Технологическая карта урока по музыке 3 класс: "Лель"
методическая разработка по музыке

Юрьева Светлана Анатольевна

"Лель мой Лель" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_-lel_3kl.docx68.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:»Лель»

Музыка                                                                               3 класс

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

Тема занятия: Лель, мой Лель.

Тип занятия: урок расширения и углубления знаний.

Форма занятия: урок-сказка.

Цель занятия: показать на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих произведениях образы русских певцов – сказителей.

Задачи занятия:

Образовательные:  

  • познакомить с воплощением сказочных образов в музыке русских композиторов;
  • развивать вокально - хоровые навыки пения.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение.

Воспитывающие:  

  • воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа.

Формирование УУД:

Личностные УУД

  • проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.

Коммуникативные УУД

  • проявлять активность во взаимодействии с учителем;
  •  учитывать эмоциональное восприятие музыки одноклассниками, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

Регулятивные УУД

  • осуществлять контроль и самооценку своего участия в музыкальной деятельности;
  • эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.

Познавательные УУД

  • формулировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных впечатлениях.

Музыкальный материал: былинные наигрыши, Ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова, Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка».

Дополнительный материал: презентация, голубые и белые снежинки для рефлексии.

Оборудование: ноутбук, компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки, магнитофон.

Ход занятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД.

I. Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствует обучающихся. «Здравствуйте, ребята!»

2. Проверяет готовность обучающихся к занятию. 

1. Дети входят в класс под былинные наигрыши.

2.Приветствуют учителя.

«Здравствуйте!»

3. Проверяют свою готовность к занятию.

Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

Коммуникативные: мотивация к учебной деятельности.

II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

1. Повторение изученного ранее.

У. С каким жанром народной музыки мы познакомились на прошлом занятии?

У. Как звучит былина?

У. Какой инструмент сопровождал пение былин?

У. Как называли музыкантов, которые играли на гуслях?

У. А как называли в древности людей, рассказывающих былины под звучание гуслей?

У. С каким певцом - сказителем мы познакомились на прошлом занятии?

У. Давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

  • Звучит ария Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова.

У. Какой характер носит эта музыка?

У. А кто написал оперу «Садко»?

Отвечают на вопросы учителя.

Д. Былины.

Д. Протяжно, нараспев.

Д. Гусли.

Д. Гусляры.

Д. Певцы-сказители, баяны.

Д. С Садко.

Д. Народный, задорный, плясовой.

Д. Николай Андреевич Римский - Корсаков.

Регулятивные: слушают вопросы и отвечают на них.

2. Формулировка темы занятия.

Совместно с обучающимися формулирует тему занятия.

У. Сегодня мы познакомимся с музыкой еще одной сказочной оперы Николая Андреевича Римского - Корсакова. Её название вам подскажет загадка:

Слайд 2.

          Дед и баба вместе жили,

          Дочку из снежка слепили,

          Но костра горячий жар

          Превратил девчушку в пар.

          Дед и бабушка в печали.

          Как дочурку величали?

У. Где можно встретиться со Снегурочкой?

Д. Снегурочка.

Д. На празднике Нового года.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений и их обоснование.

3. Проверка домашнего задания.

У. А вы знаете русскую народную сказку о Снегурочке?

У. Расскажите её.

У. Так о чём же мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

У. С чего же мы начнём?

У. Верно.

Д. Да.

Рассказывают сказку.

Д. Мы будем говорить об опере Николая Андреевича Римского - Корсакова «Снегурочка».

Д. Вначале нам нужно познакомиться с главными героями оперы.

Регулятивные: целеполагание, как постановка  учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися.

III. Этап изучения нового материала.

1. История создания оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Рассказывает об истории создания оперы.

Слайд 3.

У. Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург Александр Николаевич Островский. Пьеса была написана в 1873 году по сюжету русской народной сказки «Снегурочка».

Слайд 4.

У. Сначала пьеса шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем в 1881 году Римский - Корсаков написал по ней оперу.  

У. Когда композитор прочитал «Снегурочку» А. Н. Островского первый раз, то сказка ему совершенно не понравилась, а царство берендеев и вовсе показалось странной выдумкой.

Спустя пять лет Римский-Корсаков снова прочел «Снегурочку», и в этот раз он словно «прозрел на ее удивительную красоту». Он отправился в Москву, чтобы лично встретиться с писателем и получить разрешение на использование произведения в качестве основы либретто.

Слайд 5.

У. Работа над оперой «Снегурочка», по словам композитора, была самая легкая и быстрая за всю его музыкальную жизнь. На написание оперы у него ушло всего шести месяцев.

Слушают учителя.

 

Записывают понятие в тетрадь.

Коммуникативные:

формирование умения слушать. Познавательные:

узнают специальную терминологию музыкального искусства.

2. Знакомство с сюжетом оперы.

Слайд 6.

У. События в сказке происходят в Берендеевом царстве в доисторические времена.

У. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переславлем-Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство.

У. В сказочной стране берендеев царят мир и доброта.

Слайд 7.

У. В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны - Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы - Солнца, своего врага и соперника. 

У. Но Снегурочка стремиться из глухого леса к людям. Ей нравятся людские песни, песни, которые поёт молодой Лель, ей нравятся девичьи хороводы. Отец с матерью, отпуская Снегурочку к людям, решают поселить ее в берендеевой слободке.

У. Снегурочка в слободке появляется,                           когда народ празднует уход зимы и встречу весны. Как называется такой праздник?

У. На Красной горке, провожая Масленицу, берендеи водили хороводы, пели песни, играли в народные игры.

Слушают учителя.

Д. Масленица.

Регулятивные:

развитие умения осмысливать полученную  

информацию.

Физкультминутка.

У. Этот обряд сохранился до наших дней. Давайте представим, что и мы с вами очутились в Берендеевом царстве.

   Сейчас мы тоже поиграем в одну из таких игр. Называется она «Ручеёк». Ведя эту игру в старину, молодёжь не только веселилась, но и знакомилась, выбирая себе пару для будущей совместной жизни.

  • Звучит весёлая русская народная музыка.

Играют в «Ручеёк» под музыку.

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке.

3. Знакомство с Лелем - одним из главных героев оперы  «Снегурочка»         Н.А.Римского-Корсакова.

У. Ну а теперь вернёмся к главным героям оперы.

У. Снегурочке нравились песни Леля. Кто же это такой?

Слайд 8.

У. Если поискать в древней славянской мифологии толкование имени «Лель», то оно будет примерно таким: Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15 - 17 лет, пастушок. Лель - это голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет; он приносит в этот мир любовь.

У. Лель – один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются - песни Леля. 

Ария – это сольный вокальный номер в опере, где герой рассказывает о себе, своих чувствах, переживаниях. 

У. Сопровождаются эти песни звуками рожка. Как вы думаете, почему?

У. Да, это так. Посмотрите, как изобразил Леля Виктор Михайлович Васнецов. Все эти эскизы: и Дед Мороз, и Весна Красна, и Снегурочка, и Лель, Васнецовым были сделаны специально для оперы Римского-Корсакова.

Знакомятся с героем оперы пастушком Лелем.

Записывают понятие в тетрадь.

Д. Рожок - это музыкальный инструмент пастуха.

Личностные: 

формирование духовно-нравственной позиции.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Прослушивание и анализ арии Леля – «Третья песнь Леля».

Видео.

У. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец.

У. В опере «Снегурочка» в исполнении Леля звучат три песни:

1-ая - «Земляничка-ягодка под кусточком выросла»;

2-ая - «Как по лесу лес шумит»;

3-я - «Туча со громом сговаривалась».

У. Третью песню Лель поёт по просьбе царя Берендея на празднике «Ярилин день» - первый день лета. Давайте её послушаем.

Слайд 9.

  • Звучит третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка».

У. Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Лёле Лель»?

У. Какие картины вы представляете, слушая песню Леля?

У. К какому же жанру относится эта песня?

У. Что сближает песню Леля с народной песней?

У. Если судить по песне, каков Лель по характеру?

У. Как Римский-Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы?

 

У. А какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка?

Слайд 10.

Слушают песню.

Д. Веселая, задорная, танцевальная.

Д. Кажется, что в это время девушки водят хороводы.

Д. Это хороводно-плясовая песня.

Д. Мелодия, повторы, фразы.

Д. Простой, добрый, наблюдательный.

Д. В начале песни литавры изображают раскаты грома, а скрипки – начало дождя.  

Д. Кларнет.

Регулятивные: 

формирование умения анализировать музыкальные произведения.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки.

Коммуникативные:

формирование умения грамотно строить речевые высказывания

5. Вокально-хоровая работа.

У. Партию Леля в опере исполняет меццо-сопрано - это низкий женский голос. Русские композиторы часто писали партии мальчиков-подростков и юношей для меццо-сопрано.

Слайд 11.

У. Сегодня, мы с вами разучим эту песню. Исполняя её, помните о том, что она построена на интонациях русских народных песен, хотя и является композиторской.

  • Разучивание песни

Записывают определение.

Разучивают песню.

Личностные: реализация творческого потенциала.

Регулятивные: выполняют учебные действия под руководством учителя. 

IV. Этап подведения итога занятия.

Работа с учебником с. 62-63.

У. Вот и подходит к концу наше занятие.

- Музыка, какого композитора звучала у нас сегодня?

У. С каким героем этой оперы мы познакомились?

Слайд 12.

У. Откройте учебник на с. 62-63. Рассмотрите как Василий Семёнович Липицкий – мастер лаковой миниатюры из Федоскино - изобразил Леля в своих работах.

У. Как называется номер в опере, исполняемый одним певцом?

У. О каком русском народном празднике идёт речь в опере?

Выставляет оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Д. Музыка оперы-сказки Н.А.Римского-Корсакова. «Снегурочка».

Д. Один из главных героев оперы пастушок Лель.

Рассматривают иллюстрации миниатюр.

Д. Ария.

Д. Масленица.

Познавательные:

развитие умения обобщить полученную информацию, формирование умения анализировать и синтезировать свои знания

Личностные:               усвоение жизненного содержания полученной информации. Коммуникативные:

формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

V. Этап домашнего задания.

У. Как вы думаете, какое окончание у сказки печальное или счастливое?

У. Это вы сможете узнать, если прочитаете сказку «Снегурочка» Н.А.Островского.

Ответы детей.

Записывают задание в дневник.

VI. Этап рефлексии.

У. Ребята, у меня на столе лежат голубые и белые снежинки. Если занятие вам понравилось, возьмите себе на память голубую снежинку, если нет - белую.

Выбирают снежинку, оценивают занятие.

Дети выходят из класса  под весёлую русскую народную музыку.

Познавательные: 

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе

технологическая карта урока музыки по программе Алеева, Науменко...

Технологическая карта урока - Рождение музыки

Технологическая карта урока "Рождение музыки"  во 2 классе  в 1 четверти по программе "Музыка" авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П, Шмагина Т.С . Урок входит в раздел "День, полный событий "...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСКУССТВО. МУЗЫКА

Цель: через знакомство с музыкой Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, показать теснейшие связи профессиональной музыки с народным музыкальным творчеством....

Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"

Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...

Технологическая карта урока по музыке 3 класс

Технологическая карта урока по музыке УМК «Школа -2100» В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр 3 класс...

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"

Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...

Технологическая карта урока по музыке.

ПрТехнологическая карта урока по музыке.№ 18 в 3 классе по теме "Тембры"оверочные вопросы по музыке для школьной комплексной проверочной работы....