Технологическая карта урока по музыке 3 класс: "Лель"
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:»Лель»
Музыка 3 класс
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
Тема занятия: Лель, мой Лель.
Тип занятия: урок расширения и углубления знаний.
Форма занятия: урок-сказка.
Цель занятия: показать на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих произведениях образы русских певцов – сказителей.
Задачи занятия:
Образовательные:
- познакомить с воплощением сказочных образов в музыке русских композиторов;
- развивать вокально - хоровые навыки пения.
Развивающие:
- развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа.
Формирование УУД:
Личностные УУД
- проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.
Коммуникативные УУД
- проявлять активность во взаимодействии с учителем;
- учитывать эмоциональное восприятие музыки одноклассниками, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.
Регулятивные УУД
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в музыкальной деятельности;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.
Познавательные УУД
- формулировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных впечатлениях.
Музыкальный материал: былинные наигрыши, Ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова, Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка».
Дополнительный материал: презентация, голубые и белые снежинки для рефлексии.
Оборудование: ноутбук, компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки, магнитофон.
Ход занятия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД. |
I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | 1. Приветствует обучающихся. «Здравствуйте, ребята!» 2. Проверяет готовность обучающихся к занятию. | 1. Дети входят в класс под былинные наигрыши. 2.Приветствуют учителя. «Здравствуйте!» 3. Проверяют свою готовность к занятию. | Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку. Коммуникативные: мотивация к учебной деятельности. |
II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. 1. Повторение изученного ранее. | У. С каким жанром народной музыки мы познакомились на прошлом занятии? У. Как звучит былина? У. Какой инструмент сопровождал пение былин? У. Как называли музыкантов, которые играли на гуслях? У. А как называли в древности людей, рассказывающих былины под звучание гуслей? У. С каким певцом - сказителем мы познакомились на прошлом занятии? У. Давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».
У. Какой характер носит эта музыка? У. А кто написал оперу «Садко»? | Отвечают на вопросы учителя. Д. Былины. Д. Протяжно, нараспев. Д. Гусли. Д. Гусляры. Д. Певцы-сказители, баяны. Д. С Садко. Д. Народный, задорный, плясовой. Д. Николай Андреевич Римский - Корсаков. | Регулятивные: слушают вопросы и отвечают на них. |
2. Формулировка темы занятия. | Совместно с обучающимися формулирует тему занятия. У. Сегодня мы познакомимся с музыкой еще одной сказочной оперы Николая Андреевича Римского - Корсакова. Её название вам подскажет загадка: Слайд 2. Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчушку в пар. Дед и бабушка в печали. Как дочурку величали? У. Где можно встретиться со Снегурочкой? | Д. Снегурочка. Д. На празднике Нового года. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений и их обоснование. |
3. Проверка домашнего задания. | У. А вы знаете русскую народную сказку о Снегурочке? У. Расскажите её. У. Так о чём же мы будем говорить на сегодняшнем занятии? У. С чего же мы начнём? У. Верно. | Д. Да. Рассказывают сказку. Д. Мы будем говорить об опере Николая Андреевича Римского - Корсакова «Снегурочка». Д. Вначале нам нужно познакомиться с главными героями оперы. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися. |
III. Этап изучения нового материала. 1. История создания оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. | Рассказывает об истории создания оперы. Слайд 3. У. Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург Александр Николаевич Островский. Пьеса была написана в 1873 году по сюжету русской народной сказки «Снегурочка». Слайд 4. У. Сначала пьеса шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем в 1881 году Римский - Корсаков написал по ней оперу. У. Когда композитор прочитал «Снегурочку» А. Н. Островского первый раз, то сказка ему совершенно не понравилась, а царство берендеев и вовсе показалось странной выдумкой. Спустя пять лет Римский-Корсаков снова прочел «Снегурочку», и в этот раз он словно «прозрел на ее удивительную красоту». Он отправился в Москву, чтобы лично встретиться с писателем и получить разрешение на использование произведения в качестве основы либретто. Слайд 5. У. Работа над оперой «Снегурочка», по словам композитора, была самая легкая и быстрая за всю его музыкальную жизнь. На написание оперы у него ушло всего шести месяцев. | Слушают учителя.
Записывают понятие в тетрадь. | Коммуникативные: формирование умения слушать. Познавательные: узнают специальную терминологию музыкального искусства. |
2. Знакомство с сюжетом оперы. | Слайд 6. У. События в сказке происходят в Берендеевом царстве в доисторические времена. У. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переславлем-Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство. У. В сказочной стране берендеев царят мир и доброта. Слайд 7. У. В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны - Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы - Солнца, своего врага и соперника. У. Но Снегурочка стремиться из глухого леса к людям. Ей нравятся людские песни, песни, которые поёт молодой Лель, ей нравятся девичьи хороводы. Отец с матерью, отпуская Снегурочку к людям, решают поселить ее в берендеевой слободке. У. Снегурочка в слободке появляется, когда народ празднует уход зимы и встречу весны. Как называется такой праздник? У. На Красной горке, провожая Масленицу, берендеи водили хороводы, пели песни, играли в народные игры. | Слушают учителя. Д. Масленица. | Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. |
Физкультминутка. | У. Этот обряд сохранился до наших дней. Давайте представим, что и мы с вами очутились в Берендеевом царстве. Сейчас мы тоже поиграем в одну из таких игр. Называется она «Ручеёк». Ведя эту игру в старину, молодёжь не только веселилась, но и знакомилась, выбирая себе пару для будущей совместной жизни.
| Играют в «Ручеёк» под музыку. | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке. |
3. Знакомство с Лелем - одним из главных героев оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. | У. Ну а теперь вернёмся к главным героям оперы. У. Снегурочке нравились песни Леля. Кто же это такой? Слайд 8. У. Если поискать в древней славянской мифологии толкование имени «Лель», то оно будет примерно таким: Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15 - 17 лет, пастушок. Лель - это голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет; он приносит в этот мир любовь. У. Лель – один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются - песни Леля. Ария – это сольный вокальный номер в опере, где герой рассказывает о себе, своих чувствах, переживаниях. У. Сопровождаются эти песни звуками рожка. Как вы думаете, почему? У. Да, это так. Посмотрите, как изобразил Леля Виктор Михайлович Васнецов. Все эти эскизы: и Дед Мороз, и Весна Красна, и Снегурочка, и Лель, Васнецовым были сделаны специально для оперы Римского-Корсакова. | Знакомятся с героем оперы пастушком Лелем. Записывают понятие в тетрадь. Д. Рожок - это музыкальный инструмент пастуха. | Личностные: формирование духовно-нравственной позиции. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4. Прослушивание и анализ арии Леля – «Третья песнь Леля». Видео. | У. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. У. В опере «Снегурочка» в исполнении Леля звучат три песни: 1-ая - «Земляничка-ягодка под кусточком выросла»; 2-ая - «Как по лесу лес шумит»; 3-я - «Туча со громом сговаривалась». У. Третью песню Лель поёт по просьбе царя Берендея на празднике «Ярилин день» - первый день лета. Давайте её послушаем. Слайд 9.
У. Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Лёле Лель»? У. Какие картины вы представляете, слушая песню Леля? У. К какому же жанру относится эта песня? У. Что сближает песню Леля с народной песней? У. Если судить по песне, каков Лель по характеру? У. Как Римский-Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы?
У. А какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка? Слайд 10. | Слушают песню. Д. Веселая, задорная, танцевальная. Д. Кажется, что в это время девушки водят хороводы. Д. Это хороводно-плясовая песня. Д. Мелодия, повторы, фразы. Д. Простой, добрый, наблюдательный. Д. В начале песни литавры изображают раскаты грома, а скрипки – начало дождя. Д. Кларнет. | Регулятивные: формирование умения анализировать музыкальные произведения. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания |
5. Вокально-хоровая работа. | У. Партию Леля в опере исполняет меццо-сопрано - это низкий женский голос. Русские композиторы часто писали партии мальчиков-подростков и юношей для меццо-сопрано. Слайд 11. У. Сегодня, мы с вами разучим эту песню. Исполняя её, помните о том, что она построена на интонациях русских народных песен, хотя и является композиторской.
| Записывают определение. Разучивают песню. | Личностные: реализация творческого потенциала. Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя. |
IV. Этап подведения итога занятия. Работа с учебником с. 62-63. | У. Вот и подходит к концу наше занятие. - Музыка, какого композитора звучала у нас сегодня? У. С каким героем этой оперы мы познакомились? Слайд 12. У. Откройте учебник на с. 62-63. Рассмотрите как Василий Семёнович Липицкий – мастер лаковой миниатюры из Федоскино - изобразил Леля в своих работах. У. Как называется номер в опере, исполняемый одним певцом? У. О каком русском народном празднике идёт речь в опере? Выставляет оценки. | Отвечают на вопросы учителя. Д. Музыка оперы-сказки Н.А.Римского-Корсакова. «Снегурочка». Д. Один из главных героев оперы пастушок Лель. Рассматривают иллюстрации миниатюр. Д. Ария. Д. Масленица. | Познавательные: развитие умения обобщить полученную информацию, формирование умения анализировать и синтезировать свои знания Личностные: усвоение жизненного содержания полученной информации. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. |
V. Этап домашнего задания. | У. Как вы думаете, какое окончание у сказки печальное или счастливое? У. Это вы сможете узнать, если прочитаете сказку «Снегурочка» Н.А.Островского. | Ответы детей. Записывают задание в дневник. | |
VI. Этап рефлексии. | У. Ребята, у меня на столе лежат голубые и белые снежинки. Если занятие вам понравилось, возьмите себе на память голубую снежинку, если нет - белую. | Выбирают снежинку, оценивают занятие. Дети выходят из класса под весёлую русскую народную музыку. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе
технологическая карта урока музыки по программе Алеева, Науменко...
Технологическая карта урока - Рождение музыки
Технологическая карта урока "Рождение музыки" во 2 классе в 1 четверти по программе "Музыка" авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С . Урок входит в раздел "День, полный событий "...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА
Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством....
Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"
Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...
Технологическая карта урока по музыке 3 класс
Технологическая карта урока по музыке УМК «Школа -2100» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр 3 класс...
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...
Технологическая карта урока по музыке.
ПрТехнологическая карта урока по музыке.№ 18 в 3 классе по теме "Тембры"оверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы....