Изучение Концерта А. Вивальди Ля –минор (ор. 3 № 6) в классе скрипки (из опыта работы).
методическая разработка по музыке

Королева Нина Павловна

Приступая к изучению концерта А. Вивальди a-moll для скрипки (ор. 3 № 6), учащийся уже имел определенный опыт работы над произведениями композиторов данной эпохи: Дж. Мартини «Гавот», Дж. Бонончини «Рондо». С увлечением ознакомились с материалом о жизни и творчестве композитора, о жанре сольного инструментального концерта, о его истоках и особенностях. Слушали записи, развивая эмоциональное отношение к музыке А. Вивальди и накапливая слуховой опыт. Одновременно шло и техническое развитие учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_kontserta_a.vivaldi_lya-minor._iz_opyta_raboty.docx277.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Изучение Концерта А. Вивальди Ля –минор (ор. 3 № 6)

в классе скрипки (из опыта работы).

Выполнила преподаватель

класса скрипки

Королева Нина Павловна

C:\Users\Нина\Desktop\Vivaldi_La_Cave.jpgВ истории итальянской музыки ХVII века особое место принадлежит Антонио Вивальди, который является создателем жанра сольного концерта (для скрипки, виолончели, гобоя, трубы, мандолины и др. инструментов с ансамблем) и программной музыки для оркестра (концерты «Охота», «Буря на море», цикл «Времена года»). Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.

Концерт — это своего рода музыкальная игра света и тени, некая конструкция, где каждая составная часть находится в противодействии остальным частям. С появлением концерта рождается тенденция к музыкальному повествованию, к развитию мелодии как некоего языка, способного передавать глубины человеческих чувств. В действительности слово «concertare» происходит от слов «состязаться», «сражаться», хотя также понимание смысла этой музыкальной формы соединено с «consertus», что значит «согласовывать», «приводить в порядок», «объединять». Этимологические значения очень хорошо соответствуют цели композитора, которые, посредством новой формы способствовали удивительному продвижению музыкального языка эпохи. Музыкальный стиль А. Вивальди богат мелодизмом, жизнерадостен и виртуозен.  Соединение монументальности и театрального пафоса с лирикой, мягкостью достигались неожиданной сменой громкого и плотного звучания всех инструментов с тихим сольным или камерным звучанием.  

Приступая к изучению концерта А. Вивальди a-moll для скрипки (ор. 3 № 6), учащийся уже имел определенный опыт работы над произведениями композиторов данной эпохи: Дж. Мартини «Гавот», Дж. Бонончини «Рондо». С увлечением ознакомились с материалом о жизни и творчестве композитора, о жанре сольного инструментального концерта, о его истоках и особенностях. Слушали записи, развивая эмоциональное отношение к музыке А. Вивальди и накапливая слуховой опыт. Одновременно шло и техническое развитие учащегося: продолжалась работа над владением смычка в штрихе легато, деташе (и их сочетаний), маркато, мартеллато, освоением IV- V позиции, работа над вибрацией и выразительным интонированием мелодии (этюды Ф. Мазаса, Г. Кайзера и других композиторов)

      Концерт состоит из трех частей, построенных на принципе тематического и тонального контраста: первая часть –Allegro (а-moll), вторая – Largo (d-moll), третья – Presto (a-moll). Следует заметить, что именно такая последовательность частей свидетельствует о предвосхищении классического сонатно-симфонического цикла. В концерте четко прослеживается тенденция к выделению первой части как главной и наиболее весомой.  

I часть Allegro. Тема концерта a-moll (ор. 3 № 6) по первой интонации могла бы открывать фугу, но поток дальнейших повторений и секвенций сообщает ей плясовую динамику, невзирая на минор и остро запоминающийся облик.

Основная тема концерта вступительное 1 Tutti построено на ярких фанфарных интонациях, повторах звуков и фраз.  В первоначальном виде она проводится в I части, а в измененном виде в III части концерта.    Уже начальная формула, отличающаяся «вдалбливанием» одного звука, становится визитной карточкой концерта.

                                                                                                       

C:\Users\Нина\Desktop\Church_of_the_Ospedale_della_Pieta_(7254936384).jpg (Ospedale della Pietà консерватория в Венеции где преподавал А. Вивальди).

Повторяющийся звук «ля» нужно фразировать с нарастанием акцентировки, это придает исполнению выразительность и динамичность. Исполнение акцентированного штриха должно быть в разных нюансах, придавая восьмой ноте разнохарактерную акцентировку (от легкой, мягкой – до энергичной, активной), сочетая при этом правильное соотношение силы звука восьмой ноты с двумя шестнадцатыми (распределение смычка). Предельная динамика, волевой напор помогают воплотить мужественный, устремленный образ. Такая естественность движения даже в пределах первой темы, такая непринужденность соединения различных интонационных истоков - поразительное свойство Вивальди. Следует обратить внимание на разнохарактерное звучание тематического материала в различных эпизодах первой части. Одна и та же ритмическая и мелодическая фигура, звучащая в начале концерта торжественно и энергично, приобретает в дальнейшем нюанс piano и легкий, изящный характер. Усиление состязательного характера, придающее особую яркость музыке концертов А. Вивальди, контраст не только между отдельными частями цикла, но и внутри основной, первой его части (рондообразная форма) с заостренным противопоставлением Tutti и Sоlо скрипки не контрастно, а   повторяет главную тему, соревнуясь с оркестром, варьирует тему нежно, певуче.

 2 Tutti звучит коротко, ярко - тема у среднего голоса, как бы   перебивает развитие музыкального потока Solo скрипки, излагающей неустойчивую, гибкую мелодию лирического плана - будущий прообраз побочной партии. Средний эпизод носит разработочный характер, где раскрывается концертность в перекличке Sоlo и Tutti.   Композитор несколько усложняет ее традиционное строение I части концерта: динамизирует последовательно эпизоды от первого к третьему, увеличивая значимость, масштаб и разработочно - импровизационный характер последнего эпизода, трактуемого как расширенная и динамизированная реприза. Композитор вплотную подходит к двухтемности, носящей контрастный характер. Оркестр излагает основную тему Tutti, а солирующая скрипка проводит лирический материал. Контраст (в одновременноcти) достигает максимума, усиливая ладовым сдвигом-расширением у скрипки в сферы мажора просветляя тем самым образный итог.

 II часть концерта Largo. Средняя часть - это проникновенная звуковая миниатюра, состоящая из 14 тактов и усиливающая психологическую глубину раскрытия внутреннего мира человека; она же вводит лирические элементы в жанровый финал, как бы протягивая единую лирическую линию концерта.

 Основной тон звучания подчинен эмоциональному содержанию исполняемой части: возвышенное содержание, вдохновение пение, теплота живого человеческого голоса. Голос говорит, жалуется, признается, настаивает и надеется. Музыкальная ткань ясна и прозрачна, проникнута сердечным лиризмом, «белькантна».   Полнозвучие, широта, душевная глубина и в то же время трепетность - такие разные краски в различной динамике подчинены тембровым возможностям одной струны. Развитие в предложениях секвенционное, динамическое движение части от рр до f. Кульминация — (13 такт) и динамическая и смысловая совпадают.  Исполнителю нужно владеть широким «смычковым дыханием» - то, что называют «бесконечным смычком». Кроме того, важной задачей является выбор целесообразного варианта распределения смычка, осуществляемый во взаимосвязи содержания и интонационной структуры мелодии, в тесном единстве с фразировкой. Следует обратить внимание на мягкую атаку звука - (наложение смычка па струну с воздуха) на филировку звука - регулирование скорости движения и веса смычка, на смену игровой точки в зависимости от требуемого динамического нюанса (при crescendo - смычок приближается к подставке, при diminuendo - к грифу), таким образом воспитывая у учащихся культуру звучания.  

III часть концерта a-moll - Рrеstо - довольно продолжительная. Основная тема, это эмоциональная доминанта-упоение жизнью.  Воля, яркость, устремление и в тоже время лирическое отступление, не теряющая напора и характера тема – в Tutti, и конечно же импровизационный и даже романтический характер Solo.  В этой части концерта происходит мало событий и строение традиционно (Тutti и Sо1о). Но интересно, что А. Вивальди использует в структуре строения принцип медленно сжимаемой пружины, как и в чем же это выражается? Показ основных тем, разработочные моменты, появление тонального сдвига в параллельный мажор и интенсивное чередование Solo - Тutti происходит к концу части - здесь же определяется и смысловая и кульминационная доминанта.

Tutti 1 - Первое предложение 14 тактов, тема яркая, волевая исполняется штрихом маркато. Энергичное дeташе с активно-акцентированной атакой требующее подчеркивания, утяжеления, скандирования каждого звука т.е.   насыщенность основной части звука с некоторым ослаблением к концу звучания, при этом пауза между звуками отсутствует. Во фразах (7 такт) происходит сопоставление f и р.

Второе предложение - напор, устремление - напоминает яркую фанфарную интонацию из I части концерта –знаменитое «вдалбливание» и тут же ниспадающие интонации. Далее предложение звучит мужественно
благодаря активной акцентировке и стремлению к мелодической вершине.

2 Tutti - фраза из темы (основное зерно), проходящая в ми-миноре, звучащие как свет и тень f и р.

3 Tutti - 9 тактов из второго предложения (tutti 1) темы можно назвать репризным разделом.

4 Тutti - происходит обкат в новой тональности -до-мажор.

5-6-7 - Тutti- это фразы, состоящие из 6, 3,2 тактов - уже упомянутое сжимание пружины, короткие переклички с Sо1о - утверждение основной тональности и движение к кульминации.

1 Sо1о звучит в р (dolсе c leggiero) - переход от маркированного штриха к деташе, легато и их сочетаниям. Музыка этого Sо1о импровизационна.  Происходит динамическая игра р и f', а далее контрапунктом в средних голосах звучит тема Тutti (из 2 предложения).

Комбинация легато-деташе требует от исполнителя филигранной кистевой техники, полетности в штрихе, легкости. На первый план выходят артикуляционные свойства штрихов. Здесь Вивальди применяет прием «штриховой контрапункт» -разные штрихи в разных партиях.

2 Sо1о (dolce c leggiero) гибкая мелодия лирического плана, секвенция довольно кратковременная.

В 1 и 2 Sо1о с помощью сочетаний штрихов Вивальди рельефно выявляет произношение мелодической фразы, сближая понятие штриха и артикуляции.  

3-Sо1о-Гаммообразные виртуозные пассажи приобретают черты разработочного характера, приводящие к ладовому сдвигу в мажор. В музыке душевное смятение, приводящее к радостному и гордому утверждению мажора.

4- Sо1о звучи г птичья звонкость в виртуозной фактуре штриха бариолаж.

5-6-7 Sо1о - утверждение темы части. Здесь происходит кратковременные чередования Tutti - Solo как сжатие пружины.

8-Sо1о лирическое отступление, напоминающее о себе солирующей скрипкой.

В целом, Концерт для скрипки а-moll (ор. 3 № 6) А. Вивальди является образцом концертного жанра эпохи барокко, а также важной вехой в дальнейшей эволюции инструментального жанра. Это произведение построено на материале, созвучному полифоническому жанру – фуге, что раскрывает одну с основных основополагающих тенденций эпохи XVIII века – синтезу жанров, а также выявление принципа и приема импровизационности, свойственному западноевропейской музыкальной культуре того времени.

Основными методами работы с тематическим материалом в концерте становятся повторения и секвенции с чертами вариационности на отдельных отрывках основной темы.  Тонкое использование тембровых, динамических и ритмических средств выразительности – все эти черты   эмоционального воздействия на слушателя в полной мере использованы в Концерте a-moll.

 А. Вивальди дал импульс новым музыкальным художественным концепциям, новому уровню музыкально-инструментальному мышлению. Своим творчеством он показал, что музыка обладает огромными возможностями выражения. Его богатейший мелодический и гармонический язык, где основным средством выражения выступала скрипка, позволил ему воплотить в звуках самые трепетные движения души. Новое в концертном жанре А. Вивальди определялось углублением музыкального содержания, его выразительности и образности, внесением элементов программности, установлением, как правило, трехчастности цикла (при последовательности быстро –медленно–быстро), усилением собственно концертности, концертной трактовкой сольной партии, развитием мелодического языка, широкой мотивно-тематической разработки, ритмическим и гармоническим обогащением, импровизационности- все это пронизывалось и объединялось творческой фантазией и изобретательностью А. Вивальди как композитора и исполнителя и оказало глубочайшее воздействие на творчество И. Баха, Г. Генделя.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО…

! Рукописи Вивальди показывают обилие тончайших переходных оттенков звучности, которые композитор обычно не переносил в печатные партитуры, так как в то время подобные нюансы считались неисполнимыми (традиционно существовали p и f смена звучности у струнных носила "террасообразный" характер по типу чембало или органа).  Исследователи творчества Вивальди установили, что полная динамическая шкала его произведений охватывает 13(!) градаций звучности: от pianissimo до fortissimo. Последовательное применение таких оттенков фактически приводило к эффектам crescendo или diminuendo, тогда еще совершенно не известным.

pianissimo- очень тихо

piano molto-

piano assai- весьма тихо

mp-

pp

p-

guasi piano

mf-

un poco f-

f-

f molto-

piu f-

ff-

В отдельных случаях Вивальди одновременно применял контрастные динамические оттенки. Так, например, в заключении одного из его скрипичных концертов в ре мажоре используются 3 градаций звучности piano: р, рр и ррр.

! Говоря о музыкантах эпохи барокко, следует вспомнить, что для исполнения в ансамбле требовалось лишь безошибочное движение крайних голосов, а в средних позволено было играть то. что можно ухватить. Такие грехи прощались без святой воды. В сочинениях А. Вивальди партия баса редко была снабжена цифровыми обозначениями, А. Вивальди считал, что опытный клавесинист должен уметь гармонизировать бас самостоятельно. Существовала авторская ремарка рer I соlnоnе (пэр кольнони) - для олухов.

  Использованная литература:

1.Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII в. М.: Музыка, 1983

2.Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976.

3.Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. 2-е изд. Т. 2. М.: Музыка,1982.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Риторика. Электив по русскому языку для учащихся 9 классов. Программа. Из опыта работы.

Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, не...

Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края (из опыта работы)

Формирование нравственных ценностей у учащихся на основе изучения истории русского быта, народных традиций и обычаев Тульского края (из опыта работы)...

Изучение концерта И. Баха ля –минор (I часть) в классе скрипки.

Концерт ля-минор (I часть) И. Баха занимает значительное место в педагогической практике ДШИ. Несмотря на то, что концерт И. Баха является высокохудожественным, зрелым творением композитора, включение...

Изучение народных традиций, как необходимое условие воспитания патриота и гражданина. Из опыта работы творческого объединения «Роспись по дереву»

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуаль...