Русь моя, люблю твои березы!
методическая разработка по музыке (5 класс)

«Русь моя- люблю твои березы!» Урок по музыке по ФГОС 5 класс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русь, моя- люблю твои березы!»

Класс:5

Предмет: урок – путешествие

Цель урока: показать многогранность образа березы, отраженного в различных видах искусства и в самой жизни.

Задачи урока:

-формирование системы понятий, расширение понятийной базы;

-воспитывать культуру слушания музыки;

-любовь к русской культуре и истории, патриотические чувства

Предметные результаты:

- воспринимать музыку, размышлять о музыкальных образах как способе выражения чувств и мыслей человека;

-соотносить выразительные интонации;

-развивать ассоциативное мышление;

-общаться и взаимодействовать в процессе коллективного хорового исполнения;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, ставят и выполняют цель;

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

-осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

Коммуникативные УУД: проявляют активность в хоровом исполнении, ведут диалог, высказывают свою точку зрения;

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности;

- чувства прекрасного на основе знакомства с русской музыкой

Ресурсы урока: средства обучения ( учебное и компьютерное оборудование)

Набор карточек – элемент моделирования и классификация информации.

Методы работы: слушание музыки, интонационно – образный анализ, хоровое исполнение, эмоциональная рефлексия.

Организационная структура урока

Дидактическая структура урока

Цели урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся.Дидактический материал

УУД

1.Орг.момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад

Вход в класс. Звучит в классе « Отчего так в России березы шумят» в исполнении гр. «Любэ»

Приветствие

Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

2.Актуалитзация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему через определение темы урока

-О чем говорила музыка прозвучавшая сейчас? К какому жанру относится?

-О России, о березах… Песня. Тема четверти « Музыка и литература»

Регулятивные УУД: анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа

 

3.Этап усвоения новой темы

Цель этапа: определение темы урока

-Сегодня у нас инт ересная тема. Посмотрите пожалуйста на слайде таблицу составьте фразу и определим тему урока.

-« Россия моя, люблю твои березы!»

Работа по таблице

Слайд 1

Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей, ставят и выполняют цель;

Коммуникативные УУД: потребность поделиться со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

4.Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысления нового знания о символах и о значении березы для России, а также о взаимодействии музыки и литературой

-Молодцы!

-Посмотрите, пожалуйста на следующий слайд. Знакомы ли вам эти символы? А какой символ не потрогать, не увидеть?

-А сейчас у вас на столах карточки, вам нужно определить какое дерево олицетворяют страны мира?

Слушание.

- Сейчас  мы с вами послушаем музыкальное произведение, послушайте внимательно  и попробуйте определить,  какой инструмент звучит… (плясовые наигрыши на бересте)

- Кто скажет, какой инструмент. Посмотрите на слайд – это береста. На кусочке бересты можно играть, как на музыкальном инструменте, можно изготовить из нее коробочки, туески, сувениры, украшения. А еще, какую пользу несет береза?

- Правильно. Листьями и почками лечили многие заболевания: болезни печени, органов дыхания.

- А еще, какими свойствами обладает?

- Да, молодцы!  

-Герб, флаг России.

-Гимн

- целебную

- березовый веник

Слайд 2

 Исполнение 1 куплета и припева гимна России

Познавательные УУД: устанавливают аналогии особенности музыки русских композиторов.

Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке;

Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные УУД: формируют умение работать с информацией, через конкретно- чувственное сравнение, обобщение и анализ;

- устанавливают аналогии особенностей русской народной музыки. Делают выводы;

Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют в процессе нахождения ответа;

Регулятивные УУД: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

5. Физминутка

Цель этапа: релаксация

- А сейчас мы с вами вспомним упражнение. Музыкально- ритмические упражнения.

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский – Корсаков. Ария Февронии  из 1-го акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»)

-Продолжаем нашу беседу, мысленно мы побывали в сказочном лесе. Береза удивительное дерево. Она способна, например, утолить жажду человека. Вы знаете, каким образом? Но не навредив березе. Об этом русский поэт Федор Сологуб написал такое стихотворение: Сейчас я вам расскажу одну историю, случай из жизни… Принесли однажды из леса упавшие березки и решили распилить ее на дрова. Начали пилить. И вдруг пила завизжала и ни туда, ни сюда. Вытащили пилу и увидели, что на стволе березки пуля застряла, а когда ее вынули, что разглядели на ней выбитые нерусские буквы. Когда- то как раз в этих местах на подступах в Москве шли жестокие бои с фашистами. Представляете, березка спасла жизнь русскому солдату, приняла на себя пулю.

Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.

- березовый сок

Слайд 4

Предметные результаты: воспринимать музыку, размышлять о музыкальных образах как способе выражения чувств и мыслей человека;

- соотносить выразительные интонации;

-развивать ассоциативное мышление

6.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений

        На синтезаторе игра учителя мелодии « Во поле береза стояла».

-Кому знакома эта мелодия?

-Какое настроение создала она вам?

Вокально- хоровая работа с песней.

-Давайте исполним первый куплет.

-А теперь представим себе, что второй куплет споет медведь!

- Как медведь мог бы спеть нежно, ласково?

-А как громко?

-В музыке громкий звук называется « форте» (запись на доске) «f», а очень громко фортиссимо «ff»

-Попробуем исполнить громко

-А кто будет исполнять 3 куплет, какого зверя выберем?

-А как мышка будет петь?

-Тихо в музыке- это исполнение «пиано». Пишется «р», а очень тихо- «пианиссимо» - «рр».

-Исполним в роли мышки

-А  сейчас исполним 3 куплета с разной интонацией, в разных темпах, с различной динамикой.

- Мы спели мелодию известной русской песни, а затем исполнили ее варианты.

-Кто помнит, как называется такая музыкальная форма в которой есть основная тема и ее видоизменение, т.е. варианты? В

- Итак в разных видах искусства – музыке, живописи, литературе – березе отводится значительное и почетное место, заслуженная любовь.

Вокально-хоровая работа над песней Г.Струве и Н.Соловьевой « Моя Россия»

-Сейчас мы услышим фрагмент сложного музыкального произведения. Я проверю, насколько вы умеете слушать музыку непростого содержания

- есть ли в музыке что-то знакомое?

-Что вам было знакомо в этой музыке?

-Услышали ли вы знакомую форму?

Что изменялось в звучании музыки от вариации к вариации?

-какие инструменты участвовали в исполнении?

-Какие динамические оттенки вы смогли услышать?

-Какие музыкальные инструменты исполняют тему в звучании «ff»?

-Музыкальные  произведения подобного рода носят название «симфония». В симфониях языком музыки рассказываются о больших и важных проблемах в жизни человека, о борьбе добра и зла.

- Можем мы сказать, что прозвучавшая музыка тоже носила в себе отголоски такой борьбы? В чем это выразилось?

-Меняет ли ее характер?

-А почему в одном месте звучало жалобно?

-Посмотрите, любимая народная песня вместе со всем народом проходит те же испытания, что и люди, становится крепкой, сильной. Скажите может она стала злобной к концу войны?

-Как  звучала песня?

-Вот вам и песня о природе! В ней заключен совсем другой смысл, куда более глубокий, человек и природа, его родные края неразделимы.

-Кстати попробуйте угадать имя автора сегодняшней музыки? Это тот, кто написал (звучит фрагмент марша балета Щелкунчик)

-Итак, ребята в разных видах искусства – музыке, живописи, литературе – березе отводится значительная и заслуженная любовь.

-Послушайте песню, о чем это поется?

 

-Это русская народная песня « Во поле березка стояла»

-Светлое, радостное, доброе

-исполняют 1 куплет

-Нет. Грозно, сердито.

-Мышку

 

-Тихо

-Вариации

-Фрагмент финала 4 симфонии П.И. Чайковского

-Наверное отразилась война- было много громких звуков, трубы, жесткое грозное звучание

-Становится воинственным. Ее звучание меняется в зависимости от ситуации: она может быть доброй к своему народу и угрожающей для врага.

-Наверное жалеет тех людей, кто погиб в сражениях.

- нет

-радостно, мирно, светло

- П.И.Чайковский

-Прослушивание

-Беседа( в которой понятие Родины неразлучно связаны с образами матери и березы)

-Разучивание мелодии с музыкой

-Отрабатываются сложные места

Анализируют характер и настроение песни.

-Слушают собеседника

-Исполнение песни в разных вариантах. Сравнивают, определяют характер исполнения.

-слайд 5

-Запись в тетрадях

Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме музыкального произведения, народной песни;

Предметные результаты: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного хорового исполнения;

Регулятивные УУД: анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал);

- выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их;

Познавательные УУД: анализируют стилевые, темповые, динамические и другие особенности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой;

7. Итог урока (рефлексия)

Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

-На доске слайд с вопросами:

- Сегодня я узнал…

-Что означает символ береза для России…

-Для меня береза…

-Динамика и вариации – что означает в музыке…

-Что отражает симфония…

Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Регулятивные УУД: оценивают те знания и впечатления, которые получили за время урока, соотносят их с уже имеющимся опытом и знаниями в сфере музыки.

8.Домашнее задание

-Нарисовать березу

-Благодарю всех за работу на уроке. Завершение урока музыкой П.И.Чайковского симфония №4

 Литература:

1.Т.А.Затямина. Современный урок музыки.

2. Музыка. Необычные уроки в соответствии с ФГОС (И.А.Сыкчина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Русь моя, люблю твои просторы.."

В сценари литературной гостиной говорится о любви к русской природе во всем её многообразии. В работе были использованы стихи русских поэтов, музыка русских композиторов, современные песни, романсы....

РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЁЗЫ!

Белоствольную берёзу знают все. А задумывались ли вы над тем, что такое береста, покрывающая её ствол? Что это за чёрные полосочки и точечки на её светлом стволе?Кора берёзы – береста – состоит из кле...

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....

Внеклассное мероприятие Русь моя, люблю твои берёзы!

Цель: 1) развивать мышление, творческие способности, речь;2) воспитывать любовь к Родине, природе. Оформление: плакаты со стихамиРусь моя, люблю твои берёзы!С первых лет я с ними жил и рос,Потому...

Классный час "Люблю березу русскую"

Цель: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям старшего поколения, бережного отношения к природе.   Показать значение берёзы - символа русского народа.     Развивать творч...

Сценарий внеклассного мероприятия "Русь моя, люблю твои просторы"

Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия "Русь моя, люблю твои просторы"...

Презентация и конспект урока по родному языку "Люблю березу русскую"

Представлен материал урока родного языка с использованием кейс-технологии и технологии проектов. включены творческие задания (рисунок, синквейн), повторение материала по лексике. Развитие патриотическ...