Задания для итоговой оценки планируемых результатов по музыке
учебно-методический материал по музыке

Кныш Ирина Борисовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

4 класс

Задание для итоговой оценки достижения планируемых результатов

Базовый уровень

  • Имеет представление об инструментах симфонического оркестра,  оркестра русских народных инструментов. Знает и размышляет об особенностях    отдельных инструментов и групп симфонического оркестра
  • Определяет  и соотносит  различные элементы музыкальной речи
  • Определяет и понимает жанровые особенности  пройденных музыкальных произведений.

1. Какой инструмент НЕ относится к ударным? Объясни почему, письменно:

А) Барабан                                                        Б) Бубен

В) Банджо                                                        Г) Кастаньеты

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Ключ: В) Банджо т.к. это струнный щипковый инструмент. Нашел инструмент и дал объяснение – 2 балла, правильно определил инструмент, но не дал объяснения – 1 балл, не справился с заданием – 0 баллов.

 2. Соедини термин и определение:

А. Темп

Б. Тембр

В. Акцент

Г. Динамика

1. Громкость звучания

2. Выделение звука

3. Окраска звука

4. Скорость звука

А) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3                              Б) А - 1, Б - 4, В - 3, Г - 2

В) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4                              Г) А - 4, Б - 3, В - 2, Г – 1

Ключ:  Г) А - 4, Б - 3, В - 2, Г – 1 .  За правильный ответ – 1 балл.

 3. Составь пары народных инструментов из одинаковых семейств:

А. Балалайка

Б. Гармонь

В. Рубель

Г. Сопилка

1. Трещотка

2. Гудок

3. Рожок

4. Баян

А) А - 4, Б - 3, В - 2, Г - 1                              Б) А - 2, Б - 4, В - 1, Г - 3

В) А - 3, Б - 1, В - 4, Г - 2                               Г) А - 1, Б - 2, В - 3, Г – 4

Ключ:      Б) А - 2, Б - 4, В - 1, Г - 3 . За правильный ответ – 1 балл.

 4. Жанр в литературе, живописи, музыке и в театральном искусстве, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь:

А) Пастораль                                                Б) Ноктюрн

В) Сарабанда                                                Г) Элегия

Ключ: А) Пастораль. За правильный ответ – 1 балл.

5. Разгадай ребус и выбери правильный ответ:

А) Флейта                                                        Б) Скрипка

В) Фагот                                                        Г) Альт

Ключ: В) Фагот. За правильный ответ – 1 балл.

6. Прослушай финал симфонической увертюры «1812 год» П.И. Чайковского.

Определи на слух . Какие группы инструментов солируют, особенно выделяются в общем звучании  симфонического оркестра? Запиши   эти группы ниже:

Ключ:  Ударные -   колокола, струнно-смычковые, медные духовые.  Назвал 3 основные группы – 2 балла, назвал 1-2 группы – 1 балл. Не справился с заданием – 0 баллов.

Повышенный уровень

  • Умеет  анализировать, обобщать  свойства различных инструментов симфонического, народного оркестров.
  • Различает стилевые особенности различных жанров, выявляет отличия.
  • Умеет работать с разными источниками информации, аргументировать свою точку зрения

  1. Заполни таблицу:

Скрипка

Виолончель

Что объединяет

Чем отличаются

Предполагаемые ответы: Дал полное описание сходств и различий – 3 балла, дал неполное описание – 2 балла, дал описание только одного параметра  - 1 балл, не справился с заданием – 0 баллов

Скрипка

Виолончель

Что объединяет

Это струнные смычковые инструменты, играют на них с помощью смычка, их предок старинная виола, у них похожая форма, имеют по четыре струны

Чем отличаются

Имеет высокий регистр, отличается меньшим размером, тембр можно сравнить с высоким женским голосом

Имеет более низкий регистр, тембр можно сравнить с  мужским  голосом

  1. Вспомни, какие инструменты народного оркестра имеют и общие и различные свойства?  Расскажи об этом  письменно:

Ключ: домра, балалайка – это инструменты общего семейства, струнные щипковые, но имеют разную форму и разное звучание. У балалайки всегда 3 струны, а у домры может быть 4 струны. У балалайки звук более звонкий и мягкий.

