Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны
статья по музыке
В статье обобщение опыта работы данный материал освящает многолетний опыт работы учителя музыки Висич Е. Н. и отражены разнообразные подходы в преподавании уроков музыки. Применение различных приёмов, методов обучения, инновационных технологий, творческих заданий, которые используются в педагогической деятельности на уроках музыки раскрыты в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны | 96.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы учителя музыки Висич Елены Николаевны
Я работаю в школе более 27 лет учителем музыки и каждый день с радостью спешу к своим ученикам стараясь открыть удивительный мир музыки, который дарит ребятам положительные эмоции, чувство прекрасного. Любовь к детям, искреннее желание научить понимать, чувствовать и любить музыку всегда связано с радостью творчества.
Творчески подхожу к каждому уроку, внеклассному мероприятию. Своей работой стараюсь вызвать у учащихся интерес к музыке. Главная задача, которая стоит передо мной – «Это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Работаю по программе Д.Б. Кабалевского и Е. Д. Критской. Эти программы позволяют решать важнейшие воспитательные задачи, которые ставит время. Позволяют работать творчески и не останавливаться на достигнутом.
Владея глубокими и разносторонними знаниями по своему предмету я даю уроки на высоком, профессиональном уровне. Строю свои знания с учётом современных требований проявляя творческий подход к задачам обучения, умело, насыщая учебный материал дополнительными сведениями, большое внимание уделяю развитию личности учащихся, её становления в 21 веке.
Всегда выступает в защиту гуманизации школы. Только творческое сотрудничество учителя и ученика, и «сотрудничество душ», обуславливает плодотворность знаний о музыке. На моих уроках царит атмосфера доверия, желание честно держать ответ учителя и ученика друг перед другом. Она учу детей нестандартно рассуждать, развивает творческое начало личности, способности активного восприятия музыки, самостоятельности личности, её способность к самовыражению. Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед ней.
Мой девиз:
«Ребёнок, испытавший радость творчества
Даже в самой минимальной степени,
Становится другим, чем ребёнок,
Подражающий актам других».
Б. Асафьев.
- Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года:
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | в средн. за три года | ||||||
кол-во учеников в классе | кол-во обучающихся на "4" и "5" | % | кол-во учеников в классе | кол-во обучающихся на "4" и "5" | % | кол-во учеников в классе | кол-во обучающихся на "4" и "5" | % | ||
предмет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
музыка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
класс: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 «б» | 23 | 20 | 87 | 23 | 22 | 96 | 24 | 24 | 100 | 94 |
4 «в» | 17 | 16 | 94 | 16 | 16 | 100 | 17 | 17 | 100 | 98 |
5 «а» | 25 | 25 | 100 | 25 | 25 | 100 | 21 | 21 | 100 | 100 |
5 «б» | 17 | 13 | 74,5 | 17 | 15 | 88 | 15 | 14 | 93 | 85 |
7 «в» | 22 | 18 | 81 | 21 | 20 | 95 | 22 | 22 | 100 | 92 |
За последние три года работая в 4 «б» ,4 « в» , 5 «а», 5 «б», 7 «в» классах достигла позитивных результатов, работая над повышением качества знаний учащихся используя разные педагогические подходы, я стараюсь заинтересовать ученика, развить в нём желание учиться, помочь ученику творчески мыслить.
Хорошая целенаправленная подготовка к урокам позволяет проводить уроки живо и интересно. Подбираю хороший дидактический материал, тесты по различным темам, имею богатую фонотеку, использую мультимедийные презентации, различные средства ТСО и применяю инновационные технологии, что делает обучение более доступным и интересным.
Если проследить динамику роста качества знаний учащихся этих классов, то мы увидим результат педагогической работы учителя, где в сравнении с 2006 и 2008 годом, качество выросло в 4 «б» классе на 13%, в 4 «в» на 6%, в 5 «б» на 18.5%, в 7 «в» на 19%.
