Фантазия d-moll (KV 397) для фортепиано В.А.Моцарта в репертуаре Детской музыкальной школы
учебно-методический материал по музыке

Павловская Анна Владимировна

Историческая справка о создании произведения. Круг образов. Задачи и трудности, стоящие перед исполнителем-учеником и его преподавателем. Приёмы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantaziya_motsart.docx14.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фантазия d-moll (KV 397) для фортепиано В.А.Моцарта в репертуаре Детской музыкальной школы.

        Жанр фантазия - инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. По происхождению фантазия восходит к традициям исполнительской импровизации 16-17 веков. Позднее для фантазии становится характерным чередование разделов полифонического и гомофонного склада. В 18 веке наиболее широкое распространение фантазия получила в сфере клавирного и органного творчества (фантазии для органа И.С.Баха, для клавикорда - К.Ф.Э.Баха, для фортепиано - В.А.Моцарта и др.). Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита №3 a-moll для клавира, органная Фантазия и фуга g-moll, Фантазия c-moll В.А. Моцарта, предваряющая Сонату c-moll и другие). Дата создания Фантазии d-moll В.А.Моцарта точно не установлена. Предположительно это 1782г. Напечатана она была в 1804г., причем без последних 10 тактов, то есть заканчивалась она на доминанте. Считается, что окончание фантазии было дописано А.Э. Мюллером, исполнителем, композитором и теоретиком того времени.

        В Фантазии d-moll Моцарт следует образцам фантазий Карла Флиппа Эмануэля Баха. Вступление фантазии перекликается с ними своей фактурой (ломаные арпеджио). В этих волнах вырисовывается скрытая мелодия. Завершается оно на доминантовом звуке, подготавливая начало следующего раздела - Adagio. Во время паузы слушатель особенно напряжённо  ждёт начала темы - и «ответом» становится проникновенная мелодия в духе «Мелодии» К. Глюка из оперы «Орфей». Та же светлая, холодная печаль, одиночество, секундные интонации мольбы и скорби. Связь между разделами формы выражается в интонационном родстве «скрытой мелодии» и темы первого раздела.

        Развёрнутые мелодические разделы Моцарт трактует не как эпизоды, а как главное, основное; а свободные рапсодические образования носят лишь предваряющий или связующий, переходный характер. Сущность фантазии усматривается композитором в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Вторгающийся новый мотив звучит как погребальный звон колокола, как  голос неумолимой судьбы. Вдруг размеренное движение прерывается мятущейся, состоящей из мотивов-вздохов, мелодией. Темы повторяются снова, но происходит внутреннеее развитие - меняются тональности, интонации становятся более острыми, экспрессивными. Вопросы, моления, восклицания… Отчаянными звуковыми потоками прорываются каденции. Напряжение достигает пика перед последним, ре-мажорным, разделом. После многозначительной ферматы звучит светлая, радостная мелодия. Радость, истоки которой лежат в скорби; в теме присутствуют элементы Adagio, но они чудесным образом преобразились - вздохи звучат без прежней скорби, мотив «колокола» утратил свою мрачность и кажется провозглашением новой жизни. Преодоление скорби, смирение перед смертью, возрождение, новый уровень понимания жизни и смерти. Г.Чичерин в исследовательском этюде «Моцарт» отмечал: «Начиная с 17-летнего возраста у Моцарта часто прорывается безумная скорбь, безграничное отчаяние, в последние же 5 лет жизни скорбь сливается с его комизмом, делается устойчивым элементом его творчества и постоянной подоплёкой последнего. В 1787г. Моцарт пишет отцу, что перед ним неотступно - мысль о смерти, и что смерть есть величайшее счастье.» «У зрелого Моцарта не бывает простой весёлости, а когда видимая весёлость, это смех сквозь слёзы».

        Первичная задача при изучении Фантазии с учеником - понять замысел автора и общую структуру произведения, создать в воображении общую концепцию произведения, представить эмоциональный ряд. И тогда, исходя их этого представления, станут более ясными необходимые выразительные средства и технические навыки, которые нужно приобрести или использовать.

        Исполняя фортепианные произведения Моцарта, необходимо помнить, что «Моцарт - оркестровый, оперный и меньше всего фортепианный композитор, он не обласкивал фортепиано, подобно Шопену и Шуману. Моцарт карнавален… Не надо бояться рояля, полноты его звучания, его педали» (Н.Перельман). Или вот что пишет А.Любимов: «… даже там, где связи с театром не лежат на поверхности, сама стилистика моцартовского инструментального письма - мелодические приёмы, принципы развития - всё напоминает о его театральной музыке, а подчас, пожалуй, превосходит её конкретностью, театральностью идей». В полной мере вышесказанное относится к Фантазии d-moll. Для учителя и ученика, обладающих художественным вкусом и воображением не составит труда «увидеть» драматическую мизансцену, где герой (или героиня) поёт сольную партию. Ариозо сменяется речетативом, перемежается с тутти оркестра, слышен звук чембало, действие развивается, достигает кульминации в последнем речитативе и завершается радостной ариеттой в D-dur. Подойдя к задаче охвата формы произведения с этой стороны, можно достичь замечательной осознанности и целостности в динамическом и темповом аспектах.

        При этом обязательно встанет вопрос «оркестровки»: каким инструментом или группой инструментов могут быть сыграны темы Andante, Adagio, Allegretto? Так вступление можно поручить группе деревянно-духовых, аккомпанемент в адажио - струнным, а саму тему флейте или гобою и так далее. Подобная «оркестровка» обогатит звуковую палитру ученика, поставит для него ясные тембровые задачи и заставит осваивать необходимые приёмы звукоизвлечения. Например, необходимость «расставить» мелодию и аккомпанемент, а в аккомпанементе отделить бас и гармоническое заполнение, которые должны исполняться «разными инструментами». Для этого пальцы левой руки, играющие басовую линию, и те, что играют заполнение аккордов, должны играть изолированно и ровно, что достаточно сложная задача, и её необходимо выделить и проработать. Правая рука при этом играет очень ясным, опёртым, певучим звуком, для которого нужны свободные предплечья и «дышащая» кисть руки. Либо, исходя из «оркестровки», перед учеником стоит задача полнозвучно сыграть «оркестровое тутти», при этом возникает необходимость свободного и полновесного звука «от плеча».

        Многие прекрасные исполнители отмечают сложность исполнения фортепианных произведений Моцарта из-за их «прозрачности», где нет места случайным нотам, лишней педали, неозвученному аккомпанементу. «Вся специфика особого туше, необходимого для того, чтобы играть Моцарта, заключена в подушечке пальца. Такое туше производит чётко очерченный  и плотный звук - самостоятельный и очень определённый» (В.Ландовска). Но такое ясное туше не исключает педаль, которую нужно использовать достаточно аккуратно и в меру. Многие редакторы ставят педаль во вступлении к Фантазии. Так же она может быть использована и в теме Adagio. Можно «подкрасить» нисходящие октавы и пассажи Presto. Необходимо тщательно продумать с учеником педализацию и воспитывать на занятиях слуховой контроль и вкус.

        Следующей задачей при работе над Фантазией является артикуляция. «Фортепианные штрихи Моцарта следует рассматривать подобно скрипичным: не как формальную прерывистость звучания, а как выразительный нюанс, объясняющий, подчёркивающий интонационное строение, гармоническое действие, ритмическую иерархию… Особенно тонкая, неуловимая, изменчивая манера присуща исполнению мелодии, разделённой лигами. Не следует забывать, что начало лиги - это начало смычка. Рука, исполняющая лигу, должна почувствовать атаку, перевоплотиться в смычок, произнести согласную. Иногда лиги можно даже связывать педалью, если уловлен психологический, речевой характер штриха» (Н.Голубовская). Возможно, педагогу и ученику стоит обратиться к уртексту, чтобы понять намерения Моцарта и сознательно (при необходимости) добавить свои штрихи, а затем осознанно их исполнять.

        Фантазия d-moll В.А.Моцарта - высокохудожественное и широко известное сочинение для фортепиано, которое, исходя из уровня его сложности, может входить в педагогический репертуар и исполняться учениками старших классов детских музыкальных школ. На его примере ученик осваивает основы фортепианного стиля Моцарта, развивает свой художественный вкус, совершенствует навыки кантиленной игры и технические (беглость), осваивает владение «моцартовской педалью», то есть учится максимально чуткой педализации. Большую трудность представляет артикуляция, но её освоение приносит неоценимую пользу для последующего исполнения других произведений венских классиков. На примере Фантазии d-moll юный музыкант учится осмыслять и выстраивать драматургически большой объём музыкального материала, то есть крупную форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

К вопросу организации развивающего обучения на уроках музыкальной литературы в детской музыкальной школе

В статье автор рассматривает некоторые принципы технологии развивающего обучения: касается проблемного обучения, метода дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, развития различных видов ...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Концерт современных композиторов в практике детских музыкальных школ на примере Концерта №1 для фортепиано с оркестром О.Буровой

1. Вводный раздел2.Основной раздела) Методический анализ Концерта №1 для фортепиано с оркестромб)Биография композитора3.Заключительный раздел4. Приложение (нотные примеры)...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Презентация к песне "Облака" из репертуара детского музыкального театра "Непоседы".

Презентация из 25-ти красочных слайдов, загадки об облаках. С 3-го по 21-й слайд начинается слайд-шоу (слайды рассчитаны по времени и переключаются автоматически) для слушания песни, вставьте песню ав...

«Детская музыкальная школа в системе образования. Методики и психологии деятельности преподавателя фортепиано»

В моей работе описывается,что такое музыкальная школа. Описаны дошкольный,школьный и донотный периоды обучения. Рассказываю, как музыкальная школа формирует навыки и привычки детей. правильный психоло...