Разработка урока музыки для 5 класса "Тайны симфонического оркестра"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Урок составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Тайны симфонического оркестра»

Цель урока: Расширить знания о симфоническом оркестре.

Задачи:

1.Дать представление о группах инструментов симфонического оркестра. Научить анализировать прослушанные произведения.

2. Пополнить словарь терминов: дирижер, партитура, симфония, пюпитр.

3. Развивать интерес к классической музыке.

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: Мультимедийный проектор, аудиофрагменты музыкальных  произведений  участием симфонического оркестра:

  1. П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепиано с оркестром»,
  2. В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
  3. С.В.Рахманинов «Вокализ»,
  4. П.И.Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»,
  5. М. Равель «Болеро» М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке»,
  6. А. Филиппенко «Веселый музыкант»

Ребята, когда вы вошли в класс,  звучало произведение известного композитора  П.И.Чайковского «Первый концерт для фортепиано с оркестром» Музыка  вокальная или инструментальная? Звучал один инструмент или много? Какие инструменты вам  показались знакомы?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Дети предлагают тему урока «Симфонический оркестр)

Начиная с 1 класса, мы неоднократно слышим музыкальные произведения, разных композиторов в исполнении симфонического оркестра. А кто мне скажет, что такое оркестр? Оркестр-коллектив музыкантов играющих на различных инструментах. Оркестры  по своему составу бывают разные. Зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра

Посмотрите, как выглядит симфонический оркестр.

В состав симфонического оркестра входят 4 группы инструментов:

Первая группа – это струнно-смычковые инструменты  к ним относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Почему они так называются? Дело в том, что звук извлекается при соприкосновении смычка со струнами инструмента. Отличаются они по размеру и звучанию, самый высокий тембр это у скрипки, низкий у контрабаса. Послушаем, как звучат инструменты «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт, С.В.Рахманинов «Вокализ»

Вторая - деревянно- духовые. Учитель задаёт вопросы учащимся. (Какие инструменты входят в состав этой группы? (фагот ,гобой ,флейта, кларнет) Как извлекается звук на этих инструментах? П.И.Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»

 Третья группа- медно- духовые к ним относятся Труба, тромбон ,валторна туба), из чего изготавливаются эти инструменты? Как извлекается звук на этих инструментах? Э.Григ сюита «Пер Гюнт»,  « В пещере горного короля»

Четвертая группа- ударные (литавры, барабаны(большой, малый), треугольник, ксилофон, тарелки, бубен, колокольчики) Как извлекается звук на этих инструментах? Звук извлекается ударом или тряской(покачивание) по звучавшему телу. М. Равель «Болеро» М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке»(Фрагмент со звучанием ударных) Но есть инструменты, которые не входят в состав симфонического оркестра, они называются одиночные рояль, арфа, орган, челеста.

Работа с тетрадью. Запись основных терминов.

Запишите в тетрадь симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические  музыкальное произведения.  Симфония-с греческого «созвучие» В состав симфонического оркестра входят  от 60- 100 музыкантов бывает и больше   зависит от конкретного музыкального произведения. Располагаются в определенном порядке. Они объединяются в группы схожи по тембру  инструментов, впереди всегда струнные так как звучание тише остальных, затем деревянно-духовые, медно- духовые и ударные Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создает согласованное звучание. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которые называются партия (партитура). Партитура стоит на специальных подставках- пюпитр. Ребята ,чтобы оркестр играл слажено,гармонично,кто для этого нужен ?Дирижер. И его задача всех видеть ,слышать и следить за качеством исполнения.  Он стоит перед музыкантами лицом, у него лежат ноты в которых расписаны партии  всех музыкантов, называются такие ноты клавир. С помощью палочки,  жестов и мимики дирижер показывает музыкантам, как нужно сыграть тот или иной эпизод произведения. Взмах дирижерской палочки показывает, когда нужно вступать, динамику, характер произведения. Так как под руководством разных дирижеров одно и то же исполнение может звучать по- разному.

Ребята, а кто- нибудь из вас знает, как располагаются в музыкальном театре музыканты симфонического оркестра когда идет представление, например балет, опера?

В каждом музыкальном театре перед сценой на всю ее длину имеется специальное  углубление, в котором размещается оркестр. Это место называется оркестровая яма.

Физкультминутка №4 Игра на музыкальных инструментах

Самостоятельная работа

Проводится викторина со следующими заданиями:

1.С помощью аудиозаписи на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит

2.Предлагается слайд электронной презентации с заданием: Соединить  музыкальный  инструмент с группой, к которой он относится.

Вокально- хоровая работа. Исполнить песню «Веселый музыкант» с показом  движений игры на музыкальных инструментах.

Подведение итога урока.

Вопросы:

Какие группы входят в состав симфонического оркестра?

Что такое симфонический оркестр?

Как называется место, в котором размещаются музыканты в театре?

 Какие инструменты начинают звучать при вдувании в них воздуха

Что такое партитура?

Какую роль игра дирижер в симфоническом оркестре?

Учитель комментирует ответы учащихся. Выставление оценок.

Выдача домашнего задания. Виды альтернативных заданий:

  1.  Подготовить рассказ  о музыкальном инструменте
  2. Нарисовать любой музыкальный инструмент
  3. Составить кроссворд с ключевым словом «Симфонический оркестр»
  4. Подготовить электронную презентацию о музыкальном инструменте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе В.В. Воронковой «Тайны симфонического оркестра»

Тема урока:Тайны симфонического оркестраЦель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой  медных духовых инструментов си...

Конспект открытого урока для 4 класса "Симфонический оркестр"

конспект урока по музыке для 4 класса "Симфонический оркестр". Тип урока: комбинированный. Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра....

Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".

Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки.              ...

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...