За каждый пример с полным описанием – 2 балла, за каждый пример с неполным описанием – 1 балл. Нет примеров – 0 баллов.

  1. Найди ошибки и соотнеси правильно жанры, их определения и музыкальные произведения. В отведенных полях запиши названия жанров:

Произведение

Р. Роджерс «Звуки музыки»

П. Чайковский   «Май. Белые ночи» Цикл «Времена года»

Д. Гершвин «Порги и Бесс»

Определение

А.

это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки.  В переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.

Б

музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы

В.

законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера

Произведение

Р. Роджерс «Звуки музыки»

П. Чайковский   «Май. Белые ночи» Цикл «Времена года»

Д. Гершвин «Порги и Бесс»

Определение (впиши букву)

Жанр (запиши название)

Ключ:

Произведение

Р. Роджерс «Звуки музыки»

П. Чайковский   «Май. Белые ночи» Цикл «Времена года»

Д. Гершвин «Порги и Бесс»

Определение (впиши букву)

Б

В

А

Жанр (запиши название)

Мюзикл

Музыкальная пьеса

Опера

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество  - 6 баллов.

  1. Рассмотри иллюстрацию. Постарайся определить  какой музыкальный жанр здесь изображен? Объясни свой ответ.

C:\Users\Ирина\Desktop\jazz.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Найди в приложении описание этого направления в музыке. Встать соответствующую букву в окно ниже:

                                           

Приложение:

А

Это инструментальный жанр лирического, мечтательного характера. Возник в Средневековье,  позже стал камерным произведением

Б

Многочастное произведение для симфонического оркестра. В переводе с греческого языка обозначает «созвучие»

В

Распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией, малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов

Г

Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется.  В этом музыкальном стиле тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий.

Аналитическая шкала

Содержание параметров

Количество баллов

Соответствие иллюстрации заявленному жанру

Правильно определил жанр – 1 балл, нет связи между иллюстрацией и жанром – 0 баллов

Содержание письменного ответа

Ответ полный – 2 балла, ответ те не полный  – 1 балл, нет объяснения – 0 баллов.

Объем письменного ответа

Ответ  состоит из 5-3 предложений – 2 балла, 1-3 предложения – 1 балл,  нет описания – 0 баллов.

Логичность описания .

Предложения логично связаны – 1 балл, не связаны – 0 баллов.

Работа с приложением

Правильно определен жанр (джаз) – 1 балл

Некоторые задания были использованы с сайта:

https://mega-talant.com/olympiada



Предварительный просмотр:

5 класс

Задание для итоговой оценки достижения планируемых результатов

Базовый уровень

Планируемый результат:

-Сравнивать  и находить общее и особенное музыкальных и живописных произведений и связывать с интонацией

- Узнавать на слух знакомые произведения

Умения

-  Умеет выделять и описывать те интонации, которые являются основными

- Вычленяет основные интонации для сравнения

- Находит общее и различное в произведениях музыкального и изобразительного искусства

 - Умеет сравнивать интонации

-Умеет изображать основные интонации

Задание:

  1. Прослушай фрагменты знакомых произведений. Подчеркни среди предложенных прилагательных те , которые соотносятся с произведением  «Ave Maria» Ф. Шуберта.

- распевные, восходящие,  торжественные, танцевальные, нисходящие, маршевые, восклицательные, вопросительные, повествовательные

  1. Вычлени  основные  интонации, отражающие возвышенный образ .

В предложенном поле,  изобрази их в линиях:

Ф. Шуберт «Аве Мария»

П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся»

  1. Рассмотри предложенные тебе эпитеты, отметь знаком «V»  те, которые ты можешь найти в произведениях  музыкального и изобразительного искусства:  «Аве Мария»  Ф.Шуберта ,  «Сикстинская мадонна» Рафаэля

Легкость

Нежность

Любовь

Воинственность

Возвышенность

  1. Рассмотри  изображение картины. Предположи,  какое музыкальное произведение может быть  созвучным  этой картине.  Свое рассуждение изложи  в  5-7 предложениях. Вырази свое мнение.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Аналитическая шкала

Содержание параметров

 Распознавание основных интонаций

Выделяет основные интонации -2 балла

Распознавание интонаций по характеру

Характеризует интонации -2 балла

Затрудняется охарактеризовать интонацию – 1 балл

Распознавание и  умение изобразить основные интонаций

Правильно изображает интонации -3 балла,

Неточно   изображает интонацию -  1 балл

   Сравнение произведений искусства музыки и ИЗО

Сравнивает и оценивает произведения искусства – 4 балла,

Затрудняется сравнить и оценить – 1 балл

Аргументация своего мнения

Выражает , аргументирует свое мнение – 6 баллов,  

Не выражает своё мнение – 2 балла

10 - 17 баллов - освоил

Методические комментарии:

Задание предполагает самостоятельную работу школьников. Выполнение данного задания рекомендуется на примере музыкальных произведений, знакомых учащимся. На работу отводится 60 минут.

Фрагменты музыкальных произведений для прослушивания: Ф. Шуберт «Аве Мария»,  П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся».

Изображение картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».

Таблицы с микрозаданиями..

Повышенный уровень

Планируемый  результат:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Умения :

- умеет размышлять о роли искусства авторов импрессионистов.

- умеет размышлять о красоте жизни, воплощенной в искусстве

- умеет сопоставлять произведения литературы, музыки и ИЗО, аргументировать свое мнение

Задания:

  1. Прочитай четверостишия, подумай, к каким произведениям музыкального и изобразительного искусства, известных тебе,  они больше всего подходят.  Напиши названия этих произведений в отведенном поле. Предположи, к какому направлению в искусстве они относятся.

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

                 (В.Шефнер «Миг»)

 

 « Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! 
      Мы всё бежим и нет свободных дней, 
      Мелькают даты, время не подвластно, 
       Нас душит бремя жизненных страстей!..»

                   (В.Явник)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши маленькое сочинение-размышление из 7-10 предложений по теме:  « Зачем нам нужно искусство?»  Вырази свое мнение, приведи  2 примера  из жизни .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение:

Синонимы к слову впечатление: чувство, действие, мнение, ощущение

ВПЕЧАТЛЕ́НИЕ, впечатления, ср.

1. Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями. Впечатления детства. Путевые впечатления. Искать новых впечатлений. Впечатления очевидца. Это впечатление не изгладилось у меня до сих пор.

2. Воздействие, влияние. Находиться под впечатлением чего-нибудь. Произвести сильное впечатление. 

|| Эффект, сильное действие (разг.). 

  (из толкового словаря Ушакова)

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема создания образа человека от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому из нас.
Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ человека, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Аналитическая шкала.

Содержание параметров

Логичность рассуждений

Предложения логично связаны – 3 балла, не связаны – 0 баллов.

Анализирует, соотносит произведения искусства

Анализирует, соотносит – 3 балл

Не анализирует, не соотносит – 0 баллов

Размышления в сочинении

Логичность, последовательность рассуждений   – 4 балла, нет последовательности – 2 балла.

Количество правильных примеров

Правильность 2 примеров – 6 баллов

Правильность 1 примера -4 балла

Не приведено – о баллов

Примеры из жизни

Примеры соответствуют рассуждению – 3 балла, не соответствуют – 0 баллов.

Умеет выразить свое мнение

Умеет выразить мнение – 4 балла,

Затрудняется – 2 балла

Умеет определить направление в искусстве

Правильно определено направление -4 балла

Не определено, не отражено в сочинении – 1 балл

Оценка «4»

3-15 баллов

Оценка «5»

15-25 баллов

Методические рекомендации:

Задание предполагает самостоятельную работу школьников. Выполнение данного задания рекомендуется на примере музыкальных произведений, знакомых учащимся. На работу отводится 60 минут.

Произведения искусства музыки и живописи авторов – импрессионистов.

Примерные иллюстрации картин:

К. Моне «Восход солнца», «Стог сена», «Водяные лилии»

Приложение.



Предварительный просмотр:

Задания для итоговой оценки достижения планируемых результатов 6 класс

Базовый уровень:

  • знает и называет средства музыкальной выразительности
  • анализирует средства музыкальной выразительности(мелодию, ритм, темп, тембр, динамику, лад).
  • соотносит понятия и определения

Задания:

1.Выберите и запишите средства музыкальной выразительности

Фактура, мелодия, соната, симфония, гармония, ритм, лад, темп, кантата, романс, тембр, динамика.

Ключ:

Фактура, мелодия, гармония, ритм, лад, темп, ритм, тембр,  динамика – 3 балла,

менее 3 верных ответов  (1 балл)

2.Соотнесите музыкальные термины с их определениями:

А

Реприза

1

Знак молчания

Б

Пауза

2

Знак повторения

В

Акцент

3

Знак продлённого звучания

Г

Фермата

4

Выделение отдельного звука

А) А - 3, Б - 2, В - 1, Г - 4                                     Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г - 3

В) А - 4, Б - 3, В - 2, Г - 1                                       Г) А - 1, Б - 4, В - 3, Г - 2

Ключ:      Б) А - 2, Б - 1, В - 4, Г – 3 (1 балл)

3. Соотнеси и соедини стрелочками названия средств музыкальной выразительности с их определениями:

1) РИТМ                                          

А) скорость движения в музыке

2) МЕЛОДИЯ                                  

Б) чередование коротких и длинных звуков

3) ТЕМБР                                        

В) сила звучания в музыке

4) ТЕМП                                          

Г) настроение в музыке

5) ДИНАМИКА                              

Д) окраска голоса, звука

6) ЛАД                                              

Е) высота звука, голоса

7) РЕГИСТР                                    

Ж) главная мысль музыкального произведения

Ключ:  1 – Б, 2 – Ж, 3 – Д, 4 – А, 5 – В, 6 – Г, 7 – Е. ( Правильный ответ на все номера – 3 балла, на половину номеров – 2 балла, меньше половины – 1 балл, не правильно все номера – 0 баллов)

4.  Соотнесите понятия:

1) Тенор

А) Высокий мужской голос

2)  Контральто

Б) Средний мужской голос

3)  Сопрано

В) Низкий мужской голос

4)  Баритон

Г) Высокий женский голос

5)  Бас

Д) Средний женский голос

6)  Меццо-сопрано

Е) Низкий женский голос

Ключ: 1 – А, 2 – Е, 3 – Г, 4 – Б, 5 – В, 6 – Д. ( Правильный ответ на все номера – 3 балла, на половину номеров – 2 балла, меньше половины – 1 балл, не правильно все номера – 0 баллов)

5. Послушайте К. Сен-Санса «Лебедь»

Перечисли и дай характеристику использованным средствам музыкальной выразительности в тетради, вспомни как можно больше, опиши не менее 4 – х.

Модельный ответ:

Обучающийся перечислил 5-6 средств музыкальной выразительности, использовал адекватные характеристики в соответствии с прослушанным материалом к 4 – м из них, получает 3 балла.

Обучающийся перечислил 4 средства музыкальной выразительности, не всегда верно описал характеристику услышанного материала, получает 2 балла.

Обучающийся перечислил 4 средства музыкальной выразительности, не использовал характеристик в соответствии с прослушанным материалом, получает 1 балл.

Повышенный уровень:

  • находит ассоциативные связи между произведениями музыки, литературными и художественными произведениями;
  • активно использует язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,  окружающего мира и др.)

Задания:

1.Вспомни и запиши не менее 4-х схожих средств художественной и музыкальной выразительности.

Предполагаемый ответ: палитра (музыкальная, палитра красок),

мелодическая линия (линия в рисунке), динамические штрихи (штрихи в живописи), ритм (чередование ритмических элементов в живописи)

2. 1)Прочитай стихи известных поэтов, 2) подбери примеры знакомых музыкальных произведений к этим стихам 3) обоснуй письменно свой выбор 4) если сможешь – приведи  примеры других стихов и музыки в свободном поле «Мои примеры»

Туча

Александр Пушкин

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Н. Рубцов

              Дождь кончился, но облака висят
             Как-будто вновь разверзнуться желают,
              Для облаков на небе нет преград,
              Прогалинка одна синеет с краю…

              Насыщен воздух влагой дождевой
              И запах чистой зелени приятен,
              Наш май- Нарцисс любуется собой -
              Уж как он чист сегодня, свеж, опрятен!

Стихотворение

Музыкальное произведение

Обоснование

Мои примеры

1.

2.

задание 3)

баллы

Правильно подобран  и соотнесен литературный и музыкальный примеры

2 балла за каждый пример

Грамотно сформулировано обоснование выбора

2 за каждый пример

Приведёны собственные  примеры произведений

3 за каждый пример

3. Рассмотри картину А. Дерена «Мост Ватерлоо». Составь и запиши свои размышления, используя как можно больше, но не менее 4-х средств музыкальной выразительности, которые ты бы использовал, сочиняя музыку к этой картине, укажи жанр.

А. Дерен «Мост Ватерлоо»

D:\Курсы 2018\Картины\А. Дерен Мост Ватерлоо.jpeg

Модельный ответ:

Обучающийся записал свои размышления в тетрадь, в которых описал не менее 5-ти средств музыкальной выразительности, обосновал свой выбор развернутыми предложениями из 10 слов. Аргументировал указанный жанр своего произведения. Получает максимальные 3 балла.

Обучающийся записал свои размышления в тетрадь, в которых описал 4 средства музыкальной выразительности, обосновал свой выбор. Указал жанр своего произведения. Получает 2 балла.

Обучающийся составил рассказ, в котором описал 4 средства музыкальной выразительности. Указал жанр произведения. Получает 1 балл

 4. Отрази в рисунке выражение: «Тысяча миров » музыки. Письменно расскажи о своем рисунке.

Аналитическая шкала

Содержание параметров

Количество баллов

Содержание рисунка

Рисунок полно отражает тему – 2 балла, рисунок тему отражает не полно  – 1 балл, рисунок не соотвествует заявленной теме – 0 баллов.

Описание (рассказ о рисунке )

Описание  состоит из 5-3 предложений – 2 балла, 1-3 предложения – 1 балл,  нет описания – 0 баллов.

В рассказе прослеживается связь между музыкой и жизнью

Связь прослеживается  - 2 балла, в описании есть небольшая связь – 1 балл, связи нет – 0 баллов.

Логичность описания .

Предложения логично связаны – 1 балл, не связаны – 0 баллов.

Некоторые задания были использованы с сайта:

https://mega-talant.com/olympiada


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки планируемых результатов по иностранным языкам в основной и старшей школе.

Итоговая оценка проводится с соответствии с планируемыми результатами. Важно формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в средней школе. Система оценки предметных результато...

Система оценки планируемых результатов

Цель  оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенн...

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе....

Средства для оценки планируемых результатов

Нормативные тестовые задания...

Оценка планируемых результатов ООП ООО

Планируемые результаты ООП...

Внутренняя система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации

В данном материале исследуется система и критерии педагогических измерений в области метапредметных результатов при введении ФГОС....

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП...