Дистанционное обучение 8 класс. Урок по музыке "Пусть музыка звучит" 18-23 мая
план-конспект урока по музыке (8 класс)

На этом уроке вы узнаете:

  • Основные способы развития  и обновления музыкального языка
  • В чём состоит новаторство в искусстве
  • Путь музыкальных новаций от Средневековья до наших дней.

Вы научитесь:

  • Видеть преемственность отечественных музыкальных традиций на примере творчества Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова

Вы повторите:

  • Названия музыкальных стилей и музыкальных произведений.
  • Музыкальные термины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План урока22.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока: Пусть музыка звучит. Традиции и новации

В этом полугодии вы познакомились с разными музыкальными произведениями. Вспомнили музыку, которую знали раньше и услышали новые  сочинения.  Отмечали индивидуальный почерк, стиль каждого из композиторов. Сегодня мы попробуем обобщить эти знания.

На этом уроке

Вы узнаете:

  • Основные способы развития  и обновления музыкального языка
  • В чём состоит новаторство в искусстве
  • Путь музыкальных новаций от Средневековья до наших дней.

Вы научитесь:

  • Видеть преемственность отечественных музыкальных традиций на примере творчества Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова

Вы повторите:

  • Названия музыкальных стилей и музыкальных произведений.
  • Музыкальные термины.

Ключевые слова

Опера, балет симфония, трактат, фольклор, национальная школа, преемственность, традиция, новаторство, стиль

Традиции и новаторство – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры.

Так, например, в музыкальной фактуре Георгия Васильевича Свиридова наш слух невольно выхватывает «рахманиновские нотки»…  А сам Сергей Васильевич Рахманинов был продолжателем гениального мелодизма Петра Ильича Чайковского? Но и талант Чайковского опирался на  глубоко русскую глинкинскую вокальную интонацию…. А творчество Глинки питалось живыми соками народного искусства…

Так от поколения к поколению передаются в музыкальном искусстве традиции.

Гений Чайковского также объединил в себе и традиции  русской классической музыки, и принципы бетховенского симфонизма. Рахманинов, в свою очередь, был музыкальным «наследником» не только Чайковского. В музыке Сергея Васильевича  отражаются  общие принципы романтизма, творчески развиваются выразительные приёмы других композиторов. В рахманиновских прелюдиях, этюдах-картинах мы узнаем  и прихотливые пассажи Шопена, и красочность, виртуозность фортепианной техники Ференца Листа.

И так по спирали – изобретая новое и преобразуя старое, возвращаясь с новыми взглядами к давно забытому – развивается музыкальное искусство.

Сохраняя, продолжая традиции своих предшественников, каждый композитор стремится внести в музыкальное искусство что-то новое, что-то своё. Иначе зачем вообще сочинять новые музыкальные произведения?

Таким образом, каждое  конкретное музыкальное сочинение становится своеобразной точкой равновесия между традициями и новаторством.

В 1601 году, когда в профессиональной музыке господствовал полифонический стиль, произошла еще одна «музыкальная революция». Итальянский композитор Джулио Каччини, выпустил сборник вокальных сочинений, и предварил  их своеобразным манифестом. В противовес сложным полифоническим произведениям, часто звучавшим в то время на латинском языке, он призывал писать музыку простую и понятную. Музыкальный «революционер» Каччини призывал воскресить традиции античного искусства. Его культурный манифест привёл к рождению нового грандиозного жанра «оперы». Но не прошло и ста лет как Кристоф Виллибальд Глюк обвинил современную ему оперу в косности и потребовал обновления жанра. А в качестве  аргумента создал свою новаторскую оперу «Орфей и Эвридика».

Михаил Иванович Глинка музыку Глюка очень ценил. Традиции европейского оперного театра наш соотечественник задумал воплотить на русской сцене. Взяв за основу уже устоявшуюся к тому времени форму оперного спектакля, он насытил ее русскими интонациями, характерными национальными образами и идеями. Получилась совершенно новаторская по духу опера – народная драма, пронизанная патриотическим духом. Опера «Иван Сусанин» - в свою очередь, заложила основу для дальнейшего развития традиций в русских операх Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова.

Стихия испанской народной музыки царит в опере «Кармен» Ж. Бизе. 

Джазовые интонации пронизывают партитуру оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Но эти образы, мелодии, ритмы не остались достоянием только русской, только испанской или исключительно американкой культуры.

В результате – в нашей стране композитор Родион Щедрин создает на основе музыки Бизе «Кармен-сюиту». 

Ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи  и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

Использование виртуальной лаборатории при дистанционном обучении на уроке химии

Проведение химического эксперимента при дистанционном обучении...

Дистанционное обучение. Видео урок "Плетем браслет"

Плетение браслета в технике фриволите. Показываю основные элементы https://www.youtube.com/watch?v=ZnC9WZTtT1g...

Дистанционное обучение. Видео урок серьги "Совушки"

показ процесса плетения сережек - https://www.youtube.com/watch?v=5x-vaIIZbaQСерьги "Совушки"...

Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».

Методическая разработка урока математики  для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...