развитие пластичности и ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по музыке

Мартынко Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmoplastika19-2020god_-.915.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           МДОУ «Детский сад  № 15 « Звёздочка»

    структурное необособленное  подразделение «Лебёдушка»

  « План  по  самообразованию  педагога»

музыкального руководителя

      Мартынко Марина Николаевна

                                  ( Ф.И.О. педагога)

          23 г                                                  соответствие                

    (стаж работы)                                     (кв. категория)

 

Тема развитие пластичности и ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста.

C:\Users\привет\Desktop\ритмопластика\dancing-small22--щ.jpg

                 

                                        2019-2020 учебный год

                

Цель: содействовать творческому развитию личности дошкольника

средствами танцевально-игровой гимнастики.

Создать необходимый двигательный режим, положительный

психологический настрой.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного

аппарата;

• формировать правильную осанку.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и

координационные способности;

• содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти,

внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

• формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и

изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих способностей:

• развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную

активность, расширять кругозор;

• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

• воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и

творчества в движениях;

• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.

4Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,
согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

5Развивать основы музыкальной культуры; – развивать музыкальные способности
(эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство темпа-ритма);

6Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце,
хороводе и упражнении;

7Учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

8Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища,
придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Предполагаемый результат:

Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям,

используя которые можно продолжать развитие детского творчества в

танце (исполнительского и композиционного).

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего

дошкольного возраста.

C:\Users\привет\Desktop\ритмопластика\006ззл.jpg

Используемая литература:

1. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.

4. Голицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкльном образовательном учреждении» -М .: изд-во Срипторий 2003, 2005

5. Горшкова Е.В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»

6. ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». –М.: изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.

7. Коренева Т.Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»

8.Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках

у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.

Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании. М.: Музыка, 1920. — С. 31−54.Александрович А. В., Саркисова Н. Г.

 Ритмопластика, как метод коррекции пространственно временных нарушений у душевнобольных пациентов. — М: Институт Маскотерапии, 1991. — 145 с. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. — М.: Просвещение, 1990. С. 45 — 50. Бальсевич В. К., Королев М. Н., Майорова Л.T. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет. // Теория и практика физ. культуры. 1986. — № 10. — С. 21 — 24. Бармин С. В.

Прогностический:   - определение целей и задач работы

над темой

  1. разработка системы мер,

направленных на решение проблем

  1. прогнозирование результатов

Практический:- проведение открытых и плановых занятий по данной теме, викторины, праздники, выступления из опыта работы на педагогических советах, заседаниях творческой группы.

Обобщающий: -анализ работы, оформление и описание хода, результатов работы по проблем

                              

  Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.

п .п

             Содержание:

Срок исполнения

1.

 Тема:  развитие пластичности и ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста.

 Цели содействовать творческому развитию личности дошкольника

средствами танцевально-игровой гимнастики.

Создать необходимый двигательный режим, положительный

психологический настрой.

задачи. Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям,

используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного повышение выносливости и силы воли

сентябрь

2.

Тема - «Чем полезны занятия ритмопластикой»

задача.   Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики

октябрь

3.

Тема Теория и практика ритмических

движений

Задача: Изучение литературы по теме.

ноябрь

4.

Тема Совершенствование психомоторных способностей дошкольников

задача раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане

декабрь

5.

Тема повышение физических данных

 задачи формировать навыки выразительности, пластичности.

январь

6.

Тема развитие дыхательного аппарата

Задачи Дыхательная гимнастика

 февраль

7.

Тема  развитие чувства ритма

задача содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти . внимания, умения согласовывать движения с музыкой

март

8.

Тема  

Игры и упражнения по ритмопластике для детей дошкольного возраста

 

  Задачи

развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).:

Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

апрель

9.

 провести итоговый мониторинг.

Май

сентябрь

Музыка - самое эмоциональное искусство /Д.Б. Кабалевский/.

тема

развитие пластичности и ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста.

 Цели содействовать творческому развитию личности дошкольника

средствами танцевально-игровой гимнастики.

Создать необходимый двигательный режим, положительный

психологический настрой.

задачи. Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям,

используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного повышение выносливости и силы воли

Ритмопластический танец – результат взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькреза, и пластического танца А. Дункан, в нем полная подчиненность внутренней закономерности музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией. Малкина-Пых И.Г. отметила, что современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальный сплав ранее существовавших гимнастических систем, которые впитала и элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев. Именно эти занятия в группе ближе всего по смыслу к ритмо-двигательной терапии, использующей основные направления ритмической гимнастики – танцевальной аэробики - кроме джаз-гимнастики, диск-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику и фанк-аэробику. Ритмо-двигательная терапия преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я».

В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом.

литература. Барышникова Т «Азбука хореографии» 1999 г.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп.- СПб.:ЛОИРО,2000.

3. В.Н. Малышева, Л.Ф. Меренкова «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М.: Школьная пресса, 2003.

октябрь

C:\Users\привет\Desktop\ритмопластика\img15ритмопластика.jpg

Тема - «Чем полезны занятия ритмопластикой»

РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕМПА-РИТМА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

задача.   Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии.

• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата         

(малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути)

Ритмопластика — предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В нем органично соединены два компонента:  полная подчиненность внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и легкость их практического исполнения. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками  и умениями, но также навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.

Литература

 Голицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении» -М .: изд-во Срипторий 2003, 2005

 Горшкова Е.В. «Учимся танцевать, путь к творчеству» -Научно-практическое объединение «Психотехника»

 ЕфименкоН Е. «Театр физического развития и оздоровления». –М.: изд-во «Линка-Пресс», 1999 г.

ноябрь

C:\Users\привет\Desktop\ритмопластика\s1200зшор.jpg

Тема Теория и практика ритмических

движений

Задача: Изучение литературы по теме.

ритмика больше направлена на развитие психического и физического здоровья, ритмопластика решает проблемы еще психологического и духовного здоровья.

В задачи занятий пластикой и ритмопластикой входит раскрытие пластических способностей детей, реализация творческого потенциала посредством спортивных танцев, имитационных упражнений. Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии — отличная возможность развития у детей чувства ритма, музыкального такта, умения слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела. На занятиях дети развивают координацию движений, крупную моторику, узнают характер музыки и могут самостоятельно выстраивать рисунок своего движения под музыку.

на занятиях ритмопластикой происходит психофизическая гармонизация личности ребенка. Его психическое и психологическое здоровье, эмоциональное благополучие достигается в танце через творческую импровизацию самого ребенка с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных или предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему. Действие развертывается в ритмическом, или музыкальном, пространстве, удачное оформление которого оказывает важную поддержку для достижения положительных изменений в организме ребенка.

Психологи утверждают, что танец – это диалог души и тела. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста даже танцевальная минутка является  жизненно важным процессом, ибо сам творческий акт имеет огромное социальное значение, так как тело ребенка становится средством раскрытия души.

С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические аспекты: целеполагание, календарно-тематическое планирование, содержание, технологии, методы, приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

литература 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование2.Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить

камень или согнуть кряжистый дуб. У. Конгрив,

декабрь

Тема Совершенствование психомоторных способностей дошкольников

задача раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане


Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые движения. занятия способны не только усовершенствовать двигательные функции ребенка, но и улучшить его здоровье в целом. Ритмопластика важна, потому что она влияет на общее развитие ребенка. Эмоциональное состояние детей существенно улучшается после посещения оздоровительной гимнастики.

С каждым днем программу совершенствуют, вносят в неё все новые методики, предлагают различные игры. На самом деле заниматься преподаванием ритмопластики своему ребенку может каждый родитель в отдельности. Однако наибольших результатов удается достигнуть лишь тогда, когда упражнения выполняются в группе детей под присмотром опытного профессионала.  

Детям дошкольного возраста характерны следующие психомоторные способности:

  • - уверенно ходят, много бегают, любят выполнять такие движения, как бросание, лазанье, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, в длину с места);
  • - владеют разными способами движений (ходьба на носках, приставным шагом и т. д.);
  • - проявляют высокий интерес к новым движениям, настойчиво стараются овладеть ими, самостоятельно повторяя по 15--20 раз подряд.
  • -умеют пользоваться знакомыми движениями в новой обстановке;
  • - любят подвижные игры, умеют выполнять простые правила, вслушиваться в игровые сигналы и реагировать на них (остановиться, изменить направление движения, темп, амплитуду);

- могут называть движения, отдельные выполняют по названию, владеют некоторой пространственной терминологией (верх, низ, вперед, назад, прямо, боком и пр.). Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе ритмопластики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.

 литература Развитие произвольных движений. М.: Избранные психологические труды, 1986. — Т.2. — 312 сЗемсков Е. А. Гимнастика: программа базисного учебного плана для педагогических университетов

январь

Тема повышение физических данных

 задачи формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и

изящества танцевальных движений и танцев (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения)

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении — обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева)

 Физическое развитие в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья. Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни. Проблемой физического воспитания занимались многие ученые психологии, физиологии и педагогики. Н. М. Амосов — физическому развитию, Н. М. Шелованов — оздоровлению, Т. И. Осокина — проблеме физического развития дошкольника,П. Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их внутренняя жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому весьма важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Применение в работе с детьми дошкольного возраста ритмопластики, положительно влияет на всю структуру личности ребенка, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом. В ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом

 Литература: Бекина И. С. и др. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984. — 17, 18 с. Борисова М. М., Лебедева Л. В. Физическое воспитание дошкольников. Часть 1. — М.: Акапринт, 2005. — 43, 44 с. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М.: 2004 г. — 68 с. Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. — М.: ФиС, 1987.- 127 с. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. — М.: Просвещение, 1972. — 334 с.
Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый

февраль

Тема развитие дыхательного аппарата

Задачи Дыхательная гимнастика

C:\Users\привет\Desktop\ритмопластика\img1698н.jpg

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни. Правильное дыхание может невероятно улучшить активность! Если начать тренироваться сегодня, то результаты можно ощутить уже очень скоро! Это новое дыхание поначалу может немного смущать, но с опытом оно станет надежным союзником

Литература

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.:

Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. — М.: Изд-во «Сфера»

Епифанова О.В. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 1. — Волгоград.: Изд-во «Учитель-АСТ»,

Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. –.

март

Тема  развитие чувства ритма

 задача содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти .

внимания, умения согласовывать движения с музыкой

Чувство ритма — это способность активно двигательно- переживать музыку, чувствовать
эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Цель ритмопластики заключается углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только
разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данной темы. Система развития ритма движений, разработанная в русле так называемой ритмопластики, представляет собой одну из важных нетрадиционных технологий.

Асафьев Б.В.О музыкально-творческих навыках у детей: Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л.,1995.

Каплунова И., Новоскольцева И.Этот удивительный ритм. - Спб., «Композитор»,2005.

Королёва Э.А. Ранние формы танца.- Кишинёв,1987.

Панова Ж.Э. Жак - Далькроз. Ритм. - М, «Классика - ХХI»,2001.

Руднева С., Фиш С.Ритмика Музыкальное движение. - М.,1992.

Субботина Л. Развитие творчества у детей – Ярославль,1996.

«СА-ФИ-ДАНСЕ», танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб «Детство-Пресс».

Изучение программы Т.Суворовой «Ритмика».

 Коренева Т.Ф. Программа «Музыка, движение, здоровье»

Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках

у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.

Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании. М.:  Александрович А. В., Саркисова Н. Г.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир

апрель

 тема: игры и упражнения по ритмопластике для детей дошкольного возраста

Цели: 

развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).:

Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.


Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе ритмопластики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.

«Мороженое»

Цели: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

«Кактус и ива»

Цель: та же, что и в игре «Мороженое».

По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы), по команде «Ива» - «превращаются в иву» (расслабляют мышцы).

«Мокрые котята»

Цель: та же, что и в игре «Мороженое».

Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».

литература

Музыкально ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 2001. — С. 35 — 49. Кручинин В. А. Чувство ритма. Определение физической подготовленности школьников. М.: Педагогика, 1973.-С. 27−35.Курганский А. В. О возникновении и координации ритмическихдвижений // Теория и практика физич. культуры, 1996. № 11. — С. 44 — 49. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике М.: Физ. и спорт, 1984.-С. 15−21.Назаренко Л. Д. Полезное качество пластичность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он ...

Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

« Источники способностей и дарования детей -на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,  которые питают источник  творческой мысли»(В.А. Сухомлинский)...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....