Статья "Проблемы организации современного урока в школе"
статья по музыке

Статья "Проблемы организации современного урока в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_organizatsii_sovremennogo_uroka_v_shkole.docx29.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                        Холопова Т.Б., учитель  музыки                              

                                                                                                                        ГБОУ №295   Фрунзенского района                        

                                                                                                                        Санкт-Петербурга

                       Проблемы организации современного урока в школе

                                                    «Уча других, мы учимся сами...» (Л. Сенека)

                                                                                           

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.

В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: “Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Поэтому наша встреча посвящена современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку?  Это хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете, который  должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Меняется и представление об уроке.  Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) на любом уровне общего образования мы должны руководствоваться возрастными особенностями и возможностями учащихся и обеспечивать результативность образования с учетом этих факторов.

К числу базовых технологий могут быть отнесены:

- технология деятельностного метода;

- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;

- технологии, основанные на создании учебных ситуаций;

- технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

- технологии педагогического сопровождения.

Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при использовании информационных технологий обучения.

Какую технологию вы выбираете в своей деятельности зависит от целеполагания - Какую цель вы сегодня перед собой поставите?

Самым трудным перед проектированием урока по СДП являются выбор типа урока, форм, методов и т.д.

По целеполаганию выделяют 5 типов уроков:

I – урок «открытия» новых знаний;

II – урок отработки умений и рефлексии;

III – урок построения системы знаний (общеметодологической направленности);

IV – уроки развивающего контроля;

V – урок – исследование (урок творчества).

Вашему вниманию предлагаем познакомиться с деятельностью педагога, работающего по ФГОС.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

 

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Групповая и индивидуальная

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

 

 

 

 

 

Основная оценка – оценка учителя

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Так что же для нас современный урок ? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

 Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.  Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Литература:

  1. В.А. Сухомлинский Сердце отдаю детям.- М.: Просвещение 1989.
  2. Боброва Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / литература в школе-2008 №3-с. 48-50.
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение 1985.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  5. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.
  6. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. – 114с.
  7. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 1984.- 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации современного урока в начальной школе

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения явл...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....

Статья (Тема: проблемы организации современного урока физической культуры в школе)

Главная задача учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Учитель должен не только привить ребёнку любовь к занятиям спортом, но и научить, как в буд...

Проблемы организации современного урока технологии в школе.

Проблемы организации современного урока технологии в школе....

Статья "Проблемы организации современного урока английского языка в школе"

Статья  Проблемы организации современного урока английского языка   в школе...

Проблемы организации современного урока физической культуры в школе.

Статья. "Проблемы организации современного урока физической культуры в школе"....