Урок музыки 7 класс. Раздел "Симфоническая музыка". Тема: С. Прокофьев Симфония №7
презентация к уроку по музыке (7 класс)

Гавяз Наталья Владиславовна

Материал для работы дистанционно

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Симфоническая музыка2.44 МБ
Файл Дом.задание18.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симфоническая музыка Сергей Сергеевич Прокофьев СИМФОНИЯ №1 «Классическая»

Слайд 2

Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение. По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Повтор материала

Слайд 3

История термина В античности — в Древней Греции и в Древнем Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов. Средневековая наука полностью унаследовала античные значения «симфонии». В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию. С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии — любой такой эпизод именовался «симфонией». В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх.

Слайд 4

Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей. Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».

Слайд 5

Великие симфонисты XVIII века Моцарт Вольфганг Амадей Людвиг ван Бетховен Франц Йозеф Гайдн

Слайд 6

Почти все симфонии, написанные венскими классиками, имеют четыре части: Сонатное аллегро . Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе. II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению. III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни. IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.

Слайд 7

Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.

Слайд 8

Симфония № 103 («С тремоло литавр») Йозеф Гайдн (1732-1809)

Слайд 9

Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна. С ним связан расцвет симфонии. Симфония «С тремоло литавр» получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло литавр. При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма.

Слайд 10

Симфония № 40. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)

Слайд 11

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Симфонию № 40 можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо смешение чувств в ней столь же загадочно и таинственно. Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом, как и сама жизнь, целом.

Слайд 12

Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в сонатной форме. 1 часть начинается с изложения главной партии: трепетной, нежной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Будто предвестники бури. 2 часть контрастирует с 1 – её образный строй – светлая и спокойная лирика. 3 часть – менуэт, но в этой Симфонии он лицег танцевальности. Строгая, ритмичная тема подчеркивает решимость. Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы смело и ново.

Слайд 13

Симфония № 1. «Классическая». Сергей Прокофьев (1891 – 1953)

Слайд 14

С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия. Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии. В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.

Слайд 15

В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык. Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний. В финале звучит ослепительная радость. Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.

Слайд 16

Симфония № 5. Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

Слайд 17

В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота. Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться к творчеству. Симфония № 5 проникнута героическим, мятежным духом. «Так стучится в дверь к нам судьба.» - так, по свидетельствам современников, Бетховен сказал о первых тактах Симфонии. Основной мотив, яркая выразительная музыка дают возможность трактовать Симфонию как отражение борьбы человека с ударами судьбы.

Слайд 18

Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его. Сегодня Симфония № 5 приобретает особый, нравственный смысл.

Слайд 19

Симфония № 8. «Неоконченная». Франц Шуберт (1797 – 1828)

Слайд 20

Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке. Благодаря композитору появился новый тип лирико-романтической симфонии. Симфония № 8 явилась обобщением образов вокальных сочинений Шуберта. Так как Симфония имела всего две части, современники композитора прозвали её «Неоконченной». 1 часть прописана в сонатной форме. Тема вступления – своеобразный эпиграф. Между главной и побочной темами конфликт как таковой отсутствует.

Слайд 21

Василий Сергеевич Калинников (1866 – 1900) Симфония № 1

Слайд 22

Василий Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим симфоническим изысканиям. Симфонию № 1 называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа. 1 часть звучит как искренняя, эмоциональная исповедь человеческой души. Она написана в традиционной форме сонатного аллегро. Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. В репризе утверждается оптимистический тон повествования.

Слайд 23

Симфония № 5. Петр Ильич Чайковский ( 1840 – 1893)

Слайд 24

Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему – борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью. В Симфонии четыре части. В ней переплетаются трагические размышления о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.

Слайд 25

1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» - так определилиеё смысл сам композитор. Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков. В разработке чередуются две темы – краткий разбег и прерывистое движение. Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

Слайд 26

Симфония № 7. «Ленинградская» Дмитрий Шостакович (1906 – 1975)

Слайд 27

А.А. Ахматова (1889 – 1966) «…А за мною, тайной сверкая И назвавши себя «Седьмая», На неслыханный мчалась пир… Притворившись нотной тетрадкой, Знаменитая ленинградка Возвращалась в родной эфир…»

Слайд 28

Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду. Она получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом. В августе 1942 года ленинградцы нашли в себе силы исполнить Симфонию в зале Филармонии под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.

Слайд 29

Полезные ссылки Видео-урок Й.Гайдн Симфония №103



Предварительный просмотр:

Тест «Симфоническая музыка»

 Вопрос №1 Как называется ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое  многочастное

произведение?

Ответ: ____________________

Вопрос №2

В переводе с греческого языка название этого жанра обозначает:

Ответ: _________________________

Вопрос №3

Как называется первая часть этого жанра:

Ответ: _________________________

Вопрос №4 Симфония этого композитора получила всемирное признание как символ  борьбы с фашизмом.

Ответ: _________________________

 Вопрос №5 Композитор, у которого одна из симфоний носит нетрадиционное этому  жанру строение.

Ответ: _________________________

Вопрос №6

Кто из композиторов считал жанр симфонии "музыкальной исповедью души"?

Ответ: _________________________

 Вопрос №7

 Назовите композитора, благодаря которому появился новый тип лирико-романтической симфонии?

Ответ: _________________________

 Вопрос №8 Симфония какого композитора получила название "С тремоло литавр" от  первого такта медленного вступления?

Ответ: _________________________

Вопрос №9

Симфонию какого композитора называют "песней жаворонка" русского  симфонизма?

Ответ: _________________________

Вопрос №10

Музыка, исполняемая большим составом исполнителей, называется?

Ответ: _________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 8 класс-Искусство (Музыка), тема"Портрет"

Урок посвящён знакомству с жанром портрета  - 8 класс...

Интегрированный урок 8 класс (литература-музыка) "Лев Николаевич Толстой и музыка"

Интегрированный урок  (литература - музыка) для обучающихся 8 класса. Тема: "Лев Николаевич Толстой и музыка".  Цели и задачи урока: -расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Комбинированный урок в классе фортепиано " Музыка родной природы"

Комбинированный урок "Музыка родной природы" создан в помощь преподавателям Детских школ искусств и музыкальных школ для занятий на уроках фортепиано для учащихся младших классов. Такой...

Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах

Тема: Когда музыка не нуждается в словах...