СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.
статья по музыке (5 класс)

Еленина Наталья Сергеевна

Кратская иформация по технологиям  и методикам преподавания музыки в общеобразовательной школе  в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_i_metodiki.docx22.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ.

Еленина Н.С.,

учитель музыки

МБОУ "СОШ №3 г.Красноармейска"

Саратовской области им.дважды героя

Советского Союза Н.М.Скоморохова.

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам.

Я в школе работаю по программе, авторами которых являются Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. В данной программе урок музыки опирается на выявление жизненных связей музыки, это не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок жизни, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.

В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:

1.Технология развития ассоциативно – образного мышления

Данная технология базируется на связи музыки с разными видами искусства – кино, изобразительном искусством, литературой, театром. На уроке музыки взаимодействие искусств помогает осваивать язык музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств. Развитие процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений(музыка утра и вечера, музыка зимы и осени и т.д.)

Используя методику анализа музыкального произведения, я включаю в этот процесс выявление жанров(песня, танец, марш); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); слежу за тем, как развиваются и движутся интонации (интонации – темы – музыкальные образы). Для каждого ребенка любое музыкальное произведение может ассоциироваться с личными воспоминаниями, или с какими - то событиями, при этом вызываются определенные эмоции, например: "Утро" Э. Грига; «1й концерт для фортепиано с оркестром» П.И.Чайковского, «Ноктюрн» Ф.Шопена,«Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского, "Времена года " П.Чайковского и др.

2. Игровая технология 

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Известен факт, что школьники во время игры мало устают, а мозг и интеллект их активно работает.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по - своему изобразить действие.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

Занимаясь играя, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, боятся показать свои знания и умения. Считаю необходимостью включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства.

Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению, чем создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

На уроках использую песенные музыкально – ритмические движения, работу над речитативом, исполнением частушек, разучивание хороводов, игру « На чем играем?»,  фольклорная музыкальная игру « Бояре», повтор ритмического рисунка.

3. Здоровье сберегающая технология

Главная задача уроков музыки – это создать условия для сохранения здоровья учащихся, снятие нервно-психических перегрузок и восстановление положительного эмоционально – энергетического тонуса учащихся. Этому должен способствовать процесс внедрения здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс.

На уроках возможны использование таких видов таких как: ритмотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия и фольклорная терапия.
Искусство врачевания и музыка тесно связаны между собой. При воздействии музыкой на определенные мозговые зоны и активизируется работа мозга в целом.

Нужного эффекта повышения активности или расслабления можно добиться, подбирая музыкальные произведения, например: релаксация – Глюк «Мелодия», В.А.Моцарт «Лунная соната», «Осенняя песенка» П. И. Чайковского и др.

Часто просмотр репродукций произведений изобразительного искусства сопровождается звучанием музыкального произведения. Из наблюдений за детьми видно, что это оказывает положительное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Являясь ритмическим раздражителем, музыка оказывает стимулирующее воздействие на физиологические изменения в организме, которые ритмично происходят в вегетативной сфере и в двигательной. Успокоительные воздействия оказывают ритмы вальса. Успокаивают мягкие ритмы, а быстрые, пульсирующие - возбуждают, например:«Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского,«Танец с саблями» А. Хачатуряна. Музыкальные интонации обладают не меньшей силой воздействия, чем ритм. Диссонирующие - возбуждают, а консонирующие - успокаивают. Музыкально – ритмические упражнения помогут снять умственные перегрузки и утомления на уроках хорового пения, при этом они выполняют функцию релаксации, позволяя переключиться на другой вид деятельности.

Отдельно хочу выделить необходимость включения в процесс обучения русский песенный фольклор, так как музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, всё это способствует развитию художественного ассоциативного ряда фантазии и мышления. Под музыку песни развиваются музыкально - творческие способности детей. Исполняя народные песни, появляется желание свободно двигаться и общаться. Творческие способности детей активно проявляются в инсценировании русских народных песен. Исполнение сопровождается звучанием народных инструментов, мимикой и жестами. В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метроритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком. Исполняя произведения не только по заданному учителем образцу, ученики вкладывают свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Практически на каждом уроке использую накопленный мной за многие годы работы педагогом народно-хоровых дисциплин в среднем профессиональном звене, богатейший песенный репертуар России. 

Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка, но при разучивании песенного народного материала раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность во всех видах музыкальной деятельности.

4. Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. Необходимо тщательно отбирать вокально – хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое, сольное.

Репертуар должен соответствовать возрасту ребенка, песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

5. Информационные технологии - это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке, клавишный синтезатор, медиапроектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.

Специальные и инновационные методы музыкального образования: метод наблюдения за музыкой, метод убеждения и увлечения музыкой, метод импровизации (Б. Асафьев);метод сопереживания (Н. Ветлугина, Д. Кабалевский, А. Мелик-Пашаев); метод размышления о музыке (Д.Кабалевский);метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Кабалевский) или метод перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э. Абдуллин);метод создания композиций (Д. Кабалевский, Л. Горюнова);метод музыкального обобщения (Э. Абдуллин) и три действия этого метода;метод эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Л. Предтеченская, Э. Абдуллин);метод контрастных сопоставлений и метод уподобления характеру звучания музыки (О. Радынова);метод музыкального собеседования (Л. Безбородова); метод создания художественного контекста (Л. Горюнова);метод интонационно-стилевого постижения музыки (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, В. Медушевский, Е. Критская) как общехудожественный метод, способствующий становлению «пытливого слуха» (Б. Асафьев) в художественно-познавательной деятельности (через метод наведения, интонационно-образные сопоставления);метод переинтонирования (В. Медушевский, Е. Критская);метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Алиев);метод моделирования художественно-творческого процесса (В. Давыдов, А. Мелик-Пашаев, Л. Школяр) как универсальный и общий для искусства метод (углубляющий проблемный метод);метод «сочинения уже сочиненного» (В. Усачева, Л. Школяр), творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема;методы изучения крупных музыкальных произведений в школе (Д. Кабалевский, М. Красильникова);метод содержательного анализа инструментальных произведений (В. Школяр) (как практическое воплощение принципа моделирования художественно-творческого процесса,диалектико-драматургический в своей основе) и его практические «алгоритмы»;метод повторного восприятия музыкальных произведений (Д. Кабалевский, Л. Безбородова)

Итак, применение данных технологий и методик отличается высокой результативностью и способствует:

личностному развитию учащихся;

повышению интереса школьников к учебным занятиям;

росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся;

воспитанию активности и самостоятельности; формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

А главное: создаются предпосылки к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК

Современные образовательные технологии дают простор для творческого самовыражения и самореализации ученика. С их помощью можно добиться большей результативности в развитии внимания, мышления, воображе...

Об использовании музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

В статье описано, как и какие современные технологии использует в своей работе Новгородова Т. П.: интегративные технологии, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, социоигровые, з...

Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Современные образовательные технологии и методики преподавания английского языка

Изучение новых технологий и методик преподавания англ.яз...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...

«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»

Использование совремменых образовательных технологий и методике преподавания георафии в школе...