Сказочные герои в музыке
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Касиян Ольга Анатольевна

План-конспект урока "Сказочные герои в музыке" представляет собой контрольный урок по пед.практике в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnye_geroi_v_muzyke.docx483.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 "КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМ. А.А. ДАУРОВА"

Заключительный урок

по педагогической практике

МКОУ «СОШ №2»  5 «А» класс

Подготовила: студентка 4 курса ДХО

Гавриленко Ольга

Консультант Кохова А.Я.

     

Черкесск 2018

Тема:  Сказочные герои в музыке

Цели и задачи:

  • создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными образами сказочных персонажей на примере «Заколдованного сада Кащея» из балета «Жар-Птица» И. Стравинского и «Избушки на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
  • продолжить работу по выявлению связей музыки и живописи, показать, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание;
  • способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.

Оборудование:

  • Портреты композиторов, наглядные иллюстрации;
  • Компьютер с колонками;
  • Звукозаписи музыкальных произведений

        

Музыкальный материал:

  • И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»
  • М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
  • В. Дашкевич «В гостях у сказки»
  • А. Журбин «Вторая песенка дядюшки Ау»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  • Музыкальное приветствие;
  • Проверка готовности к уроку;
  • Перекличка.

2. Постановка учебной задачи.

Учащиеся рассматривают иллюстрации к сказкам на доске.

- Как связаны эти изображения с музыкой? Какая тема урока? (Высказывания учащихся)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными сказочными образами Жар-птицы, волшебного сада Кащея и Бабы Яги через произведения И. Стравинского и М. Мусоргского. Запишите тему урока в тетради.

3. Изложение новой темы.

-Ребята, назовите сказки, которые вы читали, и их героев. (Высказывания учащихся).

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального произведения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падают снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному.

- Сейчас вы услышите музыку, раскрывающую сказочный образ.

Слушание. (Звучит  «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» И.Стравинского)

- Каким в музыке предстает мир Кащеева царства? Что вы изобразили бы иллюстрируя услышанное произведение? (Высказывания учащихся)

У композитора М.П. Мусоргского был друг художник Виктор Гартман, который неожиданно умер в молодом возрасте. Чтобы почтить его память, организовали выставку, где были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, наброски. Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в картины друга, он захотел запечатлеть его «картинки» в музыке. Так появился фортепианный цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 номеров: «Прогулка» - тема зрителя, объединяет пьесы «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».

По эскизу часов в виде домика на курьих ножках Мусоргский, пустив свою фантазию в полет, создал сказочный образ Бабы-Яги.

Слушание. (Звучит «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).

- Какой вы представили Бабу-Ягу в пьесе Мусоргского? Что она делает? (Высказывания учащихся).

- Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ? (регистровые, динамические, темповые). (Высказывания учащихся)

Композитор Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой – смешной и страшной – изобразил её композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

А вот как описал музыку пьесы Д. Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на одном месте, потом движется, подскакивая, или внезапно нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…».

4. Музыкальная физминутка.

5. Разучивание. 

Сегодня мы разучим песню из мультфильма «Дядюшка Ау».  Главный герой – старичок лесовичок, рассказывает о себе в песне. (Прослушивание «Вторая песенка дядюшки Ау» слова Э. Успенского, музыка А. Журбина.)

Работа над песней: разучиваем отдельные фрагменты песни, показываем рукой движение мелодии (пластическое интонирование), повторяем слова, исполняем песню.

6. Рефлексия

Сегодня ещё раз убедились, как дружно живут живопись, музыка и литература. Разные искусства дополняют друг друга, помогают и глубже раскрывают замыслы авторов: композиторов, писателей, художников.
– С какими сказочными героями и сюжетами вы встречались на уроке музыки?

- Как связаны музыка и изобразительное искусство?

- Как связаны музыка и литература?

(Высказывания учащихся)

7. Домашнее задание.

 Дома на альбомном листе нарисуйте иллюстрацию к одному из музыкальных произведений, с которым познакомились на уроке.

Оценки за урок.

- Закончим наш урок песней Владимира Дашкевича «В гостях у сказки».

Исполнение песни.

Выход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"

Занятие  проводится в форме игры  двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка  участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают  п...

Презентация к уроку музыки по теме "Путешествие в мир сказочных героев А.С.Пушкина"

В презентации представлены иллюстрации к сказкам Пушкина, портреты композиторов, которые обращались к творчеству Пушкина....

«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО

Методическая разработка урока музыки в рамках ФГОС ООО...

Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке

Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.Выявляет роль музыки в литературе....

Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...