Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе
учебно-методический материал по музыке

Федосенко Ольга Анатольевна

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_otzyvchivost.docx37.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Новосибирской области

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе

Выполнена преподавателем ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 2» Федосенко О. А.


В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы было отмечено, что отличительной чертой российского образования, является его направленность на преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально-волевой сферы, прагматизмом мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя.

Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовании определены «задачи, направленные на развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей».

В ФГОС НОО также подчёркивается значимость воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. В связи с этим, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников, как проявления гуманного отношения к себе и окружающему миру, считается одной из актуальных проблем психологии, педагогики и предмета «Музыка». Целью музыкального воспитания обучающихся является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку входит в понятие – музыкальная грамотность, которая является стержнем музыкальной культуры. Именно на уроках музыки у ребенка формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства, и создаются оптимальные условия для его разностороннего развития.

В литературе, раскрывающей проблемы детской психологии и педагогики, отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания, очень часто понимается как эмоциональная отзывчивость. Эмоциональная отзывчивость – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

В.А. Сухомлинский утверждал, что эмоциональная отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.

Э.Я. Эголинский позиционирует отзывчивость, как одно из индивидуальных проявлений эмоциональных свойств личности, выражающееся в понимании переживаний другого человека, в способности откликаться на радость и горе окружающих. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Н.А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.

В развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников особое место занимает искусство. При возникновении у человека различных чувств и эмоций (радости, любви, счастья, торжества, ненависти, злобы и т.д.) искусство может оказать существенное воздействие на внутренний мир человека, его поведение в окружающем социуме.

Среди всех видов искусства, прежде всего музыка выделяется по силе ее эмоционального воздействия. Ее глубокая эмоциональная связь с окружающим миром, системой человеческих взаимоотношений, непосредственность, способность проникать в самые, казалось бы, недоступные уголки сознания, умение передать разнообразную гамму чувств и эмоций – все это позволяет именно музыкальное искусство считать эффективным средством в развитии эмоциональной сферы человека.

«Стенографией чувств» называл музыку Лев Толстой, «языком души» - композитор и критик А.Н. Серов. «Это область чувств и настроений, - писал он о музыке, - это в звуках выраженная жизнь души». В обоих высказываниях главнейшей стороной содержания музыки являются эмоции.

Исследования показывают, что у детей музыка вызывает эмоциональный отклик намного раньше других искусств, самые первые музыкальные произведения ребенок слышит в грудном возрасте с колыбельными песнями, исполняемыми матерью. Именно тогда зарождаются первые эмоции, на родной голос матери.

Музыка, воздействуя на человека, вызывает благородные возвышенные чувства, позволяет пережить мощные эмоциональные потрясения и напряжения, без которых жизнь человека была бы не полной.

Выразительность языка музыки во многом схожа с выразительностью речи.

Речевая интонация, прежде всего, выражает мысли, чувства говорящего, так же выражения чувств происходит через жесты. Все эти компоненты помогают при передачи мыслей человека. Поскольку и музыка, и речь основаны на широком использовании интонации, в них непременно заложено смысловое начало, несущее эмоциональный настрой.

Вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Эта проблема рассматривалась в разных контекстах: как психическое явление (А.Н. Леонтьев); как эмоциональная черта характера (Б.И. Додонов, У.Хартап и др.); как качество человека, выражающееся в его способности к переживанию (В.А. Сухомлинский); как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям (Л.С. Выготский).

Многие ученые исследовали различные аспекты эмоциональной отзывчивости в контексте творчества, в частности: значение и моделирование эмоций в процессе художественного восприятия и творчества (В.К. Белобородова, В.И.Петрушин), психолого-педагогические основы эмоциональной выразительности (Л.И. Божович, К.Е. Изард, А.Е. А.Е. Ольшанникова и др.), основы теории музыкальных эмоций (В.Н. Холопова).

Поэтому реализация проблемы  развития эмоциональной отзывчивости младших школьников возможна в нахождении эффективных методов и приемов использования разных видов музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Правильно организованная музыкальная деятельность содержит в себе большие возможности для формирования эмоциональной отзывчивости обучающихся на уроках музыки в начальной школе. Музыкальная деятельность как средство музыкального искусства влияет на развитие воображения и фантазии, силы воли и смелости, уверенности в себе и собственных силах, развитие музыкальной памяти и ассоциаций, интуиции и осознание музыки, музыкально-слуховой наблюдательности и продолжительности внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр чувственного видения мира, повышает самооценку ребенка и его работоспособность. Все эти качества необходимы обучающимся в их дальнейшей жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся на музыку – одно из важных направлений в музыкальном развитии учащихся на уроках музыки.

