Презентация и конспект урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Методическая разработка в 5 классе по теме  "Музыкальная живопись и живописная музыка" показывает взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_mzuka.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема урока: «  Музыкальная живопись и живописная музыка»

Цель: Показать учащимся взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Задачи:

- формирование  понимания  связей  между  музыкальным  искусством  и  изобразительным  искусством.

- способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия композиторской музыки;

- воспитание  чувства  прекрасного  через  использование  музыкальных,  художественных  произведений;

- способствовать  развитию  музыкального  мышления,  умения  анализировать,  сравнивать;

- способствовать  развитию  вокально–хоровых навыков.

Ход урока

№ Этапы работы

                                                      Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

2.

5.

 

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

Ознакомление с новым учебным материалом.

  • Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать  цель урока.

  • Открытие новых знаний.

Цель: обсудить наиболее яркие художественно-выразительные интонации жанра, познакомить с образно-эмоциональной палитрой произведений

Методы: наглядно-слуховой, моделирование, эмоциональной отзывчивости, метод наблюдения за музыкой.

Закрепление учебного материала

Цель: научиться определять художественно-эмоциональные особенности произведений

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования определять художественно-эмоциональные особенности произведения

Задачи:

-применять полученные знания

-давать адекватную самооценку

Методы: репродуктивные

  • Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Домашнее задание

Цель: закрепить умения.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять на слух  лейтмотив и свободно  ориентироваться в выборе средств музыкальной выразительности, уметь выявлять особенности жанра.

- (учитель поет)  Здравствуйте, ребята!

-Садитесь!

- Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусств, которые подарят вам много новых впечатлений и эмоций!

- На прошлых уроках мы отвечали на вопрос:

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

( не было оперы, песен и др.)

    Сегодня на уроке мы продолжим постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим  видом искусства, посмотрите на слайд и скажите:

« Какой это вид искусства?» (живопись).

1.Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?  

 (да, при помощи внутреннего видения)

2.Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? ( да, музыка не требует перевода, она понятна всем т.к. мы слышим ее и представляем, при помощи внутреннего слуха)

-        - С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь

       увидеть музыку?

        - Ответ вы найдёте, прочитав эпиграф к новой теме швейцарского поэта и художника Германа Гёссе.

       

                                Всех звуков и цветов соотношенья,

                                А также способы переложенья

                                Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

                                О, как хотелось мне азы науки

                                Такой постичь!

 Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

   Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

   Цель урока:выявить взаимосвязь между музыкой

 и живописью.

     - Что помогло вам правильно определить вид искусства,    

         описанный в стихотворении?

     ( Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном

      искусстве.)

     - Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую

       проблему он открывает для себя?

 ( «О, как  бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение

    звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.)

                                                                                     

- Посмотрите внимательно на репродукции картин.

- Опишите  и попробуйте сформулировать  их эмоциональное настроение.

«Начало весны» - Ендогуров Иван

«Три богатыря» - Васнецов

«Масленница» – Грузинский Петр

«Рассвет» -Федор Васильев Рассвет

- А сейчас мы с вами прослушаем несколько фрагментов музыкальных произведений. Вы должны понять к какой из картин подходит музыкальный фрагмент.

- Скажите, прослушав музыкальные фрагменты  смогли ли мы увидеть музыку и услышать живопись?

- Запись в тетрадь фамилий композиторов.

- Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция? ( мелодия-рисунок)

Вывод: Итак, мы убедились, что, несмотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь.

Викторина «Подбери музыку»

- Вам необходимо подобрать подходящий музыкальный фрагмент.

Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.

Сегодня мы продолжаем разучивать песню « Мир который нужен мне» Посмотрите клип песни,и обратите внимание как современный художник-клипмейкер передал художественный образ в песне.

Какими красками здесь передано настроение песни? Яркие звуки, цветы.

Вокально-хоровая работа

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

(поют хором): Здравствуйте, учитель!

1.Слайд

2.Слайд(М+Л)

Отвечают дети

3. Слайд с произведениями живописи

4.Слайд вопросы

Отвечают дети

5. Слайд Г. Гессе

Читает ученик

Дети произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке.

6. Слайд Тема урока, цель урока

7. Слайд Картины

И. Левитан «Большая вода»

В. Васнецов «Три богатыря»

«Зимний день»

«Рассвет над рекой»

Звучат:

П. Чайковский  «Апрель»

М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке»

С. Рохманинов романс «Весенние воды»

8. Слайд Композиторы

9. Слайд Средства

Слайд Картина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок  интегрированный  и рассматривает средства выразительности в изобразительном  искусстве и  музыке....

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...

Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...

Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».

Данный  урок по предмету «Музыка»  относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...