Технологическая карта урока по музыке в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Кудрявцева Ольга Ивановна

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

узнают понятия былина, фольклор, певец-сказитель

Научаться называть народный инструмент гусли, слушать музыкальные произведения. Выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока 

по музыке в 3 классе

 По программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Шмагиной Т.С.

«Настрою гусли на старинный лад…»

Учитель музыки

Кудрявцева О.И

2019

Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»

Класс : 3

Тип урока: Освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

Задачи:

- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов  оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

- развивать  эмоционально-образную сферу учащихся;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Проблема урока: какие особенности былины создают ощущения непрерывности, тягучести звучания?

Планируемые результаты:

Предметные: узнают понятия былина, фольклор, певец-сказитель

Научаться называть народный инструмент гусли, слушать музыкальные произведения. Выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, узнавать народные мелодии в творчестве композиторов.

Личностные: проявляют познавательный интерес к музыкальным занятиям.

Метапредметные:

1)Регулятивные: выполняют музыкально-творческие задания по заданным правилам, в носят коррективы в свою работу, понимают важность планирования работы, адекватно оценивают правильность выполнения задания.

2)Познавательные: испльзуют общие приемы решения исполнительской задачи, отмечают характер народных песен, устанавливают взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств.

3)Коммуникативные: координируют и принимают различные позиции во взаимодействии, договариваются и приходят к общему решению, работая вместе.

Основное содержание темы, понятия и термины: Былины, Гусли, Певец-сказитель, фольклор.

При разработке урока используется  

технологии развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий,

методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.                     

Музыкальный материал: фонограмма звучания гуслей, фрагмент из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакого «Заиграйте, мои гусельки», песня «Моя Россия», песня «Из чего наш мир состоит».

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…»

Организационная структура урока

На доске:  эпиграф:

«У Баяна  вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк, в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

  1. Организация начала урока

Приветствие обучающихся. Создает эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте, дети. Проверим готовность к уроку. Я желаю вам получить не только новые знания, но и хорошее настроение

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Фронтальная

Наблюдение

  1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы  с вами говорили об образе матери в музыке. Примером великой любви ко всему человечеству является образ Божьей матери.

Вспомните какие музыкальные произведения мы слушали?

Как переводится слово «Аве»? Аве, Мария?

Мы слушали музыкальную молитву «Богородице, Дево радуйся» Она звучала без музыкального сопровождения. Как называется  музыка, которая исполняется только голосом без музыкального сопровождения?

( a capella)

Отвечают на вопросы

«Аве, Мария» и «Богородице, Дево радуйся»

Фронтальный, метод «мозговой штурм»

Формулирует задание

Сегодня мы приступим у изучению новой темы.

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и  встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.

- Сейчас прозвучит музыка, а вы внимательно прослушав, попытайтесь узнать звучащий музыкальный инструмент.

Уточняет понимание вопроса обучающимся  (вывод на общий признак струнного музыкального инструмента)

Ой, вы гусли – то яровчатые,

Расскажите нашим детушкам,

Как во старину-то вы играли-то,

Звуки издавали гусли звонкие,

Как народ вы потешали-то и радовали,

Как в годину горькую вы плакали,

Как богатырей Руси вы прославляли,

Тех, кто защищал всю землю русскую…

Организует подводящий диалог к теме  и целям урока.

– Ребята, какой  музыкальный  инструмент звучал? Почему так решили?

- Это прозвучали гусли - народный  музыкальный  инструмент.

- Ребята, кто сможет назвать тему нашего урока?

Записать тему урока на доске

- Ребята, что вы знаете о гуслях?

- Что хотите еще  узнать?

Составление плана урока

Слушают музыку. Выдвигают предположения.

Наблюдение

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слушают учителя. Высказывают свое мнение, обосновывают его. Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока. Ставят собственные цели.

Фронтальная, индивидуальная, устный опрос, работа с дневником урока.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

                               

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации)

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. 

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

Физкультминутка под музыку:

  • как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук. Дети имитируют показ игры на гуслях.)

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, имитируют игру на гуслях ( ритмическая игра-физкультминутка)

           

V.   Усвоение новых знаний               

Кто же играл на гуслях в древности?

Кто же такие гусляры?

 Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых,  на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше…  Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое  былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.) каких богатырей вы знаете?

 Сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины называли Баян ( от слова баять, рассказывать)

Давайте посмотрим, как представил гусляра художник.

Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».

Учитель задаёт вопросы учащимся:

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Нравится вам картина или нет?
  3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.
  4. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?

   Учитель подводит итог ответам детей.

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян».

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.  Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.   Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

       Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки.

Слушание музыки. 

Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

- В честь былинного сказителя Баяна назван музыкальный инструмент. Какой? (Баян)

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». 

Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Рассмотрите портрет композитора. Н.А. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и

однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.

"Заиграйте, мои гусельки!" – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко». 

Беседа по прослушанному произведению:

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (Нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся.  Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была  оркестровая имитация, подражание гуслям.)

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

Отвечают на вопросы, слушают, высказывают свое мнение, воспринимают, осмысливают учебный материал 

Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».

Отвечают на вопросы

       Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

Слушание музыки.

Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

Делают запись в Дневнике урока

Смотрят (слушают) видеофрагмента из оперы «Садко».

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

Устный опрос,

работа с дневником урока

  1. Закрепление знаний

Выберите правильный ответ в разделе «Проверь себя!»

Учащиеся отмечают «Проверь себя!

Работают с дневником урока

Наблюдение

VII.Творческая деятельность

Сегодня  на уроке мы погружались в нашу российскую историю в древнюю русь и сейчас мы споем песню о нашей любимой родине России

Распевка

Исполнение песни «Моя Россия» и песни

«Из чего наш мир состоит»

Выполняют задания учителя, хоровое пение

Наблюдение

VIII. Информация о домашнем задании

Дети, нарисуйте дома старинный русский инструмент - гусли

Слушают объяснение учителя

фронтальная

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) 

Что у вас сегодня на уроке получилось, а что не смогли сделать? Почему? Что понравилось на уроке?

Отметьте в графе Итог Урока отзыв

Работа в дневнике урока

Устный опрос

Сдают дневник урока на проверку

                   

 

       



Предварительный просмотр:

                                      ДНЕВНИК УРОКА    

           «Настрою гусли на старинный лад…»     

 Фамилия,  имя _______________________________________

Автор произведения

Название произведения

Какой характер

 у произведения, какое настроение вызывает

Вид искусства

(музыка, живопись)

В.М. Васнецов

1848-1926

«Баян»

М. И. Глинка

 1804-1857                                                                    

 «Песнь Баяна» 

из оперы «Руслан и Людмила»

Н.А. Римский - Корсаков    

1844 – 1908

«Заиграйте, мои гусельки» 

из оперы «Садко»

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!   Выбери правильный ответ:

1. Былина

а) весёлый напев б) народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях

2. В древности на Руси гусляров называли  а) Баянами   б) ложкарями

3. Какого русского композитора мы называем композитором – сказочником?

_______________________________________________________________________

4. Какой русский художник изобразил гусли в своей картине «Баян»?  _________________________________________________________________

   ИТОГ УРОКА  (отмечай только один отзыв знаком V)

  1. Я всё понял и узнал для себя много нового и интересного

C:\Users\Эксперт\Desktop\1 64713876_5432514.jpg

  1. Я почти всё понял, но у меня были трудности

C:\Users\Эксперт\Desktop\hm.gif

  1. У меня были трудности на протяжении всего урока

C:\Users\Эксперт\Desktop\uu.gif

                               СЛОВАРЬ     ЭСТЕТИЧЕСКИХ   ЭМОЦИЙ

 

  Весело

беспечно

задорно

игриво

празднично

радостно

шутливо

бодро

легко

Взволнованно

обеспокоено

тревожно

трепетно

Грустно

жалобно

печально

обиженно

скорбно

тоскливо

тревожно

Дерзко

вероломно

назойливо

вызывающе

Мужественно

бесстрашно

богатырски

отважно

по-боевому

по-военному

сильно

смело

уверенно

храбро

Раздражённо

агрессивно

беспощадно

гневно

резко

сердито

страшно

яростно

Робко

болезненно

вкрадчиво

застенчиво

осторожно

растерянно

Сонливо

безвольно

вяло

дремотно

лениво

Сумрачно

глухо

мрачно

пасмурно

тоскливо

угрюмо

хмуро

Спокойно

безмятежно

беззаботно

добродушно

доверчиво

мягко

напевно

плавно

просветлённо

протяжно

светло

убаюкивающе

Таинственно

волшебно

загадочно

настороженно

сказочно

Торжественно

величаво

величественно

победно

пышно

Шутливо

забавно

затейливо

иронически

лукаво

юмористически

Энергично

гордо

мужественно

независимо

отважно

решительно

смело

твёрдо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе

технологическая карта урока музыки по программе Алеева, Науменко...

Технологическая карта урока - Рождение музыки

Технологическая карта урока "Рождение музыки"  во 2 классе  в 1 четверти по программе "Музыка" авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С . Урок входит в раздел "День, полный событий "...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА

Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством....

Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"

Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...

Технологическая карта урока по музыке 3 класс

Технологическая карта урока по музыке УМК «Школа -2100» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр 3 класс...

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"

Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...

Технологическая карта урока по музыке.

ПрТехнологическая карта урока по музыке.№ 18 в 3 классе по теме "Тембры"оверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы....