Конспект урока в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Мамкина Татьяна Анатольевна

Музыкальные шедевры формируют  у ребенка основу эстетического вкуса, представления об идеале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse._muzyka_na_molberte.docx33.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Цель:

Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение,  дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова.

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия).

                

 Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые  высказывания; анализируют и делают выводы.

 Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.

 Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.

     Организация пространства: фронтальная, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитофон,  музыкальный материал: М.К.Чюрленис симфоническая поэма «Море», песня «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов; презентация.

Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность.

Звучит музыка А. Ермолова «Я рисую этот мир», дети входят в класс.

Музыкальное приветствие.

Психологический этюд «Солнышко».

  1. Постановка учебной задачи.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Герман Гессе, швейцарский писатель

Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки (звук – основа музыки, цвет – основа живописи). Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.

Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками).

  1.  Самоопределение к деятельности.

Ребята отгадайте загадку:

                                                                                                     Стоит за кульманом чертежник.

                                                                                                      А перед чем стоит художник?

                                                                                                                                         (мольберт)

Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)

Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.

Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)

Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.

      4.   Работа по теме.

 Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед - школьник).

- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы  прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом  в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно  музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.

В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.

После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.

 Работа по картинам.

- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.

Картина «Соната моря».

Вопросы:

  1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

  

          Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

        

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

Вопросы:

  1.  Каково ваше впечатление о картине?
  2.  Что вы можете сказать о деталях картины?
  3.  Какова «динамика» произведения?

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

 

Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.

    5 .  Динамическая пауза.

        Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу – чайку.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим как чайка – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – чайка». Потом выдохните. Вдох. «Я чайка», - выдох. Вдох. «Я – чайка» - выдох. Шея чайки вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

 Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

           Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит море. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

            И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь).

  1.  Продолжение работы по теме.

Задание:

Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их, пожалуйста.

  1. Что услышали в музыке?
  2. Какие музыкальные инструменты звучали?
  3. Менялось ли состояние моря?
  4. Как менялось?

Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.

                                                                              ♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»

  1. Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)
  2. Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)

Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев). Арфе нет равных в передаче образов движения воды.

Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным) 

Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)

Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.

Молодцы. Композитор назвал свое произведение симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература).

Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись).

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? (спокойное, бушующее).

А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений?

Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые.) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.

Давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник).

      Сейчас я снова вам предлагаю перевоплотиться, но теперь уже в художников. Давайте насладимся еще раз звучанием симфонической поэмы «Море». Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые  ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ваши эмоциональные ощущения.

Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления  в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге.

                              ♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море» (под музыку дети рисуют).

Анализ работ детей.

Какими цветами передано состояние моря и почему?

 Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления.

Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.

                                                      Исполнение песни  «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов.

  1. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.          

   

- Над какой темой работали?

- Сумели ли ответить на главный  вопрос темы?                

Итак, ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

- С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор).

- Оцените свою работу на уроке.

Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».

Учитель: «До свидания, ребята».  Дети: « До свидания, учитель».

Психологический этюд «Солнышко».         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка по теме: "Музыка" (9 класс)

Урок-игра по теме: "Музыка" (9 класс)Данный урок знакомит учащихся с биографией и творчеством великих композиторов; способствует развитию навыков устной речи, специальных умений в области  исполь...

конспект урока с презентацией по теме "Музыка" к учебнику 7-8 класса авт. Селиванова и Шашурина.

Планирование темы "Музыка" (20 уроков),план уроков17-19,контрольно-измерительные материалы,презентация о звёздах французской эстрады...

"Музыка на мольберте. Композитор - Художник"

Урок музыки в 5 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской...

Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов

Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...