темп размеренный, ритм четкий. Со временем марш стал жанром сценической музыки в операх и балетах В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Р.Вагнера, Дж.Пуччини, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.П.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева.

Стихия музыки — могучая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем,

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем.

На сцену приглашаются Грановский Павел и Грановский Максим. Они исполнят Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок» К.М.Вебера.

Звучит музыка.

Ведущая.

Как здорово звучат на фортепиано оркестровые трубы, на нашем инструменте мы можем сыграть оркестровое произведение.

Спасибо.

На сцену приглашается Гайле Максим , он исполнит соло Марш Д.Кабалевского.

Звучит музыка.

Ведущая.

Молодец Максим. Четкость ритма, был выдержан, не ускорил и не замедлил темп.

А теперь послушайте старый гимн России «Боже царя Храни!» композитора А.Львова в исполнении Макеева Валентина .

Звучит музыка.

Ведущая.

 Спасибо Валентин. Как здорово звучат 4-5 голосов. Как будто поет целый хор. Наш инструмент просто волшебный. Из умелых рук звучит любая музыка, и хоровая и оркестровая.

Композитор А.Геллер сочинил этюд в форме марша. Очень яркая музыка. Прозвучит в исполнении Барышева Алексея.

Звучит музыка.

Ведущая.

Спасибо Алексей.

В заключении прослушайте марш Черномора М.Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Приглашаются Грановский Максим и Грановский Павел.

Звучит музыка.

Ведущая. Спасибо.

Моя планета не молчит,

И тем она уже прекрасна -

Повсюду музыка звучит

Ежеминутно, многогласно.

И звон ручья, и шум берез,

И пенье птиц под небом синим,

И отдаленный рокот гроз

Слились в мелодии единой.

Так пусть мелодии летят над миром,

Как восьмое чудо!

Ведь пушки, говорят, молчат,

Когда звучат мелодии повсюду.

На сцену приглашаются все участники концерта.

Под аплодисменты все выходят на поклон.

Спасибо за внимание. Все исполнители и слушатели приглашаются на обсуждение концерта.

Исполнительский анализ.

 Методические рекомендации участникам

Ведущая.

Собрались все исполнители и желающие слушатели. В дружественной, доброжелательной обстановке обсуждаем результаты исполнения.

Кто хочет рассказать о своей работе?

Крюкова Даша:

Я хочу рассказать о трудностях, с которыми я столкнулась при изучении «Новой французской песенки» В.Гаврилина. Замучил ломаный ритм, нужно было добиться совпадения 1, 2, 3 и 4 долей.

Гайле Максим:

Мне было трудно играть в быстром темпе аккорды легким звуком, и в то же время цепко.

Педагог:

А добились, в конце концов, тогда, когда научились приходить в конце длинной фразы к общему крещендо, совпадению кульминаций.

А помните как мы, разбирая текст в медленном темпе, слушая друг друга, добивались, чтобы шестнадцатые ноты в 1 и 2 партиях идеально совпадали, как бы «хромая» к первой доле. Постепенно прибавляли темп и все получилось.

А какие трудности испытывали при выучивании наизусть?

Крюкова Даша:

Текст поделили на части, составили тональный план. И все равно путались. То перескакивали вперед, пропуская куски, то возвращались назад. Пришлось доводить память до автоматизма.

Ведущая:

Спасибо. Еще у нас звучала Полька М.Балакирева.

Шувалова Катя:

Вначале показалось, что взяли медленный темп, и сразу музыка зазвучала тяжело, но потом чуть ускорили, облегчили звук и пошло как надо.

Педагог:

Да, вначале вы взяли не тот темп, молодцы, что потом, когда мелодия зазвучала в октаву, пальцы и уши вспомнили, и появилась легкость.

А помните, в работе над этим произведением, при появлении второй темы (перекличке партий), у нас не совпадали подголоски в первой и второй партиях? Как мы выстраивали баланс звучания, добивались прозрачности. И у вас все получилось.

Педагог Игнатьева Л.В..:

Я хочу задать вам смешной вопрос: могут ли пальцы «думать», есть ли у них «мозги».

Дети смеются. Выкрики: есть, нет.

Слушатель:

Нет, конечно, а к чему вопрос?

Педагог:

Когда вы разучиваете пассажи, важно ли сразу правильно выучить пальцы? Ведь в медленном темпе, особой разницы каким играть пальцем — нет. Был ли у вас негативный опыт, когда выученные пальцы приходилось переучивать и что из этого вышло? Может пальцы сами знают куда двигаться?

Барышев Алексей:

У меня был такой опыт. Пришлось в технически трудном пассаже переучивать пальцы. Оказалось, что выученная мной аппликатура в быстром темпе не дает гладко исполнять пьесу. А ведь педагог мне говорила, что такими пальцами я пассаж не сыграю гладко. Но я не поверил, думал и так сойдет. Я переучил, затратил больше времени, чем первоначально, но ничего хорошего не получилось: руки намертво запомнили старые движения, голова не успевала за руками. В общем, на концерте я сбился.