Хотя в среднем звене (5-7) кл., всё-таки идёт спад успеваемости по многим предметам, стараетюсь вызвать активность, на уроке создавая различные проблемные ситуации, которые учащиеся разрешают сами. Также использую контроль знаний – а это важная часть учебного процесса, он выполняет три функции, присущие процессу обучения, т.е. имеет образовательное, воспитывающее, и развивающее значение. Основная его цель - проверка знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся. На уроках применяет различные формы контроля знаний: тесты, электронное тестирование, контрольные работы, музыкальные викторины, устный опрос, индивидуальное и групповое исполнение песен. Для исследовательской деятельности даю разнообразные домашние задания (доклад о композиторе, история создания музыкального произведения. Творческая деятельность проявляется в рисунках к музыке, записи в музыкальном дневнике о своих музыкальных впечатлениях об услышанной музыке. Учащиеся охотно работают с тестами на любом этапе урока. Эта работа активизирует их познавательную деятельность.
Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Это всегда стремление вперёд, к лучшему, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. На своих уроках со школьниками разных возрастов, стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, как и все искусства, не просто, развлечение, не добавление. Не «гарнир» к жизни, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.
Много внимания она уделяю видам деятельности, развивающую именно творческую жилку в ребёнке. На ряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением стараюсь уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию.
Творчески подходя к программе, она ни в коем случае не разрушаю её тематическое построение. В своей работе использую тематические, календарные, поурочные планы. Уроки-комплексные, тематические, интегрированные, уроки-путешествия, уроки-проекты , уроки- концерты, уроки-зачёты. На уроках использую инновационные технологии: технологию развития процессов восприятия, технологию ассоциативно-образного мышления, технологию арттерапевтического воздействия, технология продуктивной творческой деятельности. Работаю с компьютером, создаю презентации, использует интерактивную доску. Эти средства ИКТ повышают у учащихся интерес к уроку, ребята лучше запоминают новый материал, на уроке проявляют активность.Применяею презентации при объяснении нового материала, обобщении темы. Работа на интерактивной доске даёт возможность учащимся при анализе и сравнении самим классифицировать и находить правильные ответы, перемещая на доске нужные слова, различные изображения, музыкальные символы, иными словами, учащиеся принимают активное участие в моделировании урока.
В своих презентациях использую разнообразный материал из разных информационных источников, в том числе и из Интернет-ресурсов: сведения о композиторах, музыкальных произведениях, наглядный материал к урокам, музыкальную фонотеку Эту работу можно увидеть на открытом уроке 5 класса «Путешествие в оперу», где есть не только наглядность, но и видео сюжет оперы. Главная задача этого урока, познакомить учащихся с оперой, обратить внимание на связь многих видов искусств в опере. Начиная урок со знакомого материала, учитель знакомит учащихся с историей оперы, затем ребята знакомятся со всемирно известными театрами оперы и балета, и попадают в оперу «Садко» муз. Н.А.Римского-Корсакова, знакомясь с видео сюжетами оперы. Урок был насыщенным, интересным и запоминаемым. Также на уроках использую синтезатор, при исполнении песен в концертном варианте. Дети с удовольствием поют под аккомпанемент этого инструмента, слушая ритмы современной музыки.
В своей работе применяет различные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция (в старших классах.))
Практический метод (упражнение, исполнение);
Наглядно-слуховой метод (слушание и зрительное восприятие);
Метод удивления;
Метод анализа и сравнения;
Проблемной поисковой ситуации;
Метод критического мышления;
Игровой метод. Также методические приёмы к ним.
Использую наглядные пособия (графическое движение мелодии, карточки на определение музыкального лада, долей в музыке, музыкально-дидактические игры, словарь музыкальных терминов, иллюстрации, схемы)…
Все методы и приёмы считаю эффективными для развития музыкальных способностей учащихся - певческого голоса, знаний и умений в области музыки, развития эмоциональной сферы учащихся, и воспитания музыкального и эстетического вкуса учащихся.
Сочетание этих методов хорошо проявляется в теме «Богатырские образы в музыке и изобразительном искусстве» 5 класс.
1.этап урока: Беседа, в которой учитель делает опору на полученные знания.
2.Рассказ о жизни и творчестве русского композитора А.П.Бородина из которого ребята узнают, что композитор был учёным-химиком.
3. Практический метод Елена Николаевна применяет при разучивании музыкальной темы «Симфонии№2» используя нотную запись на доске, а также разучивании и закреплении песни «Песня о маленьком трубаче», выразительном исполнении песни «Памяти братьев Газдановых».
4. Наглядно- слуховой метод применяет во время слушания «Симфония №2» муз А.П.Бородина, «Героической песни Чермене».
5. Метод анализа и сравнения учитель применяет в сравнении богатырской темы русского и осетинского народа.
6.Во время урока Елена Николаевна ставит перед учащимися различные творческие задачи:
- О ком рассказала музыка?
- Какими изображались русские, нартские богатыри?
- Как исполняется осетинская героическая песня?
- Какую песню о героях нашего времени вы знаете?...(См. Приложение №1)
Ролевые игры, игровой метод в теме «Разыграй песню», разыграй сказку» в 1 классе.
Систематически на уроках применяю наглядный метод. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Умение слышать музыку и размышлять о ней учитель воспитывает ребятах с самого начала школьных занятий музыкой.
Понимая проблему музыкального восприятия музыкального восприятия, на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Воображение у ребят особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием.
Перед слушанием стараюсь не сообщать предварительно её название, с тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей своё название, исходя из того, что ими услышано, почувствовано и осмысленно. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из «Утра» Э.Грига (3 кл.). Ребята по- разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Очень точно давали учащиеся характеристику образа в «Богатырской симфонии» А.П.Бородина (5 кл.), учащиеся связали её с образами трёх богатырей.
Так постепенно подвожу учащихся к правильному названию произведения. Она часто практикует письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах).
Самостоятельные размышления учащихся 7 класса о «Лунной сонате» Л.Бетховена (1ч.):
Я думаю, что эта музыка обладает глубокими чувствами. Она проникает в меня, задевая каждую струну моей души. (Татаринцева К.)
По-моему, эта соната рассказывает о том моменте в жизни композитора, когда любовь поступила сурово с ним. Он огорчён. Но надеется, что всё пройдёт, и он встретит ещё человека, с которым будет счастлив. (Мычкина В.)
Музыка переполнена грустью, печалью, несбыточными мечтами. Может быть, сонате рассказывается о безответной любви композитора? В начале, он ещё питает какие- заканчивается первая часть безысходностью. (Саурина Ю.)надежды, но ближе к концу они постепенно угасают. И
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Стараюсь создать атмосферу доверия и доброжелательности.
Большое внимание уделяю слову о музыке, так как значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребёнка.
Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищу художественно - образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Учащиеся подумают, осознают и ответят. Учитывая специфику урока музыки, использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему:
- Как вы считаете?
- Почему вы так решили? Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого года обучения музыки в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни «Сурок» Л.Бетховена, дети отвечают:
«Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая». «Это очень печальная песня», «Мне жаль одинокого шарманщика».
Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают её образ, раскрывая своё отношение.
При этом замечательно, если коллективное размышление «собирают» сами дети. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создаёт объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга.
Я не свожу общение только к речевой деятельности. Бывает в классе такая тишина, которая больше всех слов «скажет» о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются «жить» в прозвучавшей музыке. Также как пауза - это не перерыв в музыке, так и молчание класса - не перерыв в восприятии, а продолжение мыслей и чувств детей. Такая пауза чрезвычайно важна для учащихся. Так на уроке «В чём сила музыки В.А.Моцарта» шестиклассники сидели, слушая при свечах «Реквием» В. А. Моцарта. Наверно это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное.
Ещё одна форма свободного творческого проявления личности ребёнка, его интересов и склонностей, присутствует на моих уроках - ведение «Дневника музыкальных впечатлений», где учащиеся отражают свои размышления. Это даёт возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к уроку музыки. Ребята очень любят выразить свои впечатления в рисунках, стихах, рассказах.
Музыкально-творческая деятельность осуществляется и вокально-хоровой работе. Стараюсь находить новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования, открываю творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов, подходов в совершенствовании педагогического мастерства и мастерства хормейстера.
