Статья "Организация самодеятельного хорового коллектива"
статья по музыке

Арсеньева Дарья Юрьевна

Статья на тему: "Организация самодеятельного хорового коллектива" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organizatsiya_samodeyatelnogo_horovogo_kollektiva.docx38.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

Учителя музыки ГБОУ гимназии № 293

Арсеньевой Дарьи Юрьевны

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Хоровой коллектив. Хороведение

Вокально-хоровая культура развивалась столетиями, начиная с Древних времен. Она продолжает свое развитие и в XXI веке. Великие русские и зарубежные композиторы оставили нам огромное наследие в виде своих бессмертных творений, которые до сих пор пользуются популярностью у современных хоровых коллективов, как у профессиональных, так и у самодеятельных.

В литературе, посвященной хороведению, нередко обращаются к вопросу: что такое «хор». В труде «Теория и практика работы с хором»             А. А. Егорова приведено следующее определение: «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведении»[1]. В пособии для хоровых дирижеров выдающийся русский композитор П. Г. Чесноков пишет: «Хор — это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюанс»[2]. Автор указывает на три главных компонента, без которых, на его взгляд, хоровой коллектив существовать не может, а именно – ансамбль, строй и характер звучания (средства музыкальной выразительности). Рассмотрим каждый элемент более детально.

Ансамбль. В переводе с французского языка означает «вместе», «совокупность», «согласованность исполнения при пении, игре на музыкальных инструментах, необходимое качество хорового пения»[3]. Ансамбль обладает следующими важнейшими свойствами: уравновешенностью, слитностью каждой партии отдельно и всех голосовых линий вместе. Благодаря ансамблевому пению хор достигает цельности звучания. Чистое интонирование, унисоны, равная сила звука, одинаковая тембральная окраска голосов хористов, единая вокальная позиция, соблюдение нюансов всеми партиями хорового коллектива, метроритимическое и дикционно-орфоэпическое однообразие являются признаками ансамбля высокого уровня.

Строй – «Система звуковысотных отношений — интервалов»[4] в музыке обладает не менее важными свойствами, такими как стройность, точность аккорда. Именно строй обеспечивает красоту и гармонию звучания. В процессе работы над хоровым произведением стоит заострять внимание на чистой интонации, точном воспроизведением нот по высоте, ритму. Следует обращаться к понятию высокой (низкой) позиции, владеть необходимыми знаниями. Каждый хорист должен контролировать свой звук, прислушиваться к соседям по партии с целью «подражания» друг другу.

Наиболее сложным явлением в хоровом творчестве является пение a cappella. Слуховые ощущения и ладотональные мелодические отношения – то, на что опираются певцы. Точность строя играет важнейшую роль в работе над произведениями. Существует много причин неточного интонирования, среди которых можно выделить такие как неумение петь в высокой позиции, неправильное звукообразование, произношение гласных (согласных).

Ни один хор не может обойтись без дирижера. Взаимопонимание, тонкое восприятие и беспрекословное выполнение указаний дирижера способствуют раскрытию оттенков, нюансов музыкальных произведений, позволяют прочувствовать композиции и исполнить их ярко, эмоционально.

Все три компонента находятся в тесной взаимосвязи, отсутствие одного из них может привести к разрушению уравновешенности звучания, фальшивому, резкому, невыразительному исполнению.

Существуют негласные правила, которые стоит соблюдать, чтобы сохранить ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы:

  • каждый участник хорового коллектива должен следить за своим исполнением вокальной партии, нельзя тембрально, динамически выделяться из коллектива;
  • любая хоровая партия должна прислушиваться к другим, тем самым, создавая единый ансамбль, уравновешенное звучание;
  • петь в хоре значит сливаться в унисон, как со всеми партиями, так и с участниками коллектива отдельно;
  • необходимо находиться в едином аккорде всем партиям, стремясь усовершенствовать свой звук на благо хору;
  • важнейшая особенность хорового коллектива – следование дирижеру, его указаниям, точному их воспроизвдению и исполнению.

Состав хора

Различный состав хоров привел к выделению в хоровой практике нескольких основных типов коллективов:

  • женский или детский хор;
  • мужской состав;
  • смешанный  коллектив.

Первые два типа имеют название «однородные хоры». Женский (или детский) состоит из партий сопрано и альтов, мужской – из теноров и басов. Хор третьего типа включает в себя партии высоких и низких голосов, такой хор считают наиболее совершенным.

Хор первого типа составляют следующие голоса: первое сопрано, второе сопрано или по-другому меццо-сопрано, первые альты, вторые альты или по-другому контральто.

Мужской хоровой коллектив включает в себя первого тенора, второго тенора, баритонов, басов и октавистов.

Таким образом, смешанный тип хора состоит из девяти вокальных партий, а именно из первых и вторых сопрано, первых и вторых альтов, первых и вторых теноров, баритонов и басов.

Общий диапазон партий сопрано: c1 – c3, альтов: f - f2, теноров: c – c2, басов: D – f1.

Все голоса делятся на вокальные слои. К верхним относятся первое сопрано и первый тенор, второй слой включает в себя партии второго сопрано, второго тенора, альтов и баритонов. Слой нижних голосов состоит из басов и октавистов.

 В хоровой практике довольно часто встречается проблема недостаточно яркой, отточенной, гармоничной и согласованной звучности, так как партии нередко неуравновешенны по силе звука. Сопрано и тенора звучат громко, сильно, басы и октависты слабее, менее всего слышны партии второго сопрано, второго тенора, альтов и баритонов.

Отчасти проблема возникает в связи с неравномерным количественным составом в каждой из партий. Для выразительного, гармоничного, художественно выверенного звучания в любой голосовой линии должны находиться как минимум три человека. Варианты с наименьшим количеством голосов в партии приведут к упразднению многоголосия, тем самым подобные коллективы ограничивают себя в исполнении мощных, сильных, достойных произведений музыкальной хоровой литературы.

Наряду с проблемами в составах каждой из вокальной партии, на хоровых занятиях возникают сложности с дисциплиной. Ее делят на два вида – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя дисциплина представляет собой область воспитательную. Порядок в хоровом коллективе способствует благоприятному темпу работы, стремительному решению поставленных задач, достижению поставленных целей в кратчайшие сроки. Без внешней дисциплины будет достаточно трудно заниматься вдохновенным, выразительным пением.

Внешняя дисциплина неразрывно связана с дисциплиной внутренней, которая подразумевает собранность, сосредоточенность каждого хориста, любовь к пению, осознание собственной меры ответственности за общее дело. Благодаря внутренней дисциплине все участники хорового коллектива могут получать истинное удовольствие от исполнения великих образцов классической музыки, современных произведений, духовной, народной музыки и многого другого.

Без музыкальной одаренности каждого участника хора не обойтись. Она способствует успешной хоровой работе, достижению качественно новых результатов. Считается, что минимальное количество хоровых занятий составляют два раза в неделю, иначе невозможно выйти на новый уровень, приобрести важные навыки и умения, добиться идеального исполнения.

Принципы, на которых основаны классификации различных видов хоровых коллективов, разнообразны: от количественного и качественного состава участников до исполнительского профиля и задач, поставленных перед хором. По последним признакам можно выделить:

  • концертные хоры
  • ансамбли песни и пляски
  • оперные хоры (хоры театров)
  • хоры музыкальных учебных заведений
  • народные хоры
  • школьные хоры
  • самодеятельные хоры

В России художественная самодеятельность стремительно развивается. Многие непрофессиональные творческие ансамбли не уступают высококлассным коллективам в мастерском исполнении музыкальных произведений, сложном репертуарном разнообразии.

Организация самодеятельного хорового коллектива

«Самодеятельное искусство – не прихоть людей, которые не знают, куда девать свободное время, а потребность, вытекающая из 2 общественно-социальной природы человека. Эта потребность не может быть удовлетворена пассивным восприятием готового продукта искусства. Многие хотят быть не только потребителями духовных ценностей, но и творцами их. Самодеятельное творчество есть органичнейший, древнейший способ удовлетворения этой потребности. Оно свободно от всяких утилитарных соображений, питается чистой любовью и искренним интересом, а потому способно творить чудеса»[5].

Хоровая самодеятельность ставит перед собой очень четкие, конкретные задачи, а именно раскрытие творческого потенциала людей, не имеющих профессиональных отношений с музыкальной деятельностью, развитие вкуса и чувства прекрасного, ознакомление хористов с вершинными, великими произведениями русской и зарубежной классики, с народными, фольклорными музыкальными традициями, с церковной, духовной музыкой. У большинства участников любительских хоровых коллективов развивается умение слушать музыку, анализировать ее, эмоционально отзываться о ней. Работа в хоре влияет на духовное и душевное развития личностей.

К основным принципам организации хоровых самодеятельных коллективов можно отнести следующие:

  1. массовый, доступный характер;
  2. учет личностных качеств каждого участника;
  3. регулярность, систематичность, периодичность, планомерность занятий;
  4. синтез учебных, творческих, воспитательных видов деятельности.

Все самодеятельные хоровые коллективы можно классифицировать по множеству факторов, например:

  • по половым признакам – Женский хор Санкт-Петербургской Митрополии, Русский Византийский Хор «Пахомий Логофет» (мужской хор);
  • по возрастным особенностям – Молодежный хор «Рондо» (от 16 до 20 лет);
  • по способностям участников – хор «Quellen» (набор представителей  с музыкальным образованием, опытом пения в хоре, имеющих вокальные данные);
  • по знаниям, умениям, навыкам руководителя хорового коллектива;
  • по количественному составу – малые (12-24 человек), средние (24-60 человек), большие (от 60 человек).

Самодеятельные хоровые коллективы, в основном, создаются на базе средних, высших учебных заведений, культурно-досуговых центров, воскресных, церковно-приходских школ.  Многие непрофессиональные хоры ведут активную творческую, концертную деятельность. На наш взгляд, немаловажную роль играет реальное желание участников коллектива развиваться в этом направление, познавать музыкальную среду, знакомиться с нотной грамотой. Люди приходят отдыхать душой, заниматься тем, что им действительно интересно, что вызывает эмоциональный подъем. Выступление на публику заряжает неимоверной энергией, хочется двигаться дальше, совершенствоваться и набираться опыта.

Большая часть людей, желающих петь в хоре, приходит без особой музыкальной подготовки, но есть и те, кто имеют за плечами музыкальные школы, клубы, кружки. В итоге получается довольно разношерстный коллектив. Задача руководителя справиться с этой проблемой. Для начала стоит проверить певческие способности каждого, устроить прослушивание потенциальных хористов, в ходе которого можно определить тип, диапазон голоса, развитость слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Также, необходимо выяснить имеется ли музыкальное образование и опыт пения в хоре. Следующий этап включает в себя правильное распределение участников по партиям.

Сформировав состав хора, можно приступать к подбору музыкального материала, а это непростая задача для руководителя, так как важно выбрать именно те произведения, с которым данный коллектив способен справиться. В то же время всем представителям творческого объединения, независимо от уровня музыкальных знаний, должно быть интересно и увлекательно работать. К основным задачам руководителя хорового коллектива также можно отнести организацию и проведение репетиционных занятий, концертных выступлений, гастролей, налаживание деловых контактов.

К руководителям непрофессиональных коллективов художественной хоровой самодеятельности предъявляются следующие требования:

  • высшее образование по направлению «Хоровое дирижирование», опыт работы с хоровыми коллективами;
  • способность организовывать групповую деятельность (управленческие, менеджерские задатки);
  • педагогическая образованность;
  • высокий художественный вкус, «чувство прекрасного»;
  • знание актуальных, современных явлений хоровой культуры;
  • способность грамотно, педагогически и воспитательно целесообразно планировать деятельность хорового коллектива.

Репетиционные занятия следует проводить не меньше двух раз в неделю по два-три часа, постоянно закрепляя пройденный материал. Основным принципом посещения репетиций является регулярность и систематичность. Руководителю хорового коллектива необходимо тщательно планировать занятия, ставить конкретные задачи перед хористами, чтобы добиться реальных результатов. В процессе работы с самодеятельным хором необходимо вводить профессиональные понятия для расширения кругозора певчих, а также обращать внимание на певческую установку, атаку звука, дыхание, высокую вокальную позицию, манеру звукообразования, дикцию и многое другое.

Распевание – неотъемлемая часть каждого репетиционного занятия. Для непрофессионалов это необходимая форма работы, служащая для «настройки», разогревания голосового аппарата. Широкий выбор упражнений для интенсивной распевки свидетельствует о возможности решения различных задач, поставленных руководителем в начале репетиции.

Большая часть времени на занятиях отводится разучиванию музыкального материала. Для непрофессиональных хоровых коллективов целесообразно проводить раздельные репетиции – как по партиям, так и с отдельными певцами. Работа с новым произведением зачастую начинается с его прослушивания (игра на рояле, в записи), с рассказа дирижера о высокохудожественной стороне выбранного материала, о сложностях для исполнения, с которыми придется столкнуться в процессе разучивания. К основным методам работы можно отнести повторение репертуара, сопоставление и анализ отдельных частей произведения.

Музыкально-педагогическая работа с самодеятельным хоровым коллективом включает в себя:

  • занятия по постановке голоса;
  • обучение нотной грамоте, пению по нотам, так как большинство участников не владеют этим умением;
  • повышение общей музыкальной культуры, эрудиции;
  • развитию чувства ритма, слуха.

Занятия должны носить регулярный, систематический характер, чтобы  поддерживать на должном уровне совершенствование знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения.

Творческая работа хорового коллектива включает в себя широкий спектр видов деятельности, наиболее значимой является – концертно-исполнительская. Ее стоит рассматривать в качестве окончательного результата педагогических, репетиционных процессов. Следует сказать несколько слов о психологической составляющей. Выступления на публику вызывают у хористов подлинные чувства радости, гордости, сопричастности к «прекрасному». Однако слабо подготовленная программа, волнение, тревога участников коллектива могут привести к нежелательным последствиям, а именно к эмоциональному неудовлетворению, нежеланию продолжать заниматься хоровым творчеством.

Выбор репертуара, включенного в концертную программу, должен соответствовать тематике мероприятия. Желательно подбирать произведения контрастные между собой по характеру, чтобы разнообразить выступление.

Тщательное планирование – залог успеха концертно-исполнительной деятельности хорового коллектива. В зависимости от качества подготовленного материала, количества разноплановых произведений, а также уровня подготовки хористов определяется календарный график концертов. После каждого выхода на сцену следует проводить собрания участников хора с целью обсуждения достоинств и недостатков выступлений.

Подводя итог, можно выделить следующие основополагающие этапы организации, формирования самодеятельного хорового коллектива:

  • комплектация коллектива, состава партий;
  • подбор музыкального репертуара;
  • организация репетиционных занятий;
  • подготовка к концертному выступлению.

В данной работе были раскрыты основополагающие понятия хороведения, рассмотрены составы различных хоровых коллективов, изучены основные положения работы с хоровыми коллективами.

Список литературы

  1. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. — М.: Музгиз, 1951. – 239 с. 
  2. Лобанов, А. Хороведение. Учебное пособие [Текст] / А. Лобанов. – Курск: КурПДС, 2007. — 87 с.
  3. Попов, С. В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора [Текст] / С. В. Пигров. – М.: Музгиз, 1957. – 113 с.
  4. Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский — М.: Музыка, 2000. — 230 с.
  5. Сагитов, С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности [Текст] / С. Сагитов – М.: Музыка, 1972. – 49 с.
  6. Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. [Текст] / П. Г. Чесноков – М.: Советский композитор, 1961. – 239 с.
  7. Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом [Текст] / Л. В. Шамина. — М.: Музыка, 1988. — 175 с.

Интернет-источники

  1. Умрихина, Ю. С. Организационный основы самодеятельного хорового коллектива. Российская Академия Естествознания «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] – 2010. – Режим доступа: www.rae.ru


[1] Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. — М.: Музгиз, 1951. – 239 с.

[2] Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. [Текст] / П. Г. Чесноков – М.: Советский композитор, 1961. – 239 с.

[3] Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский — М.: Музыка, 2000. — 230 с.

[4] Романовский, Н. В. Хоровой словарь [Текст] / Н. В. Романовский — М.: Музыка, 2000. — 230 с.

[5] Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. А. Егоров. — М.: Музгиз, 1951. – 239 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

В данной работе даётся краткая характеристика некоторых дыхательных методик и примеры упражнений, которые я использую в работе с хоровым коллективом....

НОТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

НОТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА...

Методика работы с хоровым коллективом. 1 год.

В методической  разработке предложена система методов и приемов , которые способстуютэффективной организации хорового коллектива  мальчиков младшего возраста и относительно быстрого их вокал...

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о...

Методическая разработка «Руководитель хорового коллектива и его значение в музыкально-эстетическом воспитании детей»

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, зн...

Дипломы хоровых коллективов Музыкально-хорового центра "Лель"

Дипломы и грамоты хоровых коллективов МХЦ "Лель"...

«Традиции православных песнопений в самодеятельных певческих коллективах» (на примере хора певчих молельного дома п. Юркино при Церкви Иоанна Предтечи села Коротни»)

Культурологическое исследование посвящено традициям православных песнопений в самодеятельных певческих коллективах. Исследование проводилось ученицей 11 класса. В исследовательской работе  рассмо...