Педагог Игнатьева Л.В.:

Подведем итог. Если первые навыки не верные, то даже при тщательном исправлении их, они могут вернуться в первоначальное неверное русло.

Девиз: учи внимательно — верные пальцы залог успеха.

Педагог Семенов Н.А.:

Мне понравилось исполнение Вальса Г.Свиридова. Очень не удобное двуручное переложение. Аккомпанемент с большими скачками. Исполнитель достойно выполнил авторский замысел.

Ширяев Андрей:

Мне было тяжело играть: инструмент тяжеловат, не хватило легкости в аккомпанементе.

Педагог:

Да, стаккато звучало грузно. Может, нужно было взять темп более спокойный, фразировать мягче, лиричнее, ввести агогику, а в кульминации звук прибавить.

Ширяев Андрей:

Да, согласен. Попробую в следующем исполнении.

Ведущая:

Кто хочет сказать про исполнение маршей?

Грановский Паша:

Марш Черномора М.Глинки не представлял особой трудности. Приятно было работать, играть выученное. Сейчас, при исполнении не переключились с тутти оркестра на духовые пикколо флейты, кларнет.

Педагог:

Да, стаккато звучало одинаково. Мы ведь слушали этот марш в оркестровой исполнении, и у нас получалось перестраиваться с одного звучания на другое. Мы работали над быстрым переносом рук в разные позиции. И в концертном исполнении нужно заранее настроить слух на нужный звук, чтобы пальцы извлекли то, что задумано.

Я хотела бы послушать исполнителей Хора охотников К.М.Вебера.

Грановский Максим:

Старались точно исполнить нон легато, стаккато в восьмых нотах, четкость легато в шестнадцатых нотах. От этого зависело звучание марша.

Педагог: как мы учились начинать с любой цифры, подхватывать друг друга, если партнер сбился.

Грановский Павел:

Я понял, что в ансамбле играть ответственнее, труднее, чем соло, где отвечаешь только за себя. Но работать в паре интереснее.

Ведущая. Спасибо всем исполнителям – вы провели большую работу, получили заслуженные аплодисменты, удовольствие от исполнения, приобрели исполнительский опыт.

Молодцы!

Скажем спасибо педагогу Игнатьевой Ларисе Владимировне за работу.

Аплодисменты.

Подготовка к сценическому выступлению

Педагог, в процессе работы с учеником, заранее определяет тип его реакции на стрессовую ситуацию. В зависимости от типа ведет подготовительную работу с учеником: если тип напряженный, то педагог советует ученику переключить свое внимание на самую яркую по ощущению часть пьесы, на любимую мелодию, поворот в ней, на воспоминание об успешном выступлении, на радость родителей от творческих удач их ребенка.

Если тип трусливый, то педагог, родители, старший друг, брат, сестра находятся рядом до самого выступления: поддерживают, вспоминают все удачи, улыбаются, делают вместе дыхательную гимнастику (можно по Стрельниковой, стр.13)

Тормозной тип с притупленной реакцией требует от педагога активности в напоминании темпов в музыкальных произведениях, образов. Можно «поиграть» на крышке рояля преувеличивая «звучность», движения. С поддержкой родителей регулярно устраивать домашние концерты, с последующим обсуждением.

Агрессивный тип не совсем приятен: требует терпения, доброты, понимания ученика. Можно спокойно разговаривать с учеником на отвлеченные темы, не обращая внимания на агрессию, обратить внимание на других страждущих, ожидающих своего выхода, что они тоже волнуются и это естественное состояние.

Помимо знаний психологического состояния ученика, педагог должен правильно формировать мотивацию достижений. Эти мотивации должны формироваться родителями и педагогом.

Часто сценическое волнение связано с отсутствием мотивации  к выступлению: зачем, для чего мне нужно хорошо сыграть? Перечислив некоторые, ученик выбирает то, что ему ближе: выполнить музыкальный замысел композитора, т.е. ярко реализовать образ, может хочет покрасоваться с новой прической и платьем, но тогда причем тут музыка, может получить удовольствие от игры выученного и услышать аплодисменты, получить диплом, сыграть для родителей и друзей, педагога.

В процессе обучения ученик приобретает систему привычек, способствующих успешному публичному выступлению

Комплекс упражнений гимнастики по Стрельниковой, помогающих расслаблять дыхание, насыщать кислородом мозг

Система привычек,

способствующих успешному исполнению на сцене

  • Проверять надежность привычек путем проигрывания подряд больших отрывков и всего произведения.
  • Мышечная свобода, при исполнении на память, ведет к правильному психологическому состоянию – «внимание минус усилие».
  • Сыграть выученное произведение на память, закрыв глаза, освободив мышцы лица, без психологической скованности.
  • Сосредоточить сознание на различных аспектах музыки, а подсознание погрузить в настроение и чувства.
  • Не ослаблять привычки сомнением: играя наизусть не думать далеко вперед, иначе появится тревожный вопрос «какая нота впереди»?
  • Уметь начинать с любой части, крупной или мелкой, а не «от печки».
  • Не работать перед исполнением на эстраде над отдельными частями, не разрушать привычки последовательности.
  • Время от времени сверять выученное с нотным текстом.
  • Медленную пьесу поиграть в подвижном темпе, быструю – в очень медленном.
  • Репетировать состояние концертного выступления в классных, домашних условиях, чтобы преодолеть психологическое волнение.
  • Игра: «концерт – дома». Надеть костюм или платье, в котором ученик будет выступать. Дать себе установку – сыграть как на концерте. Проанализировать исполнение.
  • Не говорить о своих страхах перед выступлением, не думать о них. Если они есть, значит, педагог что-то не доработал.
  • Закончить сознательную работу задолго до концерта. Чрезмерная работа порождает чувство неуверенности, истощает нервную систему. Необходимо перенести бремя ответственности на подсознание.
  • Защитить себя от негативного внушения страха извне.
  • В случае неудачи, не считать ее катастрофой, не мучить себя упреками, а постараться в следующий раз сыграть лучше.
  • После концерта провести оценку своего выступления, что получилось, что нет. Рассматривать это событие, как приобретенный опыт, полезный урок.
  • Во время выступления игнорировать любой свой промах, слушать себя спокойно, наполнять музыку содержанием.
  • Не задерживаться на неприятных воспоминаниях, лелеять приятные эмоции, которые вытеснять страхи.
  • Не признаваться в страхе, внушать себе состояние уверенности.
  • Волнительное состояние до выступления, страшнее, чем само выступление. Прикоснувшись к клавиатуре, привычки оживут и музыка «польется» из души.
  • Беречь и лелеять состояние успеха, укрепляющее чувство уверенности.

Заключение

  1. Концерт прошел в спокойной, дружественной обстановке.
  2. Учащиеся применили на практике приобретенные знания, умения и навыки.
  3. Получили сценический опыт, исполнив произведения классической и современной музыки соло и в ансамбле.
  4. Учащиеся использовали кейс-технологии для расширения кругозора.
  5. Проведенный исполнительский анализ показал сильные и слабые стороны выступления, выявил недоработанное, недоученное, дал возможность сравнить свои результаты деятельности с предыдущими результатами.
  6. Получили положительную мотивацию достижений: аплодисменты, похвалу родителей, друзей, справедливое мнение педагога.

Литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2012г.
  2. Титова Е.В., Словарь-справочник: методическая деятельность: Дворец творчества Юных, 2008г.
  3. Юдина Е.И. Азбука музыкального творческого саморазвития – М.: Аквариум, 1997г.
  4. Пианисты рассказывают/под редакцией М. Соколова – М.: Музыка, 1984г.
  5. Осовицкая З., Казаринова А. в мире музыки – М.: Музыка, 1997г.
  6. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1, 2, 3, 4/под редакцией В.Барахтина – Новосибирск: Окарина 2008г.
  7. Ражников В. Дневник творческого развития – М.: Аквариум, 2009г.
  8. Лопатина А., Скребцова М. «Мир музыки и раскраски».
  9. Сергеев А., Махотин С. «Рассказы о великих композиторах».
  10. Шорникова М. «Десять страниц из истории музыки».
  11. Конспект лекции курса повышения квалификации «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов музыкального направления (фортепиано)», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий концерта - сказки "Царевна - Несмеяна" студии танца "Лебёдушка" МКОУ СОШ №67 (г. Тула, Скуратово, пос.Победа)

Сценарий концерта - сказки "Царевна Несмеяна" построен на русских народных танцах, изучаемых детьми на занятиях в студии, и играх - конкурсах для ребят - зрителей....

Сценарий концерта класса

Сценарий  отчётного концерта класса  для родительского собрания....

Методическая разработка концерта класса фортепиано, посвященного творчеству Л. Бетховена

ЦельУглубленное знакомство с творчеством Бетховена.ЗадачиПознакомить учеников с жизнью и творчеством Л. БетховенаПогрузить учеников в необъятный мир музыки Л. БетховенаПредоставить ученикам возможност...

Сценарий концерта класса "Магия Музыки"

Сценарий концерта класса...

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА "ПАМЯТЬ СЕРДЦА", ПОСВЯЩЁННЫЙ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПОБЕДЫ

Сценарий мероприятия, посвященный 75-летию Победы...