Развивая эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, учитель на уроках музыки полноправно участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы личности. Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Своевременное формирование эмоциональной отзывчивости младшего школьника подразумевает формирование и актуализацию у него представлений об экспрессивном выражении эмоции, переживании эмоции и ситуационном содержании эмоции.

Таким образом, эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний (настроения, чувства, аффекты), отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Практическая деятельность играет основную роль в развитии сложных чувств и эмоций младшего школьника, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.

Особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это выведение учеников на игровой уровень деятельности, восприятие произведений искусства, музыки, литературы, театра, кино и др. В современных подходах к руководству формированием эмоциональной отзывчивости у младших школьников в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности.

Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Б.М. Теплов говорит о том, что познание звуков в качестве музыкальных требует особых чувств, но таких, которые еще не являются переживанием. Это чувство ритма, ладовое чувство, чувство гармонии и др. переживание музыки не просто эмоционально, оно связано с понимаем содержания: "Музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств" [Теплов].

В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания, разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По выражению В.В. Медушевского содержанием музыки являются человеческие эмоции и что музыке присущи механизмы «заражения» и «внушения» слушателям эмоций [Школяр 2001, с.67].

Эмоциональная сторона воспитания младшего школьника ярко отражается в музыкальном развитии. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

К видам музыкальной деятельности относятся: вокально-хоровая, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, музыкально-пластическое интонирование.

Понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки (песня, танец, марш).

Песня воздействует на чувства учащихся, занимает его досуг, в яркой образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Так как в пении сочетается слово и музыка, то оно обладает большей массой эмоционального воздействия. Развитию эмоциональной отзывчивости у обучающихся способствует понимание эмоционально-смыслового содержания песни, ее выразительное исполнение с движением, с инсценированием, с сопровождением игрой на детских  музыкальных инструментах.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая переработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи. Движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа, острее, осознаннее слышать все изменения в музыке Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Инсценирование музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащиеся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыку, и выразительно их исполнить. Создавая тот или иной образ, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения.

 Главное место в организации музыкально-ритмических движений на уроках музыки отводятся играм. Они активизируют заинтересованное отношение к музыке, способствуют восприятию музыкальных образов, развивают эмоциональную отзывчивость.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащает художественный опыт школьника, развивает интерес к исполнительской деятельности, формирует эмоциональное отношение ребят к музицированию через представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, раскрытию эмоциональной сущности ритма, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса. Наиболее целесообразная форма постановки творческих заданий перед обучающимися связана с игровой ситуацией, так как творческие возможности детей гораздо полнее раскрываются в непринужденной обстановке. При исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и инструментальным  произведениям для слушания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, "пропускают" его через себя.

Представления учащихся об эмоциональной сущности ритма усиливаются своеобразием звучания инструментов (их окраской), для которых написана та или иная партия. Например, при восприятии «Неаполитанской песни» П. А. Чайковского учащиеся подчеркивают танцевальный характер пьесы звучанием треугольника-вершину каждой фразы, а танцевальный характер – звучанием костаньет.

Понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки (песня, танец, марш).

Песня воздействует на чувства учащихся, занимает его досуг, в яркой образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Так как в пении сочетается слово и музыка, то оно обладает большей массой эмоционального воздействия. Развитию эмоциональной отзывчивости у обучающихся способствует понимание эмоционально-смыслового содержания песни, ее выразительное исполнение с движением, с инсценированием, с сопровождением игрой на инструментах.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая переработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Инсценирование музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащиеся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыку, и выразительно их исполнить. Создавая тот или иной образ, школьники передают свое понимание содержания и характера произведения.

 Главное место в организации музыкально-ритмических движений на уроках музыки отводятся играм. Они активизируют заинтересованное отношение к музыке, способствуют восприятию музыкальных образов, развивают эмоциональную отзывчивость.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащает художественный опыт школьника, развивает интерес к исполнительской деятельности, формирует эмоциональное отношение ребят к музицированию через представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, раскрытию эмоциональной сущности ритма, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса. Наиболее целесообразная форма постановки творческих заданий перед обучающимися связана с игровой ситуацией, так как творческие возможности детей гораздо полнее раскрываются в непринужденной обстановке. При исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, "пропускают" его через себя.

Представления учащихся об эмоциональной сущности ритма усиливаются своеобразием звучания инструментов (их окраской), для которых написана та или иная партия.

.

Эмоциональная отзывчивость, развивается в создании музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания.  Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Дидактические игры акцентируют внимание детей на изобразительных возможностях музыки и стимулируют их эмоциональную отзывчивость на произведении различного характера. Например: «Контрасты», когда музыка состоит из двух контрастных образов. Детям предлагается сравнить их с образами природы – жук и бабочка и передать в пластике, в движениях.

«Разгадаем загадку!»

«Выше леса стоячего,

Ниже облака ходячего,

Стоит безуглый дом

Без дверей, без окон»

- Учитель читает загадку шепотом, меняя интонации в голосе, (чтобы привлечь внимание детей, сосредоточенность.)

- Дети, закрыв глаза, движением рук передают смысл каждой фразы загадки, изображая текст.

- Затем  делают, то же самое открыв глаза.

- Учащиеся ищут ответ загадки, что это может быть? В результате учащиеся приходят к выводу, что ответ – гора.

Для формирования эмоциональной отзывчивости учащихся можно предложить следующие способы организации восприятия инструментальной музыки:

- свободное включение воображения – без предварительной подготовки дети сами говорят, что представили, увидели. «Что я чувствую – я скажу»;

- слушание музыки с установкой на образ данный педагогом;

- слушание музыки с подключением движений рук, пальцев, мимики. Через мелкую моторику руки учитель видит, как дети реагируют на музыку. Можно использовать «пальчиковый театр» - все интонационные изменения в музыке показать движением рук и пальцев;

- творческое самовыражение детей – пластическое изображение, когда задействовано все тело.

Например:

Детям предлагается прослушать музыкальную композицию, построенную а двух контрастных мелодиях и дать вербальное определение звучания музыки:

Первая мелодия – нежная, ласковая

Вторая мелодия – жесткая, ритмованная

Дети дают название этим образам в музыке:

Пробуждающийся цветок

Коряга

Бабочка

Жук

Девушка

Робот

Затем детям предлагается встать в круг и передать пластическими движениями тела, рук, мимикой, названные выше образы во время звучания музыки, закрыв глаза.

Такое задание способствует эмоциональному раскрепощению, расслаблению,  равносильно эмоциональному массажу. Для лучшего осознания ладовой окраски музыки – мажора и минора, на формирование чувства эстетического сопереживания, развития фантазии можно предложить следующее задание:

Найти оригинальные эмоциональные характеристики двух ладов: мажора и минора. Детям предлагается прослушать две пьесы Владимира Салманова «Утро в лесу» (мажор), «Вечер» (минор). Дети определяют, какая часть суток изображена в музыке и почему?

Какими чувствами наполнена музыка? Какие звуки, краски природы композитор взял в свою музыку? Как удалось композитору передать эти образы? – жанровые основы музыки (песни), цветовая гамма (светлые, затемненные).

Пластикой, движениями рук, мимикой учащиеся передают содержание музыки. Можно предложить разукрасить данную музыку тембрами детских музыкальных инструментов на выбор – треугольник, бубен, ксилофон, металлофон и т.д. И как продолжение – передать свои впечатления от прослушанной музыки в изобразительной деятельности, то есть в рисунках.

Таким образом, развитию эмоциональной отзывчивости способствуют все виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, музыкально-пластическое интонирование. Музыкальная деятельность с элементами игры является одним из средств развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Посредством музыки воспитывается у младшего школьника способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт творческой, созидательной жизнедеятельности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018. – 53 с. (Стандарты второго поколения)
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология развития человека. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 1006 с.
  3. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. - М.: 1978. - 272 с.
  4. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
  5. Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях / А.Г. Ковалев //- 1957. - №4. - С.19
  6. Лифинцева Н.И. Развитие у ребенка эстетического восприятия / Н.И. Лифинцева, О.А. Бычихина // Искусство и образование. 2006 - №6. - С.23 .
  7. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А.Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -232 с.
  8. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
  9. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. – 1995. - № 4. – С. 37-40.
  10. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности / Б.М. Теплов // Музыка в школе. - 2004. - №5. - С. 8-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю)

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

Статья на тему: Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др. Восприятие музыки яв...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными....

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе (в помощь учителю).Восприятие музыки.Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности...