Проект «Классическая музыка в детском саду»
проект по музыке

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад "Огонёк"

Проект «Классическая музыка в детском саду»






Автор: Зубкова И.А.
музыкальный руководитель
Квалификационная категория высшая









2020












 

Содержание проекта
Введение
Актуальность
Проблема
Новизна
Гипотеза
Тип проекта
Срок реализации
Участники
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Цели и задачи проекта
Принцип проекта
Методы реализации проекта
-С детьми
-С родителями
-С педагогами
ППРС
Этапы выполнения проекта

План реализации проекта
 

Диагностический инструментарий (описание диагностики)
Анкетирование родителей(педагогов)
Предполагаемый результат
Заключение(вывод)
Список используемой литературы
Приложения







Актуальность проекта. Роль и значение музыкального искусства в  обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее  художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и  требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла  необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.


Проблема. Как установить взаимодействие между детьми, родителями и педагогами для развития музыкальности старших дошкольников.

Новизна.
- выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;

-  адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;

- определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;

- обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.


Гипотеза. Влияние классической музыки способствует формированию музыкального вкуса и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Тип проекта. Открытый  (в контакте с семьей, музыкальной школой),долгосрочный.

Срок реализации. долгосрочный.

Участники. Воспитанники, педагоги, родители.

Работа с детьми.
Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений композиторов разных эпох и стилей.

Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»

Фотовыставка «Первые шаги в театр», «Музыка в моей семье»


Работа с педагогами.
фонотека релаксационных пауз в режимных моментах, группы;

Работа с родителями.
 формирование музыкальной предметно-развивающей среды в семье;

Цель и Задачи. Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.

Задачи:

  1. Расширять знания детей  о классической музыке.
    2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении.
  2. Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
  3. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
  4. Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.
  5. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.


Принципы проекта.
1.Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту  ребёнка.

2.Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.

3.Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями,

4.Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.

5.Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра  на ДМИ, постановка музыкальных сказок).

Методы реализации проекта.
- С детьми:
Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической  музыке с использованием
мультимедийных презентаций.
Цикл бесед- концертов   об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке»
Посещение  и концертов классической музыки для  родителей с детьми дошкольного возраста
Взаимодействие с ДМШ
Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков.
Собрание файлотеки «Музыкальная классика — это интересно».

Подбор и создание мультимедийных
презентаций

Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов- исполнителей.
Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку»

Музыкальная гостиная

Организация книжной выставки  о музыке и музыкантах для дошкольников
Организация выставки рисунков детей совместно с родителями


- родителями: Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. Консультации«Дошкольник  и классическая музыка»«Абонементы и концерты классической музыки» для  родителей с детьми дошкольного возраста
Проведение родительского собрания «Классическая  музыка в семье»
Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников.
Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной  «Мы приглашаем вас на бал».
Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку»
Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки»  в детском саду
Оформление информационного уголка:«Юные музыканты»  в группах

 



- Педагогами : Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по классической музыке, Выставка детских работ «Я рисую музыку», Авторские разработки педагогов ДОУ для занятий с детьми по классической музыке-видео, презентации, видеоигры.

Консультация «Симфоническая музыка и инструменты симфонического оркестра». Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Обогащение музыкального опыта ребенка в игре». Консультация «Творчество П. И. Чайковского» с использованием видеопрезентации

 

Этапы проекта

Деятельность
педагога

Деятельность
детей

1 Этап
Подготовительный

Создание творческой группы, Определение целей и задач проекта

Изучение уровня знаний у детей классической музыки

2 Этап
Практический

Изучение подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки.
 Изучение  подготовленности детей и родителей к восприятию музыки С.Прокофьева
 Изучение восприятия  детьми и родителями тв-ва М.П.Мусоргского

Проведение параллели между тв-ом Мусоргского и художников

 

  1. «Три кита в музыке» - встреча с учащимися ЦРТД и Ю.
  2. Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка».
  1. Использование мультимедийной установки для просмотра музыкального фильма «Петя и волк»
  2. Интегрированная деятельность Изо и Программная Музыка, - Ожившие музыкальные образы.

      3.   Рекомендации родителям: Дети и музыка: слушать или нет?

 Вот в чем загвоздка!

  1. Развитие тембрального слуха на основе симфонического исполнения сюиты «Картинки с выставки»
  2. Выступление детей ЦРТД и Ю
  3. Выставка детского рисунка по произведениям М.П. Мусоргского

 

3 Этап
Заключительный

Сравнительный анализ  музыкального развития детей в начале и в конце проекта

Музыкальная беседка

«Поговорим  о музыке»

для детей

 

Защита проекта

 

 Творческий отчет (музыкальный праздник) "Мы приглашаем вас на бал"

Вывод

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; . Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер,



План реализации проекта

 

Дата(месяц)

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

1. 4. «Времена года в творчестве композиторов». Осень

2. «В гостях у сказки».  П. Чайковский «Щелкунчик»

2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов  М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова»


З. «Образ матери в творчестве композиторов классиков А. Лядова, Г. Свиридова,А.Гречани
Ш. Гуно»

4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна.

П.И. Чайковский, А. Вивальди

Музыкальный руководитель

Октябрь

1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1.
2. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 2.
З. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 3.
4. «Инструменты симфонического

Музыкальный руководитель

Ноябрь

«В мире музыки»

«Музыкальные инструменты

Музыкальный руководитель

Декабрь

Экскурсия  «Хочу быть музыкантом!»

Посещение отчётного

Музыкальный руководитель

Январь

Экскурсия в библиотеку №117

«Музыкальные страницы

Музыкальный руководитель

Февраль

Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др.

1. Презентация «Симфонический оркестр»

2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков»

4. Презентации  «Времена

Музыкальный руководитель

Март

«Нежной скрипки звук прелестный»

«Его величество фортепиано»

«Волшебная флейта
Музыкальная акварель»

Музыкальный руководитель

Апрель

«Приглашаем вас на бал
«Навстречу музыке»

Музыкальный руководитель

Май

«Мы рисуем музыку»

Музыкальный руководитель


 


Диагностический инструментарий (описание диагностики)

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития,определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических картДиагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.

Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень,низкий уровень:

высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

1. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок..

2 Определяет общее настроение, характер музыкального произведения

-

3. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку.Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.

4. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание



Анкетирование родителей

 

1. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?___

___

2. Каких композиторов и их произведения Вы знаете?___

___

___

___

3. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой и в какой форме должно проходить это знакомство?___

___

___

___

4. Что дает человеку, по-вашему, общение с классической музыкой?___

___

___

___

5. Можете ли Вы принять участие в музыкальной гостиной, посвященной русским композиторам, в качестве исполнителя (исполнение произведений на музыкальном инструменте, пение, интересный рассказ по теме?___

___

___

Спасибо за искренние ответы!


Анкета для педагогов

Ф.И.О………………………………………………………………………………………………………

  1. Считаете ли Вы, что детям для умения организовывать самостоятельную музыкальную деятельность требуется руководство со стороны воспитателя?

……………………………………………………………………………………………………………В каких организационных формах музыкальной деятельности (вне занятий) Ваши дети более инициативны и самостоятельны? Нужное подчеркнуть:

