Открытый урок по теме «основные принципы работы над полифонией в старших классах дмш»
методическая разработка по музыке (8 класс)

Воробьёва Ирина Евгеньевна

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.

Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения. Создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Сосновская детская музыкальная школа

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ :

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

В СТАРШИХ КЛАССАХ ДМШ»

12.12.2015г.

                                                      Подготовила и провела

                                                             преподаватель фортепиано

                                                      СДМШ Воробьёва И.Е.


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО ВОРОБЬВОЙ И.Е. ПО ТЕМЕ :

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

В СТАРШИХ КЛАССАХ ДМШ»

12.12.2015г.

Иллюстрируемый материал: И.С.Бах «Прелюдия и фуга» d-moll    из «ХТК» II том.

Ученик – иллюстратор: Тепцова Елена, 8 класс.

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.

Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения. Создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

   Особое место в фортепианном классе занимает работа над полифонией. Изучение многоголосной музыки – это основа основ воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать у учеников умение слышать и вести одновременно несколько музыкальных линий, что представляет немалую трудность.

   Прежде, чем приступить к разбору конкретного произведения ученик должен знакомиться об истории создания цикла.

Цикл «Прелюдий и фуг» И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир» занимает совершенно особое место в мире музыки: это не просто один из бессмертны шедевров мировой музыкальной литературы, это в полном смысле слова энциклопедия полифонического искусства, его альфа и омега; это настольная книга каждого мыслящего музыканта, необходимое – на всю жизнь – пособие и вместе с тем неиссякаемый источник наслаждения. Л.Бетховен изучивший «Хорошо темперированный клавир» с детства, называл его своей «музыкальной библиотекой».

    Теперь кратко познакомимся со II томом «ХТК», который был закончен Бахом в 1744 году, т.е. через 22 года после создания 1 тома. Оба тома скомпонованы по одинаковому формальному признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное музыкальное произведение, объединённое общей тональностью, например: Прелюдия и фуга До мажор, Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия и фуга до # мажор – до # минор и т.д. Таким образом, последовательно. В хроматическом порядке охватывается весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного и минорного ладов.

    Причиной к созданию 2 тома «ХТК» явилось его желание собрать воедино, в одно целое написанное в разное время и затерявшиеся среди старых бумаг прелюдии и фуги. К тому же Бах хотел основательно переработать эти прелюдии и фуги, придать им окончательную форму. Применив накопленный с годами опыт. А опыт был поистине всеобъемлющим.

   Вопрос ученице: Дай определение словам «полифония» и «гомофония».

   Ответ: Полифония – это многоголосие, одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Гомофония – склад музыки, в котором один голос главный, а другие его сопровождают.

   Вопрос: А теперь вспомни, что такое Прелюдия 17-18 века?

Ответ: В переводе с латинского слово «прелюдия» означает делаю вступление. В 17-18х веках прелюдиями были небольшие поступления импровизационного характера перед основным произведением. Например перед хоралом, сюитой, фугой.

    Педагог: Да, в творчестве Баха прелюдии становятся самостоятельными произведениями с ярко выраженным господством одного образа и однотипностью фактуры и даже самостоятельным жанром.

А теперь предлагаю исполнить наизусть Прелюдию ре минор из 2 тома «Хорошо темперированного клавира».

   Твоё исполнение уверенно, но недостаточно внятное. Предлагаю поработать над отдельными фрагментами и деталями текста.

  Нужно помнить значение всех прелюдий является, как организация органиста перед началом службы и Бах превратил эту импровизацию в отдельный жанр, где главным средством выразительности становится импровизированный характер развёртывания музыкального материала – повторение ритмической формулы, гаммообразные пассажи.

   Прелюдия может трактоваться как портал (вход) а фуга, как храм.

    Прелюдия ре минор двухголосная. Имеет трёх частную форму.   1 часть звучит в основной тональности, 2 часть в Доминантовой   к ре минору и 3 часть в основной тональности.

Прелюдию отличает чёткий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую оживлённость и подвижность. Именно такой непрерывно текущий характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.

   Лена, при игре 16 не надо «застревать» и  нарушать общей плавности звучания, нужно добиваться выравненого звука.

Принцип работы у Баха – ощущение каждого пальца в отдельности, игра не вялыми пальцами, особенно на «спусках», играть чётко.

Артикуляция у Баха – игра или произношение более мелких интервалов слитно, т.е. на легато.

           

Восьмые ноты звучащие на стаккато не нужно играть очень остро, ведь длинна звука не должна укорачиваться. Стаккато у Баха не традиционно, так такового стаккато нет а играется Восьмая как шестнадцатая, четверть как восьмая!  Играть нужно стремительно к сильной доле, т.е к украшению.

В прелюдии   ре минор проходят скрытые голоса почти на  протяжении всей пьесы. Давай поработаем над этими голосами.                                                                                 Мы знаем о том , что у Баха не было крещендо и диминуэндо, это «руки» редактора. У Баха Динамика – по ступеням или по мотивам – это его НОРМАТИВНЫЙ стиль! Т.Е. Игра по правилам.

 Иногда бывает полезно перенести всё произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы.

Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны.

Педагог предлагает сыграть прелюдию на октаву выше. Звучание совершенно другое -  лёгкое, серебристо – рассыпчатое.

Энергичная и оживлённая ФУГА имеет заметно сходство с прелюдией.

 - Расскажи  значение слово «фуга»?

Ученица: - Фуга с латинского означает «бег». В музыке фуга это сложное музыкальное произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.

 - в основе большинства фуг лежит одна тема, которая является тем «зерном», из которого вырастает всё произведение.

     Фуга ре минор трёхголосная. Названия голосов те же что и название голосов в хоре: сопрано, альт, бас.

Фуга начинается с одноголосного изложения темы в среднем (альтовом) голосе  в основной тональности.

Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности ля минор. Здесь тема получает название «ответа» или «спутника». В 6 такте третье проведение темы в басу.

Поочерёдное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги – экспозицию. Изучение данной фуги можно применить следующие приёмы:

Итак, тема, она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение. Её не следует играть суетливо. Обязательно надо чувствовать единый стержень. Пальцы очень активные, не должны вязнуть в клавишах. Начало в Фуге не акцентировать на каждую сильную долю в триоли, ведь у Баха каждый мотив смотрит в следующий такт.

В Трёхтактовая  интермедии правой руке звучит двухголосие, нужно проработать каждый голос отдельно. Интермедия соединяет экспозицию со средним разделом фуги – разработкой.

    В разработке тема проходит в различных тональностях и в изменённом виде. Звучание темы в разделе С исполняется в обращении – показать каждой рукой отдельно. Здесь звучит и кульминация.

 С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги – реприза. Тема звучит в низком регистре и только в основной тональности.

В последней строчке, последнее проведение темы – СТРЕТТО – наложение одного голоса темы на другой. Важно показать самое начало проведения каждой темы.

Заключительная часть:

Удивительная, прекрасная, вечная музыка И.С.Баха, наполняющая наши сердца любовью, радостью, добротой. Любого слушателя она не оставляет равнодушным, хотя каждый чувствует и понимает её по-своему.

Музыка Баха ничего не даст ученику, если у него не возникает душевный контакт с нею, если он не проникнется её пафосом, не почувствует её величия и вместе с тем очарования. Но для того, чтобы восприятие произведений Баха было эмоциональным, необходимо их понимать. Творчество композитора по самой своей природе непосредственно обращено к нашей интеллектуальной сфере.

В заключении я приведу слова Н.Герасимовой – Персидской о связи поколений посредством великих художественных творений: «Чем глубже идейно-художественные концепции. Тем выше эстетическое наслаждение для того, кто столкнулся с безграничным миром гения. И наши потомки будут находить всё новое и новое. Созвучное их времени. Так титаны музыки – вечные современники – связывают нас не только с прошлым, но и с будущем, и мы глубже ощущаем непрерывное движение человеческой культуры и осознаём своё место на её пути!»

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Я.Мильштейн «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха», «Музыка», 1967г.

  1. В.Галацкая «Музыкальная литература зарубежных стран», выпуск 1 «Музыка», 1985г.

  1. А.Швейцер «Иоганн Себастьян Бах» «Музыка», 1964г.

  1. В.Б.Носина «Символика музыки И.С.Баха» Тамбов, 1993г.  

  1. Музыкальный энциклопедический словарь под общ. редакцией В.Г.Келдыша «Советская энциклопедия», 1990г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок по теме "Основные типы задач на проценты" 5 класс

Проблема формирования умения решать задачи на проценты одна из важных тем в системе изучения задач в 5 -11 классах . Умение  учащихся использовать ранее изученный материал по темам "Обыкновенные ...

Открытый урок по теме: "Использование принципов драматургии в создании попурри" по дисциплине "Электронное музыкальное творчество"

Довольно интересный урок получился. Даннай урок расчитан на 2часа. Может пригодиться педагогам дополнительного образования....

Основные принципы работы над полифонией И.С.Баха

Открытый урок с ученицей 7 класса. Подробный разбор проиведения, анализ....

Конспект открытого занятия по теме: "Основные приемы работы с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2010-2011 уч.года...