Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках музыки
статья по музыке

Доржиева Жаргалма Батодалаевна

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_otsenivaniya.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Средства, формы и особенности оценивания достижений учащихся на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся  могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

         В процессе обучения по предмету «Музыка», оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

В образовательных стандартах поставлена цель развития оценочной самостоятельности. Одним из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание.

На уроках музыки я использую формирующее оценивание (качественную оценку) и оценку уровня достижений.

Формирующей оценкой (это не балльная, а словесная, описательная система) оцениваются метапредметные компетенции и личностные - эмоционально - ценностные отношения обучающихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях.

Специфика оценивания на уроке музыки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, выполнения творческих заданий. Например, предлагается придумать, сочинить музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния человека (восторг, радость, гнев, печаль и др.),  или изображающие какие-либо явления жизни (весенняя капель, шум ветра и др.), и показать их графически (в виде линий, штрихов). Выполнение этого задания потребует от ученика умения воплощать различные по содержанию музыкальные образы, импровизировать на основе собственного музыкального замысла, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.

Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни (например, выбор песни или музыкального произведения для поздравления членов семьи, составить концертную программу для различных групп слушателей, для различных праздников).

В творческой деятельности  оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно,   изложение материала.

Таким образом, можно выделить следующие критерии формирующей оценки:

  • готовность ученика  к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

Для осуществления оценивания достижений обучающихся я использую различные технологии, формы  и методы контроля: игровые методы (музыкальный «Морской бой»,  «Угадай мелодию», «Пирамида», «КВН», «Путешествие во времени» музыкальные викторины и т.д.);

метод анализа музыкальных произведений;

методы  диагностики предметных и метапредметных компетенций, такие как: методика недописанного предложения, различные типы заданий:

метод аналогии  (найдите  соответствие по образцу),

классификация с обобщением  (сгруппируйте слова,  дайте название каждой группе),

обобщение (найдите слово, объясняющее все эти термины),

опровержение (исправьте  ошибки, запишите  высказывание, чтобы оно стало верно)

приведение в соответствие;

метод  творческих заданий.

При определении качества знаний учащихся по музыке  объектами контроля и оценивания являются  4 вида учебной музыкальной деятельности:

  • Слушание музыки.
  • Освоение и систематизация знаний.
  • Вокально-хоровая работа.
  • Творческая деятельность.

Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать  словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

Освоение и систематизация знаний.  В музыке, как и в  предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности  проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за  вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Критерии оценки по предмету «Музыка»

Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

Базовый

Повышенный

Высокий

Знание музыкальной литературы

Учащийся   знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено  не менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 70-80%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

 

Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

Базовый

Повышенный

Высокий

Исполнение вокального номера

интонационно-ритмически и дикционно не всегда точное исполнение вокального номера

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 100-90 %  правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 70-80%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 70-80%  правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не менее 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 50% правильных ответов в тесте;
  • не всегда эмоциональное и точное исполнение вокального номера.

Вывод: современные требования к системе оценки планируемых результатов не отменяют традиционного оценивания, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период, но дополняют его формирующим оцениванием (оцениванием для обучения), когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения качества обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории

В своей работе я использую различные формы и методы оценивания:стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.В уче...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...