  • игры-упражнения автодидактического характера (в пении, в умении играть на инструментах, в музыкально-ритмической деятельности);
  • взаимообучающие игры-упражнения;
  • слушание музыки;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • песенная и танцевальная импровизация;
  • театрализованные представления импровизационного характера с использованием музыки.
  1. Какие формы и виды исполнительской деятельности применяются детьми в группах самостоятельно? Нужное подчеркнуть:
  • игра с пением;
  • настольные музыкально-дидактические игры;
  • игра на детских инструментах (закрепление и повтор выученных с педагогом мелодий);
  • сюжетно-ролевые игры («музыкальное занятие», «музыкальный магазин», «концерт»);
  • театрализованные представления по готовым сюжетам (сказки, мультфильмы, рассказы) с включением некоторых видов музыкальной деятельности;
  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности
  • концерты детской художественной самодеятельности.
  1. Какие виды руководства Вы применяете для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей? Нужное подчеркнуть:
  • рекомендации, советы, предложения, указания;
  • создание положительной эмоциональной и творческой атмосферы в группе;
  • поручения, специальные задания детям;
  • пример других детей;
  • непосредственная помощь в процессе организации деятельности;
  • использование новых инструментов, пособий, атрибутов, игрушек и т.п.;
  • чтение художественной литературы (о детстве музыкантов, их творчестве и т.п.);
  • оценка деятельности детей.
  1. Какую музыку Вы слушаете вместе с детьми вне музыкальных занятий? (Перечислите любимые музыкальные произведения)

………………………………………………………………………………………………………

  1. Любят ли Ваши дети слушать классические произведения и народную музыку?

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Ощущаете ли Вы потребность обращаться к классическому репертуару в своей педагогической деятельности (на занятиях, в повседневной жизни ребенка в детском саду)?

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Испытываете ли Вы трудности в организации музыкальной деятельности детей вне музыкальных занятий? Перечислите их и назовите пути решения проблем? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2.  Отражаете ли Вы в ваших планах воспитательно-образовательной работы вопросы руководства музыкальной деятельностью детей?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие проблемы музыкального развития детей Вы считаете наиболее значительными?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Интересуетесь ли Вы музыкальными увлечениями ребенка в кругу семьи? .............................................................................................................................
  1. Проводите ли работу с родителями по вопросу развития у ребенка интереса к музыке и музыкальной деятельности?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



ПРЕДПОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На  уровне ребенка:

  • Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
  • Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
  • Накопление представлений  о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
  • Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

На уровне педагога:

  • Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
  • Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических  проектов.

На уровне родителей дошкольников:

  • Повышение уровня ответственности родителей  за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.



Заключение
 

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру. Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а так же поможет использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании  дошкольников.

Список литературы и Интернет -ресурсы: 

Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду-  М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.:ил. – (Озорной наш детский сад).

Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: — 2-е изд. – М.: Просвещение,1989. -192 с.: ил.

Ибука Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс]. 

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.

Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс].  Загл. с экрана.

Куберский И. Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с., ил.

Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.-96 с.

Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс].Загл. сэкрана

Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 "Образовательный центр" с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад "Огонёк"

Проект «Классическая музыка в детском саду»






Автор: Зубкова И.А.
музыкальный руководитель
Квалификационная категория высшая









2020












Содержание проекта
Введение
Актуальность
Проблема
Новизна
Гипотеза
Тип проекта
Срок реализации
Участники
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Цели и задачи проекта
Принцип проекта
Методы реализации проекта
-С детьми
-С родителями
-С педагогами
ППРС
Этапы выполнения проекта

План реализации проекта

Диагностический инструментарий (описание диагностики)
Анкетирование родителей(педагогов)
Предполагаемый результат
Заключение(вывод)
Список используемой литературы
Приложения







Актуальность проекта. Роль и значение музыкального искусства в  обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации; она передает мысли, чувства, идеи, объединяет самые различные слои населения. Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее  художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ранние музыкальные впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей. Воспитание  слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают большой объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах собственных наблюдений, можно сделать выводы, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формированию у воспитанников музыкальных эталонов.Предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками нуждаются в обновлении и  требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества не только в записи, но и в живом высоком художественном исполнении – программная установка новой системы музыкальных занятий в нашем дошкольном учреждении. Таким образом, возникла  необходимость разработки проекта «Классическая музыка для дошкольников», реализация которого способствует приобщению детей дошкольного возраста к музыкальной классике. Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.


