Рабочая программа учебного предмета "Музыка", 5-7 классы, ФГОС, 2020-2021
рабочая программа по музыке

Калинина Елена Аркадьевна

Программа рассчитана на 105 часов из рассчета 1 час в неделю (35 часов в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7_klass_rabochaya_programma_2020-2021gg.docx79.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №115 г.ЧЕЛЯБИНСКА»,  454014, г.Челябинск,  Комсомольский проспект, д.55а, тел.741-04-10, 741-64-92, e-mail: moull115@mail.ru

Рассмотрено

на заседании МО  

______________/Чуманова Л.Л./

Согласовано

Заместитель директора по УР

___________/Мирошниченко Е.С./

Утверждаю

Директор

_____________ / Пикатова Н.Б./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                     

Образовательная область                          

«Искусство»

Учебный предмет

Музыка

Класс

5-7

Составитель: Калинина Е.А., учитель музыки

г.Челябинск

 2020-2021 учебный год

Рабочая программа 5-7 класс по предмету «Музыка»  (основное общее образование)

Аннотация к рабочей программе предмета «Музыка»

        При формировании структуры и содержания рабочей программы учитывались целевые установки Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего  образования, основные требования действующей Примерной программы основного  общего образования и авторской программы «Музыка.  5-7  классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской и основными положениями художественно – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.

       Реализация программы учебного предмета «Музыка» в 5-7 классах обеспечивается учебно-методическим комплектом,  разработанным творческим коллективом под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, доцента, члена-корреспондента МАНПО Г.П.Сергеевой. Данный комплект рекомендован  Министерством  образования и науки РФ и включен  в  перечень-каталог учебно-методических  изданий  для  общеобразовательных  учреждений. В учебно-методический комплект по предмету «Музыка» входят: учебники «Музыка» 5, 6, 7 классы; творческие тетради по предмету «Музыка». 5,6,7 классы; хрестоматии музыкального материала для учителя 5, 6, 7 классы; фонохрестоматия музыкального материала для учителя 5, 6, 7 классы.  

      Рабочая программа рассчитана на 105 часов в 5-7 классах из расчёта – 1 час в неделю. Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель – 35 часов в год.

     

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  1. Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».

5 класс:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

6 класс:

- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, свое го края;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

7 класс:

- чувство гордости за свою Родину,  знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного представления поликультурной музыкальной картине мира;

- развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

       2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.

5 класс:

                  Регулятивные универсальные учебные действия

- умение определять цели и задачи своей деятельности;

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;

- умение анализировать собственную учебную деятельность;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности;

- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы.

                  Познавательные универсальные учебные действия

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;

            Коммуникативные универсальные учебные действия

- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции  и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;

6 класс:

        Регулятивные универсальные учебные действия

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности;

- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи.

      Познавательные универсальные учебные действия

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;

       Коммуникативные универсальные учебные действия

- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции  и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;

7 класс:

     Регулятивные универсальные учебные действия

- умение адекватно оценивать собственные возможности  решения учебной задачи, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности;

- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;

              Познавательные универсальные учебные действия

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно - следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;

            Коммуникативные универсальные учебные действия

- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

- умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: ставить цели, распределять функции  и ролит участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точкузрения по поводу музыкального искусства;

  1. Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности.

5 класс:

- развитие основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- становление общих музыкальных способностей школьника (музыкальной памяти и слуха), а так же ассоциативного и образного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-целостного отношения к явлениям  жизни и искуцсства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально0творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);

6 класс:

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

- развитие музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,  классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

7 класс:

- умение ориентироваться в стилевом многообразии современной музыки (музыки XX века)

- умение определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему стилю;

- владение навыками музицирования: исполнение песен, ансамблевое музицирование на элементарных музыкальных инструментах;

- умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- умение высказывать собственное мнение о художественных достоинствах произведений;

- умение воспринимать и сравнивать различные образцы музыки

- умение развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

- умение проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для родителей и др.);

- совершенствовать умения навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и т.д.

- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;

- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;

- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание музыкального образования  в программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв», «Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв», «Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XI вв.», «Современная музыкальная жизнь», «Значение музыки в жизни человека». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка»  в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Интонация – носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита) , их возможности в развитии и воплощении музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.  Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (основные черты,  основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным творчеством своего региона.

Различные исполнительские типы художественного общения ( хоровое, соревновательное, сказительное).

Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII-XVIII вв, русская музыкальная культура XIX в.(основные стили, жанры, характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие  на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.  

Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ - XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной  музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII-XVIII вв, зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.  

Русская и зарубежная музыкальная культура XX-XI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов ХХ-ХХI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки  ХХ-ХХI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Му3зыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная  музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок,  арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.). Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло,  дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический;  музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно - джазовый оркестр).  Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно – коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.

Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.

.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Урала и составляет 15% учебного времени. Целью  является приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям культуры Южного Урала, формирование высших эстетических ценностей, патриотизма, любви к родному краю, развитие толерантного отношения к различным культурам и традициям людей, живущих на Урале, актуализация способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Название раздела программы

Количество часов

Темы уроков

Музыка и литература

18

Что роднит музыку с литературой. (Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы)

Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)  НРЭО. Музыкальные образы родного края

Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…)

Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…). НРЭО. Музыкальный фольклор Южного Урала.

Жанры инструментальной и вокальной музыки (Мелодией одной звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою…)

Вторая жизнь песни. («Живительный родник творчества»)

Всю жизнь мою несу родину в душе… («Перезвоны»).

Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. («Слово о мастере»)

Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Гармонии задумчивый поэт»).

" Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...». «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…».

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!). НРЭО, Музыкальные театры родного города.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. («Балетная мозаика». «Балет-сказка «Щелкунчик»).

Музыка в театре, кино, на телевидении

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Мир композитора. НРЭО. Уральские композиторы – детям. Елена Поплянова.

Обобщающий урок. НРЭО. Л.Долганова. Детская опера «Чучело-мяучело»

Музыка и изобразительное искусство

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...».

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край...».

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища»

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...». НРЭО. Масленица на Южном Урале.

Музыкальная живопись и живописная музыка. «И это всё — весенних дней приметы!». «Фореллен-квинтет».

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко...»

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...».

Волшебная палочка дирижера. «Дирижёры мира». НРЭО. Оркестр русских народных инструментов «Малахит» (рук.В.Лебедев).

Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой!».

Застывшая музыка. «Содружество муз в храме».

Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса...»

Музыка на мольберте. Композитор-художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты...». НРЭО, Сочинения Уральских композиторов. И.Шутов.

Контрольная работа.

О подвигах, о доблести и славе... «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины». НРЭО, Военные песни Южного Урала.

В каждой мимолетности вижу я миры…«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете...». «Музыкальная живопись Мусоргского»

Мир композитора. «С веком наравне».Заключительный урок-обобщение. НРЭО. Композиторы Южного Урала.

6 класс

Название раздела программы

Количество часов

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

Удивительный мир музыкальных образов

Образы романсов и песен русских композиторов

Два музыкальных посвящения

Портрет в музыке и живописи

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. НРЭО. Жанры уральских песен.

Образы песен зарубежных композиторов

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка

Духовный концерт

В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской»

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва

«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха

Образы скорби и печали

«Фортуна правит миром…»

Авторская песня: прошлое и настоящее. НРЭО. Композиторы Южного Урала. О.Митяев

Джаз – искусство XX века. НРЭО. Джаз на Южном Урале

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

Вечные темы искусства и жизни. НРЭО Сочинения уральских композиторов. А.Кривошей.

Могучее царство Ф.Шопена

Ночной пейзаж

Инструментальный концерт

Космический пейзаж

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?». НРЭО.  Музыкальная культура Южного Урала.

Образы симфонической музыки

«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

Симфоническое развитие музыкальных образов

Связь времен. НРЭО. Праздники народов Урала.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

Балет "Ромео и Джульетта"

Контрольная работа

Образы киномузыки. НРЭО. Образ матери в творчестве композиторов и поэтов Урала.

Лёгкая и серьёзная музыка. НРЭО. Музыкальные коллективы Южного Урала. Ансамбль «Ариэль».

Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера

Обобщение тем года

7 класс

Название раздела программы

Количество часов

Темы уроков

Особенности драматургии сценической музыки

16

Классика и современность. НРЭО. Музыкальные образы в творчестве уральских композиторов.

В музыкальном театре. Опера. НРЭО. Музыкальные театры родного города.

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Опера «Князь Игорь»

Русская эпическая опера. Ария князя Игоря

Портрет половчан. Плач Ярославны

В музыкальном театре. Балет

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»

Героическая тема в русской музыке. НРЭО. Героические образы в музыке уральских композиторов.

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс». НРЭО. Джазовые коллективы Южного Урала. «Уральский диксиленд».

Опера Ж.Бизе «Кармен»

Новое прочтение оперы Бизе

Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита»

Сюжеты и образы религиозной музыки

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»

Музыка к драматическому спектаклю. НРЭО, Композиторы Южного Урала. Т.Шкербина. Опера «Дюймовочка».

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. НРЭО. Масленица на Южном Урале.

Камерная инструментальная музыка

Транскрипция

Циклические формы инструментальной музыки

Соната

Сонаты Моцарта, Бетховена, Прокофьева

Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта

Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №5 П.И.Чайковского

Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева

Контрольная работа

Симфоническая картина К. Дебюсси «Празднества»

Инструментальный концерт.

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

Музыка народов мира. Фольклор в современной музыкальной культуре. НРЭО.

Творчество уральского композитора Валерия Ярушина.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Пусть музыка звучит! НРЭО. Сочинения Уральских композиторов для детей. Л. Долганова

Урок-повторение.НРЭО. Сочинения Уральских композиторов .И.Шутов «Наша Родина - Урал» . А.Кривошей «Гимн Урала»

          Национально-региональный компонент реализуется в количестве 15% учебного времени, что соответствует требованиям ОБУП. Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.

№ урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Количество часов

5 класс

2

Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

Музыкальные образы родного края

0,5

5

Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…).

Музыкальный фольклор Южного Урала

0,5

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!).

Музыкальные театры родного города.

0,5

17

Мир композитора.

Уральские композиторы – детям. Елена Поплянова.

0,5

18

Обобщающий урок.

Л.Долганова. Детская опера «Чучело-мяучело»

0,75

23

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...».

Масленица на Южном Урале.

0,5

27

Волшебная палочка дирижера. «Дирижёры мира».

Оркестр русских народных инструментов «Малахит» (рук.В.Лебедев)

0,5

31

Музыка на мольберте. Композитор-художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты...».

Сочинения Уральских композиторов. И.Шутов

0,5

33

О подвигах, о доблести и славе... «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины».

Военные песни Южного Урала.

0,5

35

Мир композитора. «С веком наравне».Заключительный урок-обобщение.

Композиторы Южного Урала

0,5

6 класс

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Жанры уральских песен

0,5

16

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Композиторы Южного Урала. Олег Митяев

0,75

17

Джаз – искусство XX века.

Джаз на Южном Урале

0,75

18

Вечные темы искусства и жизни.

Сочинения уральских композиторов. А.Кривошей

0,5

23

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?».

Музыкальная культура Южного Урала.

0,5

27

Связь времен.

Праздники народов Урала.

0,5

32

Образы киномузыки.

Образ матери в творчестве композиторов и поэтов Урала.

0,75

33

Лёгкая и серьёзная музыка.

Музыкальные коллективы Южного Урала. Ансамбль «Ариэль».

0,5

7 класс

1

Классика и современность.

Музыкальные образы в творчестве уральских композиторов.

0,5

2

В музыкальном театре. Опера.

Музыкальные театры родного города.

0,5

9

Героическая тема в русской музыке.

Героические образы в музыке уральских композиторов.

0,75

10

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Джазовые коллективы Южного Урала. «Уральский диксиленд».

0,5

16

Музыка к драматическому спектаклю.

Композиторы Южного Урала. Т.Шкербина. Опера «Дюймовочка».

0,75

18

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

Масленица на Южном Урале.

0,5

32

Музыка народов мира. Фольклор в современной музыкальной культуре.

Творчество уральского композитора Валерия Ярушина.

0,5

34

Пусть музыка звучит!

Сочинения Уральских композиторов для детей. Л. Долганова

0,75

35

Урок-повторение

Сочинения Уральских композиторов .И.Шутов «Наша Родина - Урал» . А.Кривошей «Гимн Урала»

0,5

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 5 класс

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Формы текущего контроля успеваемости

Корректировка

План

Факт

1

Что роднит музыку с литературой. (Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы)

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

2

Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

1

Музыкальные образы родного края

Слушание музыки. Хоровое пение.

3

Вокальная музыка. Романс. (Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

1

Слушание музыки. Хоровое пение

4

Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…)

1

Музыкально-ритмические движения

5

Фольклор в музыке русских композиторов (Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки…)

1

Музыкальный фольклор Южного Урала

Музыкально-ритмические движения

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки (Мелодией одной звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою…)

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов

7

Вторая жизнь песни. («Живительный родник творчества»)

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов

8

Всю жизнь мою несу родину в душе… («Перезвоны»).

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов

9

Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. («Слово о мастере»)

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Гармонии задумчивый поэт»).

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов.

12

" Писатели и поэты о музыке и музыкантах («Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь...». «Был он весь окутан тайной – чёрный гость…».

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!) 

1

Музыкальные театры родного города.

Слушание

музыки. Хорове пение.

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. («Балетная мозаика». «Балет-сказка «Щелкунчик»).

1

Музыкально-ритмические движения

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Слушание

музыки.

Чтение стихов.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Слушание

музыки. Разучивание песен

17

Мир композитора.

1

Уральские композиторы – детям. Елена Поплянова.

Слушание

музыки. Разучивание песен

18

Обобщающий урок.

1

Л.Долганова. Детская опера «Чучело-мяучело»

Музыкальная викторина

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Разучивание новых и повторение ранее изученных песен

20

Небесное и земное в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...».

1

Разучивание новых и повторение ранее изученных песен

21

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский». «За отчий дом, за русский край...».

1

Разучивание новых и повторение ранее изученных песен

22

Звать через прошлое к настоящему. «Ледовое побоище». «После побоища»

1

Слушание

музыки.

Разучивание песен

23

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятья...».

1

Масленица на Южном Урале.

Слушание

музыки.

Разучивание песен

24

Музыкальная живопись и живописная музыка. «И это всё — весенних дней приметы!». «Фореллен-квинтет».

1

Хоровое пение

25

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко...»

1

Слушание

музыки.

Музыкально-ритмические движения

26

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...».

1

Слушание

музыки.

Разучивание песен

27

Волшебная палочка дирижера. «Дирижёры мира».

1

Оркестр русских народных инструментов «Малахит» (рук.В.Лебедев)

Хоровое пение

28

Образы борьбы и победы в искусстве. «О, душа моя, ныне — Бетховен с тобой!».

1

Хоровое пение

29

Застывшая музыка. «Содружество муз в храме».

1

Хоровое пение

30

Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса...»

1

Слушание музыки.

Хоровое пение

31

Музыка на мольберте. Композитор-художник. «Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты...».

1

Сочинения Уральских композиторов. И.Шутов

Слушание музыки.

Хоровое пение

32

Контрольная работа

1

Тестирование

33

О подвигах, о доблести и славе... «О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!». «Звучащие картины».

1

Военные песни Южного Урала.

Слушание музыки.

Повторение ранее изученных песен

34

В каждой мимолетности вижу я миры…«Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете...». «Музыкальная живопись Мусоргского»

1

Слушание музыки.

Повторение ранее изученных песен

35

Мир композитора. «С веком наравне». Заключительный урок-обобщение.

1

Композиторы Южного Урала

Слушание

музыки.

Повторение ранее изученных песен

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 6 класс

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Формы текущего контроля успеваемости

Корректировка

План

Факт

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

Выразительное исполнение песен

2

Образы романсов и песен русских композиторов

1

Выразительное исполнение русских романсов

3

Два музыкальных посвящения

1

Выразительное исполнение песен

4

Портрет в музыке и живописи

1

Выразительное исполнение песен

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

Слушание и анализ музыки

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

Слушание музыки.

Исполнение песен о Родине

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

Жанры уральских песен

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

8

Образы песен зарубежных композиторов

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

9

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка

1

Слушание и анализ музыки

10

Духовный концерт

1

Слушание и анализ музыки

11

В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской»

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

12

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

13

«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

14

Образы скорби и печали

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

15

«Фортуна правит миром…»

1

Слушание и анализ музыки.

Анализ

художественных  образов

16

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

Композиторы Южного Урала. Олег Митяев

Музыкальная викторина

17

Джаз – искусство XX века

1

Джаз на Южном Урале

Слушание и анализ музыки.

Анализ

художественных  образов (картин)

18

Вечные темы искусства и жизни

1

Сочинения уральских композиторов. А.Кривошей

Слушание и анализ музыки.

Хоровое пение.

19

Могучее царство Ф.Шопена

1

Слушание и анализ музыки.

Хоровое пение.

20

Ночной пейзаж

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

21

Инструментальный концерт

1

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

22

Космический пейзаж

1

Образный анализ картины. Образный анализ музыки. Хоровое пение

23

«Быть может, вся природа – мозаика цветов?»

1

Музыкальная культура Южного Урала.

Образный анализ картины. Образный анализ музыки. Хоровое пение

24

Образы симфонической музыки

1

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

25

«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

1

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

26

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

27

Связь времен

1

Праздники народов Урала.

Слушание и анализ музыки.

Хоровое пение.

28

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

1

Слушание и анализ музыки.

Хоровое пение

29

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

1

Хоровое пение

30

Балет "Ромео и Джульетта"

1

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

31

Контрольная работа

1

Тестирование

32

Образы киномузыки

1

Образ матери в творчестве композиторов и поэтов Урала.

Выразительное исполнение

музыки из кинофильмов

33

Лёгкая и серьёзная музыка

1

Музыкальные коллективы Южного Урала. Ансамбль «Ариэль».

Выразительное исполнение

Музыки из кинофильмов

34

Мир музыкального театра. Мюзикл. Рок-опера

1

Интонационно-образный анализ музыки.Хоровое пение

35

Обобщение тем года

1

Хоровое пение.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Музыка», 7 класс

урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Формы текущего контроля успеваемости

Корректировка

План

Факт

1

Классика и современность

1

Музыкальные образы в творчестве уральских композиторов.

Слушание и анализ музыки.

2

В музыкальном театре. Опера

1

Музыкальные театры родного города.

Слушание и анализ музыки.

3

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

1

Выразительное исполнение песен

4

Опера «Князь Игорь»

1

Слушание и анализ музыки. Выразительное

исполнение песен

5

Русская эпическая опера. Ария князя Игоря

1

Слушание и анализ музыки. Выразительное

исполнение песен

6

Портрет половчан. Плач Ярославны

1

Выразительное исполнение песен

7

В музыкальном театре. Балет

1

Выразительное исполнение песен

8

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»

1

Слушание и анализ музыки.

Анализ

художественных  образов (картин)

9

Героическая тема в русской музыке

1

Героические образы в музыке уральских композиторов.

Выразительное исполнение фрагментов из опер

10

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

1

Джазовые коллективы Южного Урала. «Уральский диксиленд».

Слушание и анализ музыки.

Анализ

художественных  образов (картин)

11

Опера Ж.Бизе «Кармен»

1

Выразительное исполнение фрагментов из опер

12

Новое прочтение оперы Бизе

1

Выразительное исполнение фрагментов из опер

13

Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита»

1

Слушание и анализ музыки.

Анализ

художественных  образов (картин)

14

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

Исполнение хоровых

произведений

15

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда»

1

Слушание и анализ музыки.

Анализ

художественных  образов )

16

Музыка к драматическому спектаклю

1

Композиторы Южного Урала. Т.Шкербина. Опера «Дюймовочка».

Музыкальная викторина

17

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

Исполнение хоровых

произведений

18

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

Масленица на Южном Урале.

Исполнение хоровых

произведений

19

Камерная инструментальная музыка

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

20

Транскрипция

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

21

Циклические формы инструментальной музыки

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

22

Соната

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

23

Сонаты Моцарта, Бетховена, Прокофьева

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

24

Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

25

Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

26

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №5 П.И.Чайковского

1

Слушание музыки. Хоровое пение.

27

Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева

1

Музицирование.

Интонационно-образный анализ

28

Контрольная работа

1

Интонационно-образный анализ

29

Симфоническая картина К. Дебюсси «Празднества»

1

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

30

Инструментальный концерт.

1

Интонационно-образный анализ музыки.

31

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

1

Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение

32

Музыка народов мира. Фольклор в современной музыкальной культуре

1

Творчество уральского композитора Валерия Ярушина.

Слушание музыки.

Исполнение песен о Родине

33

Популярные хиты из мюзиклов и рок -опер

Слушание и анализ музыки. Выразительное

исполнение песен

34

Пусть музыка звучит!

1

Сочинения Уральских композиторов для детей. Л. Долганова

Тестировнаие

35

Урок - повторение

1

Сочинения Уральских композиторов .И.Шутов «Наша Родина - Урал» . А.Кривошей «Гимн Урала»

Выразительное

исполнение песен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5-9 классы на 2020-2021 уч.год

Программа составлена на базовом уровне в общеобразовательных классах...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс, ФГОС, 2020-2021 уч.год

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для будущего гражданина своей страны, любящего ...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...

Рабочая программа по истории для 9 класса на 2020-2021 учебный год

Данная рабочая программа расчитана для 9 класса и соответствует ФГОС Основного общего образования, рассчитана на 2 часа в неделю и охватывает период Истории Росиии и Всеобщей истории с начала XIX века...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс за 2020-2021 уч.год

Рабочая программа по русскому языку 8 класс за 2020-2021 уч.год...

Рабочая программа по географии для 6А класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа соответствует нормативным документам:программе основного общего образования по географии  с учетом авторской программы 5-9 классы по географии основного общего образования5-9 кл...

Рабочая программа по географии для 7А класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «География» для 7класса ступени основного общего образования разработана на основе:Примерной программы по географии 5 -9 классы под редакцией И.В. Душин...