Приёмы освоения песни освещаются её художественным образом, полностью «вырастают» из него.
Вот так протекает разучивание романса Э. Грига «Заход солнца».
После первой фразы говорю:
- Вечером тень длинная, а у вас она коротенькая, вы её уронили, я не буду на такую тень любоваться. Сделайте её нежнее, распойте.
После исполнения второй фразы:
- «На землю» - мало получилось земли, здесь распев, а вы его не исполнили. «Завеса»- «а»- глубоко, распеть, чтобы окутать темнотой всю землю.
После исполнения первого куплета размышляю:
Среди полночной тишины
Чуть шепчутся берёзы,
К сынам земли приходят сны,
Над миром веют грёзы.
У вас нет тишины. «И» - распеть, а «ш» - спеть чуть слышно. Гласных должно быть много, а согласных - чуть-чуть… (поёт). «К сынам» - смотрите, как любит людей Григ. «А»- опять глубоко, «веют грёзы»- мягко на волнах. Вы слышите, какими чувствами делится с нами композитор. Вот и постарайтесь спеть так, как это переживал сам Григ. Передайте эту красоту природы, глубину чувства. Композитор вас слушает. Ставлю перед детьми портрет композитора. Учащиеся исполняют песню.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании применяю выразительное произнесение текста разучиваемой песни, внутреннее слышание интонации данной песни;
активное включение в игровые ситуации. Примером является «Кузнец» муз. Арсеева (3 кл.) Дети делятся на две группы – кузнецы и всадники, поочерёдно импровизируют образные движения, подчёркивая характерные особенности своего персонажа. Такое же творческое задание они получают при исполнении скороговорки Д. Кабалевского «Барабан».
На своих уроках часто пользуюсь приёмом исполнения музыки движением, жестом – «пластическим интонированием». Это помогает ребятам ощутить протяжённость фразы или нессиметричнось фразировки, почувствовать характер того или иного произведения, а также проявить себя в творческом замысле.
Так в 3 классе, ребята, прослушав фрагмент из «Утра» Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая, как восходит, солнце.) Обращаю внимание на дирижёрский жест, дети, исполняя песню, дирижируют, это даёт почувствовать интонационно образный смысл музыки.
Творческое воображение второклассников связано с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С.Прокофьева «Золушка» («Вальс» и «Полночь»), и свободное дирижирование.
Поиск линий и жеста, движение в передаче бездушного звучания часов. Имитации однообразных ударов мятника-робота.
На уроках развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых решений, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии «в создании» музыки пробуждается интерес к искусству.
Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных ударных, шумовых инструментов. Ребята с интересом и удовольствием музицируют и аккомпанируют себе при исполнении песен «Весёлый музыкант», А. Филиппенко, «Дон-дон» русская народная песня, «Скворушка прощается», А. Попатенко, в произведениях «Арагонская хота» М. Глинки, «Светит месяц» русская народная плясовая.
Наблюдая, Что инструментальное музицирование вызывает восторг и радость у учащихся, желание каждого попробовать свои силы, Стараюсь часто использовать эту деятельность для общего музыкального и творческого развития. Н уроках музыки с такой системой работы отстающих нет. Процент успеваемости всегда составляет 100%.
Внеклассная работа в школе играет важную роль в воспитании нравственных, эстетических качеств учащихся. Каждое школьное мероприятие, каждый открытый урок не обходится без учителя музыки. Елена Николаевна старается подбирать музыкальный материал к тому или иному мероприятию. При подготовке стремится к тому, чтобы музыкальный номер был подготовлен на высоком профессиональном уровне.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, традиционные праздники: «Первый звонок», «День Учителя», «День рождения Коста Хетагурова», «Новый год», «Праздник сказки», «Конкурс солдатской песни», «День Защитника Отечества»,
«8Марта», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер». Ни один из праздников не обходится без моего участия.
На протяжении многих лет перед празднованием «Дня Защитника Отечества» у нас в школе проводится «Конкурс солдатской песни», в котором принимает участие вся школа со 2 по 11 класс. Нахожу время со всеми учащимися подготовиться к конкурсу на высоком профессиональном уровне. Следует отметить, что у детей сформирована культура пения, во время разучивания песни работаю над напевным звуком, чистотой интонации, дикцией, выразительным исполнением. Лучшие классные коллективы исполняют свои песни на празднике «День Защитника
Отечества» в нашей школе празднуется торжественно и в патриотическом настрое.
Много лет руковожу музыкально-театральным кружком «Сказка». Её постановки сказок отличаются хорошей режиссурой, артистизмом маленьких артистов. Она тщательно подбирает музыкальный материал, детей учит эмоционально выражать образ героя, который играет учащийся. Все постановки сказок музыкальные и для её участников важно чтобы они обладали вокальными данными. Неоднократно этот творческий коллектив занимал призовые места в районном конкурсе сказок.
Силами учащихся начальной школы была поставлена опера-сказка М. Красева «Муха-Цокотуха». Дети наглядно познакомились с жанром оперы и её особенностью. Здесь требовались хорошие вокальные данные учащихся , актёрское мастерство участников, высокий профессионализм Елены Николаевны. Учащиеся в районе на конкурсе сказок заняли второе место и
были награждены грамотой за победу в номинации «Соответствие теме конкурса»
Музыкальная сказка «Аладдин» произвела на выступлении в школе, районе неизгладимое впечатление. Хорошая постановка, костюмы, пение действующих героев, тонко подобранная музыка Н.А. Римкого-Корсакова, А. Зацепина, сделали эту постановку яркой, запоминаемой, и были награждены Дипломом второй степени.
На Республиканском конкурсе инсценированной песни о Великой Отечественной войне учащиеся 9 «Б» класса за исполнение песни «Тёмная ночь» были награждены Дипломом второй степени.
В праздновании «Дня рождения Коста», «Дня осетинского языка» тоже принимают участие учащиеся со 2 по 11 класс. Песни исполняются на осетинском языке. Елена Николаевна совершенствуется в правильном произношении слов на осетинском языке, работая предварительно с учителем осетинского языка. В пении ребятам легче запоминать слова и она в процессе работы над песней обращает внимание на перевод слов, качество их произношения, как надо исполнить песню, чтобы она прозвучала выразительно и убедительно.
Много лет руковожу в школе хоровым коллективом «Ровесники», в котором принимают участие 37 учащихся с пятого по десятый класс.
В хоре разучиваются не только новые произведения, продолжают развиваться те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьёзная работа ведётся в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения,
совершенствования исполнительской культуры.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях, конкурсах. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт – это не только радость и праздник, но и трудная, напряжённая работа, результатом которой является рождение искусства. Хор в течение многих лет занимал призовые места в районе, республике на конкурсах хоровых коллективов, также принимал участие на фестивалях хоровой песни музыкальных школ. За все выступления хор награждён грамотами и дипломами.
Подвести итог выше сказанному, хочется сказать ,что условиями успешности обучения на уроках музыки являются познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения, как деятельности. Ребёнок створит ради радости. И эта радость особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учёбе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки- развиваться вместе в учениками, быть в постоянном творческом поиске. Всё можно изменить, и сценарий урока, и музыкальный материал, и метод, но важно одно -путь учителя лежит к сердцу ребёнка, и через сердце ребёнка к диалогу с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка (обобщение опыта работы учителя в период 2007-2011уч.г.)
Обобщение опыта работы учителя в период с 2007 - 2011уч.г....
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Обобщение опыта работы учителя математики Братчиковой Елены Ивановны
Данная работа показывает опыт работы по теме"Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики". Работа по этой теме начата в 2013 году. учитель показывает применение общеобразовател...
Из опыта работы учителя музыки Исуаовой Елены Васильевны
Для преподавателей музыки в 5 - 9 классах....
обобщение опыта работы учителя музыки Елефтериади О.Г.
laquo;Принципы художественной дидактикив системе модернизации развивающего музыкального образования в свете новых ФГОС»...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...
Обобщение опыта работы учителя музыки
В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом в...