Проблема.
Как установить взаимодействие между детьми, родителями и педагогами для развития музыкальности старших дошкольников.

Новизна. 
выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;

-  адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;

- определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;

- обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.


Гипотеза. Влияние классической музыки способствует формированию музыкального вкуса и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Тип проекта. Открытый  (в контакте с семьей, музыкальной школой),долгосрочный.

Срок реализации. долгосрочный.

Участники. Воспитанники, педагоги, родители.

Работа с детьми. 
Исполнение в разных видах музыкальной деятельности классических произведений композиторов разных эпох и стилей.

Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»

Фотовыставка «Первые шаги в театр», «Музыка в моей семье»


Работа с педагогами.
фонотека релаксационных пауз в режимных моментах, группы;

Работа с родителями.
 формирование музыкальной предметно-развивающей среды в семье;

Цель и Задачи.
 Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении.

Задачи:

  1. Расширять знания детей  о классической музыке.
    2. Накапливать опыт восприятия произведений музыкальной культуры в живом исполнении.
  2. Создавать у дошкольников мотивацию к занятиям классическим искусством в музыкальных школах, хоровых студиях, школах искусств.
  3. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
  4. Привлечь родителей к совместным познавательно — тематическим мероприятиям.
  5. Сформировать у родителей активную позицию в музыкальном воспитании и образовании детей.


Принципы проекта.
1.Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту  ребёнка.

2.Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.

3.Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской музыкальной школой, семьей, библиотекой, музыкантами-исполнителями,

4.Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.

5.Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра  на ДМИ, постановка музыкальных сказок).

Методы реализации проекта.
- С детьми:
Реализация цикла музыкально-литературных композиций, посвященных классической  музыке с использованием
мультимедийных презентаций.
Цикл бесед- концертов   об инструментах симфонического оркестра «Навстречу музыке»
Посещение  и концертов классической музыки для  родителей с детьми дошкольного возраста
Взаимодействие с ДМШ
Чтение рассказов о жизни и творчестве композиторов классиков.
Собрание файлотеки «Музыкальная классика — это интересно».

Подбор и создание мультимедийных
презентаций

Приглашение в детский сад профессиональных музыкантов- исполнителей.
Интегрированная деятельность «Мы рисуем музыку»

Музыкальная гостиная

Организация книжной выставки  о музыке и музыкантах для дошкольников
Организация выставки рисунков детей совместно с родителями



- родителями:
Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки. Консультации«Дошкольник  и классическая музыка»«Абонементы и концерты классической музыки» для  родителей с детьми дошкольного возраста
Проведение родительского собрания «Классическая  музыка в семье»
Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников.
Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной  «Мы приглашаем вас на бал».
Участие в выставке совместных рисунков «Мы рисуем музыку»
Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки»  в детском саду
Оформление информационного уголка:
«Юные музыканты»  в группах



- Педагогами :
 Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов по классической музыке, Выставка детских работ «Я рисую музыку», Авторские разработки педагогов ДОУ для занятий с детьми по классической музыке-видео, презентации, видеоигры.

Консультация «Симфоническая музыка и инструменты симфонического оркестра». Консультация для воспитателей старшего дошкольного возраста «Обогащение музыкального опыта ребенка в игре». Консультация «Творчество П. И. Чайковского» с использованием видеопрезентации

Этапы проекта

Деятельность
педагога

Деятельность
детей

1 Этап
Подготовительный

Создание творческой группы, Определение целей и задач проекта

Изучение уровня знаний у детей классической музыки

2 Этап
Практический

Изучение подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки.
Изучение  подготовленности детей и родителей к восприятию музыки С.Прокофьева
 Изучение восприятия  детьми и родителями тв-ва М.П.Мусоргского

Проведение параллели между тв-ом Мусоргского и художников

  1. «Три кита в музыке» - встреча с учащимися ЦРТД и Ю.
  2. Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка».
  1. Использование мультимедийной установки для просмотра музыкального фильма «Петя и волк»
  2. Интегрированная деятельность Изо и Программная Музыка, - Ожившие музыкальные образы.

      3.   Рекомендации родителям: Дети и музыка: слушать или нет?

 Вот в чем загвоздка!

  1. Развитие тембрального слуха на основе симфонического исполнения сюиты «Картинки с выставки»
  2. Выступление детей ЦРТД и Ю
  3. Выставка детского рисунка по произведениям М.П. Мусоргского

3 Этап
Заключительный

Сравнительный анализ  музыкального развития детей в начале и в конце проекта

Музыкальная беседка

«Поговорим  о музыке»

для детей

Защита проекта

 Творческий отчет (музыкальный праздник) "Мы приглашаем вас на бал"

Вывод

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; . Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер,



План реализации проекта

Дата(месяц)

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

1. 4. «Времена года в творчестве композиторов». Осень

2. «В гостях у сказки».  П. Чайковский «Щелкунчик»

2. «Богатырская тема в произведениях русских композиторов  М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова»


З. «Образ матери в творчестве композиторов классиков А. Лядова, Г. Свиридова,А.Гречани
Ш. Гуно»

4. «Времена года в творчестве композиторов». Весна.

П.И. Чайковский, А. Вивальди

Музыкальный руководитель

Октябрь

1. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 1.
2. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 2.
З. «Инструменты симфонического оркестра» Фильм 3.
4. «Инструменты симфонического

Музыкальный руководитель

Ноябрь

«В мире музыки»

«Музыкальные инструменты

Музыкальный руководитель

Декабрь

Экскурсия  «Хочу быть музыкантом!»

Посещение отчётного

Музыкальный руководитель

Январь

Экскурсия в библиотеку №117

«Музыкальные страницы

Музыкальный руководитель

Февраль

Мультфильмы к произведениям композиторов – классиков П.И Чайковского, М.П. Мусоргского, фрагменты балетов и др.

1. Презентация «Симфонический оркестр»

2. Презентация к симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк»

3. Презентация «Образ матери в творчестве композиторов – классиков»

4. Презентации  «Времена

Музыкальный руководитель

Март

«Нежной скрипки звук прелестный»

«Его величество фортепиано»

«Волшебная флейта
Музыкальная акварель»

Музыкальный руководитель

Апрель

«Приглашаем вас на бал
«Навстречу музыке»

Музыкальный руководитель

Май

«Мы рисуем музыку»

Музыкальный руководитель



Диагностический инструментарий (описание диагностики)

Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития,определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических картДиагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.

Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень,низкий уровень:

высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

1. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок..

2 Определяет общее настроение, характер музыкального произведения

-

3. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку.Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.

4. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание



Анкетирование родителей

1. Слушаете ли Вы классическую музыку вместе с детьми?___

___

2. Каких композиторов и их произведения Вы знаете?___

___

___

___

3. Как Вы считаете, нужно ли в детском саду знакомить детей с классической музыкой и в какой форме должно проходить это знакомство?___

___

___

___

4. Что дает человеку, по-вашему, общение с классической музыкой?___

___

___

___

5. Можете ли Вы принять участие в музыкальной гостиной, посвященной русским композиторам, в качестве исполнителя (исполнение произведений на музыкальном инструменте, пение, интересный рассказ по теме?___

___

___

Спасибо за искренние ответы!


Анкета для педагогов

Ф.И.О………………………………………………………………………………………………………

  1. Считаете ли Вы, что детям для умения организовывать самостоятельную музыкальную деятельность требуется руководство со стороны воспитателя?

……………………………………………………………………………………………………………В каких организационных формах музыкальной деятельности (вне занятий) Ваши дети более инициативны и самостоятельны? Нужное подчеркнуть:

  • игры-упражнения автодидактического характера (в пении, в умении играть на инструментах, в музыкально-ритмической деятельности);
  • взаимообучающие игры-упражнения;
  • слушание музыки;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • песенная и танцевальная импровизация;
  • театрализованные представления импровизационного характера с использованием музыки.
  1. Какие формы и виды исполнительской деятельности применяются детьми в группах самостоятельно? Нужное подчеркнуть:
  • игра с пением;
  • настольные музыкально-дидактические игры;
  • игра на детских инструментах (закрепление и повтор выученных с педагогом мелодий);
  • сюжетно-ролевые игры («музыкальное занятие», «музыкальный магазин», «концерт»);
  • театрализованные представления по готовым сюжетам (сказки, мультфильмы, рассказы) с включением некоторых видов музыкальной деятельности;
  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности
  • концерты детской художественной самодеятельности.
  1. Какие виды руководства Вы применяете для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей? Нужное подчеркнуть:
  • рекомендации, советы, предложения, указания;
  • создание положительной эмоциональной и творческой атмосферы в группе;
  • поручения, специальные задания детям;
  • пример других детей;
  • непосредственная помощь в процессе организации деятельности;
  • использование новых инструментов, пособий, атрибутов, игрушек и т.п.;
  • чтение художественной литературы (о детстве музыкантов, их творчестве и т.п.);
  • оценка деятельности детей.
  1. Какую музыку Вы слушаете вместе с детьми вне музыкальных занятий? (Перечислите любимые музыкальные произведения)

………………………………………………………………………………………………………

  1. Любят ли Ваши дети слушать классические произведения и народную музыку?

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Ощущаете ли Вы потребность обращаться к классическому репертуару в своей педагогической деятельности (на занятиях, в повседневной жизни ребенка в детском саду)?

……………………………………………………………………………………………………………

  1. Испытываете ли Вы трудности в организации музыкальной деятельности детей вне музыкальных занятий? Перечислите их и назовите пути решения проблем? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2.  Отражаете ли Вы в ваших планах воспитательно-образовательной работы вопросы руководства музыкальной деятельностью детей?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Какие проблемы музыкального развития детей Вы считаете наиболее значительными?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Интересуетесь ли Вы музыкальными увлечениями ребенка в кругу семьи? .............................................................................................................................
  1. Проводите ли работу с родителями по вопросу развития у ребенка интереса к музыке и музыкальной деятельности?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



ПРЕДПОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На  уровне ребенка:

  • Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
  • Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
  • Накопление представлений  о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
  • Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

На уровне педагога:

  • Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
  • Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических  проектов.

На уровне родителей дошкольников:

  • Повышение уровня ответственности родителей  за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм музыкального воспитания.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.



Заключение

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру. Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а так же поможет использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании  дошкольников.

Список литературы и Интернет -ресурсы: 

Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду-  М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.:ил. – (Озорной наш детский сад).

Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: — 2-е изд. – М.: Просвещение,1989. -192 с.: ил.

Ибука Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.webmalina.com/getbook.php?bid==2

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.

Краснобаева Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.

Куберский И. Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия юного музыканта– СПб.: ООО «Диамант», 2001.- 576 с., ил.

Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.-96 с.

Медушевский В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана

Метлов Н.А. Музыка детям М.: Просвещение, 1985.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Суханцева В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. С экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

фоновая музыка для детского сада

в помощь воспитателям - фоновая музыкапесни-переделки и стихотворение ко дню дошкольного работника...

Классическая музыка в детском саду

Реализация образовательного проекта ДО г. Москвы "Классическая музыка в детском саду"...

Встреча в рамках проекта "Классическая музыка в детском саду"-"Зимняя сказка"

Музыкальный досуг для старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ"

Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры детей с помощью классической музыки....

Консультация для воспитателей «Классическая музыка в детском саду»

Знакомство педагогов с композиторами-классиками....